1. Экономическая культура учащихся старших классов представляет собой интегративное образование личности. Она включает в себя не только экономические знания и умения, но и мотивы, убеждения, интересы школьника, а также качества его личности, которые определяют его готовность к адаптации на рынке труда и включению в практическую экономическую деятельность. Так, экономическая культура определяется не столько знаниями, умениями и навыками как механизмами социально-ответственного поведения, которыми овладевает школьник в процессе обучения.
2. Понятие «экономическая культура» характеризуют следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный, личностный и содержательный. Мотивационно-ценностный компонент включает стремление школьника к познавательной экономической деятельности, а также способность к обучению и повышению своего культурного уровня. Личностный компонент предусматривает такие качества школьника как предприимчивость, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Содержательный компонент включает постижение основ правовой и финансовой грамотности, освоение экономической информации, развитие предпринимательских навыков [10].
3. Система дополнительного образования для старшеклассников имеет свои преимущества, среди которых сотрудничество детей и взрослых в экономической деятельности, вариативность образовательных программ, больший простор для инноваций и экспериментов, вовлечение в образовательный процесс экономистов-практиков и преподавателей высшей школы, оперативное обновление экономических знаний [5].
4. Модель формирования экономической культуры школьников включает несколько методологических подходов. Прежде всего, это системный, междисциплинарный, деятельностный, практико-ориентированный, содержательный и личностно-ориентированный, результативный. При этом модель должна быть построена с учетом таких научно-методических принципов как системность, научность, целостность и открытость [4].
5. Уровень сформированности экономической культуры старшеклассников может определяться по следующим критериям: умение школьника ориентироваться в экономической информации, анализировать ее и формировать собственное мнение; заинтересованность в экономической жизни общества; умение обсуждать современные экономические проблемы и аргументировать свою позицию по тем или иным вопросам; знание современной экономической жизни и осознанное отношение к экономическим системам.
Литература:
1. Аболина, Е.О. Развитие навыков эффективного общения как педагогическое условие успешной социализации личности. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - С. 36-39.
2. Абрамов, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 621 с.
3. Бедов, А.Н. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе проектной деятельности // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: От исследования к практике: Материалы XII междисц. научно-практической конф. аспирантов и соискателей (2 апреля 2009 г., Москва) / сост. Н.В. Брусенцова. - М.: АПКиППРО, 2009. - С. 173-179.
4. Боголюбов, Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. - М., 2013. - №8. - С. 9-17.
5. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. - М.: Педагогика, 1983. - 96 с.
6. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Потапова А.Д. Методы оценки уровня финансовой грамотности в школе // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 49-51.
7. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 90-93.
8. Городецкая, Н.И. Становление курса «Экономика» в российской школе (1992-2004) // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - № 8. - С. 72-77.
9. Кузьменко, В.А. Формирование экономической культуры у старшеклассников на уроках английского языка. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. - 222 с.
10. Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодёжи // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 19-26.
11. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). - С. 4.
Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается вопрос практики преподавания финансовой грамотности и достижения образовательных задач в рамках исследовательского обучения при реализации личностно-ориентированного подхода. В статье авторы рассматривают основные положения, касающиеся личностно-ориентированного подхода, приводят основные принципы деятельности при личностно-ориентированном подходе, анализируют данный процесс в рамках преподавания финансовой грамотности. Вместе с тем, авторы подчеркивают, что личностно-ориентированный подход строится на применении определенной методологии. Так, одним из перспективных является исследовательское обучение, позволяющее учитывать все основные принципы личностно-ориентированного подхода. Важно отметить, что авторы подробно рассматривают процесс преподавания финансовой грамотности и оценивают его эффективность (приводят достоинства и недостатки) при реализации исследовательского обучения.
Ключевые слова: исследовательское обучение, формирование финансовой грамотности, личностно-ориентированный подход в обучении, методы обучения.
