По нашему мнению, процесс формирования социальной позиции студента должен быть оптимизирован на сегодняшний день в максимально возможном виде, поскольку он является важным не только для конкретно взятого студента-музыканта, но и для всего общества, нуждающегося в музыкальном и искусствоведческом просвещении, в познании сущности музыкального исполнительского искусства, в освоении новых для себя концепций взаимодействия с миром искусства и иными художественно-выразительными средствами. Социальная позиция позволяет выражать человеку взгляды, установки и убеждения, придерживаться чётких принципов, в соответствии с которыми человек проявляет гражданскую и социальную активность, участвует в процессах модернизации окружающей действительности и формируют новый ряд концептуальных возможностей взаимодействия и взаимообогащения субъектов социокультурного пространства.
Литература:
1. Зимняя, И.А., Боденко, Б.Н., Морозова, Н.А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения) / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова. - М.: Новая школа, 1999. - 423 с.
2. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. - Грозный, 1979. - 268 с.
3. Каузов, А.Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано / А.Г. Каузов. - М., 2008. - 368 с.
4. Клоков, С.Н. Подготовка к концертному выступлению в музыкально-исполнительской деятельности / С.Н. Клоков // Искусство и художественное воспитание: сб. науч. тр. каф. искусств. - Барнаул: Барнаул, гос. пед. ун-т, 2003. - С. 190-194.
5. Кочетов, А.И. Теория формирования личности: в 2 ч. Ч. II. Социализация, воспитание и перевоспитание личности / А.И. Кочетов. - Минск: НИО, 1998. - 228 с.
6. Крупник, Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства / Е.П. Крупник // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С. 102-110.
7. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Психология. - 1996. - № 4. -С. 35-45.
8. Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы ивосприятие музыки / В.В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. статей / под ред. В. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - 256 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат экономических наук, заместитель начальника управления Музаев Магомед Зияутдинович
Пенсионный фонд России в Ачхой-Мартановском районе Чеченской республики (с. Ачхой-Мартан)
ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена особенностям построения, применения и включения в образовательный процесс адаптивных педагогических моделей при построении и проведении занятий по финансовой грамотности. Актуальность исследования следует из сложившейся современной необходимости разработки эффективных подходов обучения финансовой грамотности в целом, формирования знаний, достаточных для грамотного управления личными финансами и оценки эффективности решений, принимаемых в финансовой деятельности. Для повышения эффективности процесса обучения и достижения наибольшего усвоения изучаемого материала, предлагается, исходя из концепции личностно-ориентированного подхода, применение адаптивных педагогических моделей, совершенствование их в зависимости от контингента обучающихся.
Ключевые слова: адаптивные педагогические модели, финансовая грамотность, образовательный процесс, личностно-ориентированный подход, студенты, высшее обучение, практические умения, теоретические знания.
Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the construction, application and inclusion of adaptive pedagogical models in the educational process in the construction and conduct of financial literacy classes. The relevance of the study follows from the current modern need to develop effective approaches to teaching financial literacy in general, the formation of knowledge sufficient for competent management of personal finances and assessing the effectiveness of decisions made in financial activities. To increase the efficiency of the learning process and achieve the greatest assimilation of the studied material, it is proposed, based on the concept of a personality-oriented approach, the use of adaptive pedagogical models, their improvement depending on the contingent of students.
Keywords: adaptive pedagogical models, financial literacy, educational process, student-centered approach, students, higher education, practical skills, theoretical knowledge.
Введение. На современном этапе развития российского образования одной из ведущих особенностей является стремление обрести идеологическую основу, обеспечивающую удовлетворение общемировым культурным и социально-экономическим потребностям. Новая основа образования может быть заложена через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении на каждой ступени образовательного
процесса. Повышение финансовой грамотности обучающихся также на современном этапе развития российского образования является основной задачей государства, поскольку уровень финансовой грамотности граждан России находится на низком уровне.
Решение обозначенной проблемы образования возможно при помощи создания соответствующих условий и методического обеспечения, которое, учитывая индивидуальные особенности каждого, будет ориентированно на личность, учитывать специфику восприятия получаемой информации, уровень ее усвоения и готовности к рефлексии.
