Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ПЕРИОД СТУДЕНЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА / INFORMATION TECHNOLOGY / FINANCIAL LITERACY / ECONOMIC SCIENCES / STUDENT PERIOD / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MULTIMEDIA AND COMPUTER FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Крупинов Владислав Сергеевич

Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения эффективности изучения финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей, что выражается в острой потребности общества в знании молодым поколением фундаментальной базы функционирования экономики, наличии у него умений и навыков распределения финансов, ориентации в современной финансовой системе. Авторы выделяют характерные психологические особенности студентов, а также факторы, которые влияют на эффективность обучения финансовой грамотности, характеризуют роль педагогики сотрудничества в образовательном процессе. В статье проведена классификация информационных технологий, выделены ключевые направления применения информационных технологий в обучении финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей. С целью повышения эффективности процесса обучения финансовой грамотности, авторами предложена возможность создания специального программного продукта (приложения), обладающего функционалом для анализа и учёта личных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Крупинов Владислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE STUDY OF FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS OF NON-ECONOMIC SPECIALTIES

The relevance of the work is due to the need to increase the effectiveness of the study of financial literacy by students of non-economic specialties, which is expressed in the urgent need of society for the young generation to know the fundamental basis of the functioning of the economy, to have the skills and abilities of distributing finances, and orientation in the modern financial system. The authors highlight the characteristic psychological characteristics of students, as well as factors that affect the effectiveness of teaching financial literacy, characterize the role of cooperation pedagogy in the educational process. The article classifies information technologies, highlights the key areas of application of information technologies in teaching financial literacy to students of non-economic specialties In order to increase the efficiency of the process of teaching financial literacy, the authors proposed the possibility of creating a special software product (application) with functionality for analyzing and accounting for personal finances.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Крупинов Владислав Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения эффективности изучения финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей, что выражается в острой потребности общества в знании молодым поколением фундаментальной базы функционирования экономики, наличии у него умений и навыков распределения финансов, ориентации в современной финансовой системе. Авторы выделяют характерные психологические особенности студентов, а также факторы, которые влияют на эффективность обучения финансовой грамотности, характеризуют роль педагогики сотрудничества в образовательном процессе. В статье проведена классификация информационных технологий, выделены ключевые направления применения информационных технологий в обучении финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей. С целью повышения эффективности процесса обучения финансовой грамотности, авторами предложена возможность создания специального программного продукта (приложения), обладающего функционалом для анализа и учёта личных финансов.

Ключевые слова: информационные технологии, финансовая грамотность, экономические науки, период студенчества, образовательные технологии, мультимедийные и компьютерные средства.

Annotation. The relevance of the work is due to the need to increase the effectiveness of the study of financial literacy by students of non-economic specialties, which is expressed in the urgent need of society for the young generation to know the fundamental basis of the functioning of the economy, to have the skills and abilities of distributing finances, and orientation in the modern financial system. The authors highlight the characteristic psychological characteristics of students, as well as factors that affect the effectiveness of teaching financial literacy, characterize the role of cooperation pedagogy in the educational process. The article classifies information technologies, highlights the key areas of application of information technologies in teaching financial literacy to students of non-economic specialties In order to increase the efficiency of the process of teaching financial literacy, the authors proposed the possibility of creating a special software product (application) with functionality for analyzing and accounting for personal finances.

Keywords: information technology, financial literacy, economic sciences, student period, educational technology, multimedia and computer facilities.

Введение. В современных реалиях развития общества финансовая грамотность является необходимым аспектом жизнедеятельности любого человека, так как всем людям приходится принимать различные решения в области финансов, их распределения. Финансовая грамотность представляет собой одну из важнейших компетенций современного студента, как экономических, так и неэкономических специальностей. Она позволяет оптимально планировать и применять собственный бюджет, исходя из краткосрочных и долгосрочных интересов, распознавать финансовые угрозы, ориентироваться в рынке услуг и предоставляемых финансовыми институтами продуктов, избегать задолженностей и мошенничества.

Если говорить о понятии финансовой грамотности, то её можно определить в качестве наличия у обучающихся знаний, умений и навыков в области понимания различных аспектов финансовой действительности: экономики страны, финансового положения населения, особенностей протекания современных кредитных отношений, состоянии рынка, личных финансов, в том числе сопоставления личных доходов и расходов. Формирование финансовой грамотности у обучающихся непосредственно связано с процессом осмысления ими фундаментальных экономических понятий и процессов. Она выражается в способностях принятия и обдумывания реальных экономических событий и вместе с этим соотношения их с полученными знаниями в данной области.

