Создание бесплатной программы, равно как и видео, потребует привлечения специалистов, а значит, и затрат. Однако такие затраты могут быть оправданными даже с точки зрения частного инвестора, если сделать эту программу не бесплатной, а условно бесплатной. Расширенные функции программы, такие как, например, анализ расходов, построение графиков и диаграмм, технический анализ и построение на его основе прогнозов и рекомендаций, должны становиться доступными при определенных условиях (к примеру, рост уровня своей финансовой грамотности при прохождении тестов, участие и победа в онлайн-викторинах или играх, посвященных финансовой грамотности, участие в опросах, позволяющих улучшить работу сайта).
Выводы. Таким образом, формирование у студентов неэкономических специальностей финансовой грамотности является одной из важнейших проблем, требующих разрешения. Повышение уровня финансовой культуры молодого поколения является актуальной задачей страны, ведь знание фундаментальных экономических основ, владение понятиями сферы финансов позволяет избежать множества проблем. Обучение финансовой грамотности способствует наиболее эффективного функционирования отечественной экономики.
Информационные технологии призваны повысить эффективность обучения финансовой грамотности, они способствуют наиболее оптимальной коммуникации между педагогом и студентом и непосредственно студентами. Применение в учебном процессе различных мультимедийных и компьютерных средств, образовательных технологий, включающих в себя информационные технологии, повышают степень наглядности учебного материала и придают обучению практический характер. Использование информационных технологий при обучении финансовой грамотности непосредственно способствует повышению степени интереса студентов, их мотивации к познавательной деятельности и изучению экономических наук.
Литература:
1. Антонова Ю.А. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
2. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. - 2013. - №2. - С. 34-42.
3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 53-56.
5. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 90-93.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. 192 с.
7. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: Кнорус, 2012. 112 с.
8. Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / Под ред. Романова А.Н. -М.: Вузовский учебник, 2018.
Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена особенностям игровых технологий как действенного инструмента в образовательном процессе, специфики и роли использования игровых технологий при обучении финансовой грамотности студентов младших курсов вуза. Актуальность исследования основывается на современной необходимости обладания достаточным объемом знаний в сфере управления личными финансами, основа которых формируется на первых этапах обучения в высшем учебном заведении. Ключевой задачей вуза в данном случае становится формирование эффективного процесса независимой оценки и отбора полученных обучающимися данных. Игровые технологий в настоящее время рассматриваются как одна перспективных из форм преподавания, позволяющая формировать знания и умения различной направленности, в том числе и в сфере финансового обучения.
Ключевые слова: экономические науки, период студенчества, образовательные технологии, мультимедийные и компьютерные средства финансовая грамотность, игровое обучение, студенты, высшее обучение.
Annotation. The article is devoted to the peculiarities of gaming technologies as an effective tool in the educational process, the specifics and role of using gaming technologies in teaching financial literacy of junior
university students. The relevance of the study is based on the modern need to possess a sufficient amount of knowledge in the field of personal finance management, the basis of which is formed at the first stages of study at a higher educational institution. The key task of the university in this case is the formation of an effective process of independent assessment and selection of data obtained by students. Gaming technologies are currently considered as one of the promising forms of teaching, which allows the formation of knowledge and skills of various orientations, including in the field of financial education.
Keywords: economic sciences, student period, educational technologies, multimedia and computer means, financial literacy, game learning, students, higher education.
Введение. Одним из ключевых направлений развития, отмеченных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в промежуток до 2020 года, является достижение положительной динамики в показателях, затрагивающих уровень финансовой грамотности населения России. Подобная цель была сформирована опираясь на результаты исследований использования услуг банковских и других кредитно-финансовых организаций гражданами России. Итоги показали, что недостаток знаний в сфере финансов, навыков управления личными финансами сделали большинство населения беззащитными перед мошенническими действиями, поставили перед финансовыми трудностями, а также увеличили в разы риск разорения. и Формирование финансовой грамотности должно проходить на всех этапах обучения, н наиболее эффективным является период обучения на младших курсов ВУЗов. Множественные современные методики и технологии обучения, одной из которых являются игровые технологии, делают возможным достижение поставленной цели повышения уровня финансовой грамотности населения. Их применение дает возможность реализовать образовательный процесс для студентов увлекательной и интересной форме, посредством игры сформировать необходимы знания для осуществления подсчета личных затрат, прибыли, а также перспективного финансового планирования бюджета семьи.
Изложение основного материала статьи. Определение финансовой грамотности имеет большое число трактовок, в целом авторы отмечают, что она включает в себя знание и понимание финансовых понятий, рисков, умений, мотивацию и уверенное использование знаний с целью принятия эффективных решений, нацеленных на усовершенствование финансового благополучия общества. В целом сущность финансовой грамотности можно трактовать, как умение предельно осознанно, а также серьезно подходить к решению различных финансовых вопросов в течение всего жизненного цикла человека.