Изложение основного материала статьи. Личностно-ориентированный подход - это подход, при котором личность воспринимается как субъект деятельности, она самостоятельно формируется в процессе этой самой деятельности и в общении с окружающими. При реализации личностно-ориентированного подхода в обучении личность студента сформировывается при помощи общения и деятельности с другими участниками образовательного процесса, и личность студента определяет особенности, а также характер протекания этих процессов, т.е. личность студента - это субъект учебной деятельности.
Существует большое количество методов реализации личностно-ориентированного подхода в педагогике. При формировании методического обеспечения необходимо понимать важность индивидуальных особенностей каждого обучаемого - на сколько качественно они будут учтены при формировании метода, на столько эффективнее станет процесс обучения.
В обучении существует несколько концепций личностно-ориентированного подхода. Несмотря на явные различия, их объединяет переосмысление некоторых функций, а именно выявление наиболее значимой из них.
К таким функциям относят:
• Приобщение к общей культуре;
• Развитие личности;
• Социализация;
• Информатизация.
При личностно-ориентированном подходе все вышеперечисленные функции должны выполняться. Можно с уверенностью сказать о том, что реализация личностно-ориентированного подхода в обучении обеспечивает достижение такой цели, как обеспечение самоопределения студента, саморазвития личности. При этом педагог выступает в роли переходного звена, которое лишь помогает личности обучающегося приобщиться к общей культуре.
Исходя из этого можно построить несколько адаптивных педагогических моделей для повышения уровня финансовой грамотности студентов:
1 Модель полного усвоения;
2 Модель разноуровневого обучения;
3 Модель коллективного взаимообучения.
Финансовая грамотность - это совокупность в области финансов умений, навыков и знаний, которые необходимы для принятия разумных и обоснованных решений в области финансов и экономики.
Практические умения и теоретические знания в области управления личными денежными средствами помогут уменьшить уязвимость молодежи перед многими рисками. При осуществлении педагогической деятельности по модели полного усвоения основной целью применяемого личностно-ориентированного подхода является максимально возможная оптимизация существующих условий обучения и их адаптация под индивидуальные особенности студентов.
Такая модель возникла из предположения о том, что все студенты одинаково обучаемы в равных условиях, несмотря на их индивидуальные особенности. Педагог, действуя в рамках такой модели, преследует единственную цель - максимально полное усвоение предоставляемой информации по учебному процессу обучающимися.
В модели полного усвоения можно выделить своеобразную последовательность уровней усвоения информации:
• Опознание.
Результативным показателем данного уровня является формирование у студентов фиксированного представления о том или ином предмете или явлении (например, о банковских картах и о возможных способах мошенничества с ней). При этом информация об этом должна быть настолько хорошо усвоена, что студенты должны сформировать итоговый навык безошибочного выделения этого предмета или явления среди аналогичных.
Стоит отметить, что для достижения результативного итога на данном уровне педагогу не всегда требуется личностно-ориентированный подход, поскольку информация запоминается с помощью череды повторов через определенные интервалы времени.
• Неосмысленное воспроизведение изученного.
На данном этапе критическое мышление студента не способно функционировать в полную силу, исходя из того, что информация, транслируемая педагогом на предыдущем этапе, не подвергается общему обсуждению, она просто предоставляется как данность.
Можно сказать, что неосмысленное воспроизведение изученного является следствием качественного выполнения первого уровня освоения информации.
• Осмысленное воспроизведение изученного.
Качественное выполнение данного уровня усвоения информации можно оценить в проявлении способности обучающегося интерпретировать материал, излагать его сущность. Для получения результата на данном уровне педагогу крайне важно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, поскольку только стимулирование индивидуальных особенностей личности способно заставить студентов «включить» критическое мышление. Чем больше вопросов и сомнений вызывает полученная информация от педагога, тем выше потребность в ее подтверждении или опровержении, которая удовлетворяется через анализ дополнительных источников информации. При получении дополнительной информации обучающемуся проще сформировать собственное мнение о предмете или явлении, соответственно, проще интерпретировать полученный раннее материал, сделав акцент на том, что для него является более важным в данном предмете или явлении, а это уже является признаком развития индивидуальных особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
• Реализация полученных знаний в стандартных ситуациях.
