Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / GEOECOLOGICAL EDUCATION / MORAL AND ECOLOGICAL IMPERATIVE / GEOECOLOGICAL ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Щенникова Юлия Эвальдовна

В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты формирования экологической ответственности. Раскрыта актуальность темы и психолого-педагогические исследования, рассматривающие специфику и особенности экологической ответственности. Представлена авторская программа геоэкологического объединения дополнительного образования «Школьное лесничество», целью которой является включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность, что обеспечивает становления экологической ответственности. Программа геоэкологического объединения может быть использована в школьной образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Щенникова Юлия Эвальдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN THE GEOECOLOGICAL ASSOCIATION OF ADDITIONAL EDUCATION "SCHOOL FORESTRY"

The article deals with the theoretical and educational aspects of environmental responsibility formation. The relevance of the topic and psychological and pedagogical research considering the specifics and features of environmental responsibility are revealed. The author's program of the geo-ecological association "Forest science" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, communicative and practice-oriented activities, which ensures the formation of environmental responsibility. The geoecological association program can be used in school educational practice

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"»

рассмотреть, интерпретировать и осмыслить полученные результаты. Игровые технологии в образовательном процессе дают возможность развить такие качества личности как вдумчивость, готовность к анализу и логическому мышлению, ее характерные черты.

Практическая направленность дисциплин, направленных на формирование финансовой грамотности студентов предполагает использование большого числа методик и игровые технологии в данном случае выступают в качестве действенного инструмента образовательного процесса.

Литература:

1. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. - 2013. - №2. - С. 34-42.

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 53-56.

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 90-93.

5. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т. 4. №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный)

6. Ковальчук А.В., Сайбель Н.Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184003. htm.

7. Родин А.Б., Людмирская И.Д., Казакова И.В. Использование метода проблемного обучения в преподавании теоретических лингвистических дисциплин // Знание. Понимание. Умение. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-problemnogo-obucheniya-v-prepodavanii-teoreticheskih-lingvisticheskih-distsiplin (дата обращения: 10.12.2020).

8. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Щенникова Юлия Эвальдовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО»

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты формирования экологической ответственности. Раскрыта актуальность темы и психолого-педагогические исследования, рассматривающие специфику и особенности экологической ответственности. Представлена авторская программа геоэкологического объединения дополнительного образования «Школьное лесничество», целью которой является включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность, что обеспечивает становления экологической ответственности. Программа геоэкологического объединения может быть использована в школьной образовательной практике.

Ключевые слова: экологическая ответственность, экологическое образование, геоэкологическое образование, нравственно-экологический императив, геоэкологическое объединение.

Annotation. The article deals with the theoretical and educational aspects of environmental responsibility formation. The relevance of the topic and psychological and pedagogical research considering the specifics and features of environmental responsibility are revealed. The author's program of the geo-ecological association "Forest science" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, communicative and practice-oriented activities, which ensures the formation of environmental responsibility. The geoecological association program can be used in school educational practice

Keywords: environmental responsibility, environmental education, geoecological education, moral and ecological imperative, geoecological association.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект

19-013-00749 Код конкурса А

Введение. В условиях современного острого экологического кризиса экологическое воспитание рассматривается в качестве ключевой меры по решению экологических проблем и переходу на путь устойчивого развития [2, 6, 9]. В этой связи приоритетной тенденцией развития современного образования является экологизация, которая предполагает включение в образовательный процесс экологического содержания, раскрывающего особенности взаимодействия человека с социоприродным окружением. Цели

образования в контексте данной тенденции ориентированы на становление экологически значимых качеств личности, формирование которых рассматривается как важнейшее фактор гармонизации отношений человека и природы. Значительная роль в решение этой задачи принадлежит такому интегрированному качеству личности как экологическая ответственность [1, 3, 4, 5].

Важными условиями формирования экологической ответственности является наличие конкретного природного объекта как «зоны ответственности», а также включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность по его изучению, оценке, сохранению. Причем подобная деятельность должна носить не фрагментарный, а системный характер, осуществляться не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности.

