Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Оленева Светлана Владимировна Частное образовательное учреждение высшего образования Ростовский институт защиты предпринимателя (г. Ростов-на-Дону)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА
Аннотация. Целью представленного педагогического исследования являлась разработка и научное обоснование методики обучения финансовой грамотности в сотрудничестве. В данной статье представлен сравнительный анализ результатов применения технологии личностно-ориентированного обучения (экспериментальная группа) с результатами, полученными в группах с традиционной технологией обучения. Технология обучения в сотрудничестве обеспечила повышение коэффициента усвоения знаний обучающихся по вопросам финансовой грамотности. Повысилась также внутренняя мотивация обучающихся к учебной деятельности. Результатами педагогического эксперимента доказана эффективность применения методики личностно-ориентированного обучения финансовой грамотности в сотрудничестве.
Ключевые слова: финансовая грамотность, методика обучения в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение студентов.
Annotation. The aim of the presented pedagogical research was to develop and scientifically substantiate a methodology for teaching financial literacy in cooperation. This article presents a comparative analysis of the results of applying the technology of student-centered learning (experimental group) with the results obtained in groups with traditional learning technology. The technology of teaching in cooperation has ensured an increase in the rate of assimilation of students' knowledge on financial literacy. The internal motivation of students for learning activities also increased. The results of the pedagogical experiment have proven the effectiveness of the application of the methodology of student-centered teaching of financial literacy in cooperation.
Key words: financial literacy, teaching methods in cooperation, student-centered teaching.
Введение. В настоящее время для успешной реализации технологий личностно-ориентированного обучения необходимо производить регулярный учёт результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого обучающегося, его отношения к дисциплине и возможностей ее усвоения. Повышение финансовой грамотности обучающихся также на современном этапе развития российского образования является основной задачей государства, поскольку уровень финансовой грамотности граждан России находится на низком уровне. Решение обозначенных проблем требует от преподавателя дисциплин финансовой направленности применения индивидуального подхода к обучающимся, предвидения возможных трудностей в освоении учебного материала для отдельных студентов, подбора рациональных видов заданий и ситуаций для сильных и слабых обучающихся, способности чувствовать, как учится тот или иной студент, быть неравнодушным к процессу и результату обучения, пробуждать удовольствие от учения.
Изложение основного материала статьи. Успешными альтернативами традиционным методам обучения можно считать технологии обучения в сотрудничестве. Одним из недостатков существующей традиционной системы обучения, безусловно, является неподготовленность выпускников высших учебных заведений к жизни, неумение применять приобретенные компетенции в практической деятельности. Современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе, осуществляющие поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Считаем, что для решения этих задач необходимо рассмотреть новые подходы к обучению, которые должны строится на организации работы во взаимодействии и сотрудничестве [1].
Целью данной статьи является предложение методики обучения в сотрудничестве при изучении основ финансовой грамотности студентами вуза и ее научное обоснование.
Основными задачами можно считать:
1. Рассмотрение теоретико-методических основ личностно-ориентированного обучения финансовой грамотности в сотрудничестве на основе анализа педагогических и методических исследований.
2. Анализ состояния исследуемой проблемы в практической работе высшего учебного заведения.
3. Представление методики личностно-ориентированного обучения финансовой грамотности в сотрудничестве на примере изучения различных разделов дисциплины.
4. Проведение апробации методики в сотрудничестве с определением показателей усвоения знаний, успеваемости и мотивации обучающихся в сравнении данных экспериментальной и контрольной групп.
Анализ разработанных теоретических положений по технологиям личностно-ориентированного обучения показал ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности, возрастные, физиологические, психологические, интеллектуальные; образовательные потребности, на различный уровень сложности изучаемого материала дисциплины, доступного студенту; выделение групп обучающихся по знаниям, умениям, способностям; распределение студентов по однородным группам - успеваемости, способностей, профессиональной направленности; отношение к каждому обучающемуся как к уникальной личности [9].
Под педагогической технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, которая направлена на достижение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спланированного педагогического процесса [3].
