Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / СЛАЙД-ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ СЛАЙД-ТЕСТИРОВАНИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ / DISCUSSION METHOD OF TRAINING / SLIDE TESTING / FINANCIAL LITERACY / IDENTIFYING PROBLEMS OF THE DISCUSSION METHOD / STAGES OF THE DISCUSSION METHOD USING SLIDE TESTING / APPLICATION AT THE MININ UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна

Представленная статья раскрывает сущность дискуссионного метода обучения, его особенности применения в обучении студентов финансовой грамотности и финансовой культуре. С практической стороны раскрываются этапы использования дискуссионного метода обучения на занятии на примере составления личного финансового плана, исследования финансовых целей, возможных рисков и типичных ошибок финансового планирования на различных этапах жизненного цикла. Делается вывод, что с помощью метода дискуссионного обучения студенты овладевают умениями быстро адаптироваться к изменяющимся финансово-экономическим условиям, осваивают новые формы деятельности, учатся коллективно приходить к общему выводу, формулируют собственную позицию, помогают сократить собственные финансовые потери в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF THE DISCUSSION METHOD WITH THE APPLICATION OF TESTING IN TRAINING OF STUDENTS OF FINANCIAL

The presented article reveals the essence of the discussion method of teaching, its features of application in teaching students financial literacy and financial culture. On the practical side, the stages of using the discussion method of training in the lesson are described on the example of drawing up a personal financial plan, studying financial goals, possible risks and typical mistakes of financial planning at various stages of the life cycle. It is concluded that, using the method of discussion training, students master the ability to quickly adapt to changing financial and economic conditions, master new forms of activity, learn to come to a common conclusion collectively, formulate their own position, and help reduce their own financial losses in the future.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

дистанционное обучение, когда я один и мне скучно», или «дистанционное обучение — это когда учитель только присылает работы». «Дистанционное обучение — это когда я сам хочу учусь - хочу не учусь». Нет понимания, что это другой процесс, отличный от традиционного, но познавательный и увлекательный.

Выводы. Важно еще раз подчеркнуть, что очное и дистанционное обучение — это абсолютно не равные вещи. Евгения Семёновна Полат когда-то говорила: «что очное обучение дистанционное никогда заменит». Совершенно очевидно это две разные категории и то, что можно сделать эмоционально и то, что можно сделать благодаря харизме учителя очень часто бывает невозможно сделать в сетях. Поэтому, для того чтобы обучающийся захотел учится у конкретного педагога, важно, чтобы, открывая тот или иной ресурс понимал -вот здесь «присутствует» незримо - Марина Ефимовна, а вот здесь - Пётр Петрович, а здесь - Марина Львовна - обучающийся должен через ресурс, предлагаемые виды деятельности, ощущать и «видеть» нас, своих учителей, учителей, которых он выбирает. То есть мы должны создать все условия, создать такие ресурсы или найти те, которые нам помогут это сделать.

Работа в условиях пандемии очень четко продемонстрировала необходимость в постоянном совершенстве профессиональных компетенций современного педагога в области цифрового обучения, потребность в овладении гибкими навыками, цифровыми технологиями, технологиями организации коммуникации с использованием электронной информационно-образовательной среды.

Литература:

1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Андреев. М.: изд-во ТПУ. - 2009.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08. — М., 2002. — 461 с.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева; МШУ. - М.: Диона, 2020. - 244 с.

4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2009, 272 с.

5. Субочева, М.Л. Теоретические подходы к проектированию информационной образовательной среды технологического образования: Монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Г.Н. Некрасова и др. / под общей редакцией М.Л. Субочевой и М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: «Спутник+», 2018. - 207 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Представленная статья раскрывает сущность дискуссионного метода обучения, его особенности применения в обучении студентов финансовой грамотности и финансовой культуре. С практической стороны раскрываются этапы использования дискуссионного метода обучения на занятии на примере составления личного финансового плана, исследования финансовых целей, возможных рисков и типичных ошибок финансового планирования на различных этапах жизненного цикла. Делается вывод, что с помощью метода дискуссионного обучения студенты овладевают умениями быстро адаптироваться к изменяющимся финансово-экономическим условиям, осваивают новые формы деятельности, учатся коллективно приходить к общему выводу, формулируют собственную позицию, помогают сократить собственные финансовые потери в будущем.

Ключевые слова: дискуссионный метод обучения, слайд-тестирование, финансовая грамотность, выявление проблем дискуссионного метода, этапы реализации дискуссионного метода с применением слайд-тестирования, применение в Мининском университете.

