Научная статья на тему 'Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки'

Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / LEVEL OF FINANCIAL LITERACY / ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА / FINANCIAL CULTURE / СТУДЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / STUDENTS OF ECONOMIC FIELDS OF TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COLLEGE AGE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ / ONLINE TESTING / КЕЙСЫ ЗАДАНИЙ / CASES OF TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Шутова Юлия Геннадьевна, Стародубова Дарина Сергеевна

Актуальность работы обусловлена активным изучением проблем финансовой грамотности населения России на современном этапе экономического развития. Целью статьи является выявление особенностей формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки на основе оценки их уровня. В работе использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода, эксперимента. В результате определены особенности и необходимость финансовых знаний для каждого возраста, выявлены психологические проблемы студенческого периода. На основе оценки уровня финансовой грамотности по результатам педагогического эксперимента выявлены проблемы по каждому курсу подготовки экономистов высшего звена. В качестве рекомендаций предлагается в процессе преподавания финансово-экономических дисциплин сделать акцент на закрепление практических навыков по формированию грамотных финансовых отношений путем организации практических занятий с использованием кейсов в интерактивной форме. Это позволит осуществлять совместную продуктивную деятельность обучающихся, т.е. все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные финансовые задачи, моделируют финансово-экономические ситуации, обмениваются информацией, оценивают действия свои и коллег. Результаты исследования будут востребованы учеными, занимающимися изучением проблем финансовой грамотности и информационных технологий, педагогами высшей школы, занимающихся вопросами финансово-экономического образования, бакалаврами, магистрантами и аспирантами высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Шутова Юлия Геннадьевна, Стародубова Дарина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical features of formation of financial literacy of students of economic fields of training

The urgency is due to the active work of studying the problems of financial literacy of the Russian population at the present stage of economic development. The aim of the article is to identify the characteristics of the formation of financial literacy of students of economic fields of training based on an assessment of their level. Scientific methods in this article were used: analysis and synthesis, comparison, generalization, systematic approach, experiment. As a result were identified features and the need for financial knowledge for all ages, the psychological problems of the student's period were revealed. Based on the assessment of the level of financial literacy, according to results of pedagogical experiment, were revealed problems for each course of training economists. As recommendation was proposed in the teaching of financial and economic disciplines, focus attention on strengthening skills for the formation of literate financial relations through the organization of workshops with the use of case studies in an interactive form. This will allow to realize the joint productive activity of students, ie, all participants in the educational process interact with each other, they solves the financial problems jointly, simulate the financial and economic situation, exchange information, assess their actions and colleagues. The research results will be needed for scientists involved in studying the problems of financial literacy and information technology, for teachers of high school, dealing with the financial and economic education, bachelors, masters and post-graduate students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki. com/PDF/39PDMN616.pdf Статья опубликована 19.01.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Винникова Ирина Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Россия, Нижний Новгород Кандидат экономических наук, доцент E-mail: ira_vinnikova@mail.ru

Кузнецова Екатерина Андреевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Россия, Нижний Новгород Старший преподаватель E-mail: devinyls@yandex.ru

Шутова Юлия Геннадьевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Россия, Нижний Новгород Студент

E-mail: yuliya.shutova.95@mail.ru

Стародубова Дарина Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Россия, Нижний Новгород Студент

E-mail: darina1995_95@mail.ru

Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки

Аннотация. Актуальность работы обусловлена активным изучением проблем финансовой грамотности населения России на современном этапе экономического развития.

Целью статьи является выявление особенностей формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки на основе оценки их уровня.

В работе использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода, эксперимента. В результате определены особенности и необходимость финансовых знаний для каждого возраста, выявлены психологические проблемы студенческого периода. На основе оценки уровня финансовой грамотности по результатам педагогического эксперимента выявлены проблемы по каждому курсу подготовки экономистов высшего звена. В качестве рекомендаций предлагается в процессе

преподавания финансово-экономических дисциплин сделать акцент на закрепление практических навыков по формированию грамотных финансовых отношений путем организации практических занятий с использованием кейсов в интерактивной форме. Это позволит осуществлять совместную продуктивную деятельность обучающихся, т.е. все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные финансовые задачи, моделируют финансово-экономические ситуации, обмениваются информацией, оценивают действия свои и коллег.