На данном уровне студенты отрабатывают действия по образцу в типичных задачах, ситуациях. На данном этапе студенты формируют опыт применения полученных знаний. Личностно-ориентированный подход в данном случае не является обязательным к применению, поскольку знания применяются в стандартных ситуациях.
• Применение знаний в нестандартных ситуациях.
Студенты принимают решения в абсолютно новых ситуациях на основе полученных знаний. В данном случае личностно-ориентированный подход крайне важен, поскольку именно от его качественной реализации зависит, на сколько эффективно студенты станут действовать в той или иной ситуации, станут ли они применять полностью или частично полученные раннее знания или же выйдут из ситуации иным способом. На данном уровне индивидуальные особенности обучающихся максимально возможно включены в образовательный процесс, поскольку данный этап подразумевает полную свободу действий.
Стоит отметить, что модель полного усвоения информации хоть и является с лишь частично реализуемым личностно-ориентированным подходом, однако она имеет довольно большое количество последователей и применяется достаточно часто на практике.
При осуществлении педагогической деятельности по модели разноуровневого обучения основной целью применяемого личностно-ориентированного подхода является адаптация условий учебной программы под индивидуальные особенности студентов.
Такая модель возникла из предположения о том, что все студенты неодинаково обучаемы в равных условиях, у каждого существует некий коэффициент обучаемости, который необходимо выявить в максимально короткие сроки от начала обучения обучающегося, чтобы как можно быстрее адаптировать программу обучения под обучаемого.
Коэффициент обучаемости вычисляется как результат студента по пройденному материалу, выраженный в контрольных тестах, заданиях и пр.
Данная модель базируется уже на некоторых принципах и правилах, а не на уровнях усвоения информации, как предыдущая вышеописанная модель.
К таким принципам относят:
1. Принцип развития каждого ученика, как сильного, так и слабого.
Педагогу в данному случае необходимо определить минимальный коэффициент обучаемости каждого ученика по базовой программе, затем всячески стараться стимулировать потребность в достижении более высоких результатов. Это достигается с помощью заданий разного уровня сложности, которые предоставляются обучаемым на выбор.
2. Принцип осознания студентами процесса обучения.
Данный принцип проявляется в понимании студента своих сил и возможностей, прогнозировании и планировании на основании этого своих дальнейших целей и задач в учебном процессе.
3. Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства.
Реализация данного принципа обусловлена в признании возможности неравномерного распределения различных свойств и способностей развития личности в каждом, ее одаренности. Исходя из этого педагог с помощью личностно-ориентированного подхода должен направить студента в ту сферу учебной деятельности, в который студент способен достичь высоких успехов. При этом его так называемая несостоятельность в других сферах не должна заслуживать порицания со стороны.
4. Принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга.
Педагогу необходимо при реализации каждого принципа обращать пристальное внимание на проявление свойств личности обучаемых, также фиксировать их возможные изменения. Исходя из этого корректировать деятельность студентов в той или иной сфере учебной деятельности.
В модели разноуровневого обучения каждый студент в той или иной изучаемой дисциплине находится на каком-то уровне. Как правило, такие уровни делятся на:
1. Стартовый.
Данный уровень вскрывает самое основное в исследуемой теме, предоставляет так называемый обязательный минимум, который, в свою очередь, позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.
2. Базовый.
На данном уровне происходит расширение содержания знаний предыдущего уровня. Он конкретизирует основное знание. Таким образом, он несколько увеличивает объем сведений предыдущего уровня, углубляет их. В рамках программы обучения с помощью этого уровня студенты получают навык решения проблемных ситуаций с помощью более углубленных знаний.
3. Продвинутый.
В рамках данного уровня происходит небольшой выход за рамки программы обучения - студенту дается возможность самостоятельной дополнительной работы, что углубляет его знания в исследуемой области. В данном случае навык решения проблемных ситуаций выходит на смежные изучаемые курсы, а не только на основной, как на предыдущем уровне. В основу модели разноуровневого обучения положено утверждение, что любую информацию любой человек способен усваивать постепенно, исходя из различного восприятия, понимания, применения и воспроизведения.
