Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Старыгина Марина Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА
Аннотация. В рамках данного исследования изучены теоретические основы и некоторые практические аспекты реализации личностно-ориентированного подхода в формировании деятельностной учебной мотивации к финансовой грамотности и создании ситуации успеха у обучающихся вуза. Вопросы создания устойчивой мотивации к процессу учения и познания является очень важной и необходимой частью образовательного процесса. В статье обосновано, что прочная мотивационная составляющая позволит осуществить «обратную связь»: от студента к преподавателю и в процессе демонстрации полученного результата - получение необходимых компетенций. Особый акцент сделан на мотивации, так как научиться мотивировать обучающихся - сложная задача каждого педагога, особенно преподавателей финансовых дисциплин.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход; обучение финансовой грамотности студентов вуза; мотивация к учению; ситуация успеха; развитие личности.
Annotation. Within the framework of this study, the theoretical foundations and some practical aspects of the implementation of a personality-oriented approach in the formation of an activity-based educational motivation for financial literacy and the creation of a situation of success among university students have been studied. The issues of creating sustainable motivation for the process of learning and cognition is a very important and necessary part of the educational process. The article substantiates that a strong motivational component will allow for "feedback": from student to teacher and in the process of demonstrating the result obtained - obtaining the necessary competencies. Particular emphasis is placed on motivation, since learning to motivate students is a difficult task for every teacher, especially teachers of financial disciplines.
Keywords: personality-oriented approach; teaching financial literacy of university students; motivation to learn; situation of success; personal development.
Введение. В настоящее время система образования остается в фокусе многочисленных обсуждений и дискуссий. В частности, обсуждения затрагивают вопросы развития личности обучающегося, самообразования и саморазвития. Вопрос личностно-ориентированного подхода в подготовке специалистов высокого уровня остается актуальным и первостепенным вне зависимости от того, на какой ступени системы образования реализуется процесс. Сложившаяся ситуация, связанная с пандемией коронавируса, позволила вновь обратить внимание на используемые образовательные технологии в образовании. Современная организация обучения в сложных дистанционных условиях побуждает к внедрению максимально эффективных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе, в процесс изучения финансовой грамотности студентов вуза и контроля формируемых компетенций обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Каждый педагог в процессе своей профессиональной деятельности ставит перед собой такой вопрос. Как организовать учебный процесс так, чтобы сначала появилась мотивация к обучению у студентов, затем стала устойчивой и в дальнейшем не ослабевала? Считаем, что залогом качественного обучения финансовой грамотности является личностно-ориентированный подход к каждому студенту. В чем состоит особенность такого подхода? Как известно, основным принципом образования является гуманистическая направленность педагогического процесса. Существует множество различных подходов и трактовок большинства исследователей по вопросам гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении, но большинство отмечают, что гуманизация профессионального образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей студента, его позитивную самореализацию. Основанием для этого считается уважение обучающегося и вера в него, выражается данная направленность в целях студенческой жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия студентов. Каждый студент -это уникальная личность, безусловно, талантливая, имеющая свои способности, свой уровень развития. Технологии личностно-ориентированного обучения финансовой грамотности ориентированы на студента, на его индивидуальность, личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в профессии и жизни.
Основы финансовой грамотности и финансовая культура являются науками, развитие которых служит необходимым условием ускорения экономического прогресса. Совершенствования системы образования, в целом, подразумевает в себе естественным образом и совершенствование финансового образования. Современность диктует особые требования и предполагает, чтобы обучающийся развивался в конкурентоспособную личность. Педагог должен таким образом ему привить умение глубоко мыслить, «искрометную» смекалку, крепкую память и прочные знания при освоении профессиональных и иных компетенций. В Федеральных образовательных стандартах высшего образования и профстандартах предполагается акцент на том, что в современном образовании требуется переход от человека, знающего, к человеку, умеющему осваивать выделенные компетенции. Важным условием успешного обучения финансовой грамотности является заинтересованность обучающегося в процессе ее изучения, стремление к
саморазвитию, успеху, осознание необходимости обучения и получения той или иной ступени высшего образования.
Личностно-ориентированное обучение финансовой грамотности осуществляется на основе планомерного и преемственного развития финансово-экономических понятий, теоретических научных фактов, формирования мировоззрения.
