Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОД ПРОЕКТОВ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФИНАНСОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / HIGHER EDUCATION / STUDENT-CENTERED APPROACH / PROJECT METHOD / MULTILEVEL EDUCATION / INDEPENDENT WORK / FINANCIAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Шпилевская Елена Вячеславовна

Представленная статья раскрывает особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов на основе личностно-ориентированного обучения при изучении дисциплин финансовой направленности. Личностно-ориентированное обучение предполагает рассмотрение метода проектов, обучения в сотрудничестве и разноуровневого обучения, которые успешно используются при организации самостоятельной работы студентов Мининского университета. Делается вывод, что применение разнообразных методов организации самостоятельной работы является наиболее продуктивным в изучении финансовых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Шпилевская Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON THE BASIS OF A PERSONALLY-ORIENTED APPROACH WHEN STUDYING FINANCIAL DISCIPLINES

The presented article reveals the features of the organization of independent work of students of universities on the basis of student-centered learning in the study of disciplines of financial orientation. Person-centered learning involves considering the method of projects, learning in collaboration and multilevel learning, which are successfully used in organizing independent work of students of Minin University. It is concluded that the use of various methods of organizing independent work is the most productive in the study of financial disciplines.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»

9. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Шпилевская Елена Вячеславовна

Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (г. Ростов-на-Дону)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Представленная статья раскрывает особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов на основе личностно-ориентированного обучения при изучении дисциплин финансовой направленности. Личностно-ориентированное обучение предполагает рассмотрение метода проектов, обучения в сотрудничестве и разноуровневого обучения, которые успешно используются при организации самостоятельной работы студентов Мининского университета. Делается вывод, что применение разнообразных методов организации самостоятельной работы является наиболее продуктивным в изучении финансовых дисциплин.

Ключевые слова: высшее образование, личностно-ориентированный подход, метод проектов, разноуровневое обучение, самостоятельная работа, финансовые дисциплины.

Annotation. The presented article reveals the features of the organization of independent work of students of universities on the basis of student-centered learning in the study of disciplines of financial orientation. Person-centered learning involves considering the method of projects, learning in collaboration and multilevel learning, which are successfully used in organizing independent work of students of Minin University. It is concluded that the use of various methods of organizing independent work is the most productive in the study of financial disciplines.

Keywords: higher education, student-centered approach, project method, multilevel education, independent work, financial disciplines.

Введение. Развитие современного общества, изменения, происходящие в нем, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной и активной личности, обладающей компетенциями инновационной деятельности. Этой потребностью и вызвано введение в практику высшей школы личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности, развития ее неповторимой индивидуальности. Также возрастающая роль самостоятельной работы в учебном процессе высшего учебного заведения диктует дополнительные требования к ее организации. Представленные особенности и планируются к рассмотрению в данной статье через призму личностно-ориентированного обучения финансовым дисциплинам.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся вузов в процессе обучения, данный аспект актуален и в изучении финансовых дисциплин («Финансы и кредит»; «Финансовая математика»; «Финансовое планирование и прогнозирование» и др.). «Знаниевая» компонента обучения уходит, в определенной степени, на второй план, первостепенным личностно-ориентированное обучение считает личность и ее развитие. Обучающийся должен уметь самостоятельно пополнять собственные знания, постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием. Как известно, знания, полученные студентом самостоятельно, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя. В процессе самостоятельной работы каждый обучающийся непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом дисциплины, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все свои резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Ни один студент не сможет остаться при этом нейтрально-пассивным. Кроме того самостоятельная работа вызывает не только активность обучающихся, но она еще предполагает индивидуализированный характер. Для выполнения самостоятельной работы каждым студентом используются различные источники информации в зависимости от собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного обучающегося и как следствие его успеваемость.

Вопросы самообразования в области финансовых дисциплин приобретают особую актуальность и значимость, так как вопросы финансовой грамотности важны не только будущим представителям финансово-экономических профессий, но и позволяют принимать обдуманные решения в вопросах личных финансов, планирования семейного бюджета, инвестирования средств каждому человеку. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы обучающийся умел работать самостоятельно, его необходимо этому научить.

