10. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. - С. 34-36.
11. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://шlaws.ш/acts/Prikaz-Mmekonomrazvitiya-Rossп-ot-24.01.2020-N-41(дата обращения: 28.03.2021).
12. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2017. №4(72). - С. 662-665.
13. Прохорова О.Н., Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда». // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). - С. 18.
14. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. № 926 [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71787574 (дата обращения: 28.03.2021).
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Малых Данил Эдуардович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Шамрай Полина Денисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. Представленная статья актуализирует вопрос преподавания и обучения финансовой грамотности и финансовой культуры в рамках высших учебных заведений. Приводит обоснование идеи усвоения компетенций финансовой грамотности в аспекте их дальнейшего практического приложения как средства ориентации в современной экономической сфере. С практической точки зрения рассматривает применение методов и технологий личностно-ориентированного подхода в деле преподавания финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, личностно-ориентированное обучение, финансовые потоки, педагогические технологии, личностно-ориентированный подход, кейс-технологии, проектирование образовательного пространства.
Annotation. The presented article actualizes the issue of teaching and teaching financial literacy and financial culture in higher educational institutions. The author substantiates the idea of mastering the competencies of financial literacy in the aspect of their further practical application as a means of orientation in the modern economic sphere. From a practical point of view, it examines the application of methods and technologies of a person-centered approach in the teaching of financial literacy.
Keywords: financial literacy, financial culture, personal-oriented learning, financial flows, pedagogical technologies, personal-oriented approach, case-technologies, design of educational space.
Введение. В современном мире, находящемся в процессе постоянного качественного развития, лишённого чёткой поступательной динамики на первый план, выходит уровень образования. При этом, данное понятие включает не только качество образовательного процесса, как таковое, но и инновационный характер методов и средств, применяемых в его построении. Концепция, направленная на использование наиболее эффективных подходов в образовании, нацеливается, помимо прочего, и на скорость освоения определённых знаний, умений, навыков, компетенций, а также успешно используется субъектом, проектирующим образовательное пространство как средство повышения интереса к изучаемой дисциплине в контексте её комплексного включения в общую картину общечеловеческих ценностей, в полном объёме их взаимосвязи с иными дисциплинами. Современный педагог-архитектор образовательного пространства, способный делегировать полномочия, наделять правом построения собственной образовательной траектории своего ученика. Тенденция, согласно которой многие студенты высших учебных заведений недовольны качеством компетенций, получаемых ими в процессе обучения лишь набирает свои обороты. Годы учёбы в высшем учебном заведении, нельзя назвать полноценной взрослой, обособленной жизнью. Так или иначе, большая часть студентов остаётся зависимой от своих родителей в финансовом плане. Поэтому, ступень освоения высшего образования становится, в общем плане, последним этапом взросления, а значит и последним временным периодом позволяющим в безопасном режиме овладеть навыками, имеющими первостепенное значение в ведении самостоятельной жизни. Одним из таких навыком является финансовая
грамотность. Соотношение педагогического подхода способного преподнести знания в прикладной форме актуализируя их практическую сущность со спецификой дисциплины «Финансовая грамотность» является серьёзной проблемой как чисто педагогического, так и общеобразовательного характера.
Изложение основного материала статьи. О важности финансово грамотности как одного из определяющих навыков для любого гражданина говорит уже само определение этого термина. Финансовая грамотность - это умение управлять финансовыми потоками, грамотно распределять денежные средства, а также грамотно пользоваться механизмами увеличения имеющегося капитала. По сути, финансовая грамотность - сложная компетенция, включающая в себя ряд навыков. Овладение каждым из которых позволяет индивиду добиться финансового благополучия, а также сохранить его на протяжении всей жизни. Недостаток финансовой грамотность - актуальная проблема для российского общества. В первую очередь это связано с тем, что экономическая система СССР, правопреемницей которого и является Российская Федерация, имела административно-командный характер управления и функционирования. То есть была плановой и централизованной. В таких условиях граждане не имели возможности выбирать направления инвестиций своих финансовых накоплений, не могло идти речи и о существовании каких-либо финансовых рынков. В таких условиях само существование финансовой грамотности ставится под вопрос по причине ненадобности, и ограничивалась, по большому счёту, лишь ведением домашнего бюджета. По сути, экономическая система не просто не предоставляла механизмов посредствам которых гражданин мог бы овладеть финансовой грамотностью, но и сводила к минимуму области её приложения. С наступлением периода перестройки в отечественной истории проблема отсутствия финансовой грамотности среди населения в разы повысила свою актуальность. Переход к рыночной экономической системе, появление кооперативов, частного предпринимательства, коммерческих банков, рынка ценных бумаг повлекло за собой не только новые возможности, но и новые требования к гражданам Союза Советских Социалистических Республик, а впоследствии и России. На фоне потери стабильности во всех сферах жизни, сильными ударами для большей части населения страны стали финансовые кризисы, самым болезненным из которых стал дефолт 1998 года. Он косвенно обличил проблему нехватки компетенций в области управления капиталом среди граждан Российской Федерации.