В настоящее время личностно-ориентированное обучение помогает сформировать из каждого студента развитую самостоятельную личность, а обучение финансовым знаниям и умениям выступает как средство образования. Обучение азам финансовой грамотности предоставляет каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, интересы и собственный опыт, возможность реализовать себя в познании и в учебной деятельности. Педагог на занятиях не формирует личность, а лишь создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира обучающегося, сотрудничает с ним, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришел, дает возможность студенту самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. В достижении данных целей многое, если не все, зависит от сформированности мотивационной среды, субъектного опыта, состояния здоровья, ценностных ориентаций и установок. Личностно-ориентированное обучение основывается на определенных педагогических принципах:
1. Свободы выбора, принцип предполагающий предоставление обучающимся право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Никто не любит навязанные действия, отсутствие выбора. Особенно это не нравится студентам.
Преподавателю в процессе планирования и построения ситуации выбора необходимо учитывать следующее: готовность обучающихся к выбору, целесообразность в создании ситуации выбора, стимулирование обучающихся к выбору, аргументированность и успешность деятельности, защищенность студентов от собственных ошибок и оценка результатов решения выбранного варианта.
Прежде чем использовать на занятии ситуации выбора, преподавателю необходимо научить студентов делать выбор в соответствии со своими возможностями. С этой целью педагог постепенно вводит ситуации выбора в учебный процесс и формирует у студентов финансовые умения и компетенции адекватно действовать при совершении выбора. От занятия к занятию увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые студентами финансовые задачи, возрастают требования к проявлению самостоятельности студентов.
Ситуация выбора создается преподавателем финансовой грамотности не ради обязательного ее использования на занятии как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. Преподаватель должен сам определить, на каком этапе занятия и при изучении содержания какой темы использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным.
С целью стимулирования обучающихся к выбору преподаватель должен четко пояснить каждое из предложенных на выбор учебных задач и заданий, показать значимость его выполнения, раскрыть критерии его оценки.
Студенты должны уметь аргументированно обосновывать собственный выбор. Для этого преподаватель должен научить обучающихся аргументированно объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.
В процессе обучения, предлагая различные варианты учебных заданий, преподаватель должен быть уверен в том, что студенты обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения.
Защищенность обучающихся от собственных ошибок предполагает, что обучающиеся должны быть уверены, что имеют право и на ошибку (неудачу). Преподавателю необходимо проанализировать весь процесс деятельности студента, выявить проблему, найти этап, на котором была допущена эта ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно отметить то, что делалось обучающимся правильно.
Результаты выполнения избранного студентами варианта учебного задания должны быть оценены преподавателем. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать и разобрать всю совокупность действий обучающегося.
Выделим возможные ситуации выбора, касающиеся содержания работы:
- выбор заданий для проведения самостоятельной работы обучающимся, выполняющим на занятии роль преподавателя;
- выбор разного уровня сложности цикла заданий в ходе изучения темы, а также варианта сложности контрольной работы;
- выбор заданий по теме для предложения их команде сопернице во время занятия-соревнования;
- выбор материала об ученом, практике, известном деятеле-финансисте на конкурсе выступлений;
- выбор при составлении кроссворда или вопросов теста к занятию;
- выбор продуктов для продажи или покупки на уроке-аукционе (выбор делает инициативная группа-организатор аукциона);
- выбор сказочной фабулы и персонажей для написания сказки на основе финансово-экономического материала.
В плане создания ситуаций выбора огромные возможности предоставляет проектный метод и создание компьютерных презентаций по изучаемым темам дисциплины.
2. Открытости - принцип подразумевающий, что необходимо не только давать студентам финансовые знания, но и сталкивать студента с проблемами, решения которых лежат за пределами их знаний.
3. Деятельности - принцип, предполагающий постоянную работу обучающегося. Чтобы знание становилось инструментом, студент должен с ним работать. Это означает: применять знания, искать условия и границы применимости, анализировать и оценивать, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
4. Обратной связи - принцип, предполагающий регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Значение педагога на занятии сводится к отслеживанию настроения студентов, степени их заинтересованности, уровня понимания.