Организация самостоятельной работы студентов на занятиях финансовой направленности требует определенной предварительной подготовки. Такая предварительная работа должна включать:

- формирование навыков и умений работы с учебно-методической литературой, Интернет-ресурсами, нормативно-правовыми источниками данных, различными видами финансово-экономических словарей и справочниками, специальными памятками, с электронными средствами обучения;

- развитие у обучающихся навыков своевременного и рационального выполнения домашних заданий, навыков планирования своей учебной деятельности;

- инструктирование обучаемых о порядке выполнения заданий для самостоятельной работы и составления отчета об их выполнении;

- определение приемов оказания оперативной помощи обучающимся при выполнении самостоятельной работы;

- оперативный, своевременный контроль за ходом самостоятельной работы и выявление типичных ошибок, затруднений, недопонимания материла;

- поощрение, стимулирование обучающихся, успешно выполняющих самостоятельные задания.

Остановимся подробнее на использовании на занятиях по изучению финансовых дисциплин технологии

личностно-ориентированного подхода, которая способствует успешному формированию навыков самостоятельной работы.

Основой личностно-ориентированного подхода, как известно, является уникальная целостная личность обучающегося, которая обучается, развивается, творит, имеет свои цели и задачи, стремится к максимальной реализации своих способностей и возможностей, открыта для всего нового, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Выбранный личностно-ориентированный подход в обучении основан на системе взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, он создает атмосферу творчества, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи и делает возможными процессы самопознания и самореализации личности каждого обучающегося. Данные процессы самопознания представленный подход также вдохновляет и помогает достичь. Гибкость в определении целей, учет интересов обучающегося, индивидуальных его возможностей и способностей делает процесс обучения более успешным, результативным. Данный подход позволяет создать особую атмосферу для развития, взаимопомощи, эмоционального контакта, выстраивания межличностных отношений.

Личностно-ориентированное обучение финансовым дисциплинам включает активное применение таких методов, как метод проектов, обучения в сотрудничестве и разноуровневого обучения.

Использование метода проектов в процессе обучения придает ему личностно-деятельностный характер, что является одной из адекватных форм достижения новых целей в обучении. Он позволяет создать условия, в которых процесс обучения дисциплинам финансовой направленности по своим характеристикам приближается к процессу естественного овладения азами и тонкостями финансовой грамотности.

Данный метод проектов позволяет осуществить самостоятельно планируемую и реализуемую обучающимися работу, в которой предметное общение органично вплетается в практико-ориентированный контекст другой деятельности (создание презентаций, анкетирования, поисково-информативной деятельности и др.). Таким образом, метод позволяет реализовывать межпредметные связи в изучении финансовых дисциплин, расширять общение от изолированного, аудиторного до общения открытого, практического, позволяющего использовать полученные финансовые компетенции в процессе профессиональной деятельности, а также личной (семейной) жизнедеятельности.

Кроме того, работа над финансовым проектом есть творческий процесс, позволяющий обучающимся самостоятельно или под руководством преподавателя, заниматься поиском решения личностно значимой для них проблемы. Это требует от студента умения самостоятельно переносить знания, навыки и умения в новый контекст их использования. При этом в учебном процессе создается определенный макет профессиональной ситуации, в рамках которой от участника проекта ожидается умение сосредоточить свое внимание на содержании. Отсюда, не следует бояться ошибок, они вполне естественны, и говорят о креативности обучающегося.

В ходе выполнения проекта каждый студент проявляет активность, он проявляется творчески, не является пассивным исполнителем заданий преподавателя. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения финансовых дисциплин и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата достижения высокого уровня финансовой грамотности.

При изучении дисциплины «Финансовое планирование и прогнозирование» наиболее применим метод проектов. Здесь активное использование получили мини-проекты, рассчитанные на одно занятие или его часть, и крупные проекты, которые требуют для их выполнения значительного количества времени (месяц, полугодие). Мини-проекты могут включать рассмотрение вопросов планирования различных финансовых показателей деятельности организаций, разработку финансовой стратегии, определение источников и объемов собственных и заемных финансовых ресурсов и др. Крупные проекты предполагают разработку финансового плана развития компании и обоснование его целесообразности и экономической эффективности. Кроме того, проекты подразделяют на индивидуальные и групповые, имеющие большую или меньшую финансово-экономическую направленность. Но в любом случае важным для любого проекта является определение его конечных целей и продукта.

