Научная статья на тему 'Структура информационной среды при организации занятий по финансовой грамотности'

Структура информационной среды при организации занятий по финансовой грамотности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / FINANCE / FINANCIAL LITERACY / INFORMATION ENVIRONMENT / DISTANCE LEARNING / FINANCIAL LITERACY TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Винникова Ирина Сергеевна, Голованова Софья Олеговна

Вопрос развития финансовой грамотности в современном мире является ключевым в аспекте развития современного общества. В статье рассматривается вопрос структуры информационной среды и ее использования для реализации занятий по финансовой грамотности. В исследовании отражена ключевая терминология рассматриваемого вопроса: «информационная среда», «финансовая грамотность», проведен анализ видов обучения и форм представления информации для реализации образовательного процесса. В статье приводится анализ уровня финансовой грамотности в разных стран, выделены ключевые интернет-ресурсы содержащие информацию и материалы для организации занятий по повышению финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Винникова Ирина Сергеевна, Голованова Софья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура информационной среды при организации занятий по финансовой грамотности»

Methodists of kindergartens need these abilities, because they work with children, educators, directors, and it is important for them to be able to correctly convey information to subordinate and higher bodies in order for their work to be fruitful and, most importantly, effective. Keywords: public speaking, future methodologists, public speaking skills.

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: ira [email protected]) Голованова Софья Олеговна (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия Кузнецова Е.А., старший преподаватель (e-mail: [email protected])

Вопрос развития финансовой грамотности в современном мире является ключевым в аспекте развития современного общества. В статье рассматривается вопрос структуры информационной среды и ее использования для реализации занятий по финансовой грамотности. В исследовании отражена ключевая терминология рассматриваемого вопроса: «информационная среда», «финансовая грамотность», проведен анализ видов обучения и форм представления информации для реализации образовательного процесса. В статье приводится анализ уровня финансовой грамотности в разных стран, выделены ключевые интернет-ресурсы содержащие информацию и материалы для организации занятий по повышению финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансы, финансовая грамотность, информационная среда, дистанционное обучение, обучение финансовой грамотности.

Финансовая грамотность представляет собой совокупность установок, навыков и знаний человека в финансовой сфере, его рациональное поведение, ведущее к повышению качества жизни и улучшению благосостояния.

Необходимость повышения финансовой грамотности населения возросла после интеграции России в мировую финансовую систему. Повышение финансовой грамотности населения ведёт к увеличению производительности труда, к повышению благополучия граждан, к развитию экономики страны. Люди, имеющие финансовые знания, могут самостоятельно принимать решения, которые обеспечивают им комфортную жизнь и благосостояние. Финансовая грамотность особо актуальна в наше время, ведь это тесно связано с социальным и материальным благополучием граждан.

Финансовой грамотностью необходимо обладать каждому человеку, в независимости от того, к какому слою населения относится индивид. Каждый человек, имеющий даже небольшой доход, должен научиться правильно, рационально распределять свои расходы.

Детям финансовая грамотность необходима для приобретения знаний о семейном бюджете и ценности денег. Молодёжь решает проблемы покупки жилья и финансирования образования, а также учится формировать навыки планирования бюджета и накопления. Взрослым людям нужно уметь грамотно распоряжаться своим бюджетом, экономя своё время и свои усилия. Людям, получающим пенсию, финансовая грамотность даёт возможность освоить современные финансовые инструменты.

Основы финансовой грамотности большинство людей получают ещё в раннем возрасте в своей семье: дети видят, как родители составляют семейный бюджет, делают покупки, откладывают деньги, подсознательно запоминая, как правильно нужно это делать. К каждому этапу жизненного цикла важно подходить финансово подготовленным. Неспособность управлять семейными финансами и планировать семейный бюджет ведёт к негативными последствиями для семьи и для общества в целом.

Финансовые отношения в современном мире становятся сложнее, и человек, который не имеет финансовой грамотности, не сможет в полной мере разобраться в таких процессах, как кредитование, инвестирование, накопление сбережений и др.

Нельзя все финансовые вопросы поручать посредникам, финансовым консультантам и банкирам. Но даже если вы решили доверится специалистам, для начала нужно выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, потом важно поставить правильную задачу перед специалистом, грамотно формулировав свои потребности, а для этого необходимо знать финансы.

Уровень финансовой грамотности можно определить исходя из уровней освоения знаний и приобретенных навыков (рис. 1).

Наиболее высокие показатели численности финансово-грамотного населения в Дании, Норвегии и Швеции — 71%. На втором месте Канада и Израиль (68%), на третьем — Великобритания (67%).