Положительным аспектом использования технологии обучения в сотрудничестве в образовательной практике можно считать преодоление последствий индивидуального характера учебной деятельности субъектов и их стремлений исключительно к индивидуальным образовательным достижениям [4]. В рамках финансовой грамотности технология позволяет обогатить опыт и приобрести по средствам учебного процесса те навыки совместной деятельности, которые могут стать необходимыми в профессиональной и личной деятельности в течение жизни.
Основной целью данной технологии можно считать формирование умений у субъектов образовательного процесса эффективно работать сообща во временных командах или группах и добиваться качественных образовательных результатов [6].
Обучение в сотрудничестве раскрывается в аспекте взаимодействия «педагог - обучающийся». Основная его цель предполагает стимулирование и направление педагогом познавательных интересов обучающихся. Отношение «педагог - обучающийся» не должно быть сведено к отношению «передатчик - приемник». Представляется необходимым активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Проводимое в процессе обучения взаимодействие можно рассматривать как форму сотрудничества [2].
Педагоги и психологи гуманитарной направленности связывают свои теории, разработки, рекомендации с личностью каждого обучающегося, с ее особенностями и индивидуальностью. О необходимости учета индивидуальных особенностей говорили известные отечественные психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев и др. Гуманисты делают акцент на уникальности личности как «ученика», так и «учителя».
Активное использование педагогических технологий личностно-ориентированного обучения позволяет переориентировать образовательный процесс по финансовой грамотности на обучающихся, предоставить им возможности проектирования собственной образовательной траектории. Л.С. Выготский в своем исследовании относительно данного обучения сказал следующее: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно...» [5].
Представленные таким образом теоретико-методологическое обоснование послужило основанием для определения направления данного исследования. В качестве практической базы для исследования рассматривалось учреждение высшего образования. В настоящее время в вузе большая доля приходится на традиционные занятия, которые предполагают в своей основе классическую направленность в стиле субъектно-объектных отношений, где студент (обучающийся) выступает как объект обучения.
Процесс исследования (первый семестр 2020/2021 учебного года) включал проведение серии занятий по финансовой грамотности в экспериментальной группе с применением технологии обучения в сотрудничестве. Важной особенностью технологии является то, что перед обучающимися, которые объединены в небольшие группы сотрудничества, ставятся общие для достижения цели и задачи. Каждый участник группы имеет равные возможности успеха и обременен индивидуальной ответственностью перед остальными представителями группы. Таким образом каждый студент обучается в силу собственных возможностей. Кроме того, в процессе внедрения технологии обучения в сотрудничестве организуется несколько уровней общения, которое носит социальный характер [6, 8]. Студенты в процессе обучения пробуют различные роли: организатора, исполнителя, эксперта, исследователя и т.д. Это все позволяет им более успешно реализовывать принцип самообучения, саморазвития и самореализации. Процесс обучения финансовой грамотности при этом способствует социализации обучающегося. В рамках групп (подгрупп) студенты учатся совместно работать, творить, исследовать и помогать друг другу. В процессе исследования был проведен сравнительный анализ результатов применения технологии личностно-ориентированного обучения (экспериментальная группа) с результатами, полученными в группе с традиционной технологией обучения. Одной из важнейших задач, решаемой нами, было выяснение уровня учебной мотивации у студентов. Для выявления уровня учебной мотивации у обучающихся, нами проводилось анкетирование студентов с использованием методики М.Р. Гинзбурга. Методика включает 20 суждений и предложенных вариантов ответов. Расчет показателей осуществлялся в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы на задания (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные ответы (такие как: пожалуй, неверно; неверно).
В процессе обработки ответов студентов был получен результат, который предполагает следующую мотивационную шкалу: 0-10 баллов - внешняя мотивация, 11-20 баллов - внутренняя мотивация. С целью нахождения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы: 0-5 баллов соответствует низкому уровню внутренней мотивации, 6-14 баллов - среднему значению внутренней мотивации, 15-20 баллов - высокому значению внутренней мотивации.
Аналитические данные доказывают то, что в экспериментальной и контрольной группах наибольшая доля обучающихся (50% в экспериментальной и 44% в контрольной группах соответственно) обладала низким уровнем мотивации учебной деятельности. В то время как высокий уровень наблюдался лишь у 5% студентов экспериментальной группы и у 13% контрольной группы. Итоги второго анкетирования, проведенного после внедрения технологии обучения в сотрудничестве, показали, что в экспериментальной группе показатель уровня учебной мотивации повысился, а в контрольной группе изменился незначительно (табл. 1).