Значительная роль в формировании экологической ответственности школьников принадлежит объединениям дополнительного образования, поскольку они обеспечивают включение обучающихся в деятельность по изучению реальных природных объектов ближайшего окружения.

К подобным объединениям дополнительного образования относятся школьные лесничества, деятельность которых, в современных условиях резкого сокращения лесных площадей, очень востребована. Вместе с тем, образовательно-воспитательный потенциал школьных лесничеств используется недостаточно. Для его успешной реализации необходимо теоретическое изучение данной проблемы в контексте личностно-деятельностной парадигмы современного образования и методические разработки, включающие конкретные программы работы школьных лесничеств, подготовленные с учетом современных требований.

Цель данного исследования: изучить особенности формирования экологической ответственности средствами школьного лесничества как геоэкологического объединения дополнительного образования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие «экологическая ответственность»;

2) рассмотреть особенности формирования экологической ответственности средствами школьного лесничества;

3) создать методическую разработку программы объединения дополнительного образования «Школьное лесничество» в контексте формирования экологической ответственности.

Изложение основного материала статьи. Сущностные характеристики понятия «экологическая ответственность» определены в ходе анализа философских, психолого-педагогических и методических исследований.

В философских исследованиях экологическая ответственность представлена как разновидность социальной и моральной ответственности, а её структура целостно отражает все аспекты сознания личности. Она является результатом нравственно-нормативного развития личности, гражданским долженствованием и обусловлена определенными объективными требованиями, выступающими в виде интересов, идеалов, ценностей, норм и установок (И.А. Ильин, Л.В. Коган, В.П. Дробниций, Н.М. Мамедов) [7, 8].

В психолого-педагогических исследованиях формирование экологической ответственности как цели образования была сформулирована еще в конце ХХ века в исследованиях И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, А.Н. Захлебного, Г.Н. Каропа [8]. Используя результаты данных исследований, экологическая ответственность рассматривается как нравственно-экологическое качество, представляющее собой совокупность познавательного, ценностного и праксиологического аспектов. В дальнейших исследованиях Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой, О.В Губанинцкой, Е.В.Дворецкой отмечается, что экологическая ответственность, как эколого-значимое качество личности, реализует духовно-нравственную, личностно-ориентированную направленность современного образования [1, 3, 5].

В современных условиях, в контексте культурологической личностно-ориентированной парадигмы образования, эта цель приобретает приоритетную значимость. В новых образовательных стандартах второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое внимание уделяется субъектным духовно-нравственным качествам личности. В концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) одной из приоритетных задач воспитания является «воспитание у учащихся экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям, гражданственности» [6, с. 26].

Большой потенциал в формировании нравственно-экологических качеств личности, в том числе экологической ответственности обучающихся, имеет геоэкологическое образование, возникшее в результате экологизации школьной географии. Анализ этого потенциала и методические особенности его реализации раскрыты в исследованиях Н.Ф. Винокуровой, В.В. Николиной, Н.Н. Демидовой, А.В. Зулхарнаевой, А.А. Лощиловой, С.Н. Поздняк. В методических работах акцентируется внимание на структуре экологической ответственности, отражающей взаимосвязь познания, переживания, нормативно-нравственной оценки и практической деятельности. Отмечается, что экологическая ответственность как качество личности характеризуется пониманием своих действий в природной среде, умением предвидеть их последствия, осознанием своей роли в улучшении экологической ситуации [1, 2, 4, 8].

Становление экологической ответственности осуществляется последовательно, включая ряд этапов, отражающих объективную логику осознания личностью социально-значимых норм и требований и преломления их в структуре внутреннего мира: мотивационно-ориентировочный этап, интеллектуально-ценностный этап, деятельностно-поступочный этап, рефлексивно-преобразующий этап [1, 10]. Таким образом, экологическая ответственность является основой экологического воспитания и определяет ответственность человека за последствия своего взаимодействия с природой.

При подготовке статьи опираемся на эти исследования и развиваем их с точки зрения использования школьных лесничеств как форм дополнительного образования в формировании экологической ответственности.