Annotation. In this article, the authors consider the issue of the practice of teaching financial literacy and achieving educational objectives in the framework of research learning in the implementation of a student-centered approach. In the article, the authors consider the main provisions regarding the personality-oriented approach, give the basic principles of activity in the personality-oriented approach, analyze this process in the framework of teaching financial literacy. At the same time, the authors emphasize that the personality-oriented approach is based on the application of a certain methodology. So, one of the most promising is research training, which allows you to take into account all the basic principles of a student-centered approach. It is important to note that the authors examine in detail the process of teaching financial literacy and assess its effectiveness (give advantages and disadvantages) in the implementation of research learning.
Keywords: research training, the formation of financial literacy, a student-centered approach to teaching, teaching methods.
Введение. На современном этапе профессиональное образование находится в стадии активного развития и преобразования системы подготовки специалистов. Вместе с тем, данный процесс является следствием общего развития общества, совершенствования мирового образования, формирования культуры науки, роста важности экономического взаимодействия людей. Российская Федерация одной из главных целей ставит инновационное развитие образования, нацеленное на формирование широкого поля востребованных компетенций у будущих специалистов, которые в перспективе станут активными участниками развития экономики. В данном контексте, одной из широких общественно-экономических проблем становится формирование финансовой грамотности у населения. Различные исследования подтверждают факт того, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации находится на достаточно низком уровне. Так, особую актуальность в практике образования приобрели различные инновационные методики, направленные на преподавание финансовой грамотности с учетом требований и специфики современного образования.
Формулировка цели статьи - проанализировать особенности исследовательского обучения к преподаванию финансовой грамотности в контексте реализации личностно-ориентированного подхода.
Изложение основного материала статьи. Личностно-ориентированный подход в обучении является одной из комплексных систем, направленных на обеспечение и поддержку самопознания и самореализации обучающегося в процессе его личностно-профессионального развития. Личностно-ориентированный подход является системой взаимосвязанных принципов и установок, таких как:
- определение личности обучающегося в качестве цели, субъекта и результата деятельности всей образовательной системы;
- личность обучающегося и её развитие находятся в центре всей системы образования;
- образовательное пространство строится как гармоничная система исходя из личностной ориентации обучающегося;
- интересы обучающегося, их развитие и совершенствование, предоставление возможности для их реализации является особой направленностью процесса обучения;
- при обучении используются личностно-ориентированные педагогические технологии, являющиеся фундаментом создания развивающего образовательного пространства;
- в ходе совместной деятельности между обучающимися и преподавателем происходит осуществление субъект-субъектного типа взаимодействия [1].
Все вышеперечисленные принципы являются основой при организации системы личностно-ориентированной подготовки специалистов. Так, применение личностно-ориентированного подхода в практике образования реализуется при обучении финансовой грамотности, т.к. предполагает опору на развитие личностно важных качеств. Вместе с тем, стоит понимать, что обучающийся должен быть активны инициатором деятельности, что создаст идеальные средовые условия, при применении новейших технологий обучения. Процесс практического развития компетенций по финансовой грамотности подразумевает не только активность со стороны педагога, но и самообразование со стороны обучающегося, который в контексте саморазвития выступает инициатором собственной деятельности. Формирование финансовой грамотности происходит в контексте реализации трех начал: знание о финансовых продуктах, концепциях; развитие умений и навыков финансового поведения потребителя; становление личностных характеристик обучающегося [2]. Важно понимать, что личность обучающегося при организации процесса обучения финансовой грамотности занимает особое место в системе подготовки (личностная позиция выражается в возможности оперативных действий со стороны потребителя финансовой услуги), что создает идеальную почву для реализации личностно-ориентированного подхода. Вместе с тем, самообразование обучающегося не может происходить безосновательно, т.к. в любом случае требует личностного профессионализма в сфере развития финансовой грамотности, воспитания сильной мотивационной составляющей, что диктуется принципами непрерывности образования.
Личностно-ориентированный подход в практике преподавания дисциплин и курсов, направленных на повышение уровня финансовой грамотности, является фактором, влияющим на устойчивость процессов развития общества. Социально-экономическая ситуация нуждается в изменении стереотипного поведения в новый вектор адаптации к современным рыночным условиям. Влияние на личность обучающегося становится ключом к решению данной проблемы. Вместе с тем, в рамках личностно-ориентированного подхода и его связи с самообразованием, особой перспективной образовательной технологией выступает исследовательское обучение [3, 4].