Результаты исследования будут востребованы учеными, занимающимися изучением проблем финансовой грамотности и информационных технологий, педагогами высшей школы, занимающихся вопросами финансово-экономического образования, бакалаврами, магистрантами и аспирантами высших учебных заведений.

Ключевые слова: финансовая грамотность; уровень финансовой грамотности; финансовая культура; студенты экономических направлений подготовки; психологические особенности студенческого возраста; педагогический эксперимент; интернет-тестирование; кейсы заданий

Понятие финансовой грамотности играет важную роль в жизни каждого человека. Под финансовой грамотностью, мы понимаем, наличие знаний и умений о состоянии финансового рынка, о внутреннем и внешнем финансово-экономическом состоянии, как страны, так и населения в целом, правилах составления баланса доходов и расходов семьи, что поможет обычному человеку в грамотном планировании собственных средств. Многие в нашей стране сейчас озабочены повышением финансовой грамотности населения, они придают этому большое значение, ведь повышение уровня знаний в сфере финансов необходимо не только для благополучия граждан, но и улучшения работы экономической системы во всём государстве. Именно недостаточный уровень знаний приводит к неустойчивому состоянию экономической системы.

По мнению многих, в наше время сложилась не очень благополучная обстановка в целом на всех рынках финансов, а проблемой является именно неграмотность населения в финансовой сфере. Большая часть жителей считает, что их знаний экономики вполне достаточно, но знания эти связаны только с повседневной, домашней деятельностью, но это никак не касается более масштабных действий, например, с инвестиционными операциями, вкладами или ценными бумагами, даже с грамотным ведением семейного бюджета способны справиться не все. А люди, финансово грамотные, в большей степени застрахованы от неудач. Когда человек грамотен, он более ответственно ведёт учёт своих средств, более тактично планирует свой бюджет и эффективно использует свободные средства, отдавая их в банк под процент, с чего далее имеет возможность приумножить свой капитал.

Знания современных особенностей финансовых и кредитных отношений тесно связаны с экономикой, что влияет на экономическое поведение каждого. Экономическое осмысление состоит из понятий о действиях законов экономики в целом и о сознании её ценности для жизни страны. Так же можно понимать под экономическим осознанием - способность понимать, обдумывать реальные события в экономике и соотносить их с имеющимися знаниями, на основе всего этого делать вывод о дальнейшей своей деятельности в экономической сфере.

Не секрет, что овладение финансовой грамотностью важно в любом возрасте, но больший уклон делается в сторону молодой части населения. В каждой возрастной группе есть своя необходимость в знаниях. Например, для людей пенсионного возраста, нужны знания и умения в области распоряжения накопленными средствами, не попадаясь на крючок

мошенников. Для людей средних лет важной частью является разумное и прибыльное накопление средств на дальнейшую старость, тем более что опыт в области финансового функционирования у них уже имеется. В отличие от двух первых групп, представители молодого поколения ещё не опытны в вопросах накоплений, разумного распределения средств и ведения семейного бюджета, им только предстоит всему научиться. Здесь же вступает вопрос об ипотечной грамотности, кредитных отношениях ведь именно в этот период жизни человек задумывается о вопросе собственного жилья.

Всех студентов можно назвать «решительными экспериментаторами», ведь именно в студенческие годы начинает формироваться понятие о финансовой сфере, определяется будущее направление деятельности, начинаются смелые эксперименты в области распределения и использования своих финансов, а также первые опыты по приобретению собственных средств на всевозможных «подработках».

Период студенчества можно назвать временем высокого овладения знаний и профессиональных умений, выделяющегося быстро растущим уровнем образования и потреблением культурных ценностей построенной на познавательной мотивации.