Проблема обучения финансовой грамотности была исследована многими отечественными и зарубежными исследователями. Хотелось бы обратиться к работе А.В. Зеленцовой, Е.А. Блискавки и Д.Н. Демидова, которые определяют развитие у студентов финансовой грамотности в качестве перспективного направления деятельности образовательной организации. Исследователи отмечают, что изучение студентами основ финансовой грамотности положительно влияет на уровень финансовой культуры страны в целом, что является одной из важнейших целей государства. В зарубежной практике финансовая грамотность рассматривается в качестве способности управления собственными личными финансами и принятия оптимальных финансовых решений, обеспечивающих достижение краткосрочных и долгосрочных целей [7].

Проблема изучения студентами неэкономических специальностей основ финансовой грамотности тесным образом взаимосвязана с разработкой и непосредственно систематизацией доступной, объективной и проверенной информации и применением различных каналов её донесения и распространения. С этой целью в образовательном процессе повсеместно используются современные информационные технологии. Информационные технологии представляют собой процесс передачи информации обучающимся при помощи современных компьютерных средств. Под информационными технологиями можно также понимать такие

технологии обучения, в рамках которых применяются различные информационные средства и специальная техника.

Изложение основного материала статьи. Конечно, изучать основы финансовой грамотности можно в любом возрасте, но можно смело утверждать, что наиболее эффективно данный процесс осуществляется именно в достаточно молодом возрасте, когда информация усваивается наиболее быстро. Следует отметить, что в годы студенчества только начинается накапливаться база знаний о финансовой сфере жизни, так как определяется будущее направление профессиональной деятельности. Данный период следует назвать временем быстрого овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, характеризующимся высокой степенью потребления культурных ценностей на основе познавательных мотивов.

Д.А. Донцов и М.В. Донцова в своей работе «Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста» отмечают, что для психологии обучающихся в этот период характерны следующие новообразования:

- понимание собственной личной ценности и индивидуальности;

- навыки адаптации к различным сферам жизни;

- поэтапное самоопределение в профессиональном аспекте;

- навыки анализа собственных действий и действий окружающих людей [21.

Далее следует вести речь об информационных технологиях и их роли в обучении финансовой грамотности. Так, И.Г. Захарова определяет информационные технологии в качестве системы знаний о средствах и способах деятельности с применением методов и способов обработки информации и различных информационных ресурсов. Также обходимо отметить, что информационные технологии представляют собой образовательную технологию, которая использует для работы с информацией технические и программные аудиосредства и видеосредства. Исследователь выделяет факторы, которые непосредственно влияют на эффективность изучения студентами финансовой грамотности:

- использование в процессе обучения метода самоконтроля;

- наличие широкого доступа к информационным системам, которые содержат знания в области экономики;

- ориентация образовательного процесса на самостоятельность студентов;

- адаптация студента к предлагаемому учебному материалу с учётом его способностей и возможностей;

- наглядность преподаваемого учебного материала;

- вариативность применяемых педагогом методов обучения, которые должны соответствовать уровню сформированности финансовой грамотности студентов [61.

Исследователь Ю.А. Антонова отмечает, что в процессе изучения финансовой грамотности студентами неэкономических дисциплин наиболее эффективная образовательная технология - это педагогика сотрудничества, непосредственно включающая в себя информационные технологии, которые существенным образом повышают мотивацию студентов к обучению. В процессе организации процесса обучения в данном случае применяются компьютеры и мультимедийная система, что даёт возможность сделать обучение наиболее наглядным и придаёт ему практическую направленность. Необходимо, чтобы педагог и студенты имели широкий доступ к информационным образовательным ресурсам в области экономики, возможность демонстрации презентаций, выполнять расчёты и осуществлять построение диаграмм, моделировать финансовую деятельность с применением игровых технологий [11.

В свою очередь, А.Н. Романов подразделяет информационные технологии, применяемые при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей, на две группы: информационные технологии с полной интерактивностью и с избирательной интерактивностью. К первой группе относятся информационные технологии, непосредственно обеспечивающие прямой доступ к информации, которая содержится на каких-либо носителях или сетях, что даёт возможность её передавать, дополнять и преобразовывать. Вторая группа включает информационные технологии, которые обеспечивают хранение необходимой информации в структурированном виде. Функционирование данных технологий проходит в интерактивном режиме, они существенным образом облегчают доступ к огромному количеству информации. К ним можно отнести Интернет, телетекст и видео тексты, базы и банки данных [81.