С началом нового тысячелетия в российские школы активно вводятся механизмы модернизации образования. В 2016 году в программу средней общеобразовательной школы вводятся уроки финансовой грамотности. Главная цель подобных мер - приостановить безответственное отношение к финансовым операциям в целом. Но уже сейчас становится понятно, что подобный подход себя не оправдал, уровень финансовой грамотности российских семей крайне низок, из этого следует и отсутствие понимания назначения этой образовательной нагрузки на учащихся. Именно поэтому актуальна идея культивации нового грамотного с финансовой точки зрения поколения не только в рамках общего образования, но и в процессе получения высшего образования. В этом контексте и актуальна разработка методики преподавания «Основ финансовой грамотности» в высшем учебном заведении.
Первой проблемой, появляющейся при проектировании курса, становится выбор наиболее рационального подхода, методологической ориентации в педагогической деятельности. Каждая методологическая разработка, внедряемая в проектируемый курс, должна в первую очередь ориентироваться на личность студента, на развитие личности в ходе этапа завершения её формирования. Таким образом, знание полученное в ходе освоение материала в рамках курса примет личностный характер, что облегчит течение образовательного процесса и для преподавателя, и для учащихся. В подобном контексте наиболее рациональным становится использование личностно-ориентированного подхода в обучении.
У истоков формирования и использования личностно-ориентированного подхода в обучении в рамках отечественной психолого-педагогической школы стояли выдающиеся учёные: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. Ученик в их определении находится в центре образовательного процесса, как субъект деятельности [2]. Педагог при этом ориентируется на потребности, мотивы, опыт и уровень актуального развития обучающегося. Профессор Якиманская И.С. акцентировала цели личностно-ориентированного подхода в обучении на развитии индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося, при этом, педагог должен стремиться выявить, инициировать и использовать индивидуальный опыт ученика [4]. Ориентируясь на педагогический опыт реализации личностно-ориентированного подхода при проектировании курса важно делать акцент на вспомогательных образовательных технологиях при его реализации [3].
Личностно-ориентированный подход включает в себя ряд педагогических технологий и вспомогательных методов. Архитектура курса выстраивается согласно общей концепции концентрации на личности учащегося, при этом каждый этап и раздел курса подкрепляется вышеупомянутыми методическими единицами.
Начальным этапом в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении финансовой грамотности становится определение целей и задач курса. Студент должен понимать для чего ему нужен материал, изучаемый в курсе, то есть во многом уже этап задания целей и задач должен актуализировать учебный материал и мотивировать студента на его освоение. В рамках личностно-ориентированного подхода подобная проблема решается привлечение студентов к формулировке целей и задач, как в целом для учебного курса или образовательной сессии, так и в частности для каждого конкретного занятия. Важно понимать, что студенты действуют в направлении, заданном преподавателем, он выстраивает определённые границы, в которых и действуют студенты, участвуя в проектировании учебного курса, в частности его целей и задач. Это делается намеренно, так как иначе цели и задачи, предложенные студентами, могут выходить за рамки выстроенного курса или и вовсе не соотноситься с ним. Таким образом, уже на старте учащийся вовлечены в сотрудничество с преподавателем. Ещё одной задачей, которая косвенно решается при реализации данной методической разработки становится диагностика начальных знаний студентов, а также первичная актуализация учебного материала, предлагаемого для освоения в рамках обучения. Этот этап может быть подкреплён с использованием метода интроспективного анализа. Студент на основе оценки своих нынешних знаний в области финансовой культуры, через диалог, проектируя цели и задачи сообщает преподавателю границы области собственных интересов в рамках курса. По завершении этапа преподаватель может сделать дидактические выводы в отношении варьирования объёма подачи материала в течении курса, а также темпа движения в ходе его освоения. Непосредственно педагогическим итогом становится побуждение учащихся к анализу собственных знаний и навыков и актуализации для них понятий финансовая
грамотность и финансовая культура с точки зрения их ценности как прикладного аппарата областью приложения которого является жизнь современного человека.