На сегодняшний день формирование финансовой грамотности студентов младших курсов вуза ориентировано на формирование навыков и умений, позволяющих результативно планировать семейный бюджет, разбираться в продуктах и услугах финансовой сферы, сокращать риски мошенничества со стороны участников финансовых операций, снижать величину финансовой задолженности через организацию контроля, обосновывать решения, принимаемые в сфере личных финансов. Современная среда в большой степени оказывает влияние на организацию процесса обучения, поскольку максимальная вовлеченность современных студентов в ресурсы сети Интернет и социальные сети требует пересмотра классических подходов к организации процесса обучения. Значимые до не давнего времени классические способов подачи информации теряют свою значимость поскольку возможности самостоятельного изучения отдельных вопросов с развитием отдельных ресурсов становится все больше. По этой причине потребность повышения активизации познавательной деятельности студентов вуза актуализирует необходимость разработки и внедрения наиболее совершенных образовательных технологий.
В высших учебных заведениях на практике обширно применяются технологии, в базе каковых находится игровое обучение. Игровое моделирование подразумевает решение вопросов, которые связаны с профессиональной деятельностью, карьерой, индивидуальными трудностями и человеческими взаимоотношениями, оно считается результативным средством развития высококлассной компетентности студентов. Подобная система обучения учитывает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, кейс технологий. Студентами, которые находятся на первых ступенях обучения, подобный подход воспринимается с большим интересом в аспекте изучения ряда дисциплин.
В образовательном процессе значимость игры изучали такие великие классики психологии и педагогики как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский. В трудах иностранных экспертов практические и теоретические основы игрового моделирования изложены в трудах Г. Спенсера, Ф. Шиллepа.
Во время игры навыки, приобретённые студентами, могут быть более результативными по сравнению с опытом, приобретенным в профессиональной деятельности. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами:
1. Сведения, которые человек использует в действительности, в основной массе ситуаций неполноценны, искажены, однако в игре человеку предоставляется точная, хотя и неполная информация, что увеличивает взаимодоверие к полученным итогам, а также активизирует ход принятия ответственности.
2. Игровые технологии дают студентам возможность повысить масштаб охвата действительности, наглядно увидеть результаты принятых действий и решений, предоставляют возможность проконтролировать альтернативные решения, а также примерить на себя различые социальные роли.
Обеспечить результативность использования игровых технологий при обучении финансовой грамотности студентов младших курсов поможет выполнение значимых условий, которыми являются принципы и правила вуза, которые содействуют достижению установленных задач и целей в обучении:
1. С целью проведения игры создание необходимой обстановки, предоставления необходимых разработок.
2. Соблюдение временного регламента.
3. Обеспечение участия студентов вуза в процессе всего цикла происходящей игры.
4. Формулировка и четкое соблюдение правил игры.
5. Проигрывание обучаемых различных игровых ролей с учетом способностей и навыков каждого участника, проявляемых в ходе игрового взаимодействия.
Согласно характеру игровых технологий, для студентов более увлекательными и познавательными считаются деловые, имитационные и станционные игры, также интеллектуальные соревнования.
Деловая игра применяется с целью постановления групповых вопросов освоения нового, укрепления усвоенного материала, формирования творческих возможностей, предоставляет возможность участвующим осознать, а также исследовать с разных позиций материал дисциплины.
Имитационная игра представляет собой реализацию конкретной работы в процессе учебы. Её сущность — это содержание, действия, представление структуры, а также неотъемлемое указание назначения процессов и объектов, которые будут имитировать участвующие.
Игровая процедура в станционных играх предполагает передвижение команд игроков среди локаций, либо «станций», на которых они осуществляют незначительные задачи различных форматов: разгадывают тайны, загадки, изобретают стихи, решают задачи. Такие игры ориентированы на развитие установок, которые могут помочь студентам при принятии финансовых решений.
Также в наше время актуальным будет применение кейс-технологий. Главными ее достоинствами по сравнению с иными учебными технологиями являются: характеристика ситуации в определенный период, многовариантность заключений, при выработке решений общая цель, оценка работки по решению кейса. Само их содержание включает в себя финансовые кейсы, которые отлично подойдут для преподавания финансовой грамотности студентам.
Используя кейсы при проведении занятия по финансовой грамотности, преподавателю немаловажно обдумать последовательность последовательных шагов в соответствии с учебным планом.
Шаги, которые используются при выполнении кейса:
1. Первоначальным действием станет ознакомление с содержанием кейса (практической задачи).
2. Дальнейшим действием является установка учебной задачи. Студентам предоставляется возможность поразмышлять как, какими методами и способами можно решить предоставленный кейс. Преподаватель сосредотачивает внимание студентов на том, что без понятий в сфере финансов, таких как инфляция, ипотека, финансы, предложения в сфере ипотечного кредитования, поставленная задача не будет решена.