Нужно заметить, что применение информационных технологий в образовательном процессе в настоящее время не является чем-то необычным. Как педагоги, так и студенты привыкли использовать в обучении различные современные мультимедийные и компьютерные средства. Это касается и изучения финансовой грамотности студентами, в настоящее время существует множество дистанционных курсов повышения финансовой грамотности, а в образовательном процессе активно используются технические средства, позволяющие сделать обучение наиболее удобным и эффективным. Следует выделить ключевые направления применения информационных технологий в обучении финансовой грамотности:

- разработка веб-сайтов, которые содержат контент образовательного характера;

- организация интеллектуального досуга: мастерклассов, семинаров, а также вебинаров с применением информационных технологий;

- разработка дидактических и методических учебных материалов;

- совершенствование педагогических программных инструментов.

Поскольку основой для планирования личных финансов является учёт личных доходов и расходов, необходимо позаботиться о наличии программного продукта (приложения), позволяющего решать эти задачи. Подобная программа должна быть понятна и удобна для студентов, иметь возможность синхронизации мобильных устройств с персональным компьютером.

Основной проблемой для ведения учёта доходов и расходов является трудоемкость внесения информации данных о расходах, поскольку они осуществляются гораздо чаще, чем получаются доходы. Для решения этого вопроса можно предложить при создании программы учета расходов предусмотреть возможность импорта информации о расходах, производимых при помощи банковских карт и прямого учета данных чеков (посредством, например, QR-кодов). Похожие приложения непосредственно для платежных целей включены, например, в систему SamsungPay, однако наибольшее развитие они получили в Китае, где значительная часть небольших платежей осуществляется с помощью сервиса WeChat.

Создание бесплатной программы, равно как и видео, потребует привлечения специалистов, а значит, и затрат. Однако такие затраты могут быть оправданными даже с точки зрения частного инвестора, если сделать эту программу не бесплатной, а условно бесплатной. Расширенные функции программы, такие как, например, анализ расходов, построение графиков и диаграмм, технический анализ и построение на его основе прогнозов и рекомендаций, должны становиться доступными при определенных условиях (к примеру, рост уровня своей финансовой грамотности при прохождении тестов, участие и победа в онлайн-викторинах или играх, посвященных финансовой грамотности, участие в опросах, позволяющих улучшить работу сайта).

Выводы. Таким образом, формирование у студентов неэкономических специальностей финансовой грамотности является одной из важнейших проблем, требующих разрешения. Повышение уровня финансовой культуры молодого поколения является актуальной задачей страны, ведь знание фундаментальных экономических основ, владение понятиями сферы финансов позволяет избежать множества проблем. Обучение финансовой грамотности способствует наиболее эффективного функционирования отечественной экономики.

Информационные технологии призваны повысить эффективность обучения финансовой грамотности, они способствуют наиболее оптимальной коммуникации между педагогом и студентом и непосредственно студентами. Применение в учебном процессе различных мультимедийных и компьютерных средств, образовательных технологий, включающих в себя информационные технологии, повышают степень наглядности учебного материала и придают обучению практический характер. Использование информационных технологий при обучении финансовой грамотности непосредственно способствует повышению степени интереса студентов, их мотивации к познавательной деятельности и изучению экономических наук.

Литература:

1. Антонова Ю.А. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.

2. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. - 2013. - №2. - С. 34-42.

3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 53-56.

5. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 90-93.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. 192 с.

7. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: Кнорус, 2012. 112 с.

8. Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / Под ред. Романова А.Н. -М.: Вузовский учебник, 2018.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена особенностям игровых технологий как действенного инструмента в образовательном процессе, специфики и роли использования игровых технологий при обучении финансовой грамотности студентов младших курсов вуза. Актуальность исследования основывается на современной необходимости обладания достаточным объемом знаний в сфере управления личными финансами, основа которых формируется на первых этапах обучения в высшем учебном заведении. Ключевой задачей вуза в данном случае становится формирование эффективного процесса независимой оценки и отбора полученных обучающимися данных. Игровые технологий в настоящее время рассматриваются как одна перспективных из форм преподавания, позволяющая формировать знания и умения различной направленности, в том числе и в сфере финансового обучения.

Ключевые слова: экономические науки, период студенчества, образовательные технологии, мультимедийные и компьютерные средства финансовая грамотность, игровое обучение, студенты, высшее обучение.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of gaming technologies as an effective tool in the educational process, the specifics and role of using gaming technologies in teaching financial literacy of junior

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.