Научная статья на тему 'Проблемы формирования финансовой грамотности в России'

Проблемы формирования финансовой грамотности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1384
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ЗНАНИЯ / УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ГРАМОТНОСТИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / НАСЕЛЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / FINANCIAL KNOWLEDGE / LEVEL OF FINANCIAL LITERACY / SOCIOLOGICAL SURVEY / IDENTIFICATION OF LITERACY PROBLEMS / FINANCIAL MARKET / POPULATION / FINANCIAL EDUCATION / MODERN SOCIETY / TRAINING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Мухина Елизавета Сергеевна

В статье обозначены показатели уровня финансовой грамотности населения и его влияние на экономику страны. Проведен анализ данных социологических опросов, осуществленных в России и за рубежом, по оценке уровня финансовой грамотности населения. На основе анализа данных дана характеристика финансовой грамотности граждан России, рассмотрены основные направления реализации программы повышения финансовой грамотности населения России в аспекте развития финансового образования населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Мухина Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN RUSSIA

The article identifies indicators of the level of financial literacy of the population and its impact on the country's economy. The analysis of data of sociological surveys carried out in Russia and abroad, according to the assessment of the level of financial literacy of the population. Based on the data analysis, a description of the financial literacy of Russian citizens is given, the main directions for implementing the program to improve the financial literacy of the Russian population in the aspect of the development of financial education of the population are considered

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования финансовой грамотности в России»

Литература:

1. Бозиев А.Т. О некоторых особенностях преподавания иностранных языков в условиях профессионального обучения // Образование и наука в современных условиях: мат-лы VII междунар. науч.-практич. конф-ции (Чебоксары, 22 мая 2016 г.): в 2 т.; т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 74-75.

2. Вербилов А.Ф. Языковая подготовка полицейских: критерии отбора содержания образования // А.Ф. Вербилов, К.Ю. Опарин, А.Ю. Созина // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Мат-лы XVII междунар. науч.-практич. конф-ции.- Барнаул, БЮИ МВД России, 2019. № 17 (2). С. 70-72.

3. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и правоохранительных органов африканских государств - кандидатов для участия в миротворческих миссиях. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016.

4. Муратова Е.Н. Языковая подготовка полицейских: критерии отбора содержания образования // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Мат-лы XV междунар. науч.-практич. конф-ции.- Барнаул, БЮИ МВД России, 2017. № 15 (1). С. 211-213.

5. Центр подготовки сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях: [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.vipkmvd.ru/doc102/

6. Assessment of Individual Police Officers for Service in United Nations Peacekeeping Operations and Special Political Missions: [Электронный ресурс] Электронные текстовые данные // Официальный сайт Организации Объединённых Наций. - Режим доступа: https://police.un.org/sites/default/files/ fpu_sop_aoc_2016.pdf (Дата обращения 18.04.2019 г.)

7. Department of Peacekeeping Operations: [Электронный ресурс] Официальный сайт Организации Объединённых Наций. - Режим доступа: http://www.un.org/en/peacekeeping/about/dpko/ (Дата обращения 18.04.2019 г.)

8. Standard Operating Procedure: Selection and Recruitment Procedures for United Nations Personnel at the Police Division, Peacekeeping Operations and Special Political Missions // UN DPKO/DFS. - 2011.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Мухина Елизавета Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ

Аннотация. В статье обозначены показатели уровня финансовой грамотности населения и его влияние на экономику страны. Проведен анализ данных социологических опросов, осуществленных в России и за рубежом, по оценке уровня финансовой грамотности населения. На основе анализа данных дана характеристика финансовой грамотности граждан России, рассмотрены основные направления реализации программы повышения финансовой грамотности населения России в аспекте развития финансового образования населения.

Ключевые слова: финансовые знания, уровень финансовой грамотности, социологический опрос, выявление проблем грамотности, финансовый рынок, население, финансовое образование, современное общество, программы обучения.

Annotation. The article identifies indicators of the level of financial literacy of the population and its impact on the country's economy. The analysis of data of sociological surveys carried out in Russia and abroad, according to the assessment of the level of financial literacy of the population. Based on the data analysis, a description of the financial literacy of Russian citizens is given, the main directions for implementing the program to improve the financial literacy of the Russian population in the aspect of the development of financial education of the population are considered.

Keywords: financial knowledge, level of financial literacy, sociological survey, identification of literacy problems, financial market, population, financial education, modern society, training programs.

Введение. Развитие современного общества неотрывно связано с развитием каждого гражданина, приобретения им навыков и знаний, позволяющих успешно и продуктивно взаимодействовать с различными структурами современной экономики. Анализируя динамику развития процессов в настоящее время, можно с уверенностью утверждать, что одним из наиболее актуальных навыков в настоящее время выступает финансовая грамотность современного гражданина.