Исследовательское обучение является особым подходом, который основывается на создании условий к естественному самостоятельному изучению какого-либо процесса со стороны обучающегося в рамках образовательного процесса [5]. Формирование личностных особенностей обучающегося, как субъекта образовательного процесса, в контексте исследовательского обучения, направлено на развитие способности самостоятельно осваивать и применять новые (для обучающегося) способы и формы организации деятельности в процессе обучения. Так, особое место в контексте данного подхода занимает организация процесса исследования посредством набора методов и приемов обучения с развитием познавательной активности обучающегося [8]. Исходя из данной характеристики, исследовательское обучение становится довольно перспективным методом повышения уровня финансовой грамотности обучающегося в рамках образовательного процесса. В практическом применении данного подхода при повышении уровня финансовой грамотности происходит создание и постановление ряда задач, которые обучающийся должен будет изучить при помощи включения мотивационных и активно-поисковых способов организации деятельности. Вместе с тем, обучающийся, при ведении исследования должен использовать как общие, так и частные методы научного познания, уметь организовывать творческую активность, сотрудничать с преподавателем и другими обучающимися, актуализировать уже имеющиеся навыки самостоятельной работы. В рамках исследовательского обучения получаемые студентом знания меняют свой характер с транслируемого (от преподавателя) на получаемый (в ходе самостоятельной «добычи» знаний). По сути, роль преподавателя заключается в направлении обучающегося, организации помощи и консультирования при возникновении вопросов. Так, студент
становится не только потребителем, но и переработчиком получаемой информации (как в ходе самообразования, так и при процессах обучения по репродуктивным методам). Вместе с тем, выстраиваемая образовательная программа, строящаяся по принципам исследовательского обучения, имеет характерные особенности, заключающиеся в: сочетании продуктивных и репродуктивных методов обучения; формировании относительно самостоятельных компонентов образовательной программы; наличии личностного-ориентированного подхода [7]. В данном случае, реализация образовательной программы строится по следующему алгоритму:
1. Проведение занятий педагогом по формированию у студентов умений и навыков по осуществлению поисково-исследовательских работ; настрой студентов на самостоятельную работу: мотивация, включение активности, определение значимости. В рамках данного этапа у студентов формируются общие исследовательские умения: понимание и видение проблемы, её значимости и актуальности, определение методологии исследования и проведения аналогий, построения гипотез, формирования доказательной базы исследования с активной и достоверной аргументацией (результатом которой станет умение формулировать выводы по теме).
2. Построение системы, направленной на осуществление исследовательской практической деятельности - реализация исследования, проектной, творческой и др. работ. На данном этапе преподаватель организует активную консультационную деятельность и промежуточно отслеживает достижения студентов в выполнении поставленных задач.
3. Осуществление процесса мониторинга деятельности - проведение мероприятий по рассмотрению реализованных исследовательских проектов, их оценки и корректировки неточностей. Преподаватель в рамках заключительного этапа является активным управляющим - именно он задает ключевые параметры, достижение которых и будет характеризовать успешную деятельность обучающихся. Вместе с тем, важно учитывать особую необходимость наличия рефлексии на данном этапе, т.к. в рамках личностно-ориентированного подхода, понимание сущности происходящих процессов становится одной из главнейших характеристик успешности обучения. Иными словами, рефлексия является способом понимания того, как развилась личность, что она получила от осуществления исследовательской деятельности, как это сказалось на окружающих и т.д.
Стоит отметить, что в рамках исследовательского обучения преподаватель может использовать огромное множество методов, методик и средств обучения, имеющих связь с самостоятельной поисково-творческой активностью и саморазвитием студентов. При этом, главным критерием выступает учет потребностей и интересов обучающегося в исследовании какой-либо проблемы. Так, в данных условиях, педагог не может ставить и определять тематику и перечень исследовательских работ - его задача заключается в побуждении обучающегося, и, в случае необходимости, помощи с выбором направления деятельности [6].