Для психологии студентов характерны такие новообразования как:

• умения в области анализа действий, окружающих и самого себя;

• осознание собственной индивидуальности;

• планирование будущей жизни, профессиональное самоопределение;

• умение адаптироваться во всех сферах жизнедеятельности [3].

На каждом из курсов обучения, студент имеет свои отличительные черты развития:

На первом курсе происходит адаптация к новым условиям жизни и новой социальной среде, а так же к новому коллективу и взаимодействию с ним.

Второй курс идёт активная учебная деятельность, происходит осознание будущей профессии. Выявляются новые интересы, не редко связанные со специализацией.

В основном к третьему курсу укрепляется интерес к чему-то более глубокому, например, научной деятельности, часто направленной в область будущей профессии. Так же происходит первое знакомство с практической деятельностью.

На четвёртом курсе происходит переосмысливание некоторых жизненных ценностей. На первый план выходят материальные, связанные с работой и положением в обществе. Формируются конкретные цели на будущую жизнь и профессию [4, 9, 11].

Опираясь на требования к будущей профессии и выбранному направлению подготовки, происходит становление личности и характера будущего специалиста. Успехи в обучении зависят от того, с каким рвением и желанием студент хочет получить данные знания, он опирается на внутренние психологические факторы, такие как: внимание, память, мышление и т.д. Именно во время студенчества развивается более высокая эффективность в познавательных процессах.

Учёные заявляли, что уже на первом курсе студенты одарены хорошим вниманием и желанием слушать собеседника, преподавателя, так же им уже присуще умение логической мысли и поиска решения проблем, научных и бытовых. Но во время дальнейшего обучения, происходит развитие уже существующих ранее способностей. Развивается устойчивость внимания и умение сконцентрироваться на чём - то важном, но также ухудшается восприятие и запоминание материала из-за отвлечения на посторонние действия коллектива.

У студентов развиваются свойства памяти. Происходит увеличение долговременной памяти, в лучшую сторону меняется объём памяти, а также меняются методы запоминания информации. Наиболее чаще происходит непроизвольное запоминание материала, а также студенты применяют произвольное запоминание методом «зубрёжки».

Студент воспринимает информацию осмысленно и избирательно, т.е. выделяет наиболее важную, по его мнению, информацию, чаще всего этот материал связан с будущей профессиональной деятельностью.

Осознание и применение материала на практике у студентов не автоматическое, а постепенное. Преобладает активное воспроизведение информации и последовательность её изложения, что приводит к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Именно в этот возрастной период происходит постепенная стабилизация мыслей.

Некоторые учёные, например, В.М. Аллахвердов в своих работах утверждали, что ведущим фактором улучшения и содействие в поддержании умственных способностей студента является частая умственная тренировка [9].

Ещё одной важной характеристикой студенческого возраста является такая важная ступень как - развитие самостоятельности в экономическом плане, на этом этапе происходит отсоединение от родителей и образование собственной семьи, а также начало трудовой деятельности.

Студенческие годы - это период ответственных решений, принятых самостоятельно. Упрочняются личностные качества, такие как: настойчивость, самостоятельность, решительность, целеустремлённость, умение владеть собой. Отличная работа памяти, быстрое переключение внимания и хорошая скорость работы - всё это характерно для студентов.

Все эти свойства помогают получить и проанализировать предоставляемые услуги финансового рынка, находить удобные сервисы для комфортной и быстрой работы с финансами с выгодой, экономя силы и собственное время.

Сами студенты всегда утверждают, что их уровень овладения финансовой грамотностью достаточно высок, что их знания, умения и навыки в управлении своими сбережениями денежных средств так же достаточно велики. Причём студенты экономических профилей чувствуют себя намного уверенней в вопросах финансовой сферы, оценивая свой уровень финансовой грамотности достаточно высоко.