Каждый человек вовлеченный в рынок финансовых услуг испытывает необходимость в знании основных финансовых терминов, а также практического их использования. Перечисленные навыки дают реальную возможность осуществлять грамотное и осознанное управление финансовыми ресурсами осуществляя учет доходов и расходов, избегая излишней задолженности, через планирование личного бюджета, формировать сбережения. Финансовая грамотность наряду с иными знаниями финансового характера позволяет свободно ориентироваться в многокомпонентных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами и приобретать их на основе выбора основанного на реальных знаниях и навыках, используя накопительные и страховые инструменты финансовой сферы [2, 3].

Изложение основного материала статьи. Низкий уровень финансовых знаний современного общества не остается без глобальных последствий и проявляется в отрицательных последствиях не только для потребителей финансовых услуг, но и для государств, частного сектора и всего современного общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения,

постоянный мониторинг уровня знаний населения в этой сфере, - важное и одно из первостепенных направлений государственной политики для многих развитых странах, таких, например, как США, Великобритании и Австралии.

Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т.д.

Несмотря на более чем три десятилетия существования рыночной экономики в России, население демонстрирует низкий уровень компетенций во многих вопросах функционирования финансовой системы и испытывает острый недостаток финансовых знаний.

Исследования зарубежных и отечественных специалистов приводят к неутешительным выводам. Процент гражданского населения, обладающего достаточными финансовыми знаниями, остаётся крайне малым.

Так, исследование, проведенное в 2015 году рейтинговым агентством, показало, что только 38% совершеннолетних граждан могут считаться финансово грамотными. Это означает, что больше половины населения России не ориентируется в основных законах финансового рынка [7].

Статистика аналогичных исследований в зарубежных странах показывает, что лидерами в данной области исследования является Норвегия, Дания, Швеция. Показатель финансовой грамотности населения в этих странах составляет 71%. Финансовые показатели грамотности в европейских странах составляют 50%, в США примерно 57%.

Позитивные тенденции роста грамотности населения нашей страны отмечаются по результатам исследования аналитического центра Национального агентства финансовых исследований, в котором приняли участие 1600 граждан. Исследование проводилось в 2016 году и показало, что доля граждан, считающих себя финансово грамотными выросла на 4% по сравнению с 2015 годом.

Проведённое исследование финансовой грамотности населения в 2017 году организацией экономического сотрудничества и развития показало, что знания и навыки в сфере финансов у населения России практически не изменились в сравнении с исследованиями 2016 года. Россия заняла 9 место в рейтинге финансовой грамотности населения стран G20. Средняя оценка финансовой грамотности России в 2016 году составила 12,2 балла, в 2017 также 2,2 балла. Максимальная оценка, которую могла получить страна 21 балл [3].

Несмотря на некоторое увеличение количества респондентов, позитивно оценивающих собственный уровень финансовой грамотности, доля россиян, умеющих решать задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, защищать свои права при оперировании другими экономическими агентами крайне мала.

Например, знает способы защиты от мошенничества на финансовом рынке всего лишь 11% опрошенных, половина опрошенных не знают, какие законы защищают права потребителей, не знают, что необходимо делать, если они нарушаются. Это свидетельствует о низком уровне владения базовой экономической и юридической информацией.

Изначально процесс повышения финансовой грамотности населения, начинался в различных странах в виде инициатив отдельных общественных и частных организаций, в направление работы которых входит оказание помощи гражданам в аспекте управления личными финансами, а также и информирования о финансовых продуктах и порядке их максимально эффективного использования. При дальнейшей работе данная инициатива развилась до уровня программ и стратегий национального значения, а также наднациональных инициатив ЕС, Всемирного банка, ОЭСР и других международных организаций.

Стоит отметить, что низкий уровень финансовой грамотности населения - нельзя определять как исключительно российское явление, возникшее на почве стремительного перехода страны к рыночным отношениям. По данным регулярно проводимых социологических исследований, в таких развитых странах как Великобритания, США, Австралия и многие другие, показатели уровня финансовой грамотности также недостаточны для исключения этого вопроса из перечня первостепенно значимых. В вышеназванных странах, а также во многих других, решения вопросов, обозначенных в рамках изменения динамики показателей финансовой грамотности населения, решаются на государственном уровне. Стоит отметить, что в большинстве развитых стран в настоящий момент приняты и действуют национальные стратегии и программы повышения финансовой грамотности населения, на реализацию которых выделяются существенные средства из государственного бюджета для достижения поставленных в рамках программ целей. К формированию и реализации программ просвещения в сфере финансов активно привлекаются частные и общественные организации. Вопросы освещения основных вопросах в рамках формирования финансовой грамотности включаются в обязательные и факультативные образовательные программы на всех уровнях образовательного процесса.