Овладение финансовой грамотностью или финансовой культурой подразумевает под собой овладение рядом необходимых навыков в области ориентации в современном экономическом пространстве. В общем смысле эти навыки можно ограничить следующим образом: планирование и учёт финансовых потоков; использование дополнительных источников дохода; взаимодействие с финансовыми организациями; грамотное отношение к инвестиционным операциям. Создать средства для освоения учащимися вышеперечисленных компетенций, посредствам методов личностно-ориентированного обучения - именно так можно сформулировать цель преподавателя на дальнейших этапах проектирования образовательного курса. Ведущей здесь может стать кейс - технология, как частный метод проблемного обучения. Так, актуальность приобретает задача наделения студентов необходимым теоретическим и практическим аппаратом для анализа ситуаций и решения кейс-задач по заданной теме. На этом этапе, педагог может варьировать использование объяснительно-иллюстративных методов или же даже сводить их к минимуму, ему на помощь может прийти метод заранее спроектированной дискуссии, подготовка к которой и выстроит начальный теоретико-методологический базис. По сути, преподаватель выстраивает универсальную площадку, на которой посредствам дискуссии в сотрудничестве друг с другом учащиеся обмениваются знаниями. Таким образом, по завершении этапа, каждый студент обладает усреднённым уровнем знаний (в первую очередь теоретического характера) в области финансовой культуры. Овладев терминологией и опытом её применения в непосредственном диалоговом взаимодействии с учащимися и преподавателем, а также в построении развёрнутых монологических выступлений, студент готов к решению кейс-задач. Кейс-технологии очень эффективны, ведь позволяют применять усвоенный теоретический базис, таким образом актуализируя его в аспекте дальнейшего практического применения в реальной жизни. Ещё одним преимуществом кейс-технологий становится возможность варьировать архитектуру образовательного пространства от работы в группах, до систем индивидуальных заданий. Таким образом, педагог, получает возможность ориентироваться на личностные особенности каждого студента, используя дифференцированный подход, таким образом, реализуя ещё один принцип личностно-ориентированного обучения.
Завершающим этапом формирования курса становится рефлексия. Её основные задачи во многом соотносятся с этапом мотивации актуализации знаний, а также формирования целей и задач. При этом студент оценивает не качество своей деятельность в ходе освоения курса, а ступень практического применения полученных в ходе обучения знаний и умений. Педагог же, основываясь на данный анализа рефлексии может корректировать курс «Основы финансовой грамотности», видоизменять его, разрабатывать и внедрять новые методические технологии для его реализации.
Выводы. Можно утверждать, что идея реализации учебных программ по финансовой грамотности и финансовой культуре в рамках высших учебных заведений крайне актуальна. При этом, построение курсов и образовательных сессий в рамках этих дисциплин, обзаводится ключевым, наиболее подходящим инструментарием, включающий диалоговые и дискуссионные методы; метод интроспективного анализа; метод кейс - технологий, в руках преподавателя. Им становится аппарат личностно-ориентированного подхода в обучении. Подобный подход позволяет выстраивать образовательное пространство, наиболее подходящее для реализации программ прикладного, практического назначения, к которым и принадлежит финансовая грамотность, с учётом личностных особенностей каждого конкретного субъекта образовательного процесса.
Литература:
1. Антонова Ю.А. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. - 56 с.
2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №3. - С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 67-1. - С. 53-56.
4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 65-2.