Национальное агентство финансовых исследований провело действительную оценку уровня финансовой грамотности студентов в российских вузах [5]. Итоги проведённого анализа показали высокий уровень самооценки среди студентов, но, к сожалению, студенты не имеют способности на все 100% защитить собственные потребительские права на рынке финансов. Подобные исследования, конечно, неединственный пример. Оценить уровень финансовой грамотности студентов экономических направлений подготовки позволил собственный эксперимент.

Нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный, в период 2012-2015 гг.

На констатирующем этапе эксперимента (2012-2013 гг.) были определены теоретические основы для исследования, создан банк заданий интеллектуальной игры. На формирующем этапе педагогического эксперимента (2013-2014 гг.) было проведено информирование об интернет-игре, регистрация участников и непосредственно сама дистанционная внутривузовская интеллектуальная интернет-игра «Я и кредит» по финансовой грамотности среди студентов экономических профилей. Контрольный этап (2014-

39РОМЫ616

2015 гг.) педагогического эксперимента заключался в оценке и анализе результатов участия команд в интернет-игре «Я и кредит».

Для оценки такого понятия как уровень финансовой грамотности мы установили следующие показатели правильности выполнения заданий:

• Высокий уровень - выполнение более 90% всех заданий;

• Средний уровень - выполнение от 70 до 89% всех заданий;

• Низкий уровень - выполнение менее 69% всех заданий.

В ходе интернет-тестирования были получены результаты, по которым можно сделать вывод о снижении уровня финансовой грамотности студентов со 2 по 4 курсы, при условии, что с каждым годом объем материала по курсам, изучаемый студентами, увеличивается. Это говорит о снижении внимания к получаемым знаниям и их актуальности для студентов.

Среди студентов 1 курса у 40% студентов высокий уровень финансовой грамотности, они дали более 90% правильных ответов на тест. У 16% всех респондентов выявлен средний уровень финансовой грамотности. 39% процентов всех студентов дали менее 70% правильных ответов, их уровень финансовой грамотности оценивается как низкий.

Среди второго курса более 90% правильных ответов дали 66% студентов, что говорит о повышении уровня владения студентами материалом по исследуемым вопросам. По 17% процентов студентов имеют средний и низкий уровень финансовой грамотности. Доля их правильных ответов не превысила 90% и 70%.

На третьем курсе значительно снизилась доля правильных ответов: более 90% правильных ответов и высокий уровень финансовой грамотности только у 19% студентов. Это связано с изменением сложности заданий. Задания легкого варианта были бы выполнены на высокий уровень финансовой грамотности, однако новые задания полностью соответствуют уже изученному материалу на занятиях по финансовым дисциплинам. Основная часть третьекурсников правильно ответили на 80-85% вопросов и имеют средний уровень финансовой грамотности, это 69% респондентов. 12% студентов имеют низкий уровень финансовой грамотности.

Среди студентов 4 курса, 90% правильных ответов дали всего 10% студентов, это уже на 9% ниже, чем у студентов третьего курса. Хотя объем изученного материала значительно вырос, чем на предыдущем курсе, это может быть связано с забыванием материала прошлых лет и недостаточным подкреплением его в ходе учебных занятий. Основная часть ответили правильно на 70-80% вопросов - это 70% всех студентов, принявших участие в игре. 20% студентов имеют низкий уровень финансовой грамотности. Один студент вообще не дал правильных ответов на тест.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что финансовая грамотность студентов, участвовавших в тестировании, снижается, начиная со 2-3 курсов. Однако финансовая грамотность второкурсников выше, чем у первокурсников. Данная ситуация может быть объяснена возрастающим объемом изучаемого материала и высоким интересом к обучению. Тем не менее, в целом финансовая грамотность молодых людей по окончании высшего учебного заведения не на много выше вновь поступивших.

