педагогические науки
Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна Потапова Алена Дмитриевна МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ...
УДК 373
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ
© 2017
Винникова Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры
«Страхование, финансы и кредит» Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель кафедры «Страхование, финансы и кредит» Потапова Алена Дмитриевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: alenapotapova.1997@mail.ru)
Аннотация. Данная статья посвящена одному из наиболее важных вопросов современного мира - финансовой грамотности современных школьников. Основным источником проблем финансовой грамотности общества является недостаточность знаний населения страны относительно финансовой терминологии, деятельности финансовых институтов и возможностей финансовой деятельности для населения. Дефицит информации, раскрывающей сущность финансовой грамотности не позволяет большинству людей рационально и грамотно распоряжаться своими доходами и сбережениями, адекватно оценивать финансовые риски, что в большей степени подчёркивает актуальность выбранной темы. Основной целью ведения уроков по финансовой грамотности в современных школах является стремление подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и формирования осознанного и вдумчивого отношения к денежным операциям в целом. В данной статье представлены сведения о подходах к изучению финансовой грамотности, о внедрении в школьную программу уроков и курсов по финансовой грамотности для учеников младших классов, средней школы, учащихся десятых и одиннадцатых классов, о методах оценки уровня знаний учащихся по теме финансовой грамотности. Так же представлены варианты расширения программы обучения через включение бизнес игр и других новейших форм обучения по увеличению грамотности школьников в сфере финансов.
Ключевые слова: финансовая грамотность, современная школа, экономика, риски, финансы, уроки, экономическое мышление, финансовые операции, оценка, методы обучения, образовательная программа, население, программа обучения, деловая игра, учащиеся, итоги обучения.
METHODS OF EVALUATION THE LEVEL OF FINANCIAL LITERACY IN SCHOOL
© 2017
Vinnikova Irina Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department "Insurance, finance and credit" Kuznetsova Ekaterina Andreevna, senior lecturer of the department "Insurance, finance and credit" Potapova Alena Dmitrievna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: : alenapotapova.1997@mail.ru)
Abstract. This article is devoted to one of the most important issues of the modern world - the financial literacy of modern schoolchildren. The main source of problems of financial literacy of the society is the lack of knowledge of the country's population regarding financial terminology, the activities of financial institutions and the possibilities of financial activity for the population. The scarcity of information revealing the essence of financial literacy does not allow most people to rationally and competently manage their incomes and savings, adequately assess financial risks, which to a greater extent emphasizes the relevance of the chosen topic. The main goal of conducting lessons on financial literacy in modern schools is the desire to prepare the younger generation for independent living and to form an informed and thoughtful attitude to money operations in general. This article provides information on approaches to studying financial literacy, introducing lessons and courses in financial literacy for schoolchildren, junior high school, tenth and eleventh grade students in the school curriculum, and methods for assessing students' knowledge of financial literacy. Also, options for expanding the training program through the inclusion of business games and other new forms of education to increase the literacy of shoolchildren in the field of finance.
Keywords: financial literacy, modern school, economics, risks, finances, lessons, economic thinking, financial operations, assessment, teaching methods, educational program, population, training program, business game, students, learning outcomes.
Переход общества к рыночной экономике требует не только создания соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирования у людей финансовой грамотности. Экономически грамотные люди - это люди способные самостоятельно принимать грамотные финансовые решения. Экономические знания и умение решать простейшие финансовые задачи необходимы не только будущему экономисту, бухгалтеру, но и каждому человеку. Это связано с тем, что современный человек каждый день участвует во многих финансовых операциях: от совершения покупок до получения кредита. Если знания о принятии экономических решений можно почерпнуть из специальной литературы, то умение грамотно экономически мыслить достигается только при решении практических задач. В связи с этим одной из важнейших задач современной школы является воспитание детей, как личности с развитым экономическим мышлением. Понятие финансовой грамотности населения - это достаточный уровень знаний и навыков, позволяющий людям правильно оценивать ситуацию на рынке финансовых
услуг и выбирать наилучшие из представленных альтернативы при управлении личными финансами [1-3].