Государство, понимая важность проблемы развития финансовой грамотности населения, в последние годы активно реализует различные программы, нацеленные на повышение успешности участия населения на финансовом рынке.

Сложность современных финансовых продуктов и услуг требует дополнительной финансовой грамотности населения по управлению собственными финансами. Но даже сравнительно простые финансовые продукты могут быть сложными для граждан, не имеющих элементарных основ финансовой грамотности. Соответственно, между развитием более сложных финансовых продуктов и способностью потребителей их понимать существует большой разрыв. Финансовая грамотность и осведомленность потребителей в собственных правах является действенной предпосылкой для создания эффективных рынков капитала и экономики в целом.

Обучение финансовой грамотности и адекватное нормативное обеспечение защиты прав потребителей является ключевым элементом в усилении возможностей потребителей финансовых услуг.

Министерство финансов Российской Федерации подготовило и реализует стратегию повышения финансовой грамотности населения. Одной из важнейших целей стратегии стоит задача координации деятельности участников данного процесса: бизнес среды (бизнес структуры, банковские учреждения и др.) и государства, в лице законодательной и исполнительной власти, центрального банка и т.д.

В России программа подобного вида направлена на внедрение в образовательную среду действенных инструментов, позволяющих формировать знания и навыки, способствующие грамотному подходу и обращению с финансовыми инструментами.

Подход к повышению финансовой грамотности в рамках образовательной среды в настоящее время основывается на учете практических проблем домохозяйств, потребностях и бюджете конкретных целевых групп населения, и практических запросах граждан.

Для реализации поставленной задачи необходимо подготовить условия, позволяющие сформировать базовые теоретические знания и практические навыки, ориентированные на выработку установок по планированию личных финансов, ориентируясь на государственные стандарты разработки и поэтапного внедрения целевых программ [1].

Основные задачи, которые решаются на текущем этапе при внедрении программы в работу:

- разработка организационно-методического обеспечения и использования доступных каналов передачи информации для населения;

- разработка и внедрение различных образовательных продуктов по финансовой грамотности;

- регулярное проведение научных исследований и мониторинг состояния уровня финансовой грамотности;

- внедрение стандартов по финансовой грамотности;

- создание новых и совершенствование уже внедренных целевых программ для конкретных групп населения с учетом лучшего международного опыта.

В данном перечне задач особенно стоит отметить формирование целевых программ, рассчитанных на разные возрастные и социальные группы населения.

По итогам проводимых социологических исследований наиболее информированным в вопросах управления личными финансами является население среднего возраста, которое имеет практический опыт собственного ведения бизнеса, участия в инвестировании, использовании банковских продуктов и услуг. Наименее подготовленными являются дети, молодежь и пенсионеры.

Однако степень неготовности этих возрастных категорий обусловлена различными факторами, а потому методические материалы и информационная политика для этих возрастных категорий должны быть различными. При этом необходимо сформировать целую систему обучения, учитывая специфику восприятия этими возрастными группами финансовой информации. В частности, для дошкольников - это проведение развивающих игр, в процессе которых надо познакомить детей с тем, что такое деньги, заработная плата, семейный бюджет, планирование затрат, планирование сбережений, где можно сэкономить средства и для чего нужно экономить и тому подобное. Например, «Поведение в магазине», «Планируем свой бюджет», «Отдых» и другие.

Если принимать во внимание школьный возраст, то его следует разграничивать на начальные классы и среднюю школу, где на факультативных уроках вводить базовые понятия финансовой грамотности, в том числе ввести методику проведения деловых игр финансового направления. На уроках математики следует вводить для решения примеры и задачи с элементами финансовых расчетов.

В средней школе, на этом возрастном уровне следует продолжать формирование знаний и практических навыков по финансовой грамотности: на факультативных уроках, воспитательных часах, внеклассном воспитании, самостоятельном выполнении небольших задач с использованием Интернета, во время экскурсий в финансово-кредитные организации, во время тематических встреч с работниками финансово-кредитных учреждений.

Другой возрастной группой, которая требует углубленного изучения финансовой грамотности, является молодежь, для которой особенно важно углублять знания и развивать практические навыки в решении проблем финансирования образования, приобретения или аренды жилья, или автомобиля, путешествия за границу, привлечения и эффективного управления кредитными ресурсами.

Важной задачей является повышение уровня финансовой грамотности взрослого населения, поскольку оно должно проводить самостоятельное, взвешенное и разумное финансирование жизни при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, а также для планирования будущего пенсионного обеспечения.