3. Следующим шагом будет составление плана для решения предоставленного кейса.
4. Четвертым шагом является решение учебной задачи. Преподаватель рассказывает о структуре, организации финансовой деятельности, в данном кейсе в области ипотечного кредитования, а именно акцентирует внимание на понятиях, литературе, алгоритме решения.
5. На предпоследнем шаге непосредственно решается практическая задача, поставленная в самом начале. Студенты отбирают данные с различных источников информации, тогда как преподаватель отвечает на возникающие вопросы и помогает с затруднениями, если они есть.
6. Последним действием будет демонстрация решения кейса. Преподаватель и группы студентов внимательно слушают выступающих, задают вопрос для конкретизации интересующих или сомнительных моментов. Также важным этапом здесь является рефлексия, так как немаловажно обговорить удалось достигнуть результата, что получилось, а что нет, почему так произошло.
При решении кейса могут использоваться следующие критерии оценки:
- Уникальность подхода.
- Соответствие ответам поставленным в кейсе вопросам.
- Пригодность решения на практике.
- Проработка проблемы, ее глубина.
Продумывая варианты решения при работе с кейсами, студенты прорабатывают следующие навыки: умение работать с информацией, умение подводить итог, сопоставлять сведения и делать выбор, изменять сведения из одного вида в другой, систематизировать, кодировать и декодировать информацию. При работе с данными, при решении кейса преподаватель способен применять метод Фишбоун. Данный метод представлен схемой в виде рыбьего скелета (рис. 1).
Рисунок 1. Схема «Фишбоун»
Во всем мире данная схема популярна под именованием Ишикавы (Исикавы) - японского ученого, который придумал способ структурного анализа причинно-следственных связей. Метод Фишбоун от англ. fishbone method переводится как «рыбий скелет», который представляет собой изображение, с помощью которого можно четко рассмотреть причины определенных явлений, вопросов, событий. Данная схема дает студентам возможность развивать и совершенствовать критическое мышление, визуализировать связь среди причин и следствий, ранжировать условия согласно уровню их важности.
Выводы. В заключении следует отметить, что возможности использования игровых технологий при обучении достаточно широки. В процессе игры происходит обучение «через действие», организовывается социальная связь, также организация плодотворного профессионального разговора. Использование игр дает возможность многоаспектно и основательно проанализировать довольной огромный диапазон вопросов, также содействует большей отдачи студентов в процессе обучения. Вместе с этим позволяют с разных сторон
рассмотреть, интерпретировать и осмыслить полученные результаты. Игровые технологии в образовательном процессе дают возможность развить такие качества личности как вдумчивость, готовность к анализу и логическому мышлению, ее характерные черты.
Практическая направленность дисциплин, направленных на формирование финансовой грамотности студентов предполагает использование большого числа методик и игровые технологии в данном случае выступают в качестве действенного инструмента образовательного процесса.
Литература:
1. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. - 2013. - №2. - С. 34-42.
2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 53-56.
4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 90-93.
5. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т. 4. №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный)
6. Ковальчук А.В., Сайбель Н.Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184003. htm.
7. Родин А.Б., Людмирская И.Д., Казакова И.В. Использование метода проблемного обучения в преподавании теоретических лингвистических дисциплин // Знание. Понимание. Умение. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-problemnogo-obucheniya-v-prepodavanii-teoreticheskih-lingvisticheskih-distsiplin (дата обращения: 10.12.2020).
8. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.
Педагогика
УДК 372.891
доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Щенникова Юлия Эвальдовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО»
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты формирования экологической ответственности. Раскрыта актуальность темы и психолого-педагогические исследования, рассматривающие специфику и особенности экологической ответственности. Представлена авторская программа геоэкологического объединения дополнительного образования «Школьное лесничество», целью которой является включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность, что обеспечивает становления экологической ответственности. Программа геоэкологического объединения может быть использована в школьной образовательной практике.
Ключевые слова: экологическая ответственность, экологическое образование, геоэкологическое образование, нравственно-экологический императив, геоэкологическое объединение.
Annotation. The article deals with the theoretical and educational aspects of environmental responsibility formation. The relevance of the topic and psychological and pedagogical research considering the specifics and features of environmental responsibility are revealed. The author's program of the geo-ecological association "Forest science" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, communicative and practice-oriented activities, which ensures the formation of environmental responsibility. The geoecological association program can be used in school educational practice
Keywords: environmental responsibility, environmental education, geoecological education, moral and ecological imperative, geoecological association.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект
19-013-00749 Код конкурса А
Введение. В условиях современного острого экологического кризиса экологическое воспитание рассматривается в качестве ключевой меры по решению экологических проблем и переходу на путь устойчивого развития [2, 6, 9]. В этой связи приоритетной тенденцией развития современного образования является экологизация, которая предполагает включение в образовательный процесс экологического содержания, раскрывающего особенности взаимодействия человека с социоприродным окружением. Цели