В качестве рекомендаций предлагается в процессе преподавания финансово-экономических дисциплин сделать акцент на закрепление практических навыков по формированию грамотных финансовых отношений путем организации практических занятий с использованием кейсов в интерактивной форме. Это позволит осуществлять совместную продуктивную деятельность обучающихся, т.е. все участники образовательного процесса

39РОМЫ616

взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные финансовые задачи, моделируют финансово-экономические ситуации, обмениваются информацией, оценивают действия свои и коллег [1, 7]. Кейсы в развитии практических навыков студентов - наиболее действенный инструмент педагога. Они могут быть структурированными и нет, мини-кейсами и т.д. Подобные инструменты являются наиболее эффективными, так как позволят сформировать ключевые профессиональные компетенции у студента-экономиста в процессе обучения, позволят обеспечить конкурентоспособность преподавателю, быстро овладеть новейшей теоретической информацией, прогрессивными технологиями, с помощью которых можно довести информацию до студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винникова И.С. Образовательные технологии при обучении студентов экономического направления подготовки дисциплине «Финансовый анализ». В сборнике: Education & Science - 2016 материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. 2016. С. 125128.

2. Горяев А., Чумачеченко В. Финансовая грамота. - Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. - М., 2009 - 122 с.

3. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. - 2013. - №2. - С. 3442.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. - М.: Логос, 2000. - С. 384.

5. Исследования Национального агентства финансовых исследований. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/20091007/nafi-ocenilo-yroven-finansovoi-gramotnosti-rossiiskih-stydentov--2462759/ (дата обращения 25.11.2016).

6. Кралова А., Шевченко С.М., Мухина М.В. Интернационализация экономического образования в рамках проекта «Темпус». Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 30. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/4d5/30-internatsionalizatsiya-ekonomicheskogo-obrazovaniya-v-ramkakh.pdf (дата обращения 25.11.2016).

7. Кузнецова Е.А. Применение образовательных технологий при обучении студентов экономического направления подготовки дисциплине «Финансовая математика». В сборнике: Education & Science - 2016 материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. 2016. С. 182-185.

8. Психология человека от рождения до смерти. учебник / под ред. А.А. Реана. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

9. Психология: учебник / В.М. Алихвердов, С.И. Богданова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 752 с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 672.

11. Kuryleva O.I., Vinnikova I.S., Gurtovaya N.S., Kuznetsova E.A., Ogorodova M.V., Lavrenteva L.V. The integration of financial and economic disciplines in the educational process of vocational education. European Research Studies Journal. 2015. T. 18. №4. C. 219-222.

Vinnikova Irina Sergeevna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhni Novgorod

E-mail: ira_vinnikova@mail.ru

Kuznetsova Ekaterina Andreevna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhni Novgorod

E-mail: devinyls@yandex.ru

Shutova Juliua Gennadievna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhni Novgorod

E-mail: uliya.shutova.95@mail.ru

Starodubova Darina Sergeevna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhni Novgorod

E-mail: darina1995_95@mail.ru

Pedagogical features of formation of financial literacy of students of economic fields of training

Abstract. The urgency is due to the active work of studying the problems of financial literacy of the Russian population at the present stage of economic development. The aim of the article is to identify the characteristics of the formation of financial literacy of students of economic fields of training based on an assessment of their level.

Scientific methods in this article were used: analysis and synthesis, comparison, generalization, systematic approach, experiment. As a result were identified features and the need for financial knowledge for all ages, the psychological problems of the student's period were revealed. Based on the assessment of the level of financial literacy, according to results of pedagogical experiment, were revealed problems for each course of training economists. As recommendation was proposed in the teaching of financial and economic disciplines, focus attention on strengthening skills for the formation of literate financial relations through the organization of workshops with the use of case studies in an interactive form. This will allow to realize the joint productive activity of students, ie, all participants in the educational process interact with each other, they solves the financial problems jointly, simulate the financial and economic situation, exchange information, assess their actions and colleagues.

The research results will be needed for scientists involved in studying the problems of financial literacy and information technology, for teachers of high school, dealing with the financial and economic education, bachelors, masters and post-graduate students of higher educational institutions.

Keywords: financial literacy; level of financial literacy; financial culture; students of economic fields of training; psychological features of college age; pedagogical experiment; online testing; cases of tasks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.