С целью оценки эффективности использования личностно-ориентированного обучения на занятиях по финансовой грамотности применяются различные исследования и методы, такие как: анкетирование, собеседование, наблюдение, мониторинг динамики выполнения контрольных и самостоятельных работ, изучение адекватности избираемого уровня требований, изучение состава студентов и т.д. Эти и иные
методики позволяют педагогу эффективно достигать целей обучения. Современная практика работы на основе личностно-ориентированного подхода привела нас к выводу о том, что важнейшим является изучение вопросов мотивации. С этой целью нами используется метод анонимного анкетирования. Результаты анкетирования позволяют преподавателю критически подойти к оценке своей работы, выявить общие проблемы и отдельных студентов, проанализировать полученные результаты, своевременно скорректировать будущие действия, дать толчок к новым размышлениям.
Вопросы изучения личности обучающегося, статусного положения студентов в группе помогают решить такие методы, как социометрия. Для максимального учета индивидуальных возможностей студентов и их мотивационных потребностей, педагог, прежде чем начинать работать в группе, должен составить четкую картину личностных характеристик студентов. И в первую очередь он знакомится с восприятием каждого обучающегося, видами и уровнями внимания, памяти, мышления, тревожности, самооценки и т.д. В процессе работы по дисциплине, каждый педагог должен уметь на каждом занятии мотивировать студентов на восприятие того или иного содержания материала курса, также развитие коммуникабельности, трудолюбию, вызывать интерес к дисциплине, к учению, любознательность. Чувствуя себя комфортно и защищенно, все происходящее на занятии вызывает у обучающегося интерес и положительные эмоции, таким образом, возрастает его мотивация к получению знаний, а также желание проявить и обогатить свой жизненный опыт, занять открытую позицию в учебном взаимодействии.
При применении личностно-ориентированного подхода в обучении изменяется не только содержание и формы общения, вместо преобладающего монолога преподавателя на занятии практикуется диалог, полилог, причем при активном участии всех студентов, независимо от их успеваемости. Преподаватель должен выстроить занятие так, чтобы каждый студент искал свой путь в получении знания, понимания, деятельности, чтобы каждый обучающийся чувствовал, что это занятие - только для него. Кроме того проверка знаний осуществляется с применением периодических самостоятельных работ, тем самым отслеживается уровень усвоения отдельных тем, проводится общая диагностика усвоения разделов и выявляются пробелы в знаниях и умениях. Важное место в работе занимает система обобщающих занятий по основным темам финансовой грамотности, на которых не только обобщается содержательный материал, но и ведется работа по ликвидации задолженностей. Занятия могут быть только для студентов группы, а также могут быть открытыми (для преподавателей, сотрудников учебно-методического управления), могут быть нестандартными, нетрадиционными, принимающими форму игры, «перевернутого урока», деловой игры.
Таким образом, регулярное использование на занятиях по финансовой грамотности дидактического материала, индивидуальных заданий, разноуровневых задач и ситуаций, позволяет включать в учебный процесс даже самых слабых студентов.
Выводы. В заключении следует отметить, что постоянное наблюдение за развитием личности каждого обучающегося и соответствующее его потребностям моделирование занятия помогает студенту вуза найти свое поле учебной деятельности, и тогда он получает возможности самореализоваться и развиваться, достигая конкретных учебных и личных успехов. Таким образом, успех и порождает желание учиться, совершенствоваться и именно он является мощнейшей мотивацией к повышению финансовой грамотности.
Литература:
1. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/39pDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Горина Е.Е., Бушуева А.А., Кузнецова Е.А., Винникова И.С. Финансовая грамотность в Нижегородской области: проблемы и перспективы // Современный ученый. 2017. № 6. С. 146-149.
3. Дзгоева, Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования / Н.М. Дзгоева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. - С. 58.
4. Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике // Математика в школе - 2007 - № 1. - С. 7-15.
5. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как «увидеть» на уроке математики личностноориентированное обучение? // Математика в школе - 2007 - № 4. - С. 6-11.
6 Перевознюк Е.С. Уроки математики в рамках концепции личностно-ориентированного обучения // Математика в школе - 2006 - № 4. - С. 52-57.
7. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
9. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика - 1994. - № 5. - С. 16-21.
10. Хамидуллина, Л.В. Личностно-ориентированное обучение одаренных учащихся на уроках математики / Л.В. Хамидуллина // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). - С. 88.