Уязвимой возрастной группой населения являются пенсионеры, и именно эта группа должна получать разъяснения относительно умения рационально и экономно распоряжаться своими средствами, отстаивать права потребителей финансовых услуг, защищаться от финансового мошенничества.

Для массового охвата возрастных групп реализуется совместная работа государственных, частных и общественных учреждений и организаций для повышения финансовой осведомленности населения. В данном случае государство выступает как координатор данного процесса в соответствии с разработанными стандартами финансовой грамотности.

Как было отмечено ранее, основной акцент в формировании финансовой грамотности населения при реализации государственной программы ставится на внедрение занятий в образовательную среду высших учебных заведений и СПО. В настоящее время значительное число учебных заведений внедрили в учебные планы занятия по финансовой грамотности для обучающихся различных специальностей. Вместе с этим отдельный акцент на обучении финансовой грамотности в виде отдельного курса присутствует только на направлениях неэкономических специальностей, поскольку студенты на правлениях, предполагающих рассмотрение в большом объеме вопросов экономики и финансов в процессе обучения получают достаточный объем знаний в процессе обучения.

Финансирования различных мероприятий в рамках стратегии, проводится за счёт средств федерального бюджета и реализуется в виде издания учебно-методической литературы для всех групп населения, семинаров и тренингов определенной направленности, специальных выпусков телевизионных передач, различных образовательных проектов, нацеленных на повышение финансовой грамотности россиян и т.д. К данному процессу привлечены и органы местной власти, которые обеспечивают финансирования мероприятий стратегии на региональном уровне.

Благодаря реализации данной стратегии решаются важнейшие задачи: повышается активность граждан, пользующихся финансовыми инструментами, повышается грамотность проведения финансовых операций в условиях кризиса, а риски снижаются.

Выводы. Можно утверждать, что каждый российский гражданин в той или иной мере вовлечен в рынок финансовых услуг, именно поэтому финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого. Понимание главных экономических понятий, процессов и умение эффективно их использовать в реальной жизни дают человеку возможность стать финансово независимым и являются залогом его успешности.

Литература:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Терехина А.Е. Особенности программ повышения финансовой грамотности граждан с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 5-10.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т. 4. №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный).

4. Ковальчук А.В., Сайбель Н.Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184003. htm.

5. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

6. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.

7. Financial Literacy Around the World: Insights from the Standard & Poor's Ratings Services Global Financial Literacy Survey, 2015. - URL: http://www.finlit. mhfi.com.

Педагогика

УДК:371.13

кандидат педагогических наук Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Уткина Татьяна Александровна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается аспект комплексной работы с педагогами, работающими в группах раннего возраста, с целью совершенствования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: ранний возраст, группы раннего возраста, компетенция, компетентность, особенности развития, Кейс- технология.

Annotation. This article considers the aspect of integrated work with teachers working in groups of early age, with the aim of improving professional competencies.

Keywords: early age, early age groups, competence, competence, features of development, Case-technology.

Введение. В связи с увеличением рождаемости в стране возникла острая необходимость в создании дополнительных групп раннего возраста, и обеспечении их педагогами высокого профессионального уровня. Специфика работы с малышами предусматривает несколько иные компетенции нежели те, которыми обладают педагоги ДОО [1, с. 80].

Для определения сущности профессиональной компетентности обратимся к научным подходам, определениям, к словарю.

Компетенция - это область знаний, круг вопросов в котором кто-либо хорошо осведомлён [9]. Компетенция в образовании, направленном на профессиональное обучение - это применение всех знаний, умений и практических навыков для успешного решения профессиональных задач. Педагогическая компетентность - это ряд знаний, умений и навыков, направленных на решение задач в ходе педагогической деятельности.

Для начала определим некоторые особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей дошкольного возраста. У детей данного периода жизни очень тесно переплетены физическое и психическое развитие. Ведущим видом деятельности является манипуляция предметами, и только ближе к трём годам у детей начинают закладываться предпосылки к более сложной игровой деятельности.

Немаловажное значение имеет взаимодействие ребёнка с близким взрослым, так как образцом для подражания в речи, в выполнении различных действий, манипулятивного характера в том числе, взаимодействия с социумом - являются именно они.

К сожалению реалии современного мира таковы, что родители, в силу своей занятости на работе, не могут в достаточной мере оказать должного внимания своему малышу, поэтому на современном этапе образования немаловажно то, каким будет педагог дошкольного образования, работающий в группах раннего возраста и какими компетенциями он должен обладать? Этот вопрос подвёл нас к определению темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.