Следовательно, вопрос о грамотном распоряжении финансами является одним из самых важных вопросов в жизни современного человека. Но в большинстве своём выпускники стандартной общеобразовательной школы не может рассчитывать, оценивать и прогнозировать различные риски. Формирование финансовой грамотности учащихся должно базироваться на уроках математики, экономики и так же в курсе обществознания средней школы. Элементами финансовая грамотность может преподаваться на основе всего комплекса предметов, изучающихся на протяжении всего периода обучения в школе. Естественно, что особая роль в экономическом образовании школьника принадлежит именно математике. Так именно решение практико-ориентированных финансовых задач позволит адаптировать теоретические основы школьного курса математики и лишенные практического смысла задачи к жизненным ситуациям, с которыми учащимся придётся сталкиваться в будущем [4-6]._
Vinnikova Irina Sergeevna, Kuznetsova Ekaterina Andreevna, Potapova Alena Dmitrievna pedagogical
METHODS OF EVALUATION THE LEVEL OF FINANCIAL LITERACY ... sciences
В содержание школьных учебников включён ряд задач с финансовой направленностью, это означает, что при изучении математики и экономики в школе всё-таки происходит формирование знаний у учащихся в области финансовой грамотности. Но следует подчеркнуть, что имеющихся данных и задач недостаточно, это приводит к тому, что учащиеся в задачах, которые имеют экономические понятия, видят только математическое решение (например, вычисление простого или сложного процента) и не обращают внимание на их экономическое содержание. В связи с этим школьный курс математики нуждается в дополнении его практико-ориентированны-ми финансовыми задачами [4-6], уроками по финансовой грамотности. В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем планируется внедрение части курса финансовой грамотности в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история. Необходимость введения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети очень активно и самостоятельно покупают товары, знают как использовать пластиковые карты и активно пользуются ими. То есть, дети с раннего возраста оперируют деньгами и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Методология формирования финансовой грамотности основана на ряде подходов. Основными подходами являются: компетентностный, личностно-деятельност-ный, контекстный, практико-ориентированный, инте-гративный, субъектный. Рассмотрим подробнее каждый из них.
1. Компетентностный подход [7].
Данный подход является основой для определения сущности финансовой грамотности, ее структуры и содержания, акцентирующий внимание на результате обучения. Так же он занимает особое место в системе формирования компетенций выпускника общеобразовательной школы.
2. Личностно-деятельностный подход.
Здесь личность учащегося рассматривается как субъект деятельности. Ученик сам, формирует себя в деятельности, в общении с другими людьми, самостоятельно определяет характер этой деятельности и общения.
Подход к формированию финансовой грамотности предполагает, что в центре обучения находится непосредственно обучающийся. Главными выступают его мотивы, цели, его психология. То есть учащийся в первую очередь сформированная личность. Учебная цель занятия при использовании данного подхода определяется учителем исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений.
3. Контекстный подход.
При применении этого подхода происходит сближение учебного процесса с реальной жизнью. Происходит конкретное ориентирование обучающегося на использование финансового контекста в качестве основы для применения знаний, умений, так же способов деятельности из других предметных областей.
4. Практико-ориентированнный подход.
Суть практико-ориентированного подхода в обучении финансовой грамотности заключена в построении учебного процесса на основе:
- Объединения логического и эмоционально-образного компонента;
- Приобретения новых финансовых знаний, формирования практического
опыта их использования при решении жизненных задач и проблем, с которыми ученики будут сталкиваться в жизни;
- Познавательного и эмоционального насыщения, творческого поиска учащихся.
Применение практико-ориентированного подхода
средствами проектной в частности деятельности позволяет раскрывать связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью [8].
5. Интегративный подход.
Реализация подхода состоит в организации процесса формирования финансовой грамотности, предполагающей взаимодействие образовательных учреждений с представителями предпринимательских сообществ, различных профессиональных участников финансового рынка.
6. Субъектный подход.
Он подразумевает, что в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся будут создаваться условия для их личностного развития. Это выражается в успешной адаптации в постоянно изменяющуюся образовательную, социально-культурную ситуацию. Главный акцент делается на потребности учеников в проявлении своей активности и самостоятельности, в осознании ими ответственности за свое развитие. Субъектность в основном связана со способностью превращать собственную жизнедеятельность и свое образование в предмет практического преобразования и совершенствования.
Осуществление оценки финансовой грамотности в течение обучения и по его итогам можно проводить с помощью применения различных игр, решения задач, проведения тестирований.
Для учеников младших классов знакомство и оценка в последующем финансовой грамотности может проводиться деловая игра «Ярмарка». Она позволит познакомить детей с такими понятиями как «опт и «розница», учащиеся научатся различать оптовую и розничную торговлю, закрепят навыки счета, сравнения чисел в пределах 20. Деловая игра позволит им почувствовать особую ответственность за принимаемые решения и азарт от возможности управлять финансами. [9-10]
Для учащихся средних классов продолжение обучения финансовой грамотности может проводиться в дополнении курса экономики, математики, обществоз-нания различными задачами, тестами, то есть, чтобы изучение финансовой грамотности проводилось более углублённо. Так же возможна разработка отдельного спецкурса для учеников средних классов с взаимодействием с работниками сферы финансов, страхового и банковского дела, в процессе которого будут проводится различные деловые игры, разрабатываться финансовые проекты с защитой с использованием презентаций. [11]
Для учеников 10-11х классов возможно проведение семинаров, тренингов по финансовой грамотности. Необходимо расширить учебную программу и ввести финансовую грамотность как отдельный предмет или курс на основе преподавания экономики. Включение в курс алгебры с элементами высшей математики большего количества задач, связанных с расчетами процентов, рисков и других финансовых вычислений. По итогам обучения для оценки их уровня знаний проводить тестирования как в электронной, так и в письменной форме. [12-15]
Главной целью введения уроков по финансовой грамотности, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения России, до сих пор финансово безграмотна. Граждане ничем не защищены в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это серьёзно сказывается на развитии экономики в сфере потребления. В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах были решены два основополагающих вопроса:
1. Предоставление необходимой информации в полном объёме (разработка учебников, пособий, статей с учетом возрастных категорий учеников). В создании и предоставлении полной информационной базы прини-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна Потапова Алена Дмитриевна
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ...