Annotation. The presented article reveals the essence of the discussion method of teaching, its features of application in teaching students financial literacy and financial culture. On the practical side, the stages of using the discussion method of training in the lesson are described on the example of drawing up a personal financial plan, studying financial goals, possible risks and typical mistakes of financial planning at various stages of the life cycle. It is concluded that, using the method of discussion training, students master the ability to quickly adapt to changing financial and economic conditions, master new forms of activity, learn to come to a common conclusion collectively, formulate their own position, and help reduce their own financial losses in the future.

Keywords: discussion method of training, slide testing, financial literacy, identifying problems of the discussion method, stages of the discussion method using slide testing, application at the Minin University.

Введение. Существенные изменения, происходящие в современном финансовом мире, приводит к деформации взглядов современного общества на повсеместное управление собственными ресурсами, вопросы потребления и экономии. Подобные видоизменения отражаются в необходимости формирования эффективных ресурсов для предоставления достаточного объема знаний и умений в обозначенной сфере. Это в сою очередь находит отражение в программах обучения финансовой грамотности, реализуемых на государственном уровне, для всех категорий населения. Вместе с этим стоит отметить, что формирование данных программ находит активный отклик у населения поскольку в настоящее время наблюдается ярко выраженная тенденция роста доли граждан, которые хотели бы существенно изменить свою позицию в отношении управления личными финансами. Они хотят обладать достаточным объемом знаний и навыков,

что позволит им выступать в роли активных участников финансового рынка, способных самостоятельно определять уровень устойчивости и защищенности от рисков своих сбережений, выстраивать стратегию роста дохода и рационального использования сформированных активов. Практически каждый в современном обществе, вне зависимости от своего образования, направления подготовки, жизненных взглядов и убеждений, связан с «финансовым миром», постоянно использует его инструменты и возможности: от наличных денежных расчетов, совершаемых ежедневно до совершения операций с финансово-кредитными институтами при оформлении договоров при получении кредитов и займов. Поэтому обучение финансовой грамотности в аспекте формирования компетенций гражданина, обоснованно оперирующего своими средствами с учетом условий внешней среды, необходимо начинать как можно раньше с учетом возрастных особенностей и полученных ранее знаний.

По этой причине, введение курса финансовой грамотности или финансовой культуры в вузах страны на различных направлениях и формах подготовки актуально в связи с реализацией проекта повышения финансовой грамотности населения в целом и позволяет эффективно донести необходимую информацию до слушателей курсов.

Обеспечение высококвалифицированных финансово грамотных выпускников вузов предусматривает внедрение обширного числа технологий обучения на занятиях, среди которых отдельно стоит остановиться на дискуссионных методах и технологиях, как наиболее уместных для подобного курса.

Изложение основного материала статьи. Современная система обучения предполагает обширный перечень методов и технологий для организации продуктивных и интересных, в плане подачи материала, для обучающихся лекционных занятий и семинаров. Специфика процесса обучения финансовой грамотности заключается в построении максимально эффективных занятий в плане усвоения материала, поскольку практическая значимость последующего применения полученной информации в будущем велика и неоспоримо влияет на качество жизни при последующем применении полученных навыков. По этим причинам методы подобные дискуссионному являются актуальными для курсов и дисциплин подобного вида.

В настоящее время дискуссионный метод с применением слайд-тестирования активно используется в обучении студентов на практических занятиях кафедры страхования, финансов и кредита при проведении занятий по формированию финансовой грамотности студентов, при изучении основ финансовой культуры, что позволяет более четко и ясно представить суть конкретной анализируемой финансовой проблемы, грамотно и корректно составить личный финансовый план, научиться управлять активами, сопоставлять доходы и расходы, достигать благодаря этому выбранной цели, накапливать и сберегать, преумножать капитал, строить долгосрочные финансовые планы на несколько лет.

На кафедре страхования, финансов и кредита Мининского университета дискуссионные формы обучения применяются достаточно активно, так как они выступают действенными инструментами в преподавании широкого круга финансово-экономических дисциплин, а также как основа формирования и развития финансового мышления у обучающихся.

Преподаватели кафедры ставят определенные цели при формировании у студентов ключевых параметров определяющих грамотное и обоснованное финансовое мышление. К таким параметрам, как правило, относят способность принимать взвешенные, обоснованные и соответствующие текущей финансовой обстановке решения в сфере личных финансов или иными словами, следовать нормам рационального финансового поведения, быть финансово грамотным. Поскольку виды и направления практически всех финансовых услуг находятся в постоянном развитии, в частности, за счет применения современных информационных технологий в процессе их реализации, то и задача проводимых занятий по финансовой грамотности сводится к овладению основными принципами финансового поведения, которые позволят избежать финансовых потерь, формировать рациональные и грамотные финансовые отношения внутри семьи, выбирать оптимальный условия договорного характера с банковскими учреждениями, организациями, предлагающими финансовые услуги, государством и т.д.