Формирование и практическое применение исследовательского обучения при повышении уровня финансовой грамотности обучающихся является довольно перспективным направлением деятельности. Так, стоит рассмотреть наиболее подробно, как будет строиться деятельность преподавателя и обучающегося при реализации образовательной программы по повышению финансовой грамотности поэтапно (исходя из вышеприведенного алгоритма и упора на личностно-ориентированный подход):
1. На данном этапе педагогом производится актуализация проблемы низкого уровня финансовой грамотности в Российской Федерации, в качестве побуждающего к деятельности компонента возможно использование методики первичной проверки уровня финансовой грамотности (например, с помощью тестов в открытом доступе) у обучающихся для их активного включения в проблему (после прохождения проверки происходит интерпретация обучающимся полученных результатов, что станет поводом «задуматься» над проблемой и перенести её «через себя»). Вместе с тем, преподавателю стоит рассмотреть некоторую теоретическую составляющую с применением активных методов взаимодействия (например, игрового). При этом, важно не перенасыщать образовательный процесс данными методами, т.к. они должны сочетаться с традиционными. Вместе с тем, если у обучающихся отсутствуют умения и навыки осуществления учебно-исследовательской деятельности, преподаватель должен в сжатом объеме преподнести их и сформировать на необходимом для осуществления дальнейшей деятельности уровне. На этом этапе возможно и пояснение дальнейшей деятельности обучающихся - в качестве примера авторы составили несколько направлений и видов учебно-исследовательской деятельности обучающихся: изучение уровня финансовой грамотности; создание проектов, направленных на развитие финансовых компетенций; теоретические исследовательско-поисковые работы, актуализирующие тематику и т.п. Также важно понимать, что при необходимости, обучающиеся могут сформулировать иные, интересующие их, направления и согласовать их с преподавателем (который, в свою очередь, не должен препятствовать данной инициативе, а скорее наоборот, подталкивать обучающихся к проявлению творческого подхода).
2. Течение данного этапа в образовательном процессе зачастую зависит не только от педагога, но и от обучающихся. Здесь особую роль занимает то, насколько обучающиеся замотивированы в активном исследовании проблемы финансовой грамотности (или любого другого выбранного направления по данной тематике) и поиска её решения. Педагог должен выстроить систему промежуточного контроля за реализацией проекта, назначить некоторые сроки и промежуточные проверки, что позволит корректировать уже имеющиеся наработки для достижения более высокого результата. Также, педагог может стимулировать мыслительную активность обучающихся путем периодического воздействия на них информацией - предоставления сведений, снабжения обучающихся нормативно-правовыми документами, редкими источниками информации, терминологией и пр. Неотъемлемое и важное место на данном этапе носит консультация студентов, при помощи которой педагог, может включать мотивацию студентов на поисковую активность и реализацию исследовательских проектов.
3. На этапе мониторинга обучающиеся презентуют получившиеся у них исследовательские проекты, педагог, в свою очередь производит их объективную оценку и выносит общие достоинства и недостатки проведенной работы. В качестве поощрения лучших работ, может быть проведена научно-практическая конференция по заданной тематике с участием студентов. Важным на этапе мониторинга становится организация рефлексии, что подразумевает проведение заключительной проверки уровня финансовой грамотности (т.к. параллельно с реализацией проектов, студенты осуществляют активную учебную (как в рамках аудитории, так и при самообразовании) деятельность) и обобщения её результатов. Важно отметить, насколько важны успехи каждого обучающегося и какие сферы являются для него слабыми, и, наоборот, в каких он имеет наибольшие успехи. Вместе с тем, процесс мониторинга подразумевает отслеживание не только индивидуальной, но и обще групповой/межгрупповой динамики. Такой подход также может послужить способом оценки применяемых средств и методов (например, апробация для разных групп (с примерно равным уровнем финансовой грамотности) разных подходов к организации деятельности с целью прослеживания эффективности применения той или иной методологии).