Дополнительное образование в формировании духовно-нравственных экологических ценностей, составляющих ядро экологической ответственности, приобретает особую значимость. Оно создает условия включение обучающихся в реальную деятельность по изучению, оценке и природосообразному созиданию. Активная деятельность в школьном лесничестве способствует развитию знаний, ценностей и субъектного опыта деятельности, связанных с бережным, уважительным отношением к природе родного края, формированию трудовых навыков в различных областях лесного хозяйства, а также в охране природы и рациональном лесопользовании. Среди педагогических технологий, развивающих экологическую ответственность школьников, одно из приоритетных мест занимает проектная технология. Нами она была

использована при проведении занятий в школьном лесничестве. Причем, виды проектов были сопряжены с этапами формирования экологической ответственности.

Содержание программы «Школьное лесничество».

Занятия в геоэкологическом объединение дополнительного образования проводятся один раз в неделю. Учащиеся включаются в познавательную, ценностную и практико-ориентированную деятельность на основе использования различных типов проектов, обеспечивающих последовательное формирование экологической ответственности.

Введение.

Универсальное значение лесов и деятельность человека. Значение леса для человека: от глобального представления к локальному действию. Эстетическое значение леса. «Краски леса». Использование лесного сырья в промышленности и медицине. Лесная аптека.

Раздел 1. Лесопользование.

• Основные виды лесопользования.

• История лесопользования. «Леса предшествовали человеку, пустыня следовала за ним» Ф. Шатобриан».

• Принципы рационального лесопользования. Группа лесов России.

• Теоретические аспекты лесоведения. Знакомство с Богородским лесничеством.

• Лесная рекреация. Биологические особенности роста и развития деревьев и кустарников, в том числе редких деревьев.

Раздел 2. Изучаем и оцениваем особенности лесной экосистемы.

• Биологические особенности развития лесной экосистемы в Богородском лесничестве.

• Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и кореньям.

• Приготовление почвосмесей и посевного материала.

• Наблюдения за динамикой роста и развитием опытных саженцев березы.

• Подводим итоги исследовательских работ.

Раздел 3. Эколого-просветительская деятельность.

• Формы, виды и значение эколого-просветительской деятельности.

• Содержание эколого-просветительской деятельности. Разнообразие компонентов лесной экосистемы. Животные и растения «Красной книги».

• Учебные экологические тропы в лесном массиве.

• Природоохранные операции. «Лес - мир добра и чудес».

• Профориентация: профессии на службе леса.

• Изготовление скворечников. Операция «Скворечник».

Раздел 4. Охрана и защита лесов.

• Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за

них.

• Изготовление и использование средств наглядной агитации (буклет).

• Выступление перед учащимися среднего звена «Сохраним родной лес».

• Виды лесных пожаров, способы и техника их тушения учета и охраны.

• Создание агитационного видеоролика.

• Выступление перед учащимися среднего звена «Берегите лес от огня».

Раздел 5. Моя научно-исследовательская работа.

• Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения. Характеристика методов био и гео-экологических исследований.

• Уход за саженцами сосны. Наблюдения за их ростом и развитием. Прополка и рыхление саженцев.

• Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними. Выбор темы нового эксперимента.

Тематическое планирование

Этапы формирования экологической ответственности Содержание кружка (раздел, тема) Вид проекта по способу деятельности Тема проекта Содержание этапов проекта (система заданий для учащихся в рамках реализации проекта)

Мотивационно- ориентировочный этап Введение (3 часа) Познавательный проект Обезлесение -нас это коснется? 1. С помощью различных источников информации подготовьте сообщение по проблеме обезлесения в России. 2. Используя интернет источники соберите информацию по данной экологической проблеме в Нижегородской области,

Богородском районе. 3. Сравните проблему обезлесения в России и в своём крае. Выясните причины возникновения обезлесения. 4. Сформулируйте экологические последствия обезлесения. Сделайте выводы. 5. Результаты работы представьте в виде анимационного информационного ролика.