мали участие различные специалисты. В процесс стоит подключить работников таких категорий как: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики и другие.
2. Подготовка преподавателей для обучения школьников новой дисциплине. Данный вопрос потребовал гораздо больших усилий, так как необходима организация подготовки преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений [16-17].
Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.[18-20] Так как для получения полного спектра результатов от программы должен пройти ещё не один год, но уже сейчас понятно, что добиться ликвидации финансовой безграмотности среди населения можно только в случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Это важно потому, что некоторые темы в учебниках незнакомы даже взрослым. Так изучение даже школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богомолова О.В., Мамедова Руб.И., Скотников А.Э., Часовников С.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения благосостояния населения// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-3. С. 380-383.
2. Городецкая Н. И. Формирование финансовой грамотности школьников - императив времени/Н. И. Городецкая//Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Сборник научных статей. Выпуск IV/Под ред. А. А. Сорокина. -М.: Книгодел, 2017. -С. 34-42.
3. Финансовая грамотность населения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fik.isuct.ru/epubl/snt/sites/ ru.epubl.snt/files/2017/03/snt_2017_n03-036.pdf
4. Вендина А.А., Чечулина М.А. Практико-ориен-тированный подход в обучении решению финансовых задач // European Research. 2016. № 2 (13). С. 88-91.
5. Буланов Ю.Н., Часовников С.Н., Старченко Е.Н. Финансовая грамотность: системное содержание и практические аспекты применения в деятельности регионального банка//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 20 (302). С. 33-45.
6. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nau-ki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный).
7. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
8. Курылёва О.И., Курылев А.И., Огородова М.В., Парадеева И.Н. О разработке концептуальной модели формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности в системе общего и дополнительного образования// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/03pDMN516.pdf (доступ свободный).
9. Богданова, Е.В., Гусева, Т.В. Эвристический подход к обучению финансовой грамотности младших школьников//Новый университет. 2014. № 7-8(41-42). С.19.
10. Пронина Л. А. Открытое информационно-образовательное пространство как компонент современного
образования//Гаудеамус. - 2012. - Выпуск № 20. - Том 2. - С. 28-30. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ otkrytoe-informatsionno-obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-komponentsovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.11.2017).
11. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.
12. Ерёмина Т. Ю. Информационные и учебно-методические ресурсы по курсу «Основы финансовой грамотности» в основной школе/Т. Ю. Ерёмина//Преподавание истории и обществознания в школе. -2017. -№ 1. -С. 4047.
13. Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы/Е. Л. Рутковская// Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Сборник научных статей. Выпуск IV/ Под ред. А. А. Сорокина. -М.: Книгодел, 2017. -С. 20-33.
14. Французова О.А. Финансовая грамотность школьников в условиях активно развивающейся информационной среды/О. А. Французова//Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Сборник научных статей. Выпуск IV/Под ред. А. А. Сорокина. -М.: Книгодел, 2017. -С. 43-48.
15. Kuryleva O.I., Vinnikova I.S., Gurtovaya N.S., Kuznetsova E.A., Ogorodova M.V., Lavrenteva L.V. The integration of financial and economic disciplines in the educational process of vocational education//European Research Studies Journal. 2015. T. 18. № 4. C. 219-222. / (дата обращения 15.11.2017).
16. Власенко, С.В., Чемоданова, Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 37-41
17. Юсупова, Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 124-126.
18. Уроки финансовой грамотности в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fulledu.ru/ articles/school/article/1154_uroki-finansovoy-gramotnosti-v-shkole-dlya-chego-n.html
19. Ромашкин Т.В. Обоснование необходимости введения дисциплины «Основы предпринимательства и финансовой грамотности» в качестве обязательной для обучающихся в школах, СУЗах и ВУЗов неэкономической направленности.//Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно -практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. Часть 1. С. 236 -239.
20. Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А., Герасимова О. С., Хейлык И. А. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы//Молодой ученый. -2016. -№4.
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017