В топ-10 стран с финансово грамотным населением вошли: Германия и Нидерланды (66%), Австралия (64%), Финляндия (63%), Новая Зеландия (61%), Сингапур (59%), Чехия (58%), Швейцария и США (57%) [1].

В России доля финансово грамотных граждан составляет 38% (рис. 2).

Информационно-коммуникационные технологии охватили все сферы жизни социума в связи с тем, что общество вошло в информационную эпоху. Наблюдается быстрый рост потока знаний, информации и их глобализация.

Информационная среда представляет собой совокупность условий для переработки знаний и их эффективного использования в виде информационного ресурса. Информационная среда включает в себя: методы и формы

управления, уровень подготовки кадров, программное обеспечение, аппаратные средства, телекоммуникации, юридические нормы, регламенты и т.д .

Рисунок 1 - Уровни финансовой грамотности

ДАНИЯ ШВЕЦИЯ НОРВЕГИЯ США ЗИМБАБВЕ РОССИЯ АНГОЛА ЙЕМЕН

Рисунок 2 - Уровень финансовой грамотности стран

Информационная образовательная среда решает следующие задачи:

- адаптации существующей образовательной среды к способностям и интересам учащихся;

- возможности обеспечения взаимодействия между субъектами образовательного процесса и образовательными структурами,

- содействия широкому применению новейших технологий в разных образовательных сферах.

Главными отличительными чертами ИОС можно назвать направленность на создание новых образовательных методов и практик и ориентацию на увеличение разнообразия, интенсивности и широты применения.

Возможность дистанционно обучаться - несомненное преимущество информационной образовательной среды.

Дистанционное обучение — это набор информационных технологий, который обеспечивает доставку основного объема изучаемого материала каждому обучающемуся лично, предоставляет возможность самостоятельно изучать материал в процессе обучения.

В настоящее время наиболее востребованы сетевые виды дистанционного обучения (рис. 3).

Благодаря ним обучаться стало гораздо проще: возможность выйти в Интернет есть сейчас у каждого и в любой момент времени. Локальные виды дистанционного обучения пользуются спросом у пожилых людей, которым сложно пользоваться новыми технологиями.

Рисунок 3 - Виды дистанционного обучения

Плюсами такого обучения можно назвать следующее:

- активация поисковой деятельности;

- возможность хранить, передавать и обрабатывать большие объемы данных;

- способность визуализировать информацию;

- автоматизация процесса обработки результатов и контроля усвоения материала.

При данной форме обучения крайне легко сохранять повседневный образ жизни, взаимоотношения с семьёй и друзьями, иметь интересы и хобби, возможно даже работать в свободное от учёбы время.

В процессе такого обучения формируется индивидуальная образовательная среда, в которой происходит получение и обмен информацией и знаниями. Это приводит к проявлению индивидом своих умений, навыков, склонностей, происходит постоянное познание окружающей действительности.

Понимание и запоминание материала при данной системе обучения основывается на визуальных образах. Поэтому необходимо тщательно опре-

делять содержание, формы и методы подачи материала, выбирать источники информации.

Всё это сильно усложняет деятельность по разработке и модернизации курсов дистанционного обучения.

В этих условиях недостаточно освоить основы работы на компьютере и в Интернете. Необходимо иметь специальные навыки, знать приемы педагогической работы в такой системе, знать возможности информационных систем, уметь создавать собственные информационные ресурсы, уметь давать адекватную экспертную оценку деятельности обучающихся.

Анализируя интернет-ресурсы, можно увидеть огромное число предложений по обучению навыкам финансовой грамотности. По видам они делятся на бесплатные предложения, которые доступные любому, и дорогие, рассчитанные на профессионалов.

Институтом Финансового Планирования был введён курс онлайн-семинаров под названием «Финансовая грамотность», который направлен на обучение управлению личными финансами. Также этим институтом были изданы первый в России учебник «Эффективное управление личными финансами» и серия буклетов об эффективном и безопасном пользовании банковскими картам.

Студенты имеют неограниченный и бесплатный доступ к онлайн-семинарам и базовым текстовым материалам, к архиву, могут быть проконсультированы в режиме реального времени.

Пользуясь услугами консультантов в онлайн-курсе, пользователь получает новые знания и актуальную информацию, которую позже может передать знакомым, друзьям, близким людям.

Финансово грамотным можно назвать человека, эффективно управляющим личными финансами, ведущим учет расходов и доходов. Такой человек сможет страховать риски, обеспечивать финансовую безопасность близких, определять финансовые цели и их приоритеты, формировать резервный фонд, инвестировать и приумножать капитал.