Интеллектуально-ценностный этап Раздел 1. Лесопользование (8 часов) Раздел 2. Изучаем и оцениваем особенности лесной экосистемы (5 часов) Исследовательский проект Богородский край Березополье: исследуем и оцениваем леса района 1. Соберите информацию о лесном фонде Богородского лесничества. 2. Исследуйте ближайшее лесное сообщество. Оцените его состояние. 3. Итоги работы представьте в виде исследовательского проекта.

Деятельностно-поступочный этап Раздел 3. Эколого-просветительская деятельность (6 часов) Раздел 4. Охрана и защита лесов (7 часов) Практико- ориентированный проект Проект «Создаем экологическую тропу» 1. Опишите лесной массив «Александровский сад» д. Убежицы, дайте оценку его состояния. 2. Составьте маршрут экологической тропы с указанием информационных точек. 3. Подготовьте информацию по каждой точке экологической тропы. 4. Оформите презентацию проекта по созданию экологической тропы.

Рефлексивно- преобразующий этап Раздел 5. Моя научно- исследовательская работа (6 часов) Творческий проект Проект «Наш лес: прошлое, настоящее и будущее» 1. Соберите информацию об истории лесопользования Богородского района. 2. Выявите современные экологические проблемы. 3. Предложите перспективы развития лесной экосистемы с учётом требований рационального природопользования 4. Разработанные

материалы обобщите, и создайте агитационный ролик для призыва населения к рациональному лесопользованию.

Выводы. На основе изучения понятия «экологическая ответственность», а также особенностей её формирования у обучающихся нами была создана авторская программа «Школьное лесничество» для геоэкологического объединения дополнительного образования.

Структура содержания программы выстроена в логике последовательного формирования экологической ответственности. Осуществлено сопряжение содержательного, процессуального и технологического компонентов формирования экологической ответственности, что придает системный, целостный характер разработанной программе.

Литература:

1. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе "География России" // География в школе. 2017. № 7. С. 53-60.

2. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Разработка учебно-методических материалов по реализации программы формирования культурно-экологической образовательной среды региона // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 12.

3. Губанинцкая О.В. Теоретические аспекты формирования экологической ответственности обучающих основной школы // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 4. — С. 35-37.

4. Гурьевских О.Ю., Липухин Д.Н., Поздняк С.Н., Янцер О.В. К проблеме формирования экологической ответственности школьников при изучении географии // Труды шестой международной научно-практической конференции: сборник статей. 2018. — г. Екатеринбург: Буки-Веди, 2018. — С. 573.

5. Дворецкая Е.В. Формирование экологической ответственности для достижения определенных личностных результатов // Человек и образование. — 2014. — № 4(41). — С. 80.

6. Захлебный А.Н. О реализации концепции общего экологического образования в государственном общеобразовательном стандарте нового поколения / А.Н. Захлебный. // Информационные материалы VI Всерос. науч.-практич. конф. «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». - Сургут: Винчера, 2011. - С. 26.

7. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Сиротин В.И. - Учебное пособие. 9 класс. Москва: Дрофа, 2007.

8. Отношение школьников к природе / [А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.]; Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. - М.: Педагогика, 1988.

9. Шобонов С.А. Структура экологической ответственности личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МФД России. — 2009. — № 2. — С. 33.

10. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E.ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Т. 7. № 9. С. 409

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук Винокурова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья затрагивает проблему формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в аспекте их лингвометодической подготовки. Авторами рассмотрены компоненты модели лингвометодической подготовки обучающихся в вузе, осуществлен процесс интеграции традиционных и современных технологий и определены наиболее эффективные технологии лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов на основных этапах обучения.

Ключевые слова: современные технологии, лингвометодическая подготовка, русский язык, педагог, учитель начальных классов.

Annotation. The article deals with the problem of formation of professional competence of future teachers in the aspect of their linguistic and methodological training. The authors consider the components of the model of linguistic and methodological training of students in higher education, implement the process of integration of traditional and modern technologies, and identify the most effective technologies of linguistic and methodological training of future primary school teachers at the main stages of training.

Keyword: modern technologies, linguistic and methodological training, Russian language, teacher, primary school teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.