Так, стоит отметить, что, исходя из смоделированной системы, можно определить некоторые достоинства и недостатки применения технологии исследовательского обучения в практике формирования финансовой грамотности обучающихся. К общим преимуществам относятся:
- возможность в создании гибкой системы с ориентацией на индивидуальный подход к обучению;
- учет личностных характеристик и интересов обучающихся при организации деятельности;
- формирование собственной позиции обучающегося к исследованию какого-либо явления, проблемы и т.п.;
- практическое применение методов активного обучения, некоторая новизна процесса обучения;
- включение в процесс обучения активности и самостоятельности обучающегося.
К ключевым преимуществам при обучении финансовой грамотности относятся:
- формирование мотивации у обучающегося к повышению уровня финансовой грамотности, исследованию данной проблемы;
- возможность организации обмена экономическими знаниями между студентами посредством группового взаимодействия;
- предоставление теоретических положений о финансовой грамотности (при применении активных методов обучения).
К существенным недостаткам исследовательского обучения при повышении уровня финансовой грамотности в
процессе обучения можно отнести:
- существует необходимость изучения исследовательских навыков и умений обучающихся. При низком уровне необходима активная теоретическая подготовка, требующая немалых усилий;
- некоторые положения эффективнее рассматривать в рамках традиционных учебных занятий (данная проблема решается путем сочетания методов);
- реализация проектов требует достаточного количества времени и вовлеченности обучающихся, их высокой мотивации и личностного отношения.
Так, исходя из вышеперечисленных положений, личностно-ориентированный подход в исследовательском обучении в практике образования имеет высокую значимость, т.к. позволяет организовать личный интерес у обучающегося к исследуемому явлению.
Выводы. Таким образом, обучение финансовой грамотности в рамках личностно-ориентированного подхода является довольно эффективным процессом. Вместе с тем, его реализация требует применения перспективных методов обучения, к одним из которых относится исследовательское обучение. Организация процесса преподавания финансовой грамотности в контексте исследовательского обучения является перспективным направлением, т.к. позволяет организовать активную самостоятельную работу студента, развить поисково-исследовательские навыки, сформировать личную позицию обучающегося к проблеме, использовать сочетание различных форм и методов работы и др. Вместе с тем, высокая результативность применения данного метода возможна только при включении в общий процесс промежуточного контроля с преподаванием теоретических особенностей, касающихся вопросов формирования финансовой грамотности. Так, особое место в данной системе занимает рефлексия, проводимая педагогом на этапе мониторинга, позволяющая отследить эффективность использования той, или иной методологии в практике преподавания.
Литература:
1. Богомолова Е.В. Интеграция личностно-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста // Гуманизация образования. - 2017. - №4. - С. 33-38.
2. Вдовин С.М., Аверина О.И., Горбунова Н.А., Москалева Е.Г. Финансовая грамотность населения в аспекте развития непрерывного образования // ИТС. - 2018. - №3 (92). - С. 441-459.
3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 90-93.
4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 6. - С. 39.
5. Дубровина Е.А. Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов / Молодой ученый. - 2010. - № 4 (15). - С. 322-326.
6. Карпов А.О. Метод обучения в исследовательском образовании // Школьные технологии. - 2015. - №6. - С. 19-35.
7. Сизганова Е.Ю., Кайдашова А.К. Интегративный подход в исследовательском обучении // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - №1 (31). - С. 99-105.
8. Хижная А.В., Челнокова Е.А., Челноков А.С., Воронина И.Р. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов // Современный ученый. - 2020. - № 4. - С. 46-49
Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Усова Анастасия Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Захарина Дарья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖ ФИНАНСОВЫХ ПРОДУКТОВ» ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Представленная статья раскрывает сущность инновационных технологий и моделей обучения студентов вуза, сложности, преимущества и недостатки их внедрения. В качестве основы исследования используется профессиональная дисциплина «Планирование и прогнозирование продаж финансовых продуктов» для будущих экономистов. Предложено несколько вариантов проведения практических занятий для того, чтобы развивать у студентов общепрофессиональные и профессиональные компетенции, поддерживать уровень мотивации и прививать навыки работы в команде. Делается вывод, что применение современных технологий обучения, их методов и приемов более продуктивно сказывается на развитии способностей обучающихся.