В интернете в настоящее время представлено множество предложений интернет-курсов по финансовой грамотности:

- «Практика организации эффективной системы взаимоотношений с клиентами на основе личного финансового планирования»;

- «Финансы и романсы, или чем грозит финансовая «темнота»»;

- «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»;

- «В мире финансовой грамотности»;

- «Повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства как важнейшая составляющая в решении проблемы «токсичных» долгов»;

- «Схема достижения цели - финансовая безопасность»;

- «Семейный бюджет. Структура доходов и расходов семьи. Планирование семейного бюджета»;

- «Финансовая азбука для граждан в жилищно-коммунальной сфере» г. Волгоград;

- «Финансовые аспекты сопровождают нас всю жизнь»;

- «О повышении финансовой грамотности населения регионов Сибири».

Помимо этого в Интернете есть онлайн-библиотеки, и можно найти любой учебник. Главная проблема не в доступности образования, а в мотивации.

Первым субъектом РФ, принявшим региональную долгосрочную целевую программу повышения финансовой грамотности населения, стал Краснодарский край. Основной целью этой программы стала доступность финансовых услуг для каждого жителя.

С 2009 г. На Кубани реализуется программа, включающая комплекс мер по повышению уровня финансовой грамотности населения.

СМИ играют огромную роль в обеспечении грамотности населения, через них идет пропаганда грамотности. В рамках этой программы планируется объяснение основ инвестирования сбережений, ипотечного кредитования, основ планирования личных финансов, семейного бюджета и его распределения. Обучение проводится через массовые мероприятия.

В марте 2015 г. в России впервые была проведена Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, приуроченная к Всемирной неделе денег, организатором которой выступил проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». За эту неделю более 16000 студентов и школьников приняли участие в 400 бесплатных образовательных мероприятиях в 17 регионах страны.

С 2016 г. был введён проект «Бюджет для граждан», с помощью него каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, и найти ответы на интересующие его вопросы. С помощью преподавателей и специалистов финансовых учреждений школьники и студенты научатся планировать свой бюджет, ставить финансовые цели, узнавать о существующих финансовых рисках и способах защиты от них.

В рамках недели финансовой грамотности в 2019 году для родителей запланированы семинары по финансовому воспитанию детей. В рамках семинаров родители смогут узнать о роли семьи в формировании финансовых привычек ребенка и их влиянии на его будущее. Участники смогут ознакомиться с основными принципами финансового воспитания в семье и задать вопросы экспертам. Эти события будут доступны в формате родительского собрания, а также в онлайн-формате.

Финансовое образование - это знания, которые нужны не только высокообразованным людям, но и любому потребителю финансовых услуг.

Данные знания позволяют лучше защититься от мошенничеств в области финансов. Повышению уровня жизни населения, развитию национальной экономики и повышению общественного благосостояния способствует надлежащий уровень бюджетной грамотности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что финансовой грамотностью необходимо обладать каждому человеку, в независимости от того, к какому слою населения относится индивид. Информационная среда представляет собой совокупность условий для переработки знаний и их эффективного использования в виде информационного ресурса, а возможность дистанционно обучаться - несомненное преимущество информационной образовательной среды. Анализируя интернет-ресурсы, можно увидеть огромное число предложений по обучению навыкам финансовой грамотности, также в интернете в настоящее время представлено множество предложений интернет-курсов по финансовой грамотности. Список литературы

1. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Терехина А.Е. Особенности программ повышения финансовой грамотности граждан с ограниченными возможностями здоровья// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 5-10.

2. Иванова И.В. Финансовая грамотность обучающихся: современные подходы к формированию финансовой грамотности как образовательного результата. В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 242245

3. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы / В. А. Гвоздева. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 544 с.

4. Чапрак Н.В., Колтунова П.А., Маркеева А.С. Финансовая грамотность и финансовое просвещение: зарубежная и российская практика//Научное обозрение. -2016. -№ 18. -С. 123-126

Kuznetsova Ekaterina Andreevna, senior lecturer (e-mail: [email protected])

Vinnikova Irina Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: [email protected]) Golovanova Sofya Olegovna

(e-mail: [email protected])

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia STRUCTURE OF THE INFORMATION ENVIRONMENT FOR ORGANIZING STUDING ON FINANCIAL CAPACITY

Abstract. The issue of developing financial literacy in the modern world is key to the development of modern society. The article discusses the structure of the information environment and its use for the implementation of classes on financial literacy. The study reflects the key terminology of the issue under consideration: "information environment", "financial literacy", analyzed the types of training and forms of presentation of information for the implementation of the educational process. The article provides an analysis of the level of financial literacy in different countries, highlights key Internet resources containing information and materials for organizing classes to improve financial literacy.

Keywords: finance, financial literacy, information environment, distance learning, financial literacy training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.