Занятия, в форме дискуссионного метода с применением слайд-тестирования, проходят в несколько взаимосвязанных этапов. Наличие их и последовательная реализация позволяют соблюсти логическую структуру занятия и максимально полно достичь поставленных целей. Рассмотрим реализацию этих этапов на примере одного из занятий по финансовой грамотности.

1 этап - подготовительный, на котором происходит формулировка проблемы, определение круга вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли среди участников.

«Ведущий» (организатор) - его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех студентов группы.

«Докладчики» - представляют составленные дома презентации, которые в процессе демонстрации подробно разбираются, в виде дискуссии задаются вопросы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки.

«Наблюдатель» - в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных критериев. «Таймкипер» - человек, следящий за соблюдением правил и регламента дискуссии.

Используя дидактические материалы, студентам представляется финансовая ситуация с описанием ежемесячных доходов и расходов молодой семьи из двух человек, обозначена конкретная финансовая цель: покупка машины, дачного участка, компьютера и т.д., предоставлен фото-слайд с личным бюджетом данной семьи:

Доходы Расходы

Зарплата мужа 40000 Питание 12000

Зарплата жены 25000 Коммунальные платежи 5500

Покупка одежды, обуви 10000

Транспортные расходы 8000

Мобильная связь 2000

Отдых, досуг 7000

Прочее 2000

Итого: 65000 Итого: 46500

К занятию студенты должны: сформировать план управления активами, доходами и расходами, который позволит достичь выбранную финансовую цель к обозначенному моменту времени (временной интервал может быть выражен в годах или месяцах).

2 этап - слайд-тестирование, дискуссия. На занятии студентам предлагается слайд-тестирование по этапам финансового планирования:

- постановка конкретной финансовой цели,

- учет и анализ доходов и расходов (составление бюджета),

- планирование сбережений и накоплений.

Слайды с картинками финансовых этапов пронумерованы и студенты заполняют таблицу, в которой отражены название действий на пути к выбранной цели. Так сократив расходы на одежду, обувь и отдых, семья сможет сэкономить до 8000 руб. в месяц, т.е. за год до 96000 руб. и т.д. управляя другими расходами.

Затем, проверяются тесты, неправильные ответы совместно анализируются. Составленные дома презентации студентов демонстрируются и подробно разбираются. Студенты в виде дискуссии поочередно докладчику высказывают свои замечания, комментируют выявленные несоответствия и задают дополнительные вопросы.

Кроме того в качестве дополнения можно исследовать финансовые цели, возможные риски и типичные ошибки финансового планирования на различных этапах жизненного цикла: становления, зрелости, пожилого возраста и т.д. Один из вопросов, который может быть также вынесен на дискуссию - это изучение примеров удачного и неудачного финансового планирования из личного опыта студентов и их семей.

3 этап - этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты личных финансовых планов, а затем оценивается ход обсуждения, резюмируется участие каждого студента в решении исследуемой проблемы.

Руководит ходом дискуссии преподаватель. Как организатору дискуссии, ему приходится придерживаться определенной стратегии: воздерживаться от собственных суждений, стимулировать продуктивность идей с помощью наводящих вопросов, менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений, уточнять, пояснять высказывания студентам с помощью вопросов, не игнорировать ни одного вопроса и ответа, давать время для обдумывания ответов, наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии.

В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. Каждое выступление, позиция должны быть внимательно рассмотрены. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п., все поведенческие линии, которые в результате могут привести к «выпаданию» некоторых студентов из процесса дискуссии должны быть исключены.

В результате применения дискуссионного метода не предполагается определение победителей и проигравших. Более того, преобладание одной точки зрения можно оценить, как педагогическую неудачу педагога, неумение правильно организовать диалог обучающихся, а также исключение из внимания момента, когда дискуссия в ее классическом виде перешла в отстаивание одной конкретно взятой точки зрения. Подобные проявления при проведении занятия должны быть исключены поскольку данная форма обучения направлена на развитие умений донести до других людей собственную позицию по обсуждаемому вопросу, а также построение стратегии, позволяющей аргументировано ее отстоять, используя взвешенные доводы. Помимо этого, тренируется умение выделить слабые места в позиции или аргументации оппонента, обосновать их весомыми фактами, которые будут приняты оппонентом как весомые.