Для создания благоприятной среды, в которой каждый из обучающихся имеет возможность максимально проявить свои способности, применим метод обучения в сотрудничестве (cooperative learning). Метод пригоден для использования на занятиях по дисциплинам «Финансы и кредит», «Финансовая математика» и др. Багаж финансово-экономических и математических знаний и умений студентов одной группы вуза может существенно различаться в исходной подготовке. Это особенно касается финансовой грамотности. В одной группе могут встретиться студенты - выпускники специализированных лицеев и гимназий, школ с математическим уклоном, и выпускники школ, где дисциплины математического блока, мягко говоря, преподавали на недостаточном уровне. У одних студентов имеем высокий уровень подготовки, они быстро понимают все объяснения преподавателя, без проблем и сложностей овладевают финансовым материалом, финансово-экономическими умениями, в то время как другим студентам требуется дополнительное «разжевывание» материала, больше времени на его понимание и осмысление. Знакома ситуация, когда одним обучающимся может стать скучно, в то время как другим - не очень комфортно. Они не могут задавать

вопросы при всей группе, предполагают, что им никогда не догнать сильных студентов, и часто «выпадают» из общего процесса обучения. В данной ситуации метод обучения в сотрудничестве может быть особенно результативным. Используя технологии сотрудничества, преподаватель разделяет студентов на небольшие группы (3-4 человека), и дает им одно общее задание. Педагог озвучивает роль каждого обучающегося группы в выполнении этого задания. Метод обучения в сотрудничестве в рамках личностно-ориентированного подхода позволяет преподавателю дифференцировать задания по уровням сложности. При реализации представленного задания каждый студент, с одной стороны, должен отвечать за результаты своей части работы, с другой же стороны, он также несет ответственность за итоги работы всей его группы.

Польза и эффективность метода однозначно проявляется в результатах каждого обучающегося. Сильные студенты с интересом выполняют групповые финансовые задания, т.к. они соответствуют уровню их подготовленности, на занятиях им комфортно, не скучно, они чувствуют развитие, занимаются творчеством, также они осознают свою важность и нужность в данной команде, работая на общий результат, они отвечают за слабых студентов. Средние и слабые студенты выясняют все непонятные им вопросы, а сильные обучающиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы полностью разобрались в материале. Слабые студенты, при поддержке сильных обучающихся и педагога, постепенно осваивают материал, совместными усилиями ликвидируют пробелы и недопонимание сложных блоков дисциплины. Испытывая благодарность за оказанную помощь, они не чувствуют ненужность и непонимание. Такая совместная работа в коллективе направлена на достижение общих целей, является более эффективной, увлекательной, инновационной. Она приносит удовольствие всем участникам учебного процесса, имеет дружескую атмосферу взаимопомощи. В этом и есть сущность обучения в сотрудничестве.

Метод разноуровневого обучения позволяет преподавателю осуществлять дифференцированный, и даже индивидуальный подход к обучающимся. Активно используется преподавателями Мининского университета при решении задач дисциплины «Финансовая математика». Его применение позволяет ставить обучающихся в ситуацию выбора, побуждая их к большей самостоятельности и активности, этого можно достичь с помощью задач и заданий разного уровня. Например, это могут быть как разные варианты заданий, по уровню сложности, так и работы, в которых задания расположены от простых вариантов к более сложным и оценка зависит от количества выполненных заданий. В рамках изучения финансовой математики, такой дифференцированный подход очень важен, поскольку, повторимся, в группе могут быть студенты с разным уровнем математической подготовки.

Выводы. Таким образом, занятия по финансовым дисциплинам должны превратиться в такие занятия, в процессе которых каждый студент не только усваивает те или иные финансово-экономические знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои силы и возможности, прогнозировать пути их развития. Каждый обучающийся не только проявляет свои личностные качества, но и формирует себя как личность, одновременно повышая свою финансовую грамотность.

Правильная организация самостоятельной работы на занятиях позволит достичь развития самостоятельности у обучающихся, что является приоритетной задачей личностно-ориентированного обучения, в целом, и каждого отдельного преподавателя, в частности. Требуя от студента быть самостоятельным, преподавателю необходимо научить этому обучающихся.

Литература:

1. Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 7-10.

2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Закария А.К. Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 61-64.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т. 4. №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный).

4. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40-52.

5. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 12-23.

6. Добросельский В.В. Личностно-ориентированный подход в обучении будущих бакалавров-менеджеров. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 10. С. 125-130.

7. Кораблева В.В., Артемьева С.И. Личностно-ориентированный подход в высшей школе. В сборнике: Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве. Сборник научных материалов Международной научно-практической конференции. Печатается по решению Ученого совета Института социально-гуманитарных технологий (протокол № 4 от 18 декабря 2019 года). Материалы публикуются в авторской редакции, 2020. С. 169-172.

8. Харитонова О.В. Личностно-ориентированный подход как модель современного образования // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сб. статей / отв. ред. Н.М. Румянцева. М.: РУДН, 2014. С. 311-312.

9. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.