Таким образом, для работы на первом уровне необходимо различать и воспроизводить изученное, для второго уровня добавляется понимание изученного, для третьего - добавление способности применять изученное на практике.
Данная модель на практике применяется полностью достаточно редко. Это связано с тем, что она требует довольно много времени на проведение и корректировку обучения. Например, в рамках школьного курса это невыполнимое условие. Однако контрольные процедуры, отражающие коэффициент обучаемости студентов, используются на практике. Правда, после их результатов корректировки программа обучения не получает в большинстве случаев, как этого требует модель.
При осуществлении педагогической деятельности по модели коллективного взаимообучения и двух предыдущих вышеописанных моделей есть существенная разница - в третьей модели учебный процесс построен через деятельность, а не информацию, как в предыдущих моделях.
Доказано, что существенно быстрее и эффективнее запоминается лишь то, что отработанно на практике. При этом такой опыт может быть передан другим. В данной модели упор делается на продуктивное, творческое мышление. В рамках реализации данной модели осваиваются все виды человеческой деятельности.
При этом обучения без активной коммуникации не существует в рамках данной модели. Существует четыре формы взаимообучения - групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
При индивидуальной форме студент самостоятельно выполняет все задания, не взаимодействуя и не общаясь ни с кем напрямую. Общение в данном случае реализовано в письменном виде.
При парной работе в момент общения студента слушает только педагог. Он занимается отдельно с каждым студентом, дает индивидуальные задания, дополнительную информацию. В рамках групповой работы одного студента слушают несколько участников, находящихся в группе. Таким образом, происходит уже более ярко-выраженное взаимообучение. В результате споров и возникающих разногласий участники группы приходят к наиболее верному решению.
При коллективной работе общение между обучающимися и обучаемыми происходит по очереди. Как правило, одна часть коллектива говорит, другая - контролирует. Затем происходит смена ролей. При этом могут быть изменены и части коллектива. В данной модели педагог выступает в роли консультанта, он оказывает помощь всем нуждающимся, поскольку обладает более высоким уровнем компетентности. В этом случае модель полностью реализуется через сотрудничество, что на практике используется чаще всего в Высших учебных заведениях.
Выводы. В заключении следует отметить, что личностно-ориентированное обучение, его концепция и подход, до сих пор остаются предметом обсуждений и споров. Построение индивидуального вектора обучения, для каждого отдельно взятого обучаемого это большой труд для педагога и применение большого числа методов обучения приемлемых для конкретно взятого ученика. Занятия по обучению финансовой грамотности, как никакие другие требуют от процесса обучения создания комфортной системы обучения и восприятия материала в силу сложности содержания и актуальности получаемых знаний.
Адаптивная педагогическая модель позволяет, варьируя подходы к процессу обучения, на каждом этапе и для каждого блока дисциплины достигать максимального понимания и восприятия информации каждым обучающимся.
Литература:
1. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 53-56.
2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 652. С. 90-93.
3. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества / А.В. Гущин, Л.А. Льноградский // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - № 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.
4. Лямина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов в условиях инновационной площадки. // Вестник Мининского университета.2016. №1-1 (13). С. 22
5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по напр. подготовки "Пед. образование", "Психол.-пед. образование" Москва: Академия, 2016.
6. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 3
7. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
«ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»
Аннотация. Настоящая научно-исследовательская работа посвящена изучению и описанию феномена личностно-ориентированного подхода, нашедшего свое функциональное применение в процессе формирования маркетинговой компетентности у обучающихся, проходящих профессиональную подготовку по направлению «Издательское дело». Выделяются особенности такого направления подготовки и его связь с гуманитарными и техническими науками. При этом отдельно учитываются и описываются специфические характеристики личностно-ориентированного подхода, выявляется степень его влияния на формирование ключевых компетенций курса подготовки будущих издателей. Выявляются особенности и актуальные причины внедрения маркетинговых дисциплин в программу обучения будущих издателей.
Ключевые слова: издательское дело, издательская деятельность, профессиональная подготовка издателя, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированные технологии, информатизация, индивидуализация образования.
Annotation. This research work is devoted to the study and description of the phenomenon of the personality-oriented approach, which has found its functional application in the process of forming marketing competence among students undergoing professional training in the direction of "Publishing". The features of this direction of training