Положительными особенностями применения данного метода в педагогической практике можно отнести следующее: дискуссионный метод слайд-тестирования позволяет привлечь к активному участию на занятии всех присутствующих студентов, дает возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения, побуждают к самоанализу, позволяет использовать дополнительные материалы, воспитывает терпимость, учит слушать мнение других, не требует большого времени для подготовки, позволяет собрать множество мнений и аргументов.

Вместе с этим стоит отметить, что, используя сочетание дискуссионного метода и слайд-тестирования на занятиях по финансовой грамотности, студенты корректно и обоснованно составляют личный финансовый план, через высказывания своей точки зрения вырабатывают коммуникативные навыки и используют мысли других лишь для подтверждения своих идей и доводов, кратко и по содержанию делают выводы. Финансовая ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, побуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться и обосновать свою позицию.

Выводы. Таким образом, метод дискуссионного обучения выступает действенным инструментом в проведении занятий по формированию финансовой грамотности: с помощью него студенты последовательно овладевают умениями динамично адаптироваться к изменяющимся финансово-экономическим условиям, осваивают новые формы деятельности, учатся коллективно приходить к общему выводу, формулируют собственную позицию, овладевают новыми знаниями и умениями, позволяющими сократить финансовые потери в будущем. В сопряжении с современной ситуацией мирового экономического развития это способствует формированию обучающегося-исследователя, обладающего достаточным запасом знаний, позволяющим самостоятельно идентифицировать проблемы финансового характера и разрешать их.

Литература:

1. Абдуллаева, М.Х. Интерактивные формы обучения в современном вузе / М.Х. Абдуллаева // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 2 (14). - С. 51-53.

2. Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95.

3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/39pDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5 Горина Е.Е., Бушуева А.А., Кузнецова Е.А., Винникова И.С. Финансовая грамотность в Нижегородской области: проблемы и перспективы // Современный ученый. 2017. № 6. С. 146-149.

6. Кильпикова О.В., Овчаренко В.А. Дискуссионные методы активного обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 16. - C. 22-25.

7. Крымова И.П., Дядичко С.П. Качество современного экономического образования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2014. С. 1743-1746.

8. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

9. Шпилева М.В. Дискуссионные методы активного обучения в преподавании экономических дисциплин // Стратегии и тенденции современного образования. 2014. № 1. С. 22-26.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Географии, географического и геоэкологического образования» Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант 1 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Макарихина Светлана Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант 1 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Щенникова Юлия Эвальдовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ

Аннотация. В статье раскрывается методика реализации потенциала школьного краеведческого геоэкологического кружка в формировании культуры природопользования. Материалы статьи имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку могут быть использованы в практике экологизации школьной географии с целью формирования экологически значимых качеств личности.

Ключевые слова: культура природопользования, экологическое образование, геоэкологическое образование.

Annotation. The article reveals the method of realizing the potential of the school local history geo-ecological circle in the formation of a culture of nature management. The materials of the article are not only theoretical, but also practical, since they can be used in the practice of ecologization of school geography in order to form environmentally significant personal qualities.

Keywords: culture of nature management, environmental education, geo-ecological education.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект 19- 013-00749 Код конкурса А)

Введение. Формирование культуры природопользования в школьном географическом краеведении отражает современный этап его экологизации, который соотносится с активной разработкой теоретических и методических основ экологического образования и воспитания в контексте культурологической парадигмы.

Экологическое образование и воспитание рассматривается в современных кризисных экологических условиях как систематизирующий фактор модернизации образования в контексте новой системы коэволюционных ценностей, гармонизации и оптимизации природопользовательской деятельности (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Н.Н. Моисеев, Н.Н. Родзевич, Н.С. Касимов, Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина) [1]. Так, академик Н.С. Касимов отмечает, что рациональное природопользование является своеобразным мостом человечества в будущее. Основу такого природопользования составляют важные нравственные качества человека: культура, ответственность, долг, любовь. [5] Идея взаимосвязи качеств личности и результатов его природопользовательской деятельности была сформулирована ещё в ХХ веке [6], актуальна она и сегодня. В последние годы в русле этой идеи актуализируется исследования, связанные с формированием культуры природопользования как экологоориентированного качества личности, обеспечивающего решение экологических проблем и переход к устойчивому развитию (Н.С. Касимов, Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, В.М. Смирнова, Г.С. Камерилова) [2, 3].

Значительную роль в формировании культуры природопользования играет геоэкологическое образование, возникшее в процессе экологизации географического образования. Важность формирования у учащихся культуры природопользования на краеведческом материале неоднократно подчеркивалась учеными, исследовавшими данную проблему.

Цель данного исследования: изучить особенности формирования культуры природопользования учащихся средствами школьного краеведческого геоэкологического кружка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие «культура природопользования»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.