Показатели уровня учебной мотивации по группам обучающихся
Группы Количество обучающихся Показатели уровня учебной мотивации
Па начало эксперимента Па момент завершения эксперимента
Низкий. % Средний, % Высокий. % Низкий. % Средний. % Высокий. %
1. Контрольная 23 44 43 13 43 44 13
2. Экспериментальная 20 50 45 5 40 50 10
С целью определения уровня знаний обучающихся разрабатывались задания к самостоятельным и контрольным работам по финансовой грамотности. Изучение результатов данных работ производилось по известной формуле:
Куз = Б/Бтах, (1)
где Куз - коэффициент усвоения знаний;
Б - число баллов, набранное учащимся;
Бтах - максимально возможное число баллов.
Значения коэффициента усвоения знаний соответствуют уровням (при умножении на 100, соответствует баллам, принятым в вузе):
- менее 0,55 - неудовлетворительный;
- 0,55-0,70 - удовлетворительный;
- 0,71-0,85 - хороший;
- 0,86-1 - высокий.
Представим полученные итоги по коэффициенту усвоения знаний обучающимися в ходе педагогического эксперимента на рис. 1.
Рисунок 1. Коэффициент усвоения знаний обучающимися в контрольной и экспериментальной
группах
В начале семестра проведенный нулевой контрольный срез среди обучающихся экспериментальной и контрольной групп выявил в рассматриваемых группах практически одинаковые невысокие результаты успеваемости и качества усвоения знаний. Оценка эффективности внедрения технологии обучения в сотрудничестве по финансовой грамотности обучающихся проводилась по итогам педагогического эксперимента в рамках организации контрольного среза (табл. 2).
Анализ показателей успеваемости обучающихся по финансовой грамотности в группах
Группы Количество обучающихся Показатели уровня учебной мотивации
Первый контрольный срез Второй контрольный срез
Средний балл Кач-во обученно-СГИ. % Кач-во знаний, % Средний балл Кач-во обученно-сги.% Кач-во знаний. %
1. Контрольная 23 3,4 46 95 3,6 48 100
2. Экспериментальная 20 3,3 42 85 4,0 88 100
Результаты таблиц по итогам исследования подтверждают эффективность применения обучения в сотрудничестве на примере изучения основ финансовой грамотности обучающихся вуза.
Выводы. В заключении следует отметить, что представленные результаты позволяют сформулировать выводы о том, что внедрение методики обучения в сотрудничестве в рамках финансовой дисциплины позволило повысить успеваемость обучающихся, их средний балл и процент качества знаний. Также положительным моментом исследования считаем что, применение технологии личностно-ориентированного обучения позволило повысить внутреннюю мотивацию учебной деятельности обучающихся по дисциплине «Финансовая грамотность». Построение индивидуального вектора обучения, для каждого обучаемого это большой труд для педагога, а применение обучения в сотрудничестве позволит создать комфортную систему обучения для всех.
Литература:
1. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/39pDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Дзгоева, Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования / Н.М. Дзгоева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. - С. 58.
3. Ильина, С.Ю. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью / С.Ю. Ильина, А.С. Чижова // Специальное образование. - 2013. - № 2. - С. 39.
4. Колыванова, Л.А. Адаптация в социальной среде как результат профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения / Л.А. Колыванова, Т.М. Носова // Образование и саморазвитие. - 2012. -№ 3. - С. 153-158.
5. Котова, Е.Г. Обучение в сотрудничестве - педагогическая технология будущего / Е.Г. Котова // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. - 2012. - № 1. - С. 25.
6. Макарова, Е.А. Экологическая компетентность студентов через сотрудничество / Е.А. Макарова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12. - С. 317-321.
7. Носова, Т.М. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей биологии: технологии сотрудничества / Т.М. Носова, Е.А. Макарова // Гуманитарные исследования. - 2011. - № 4. -С. 310-316.
8. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
9. Хамидуллина, Л.В. Личностно-ориентированное обучение одаренных учащихся на уроках математики / Л.В. Хамидуллина // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). - С. 88.