Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА'

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ IBM / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИНАНСОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / IBM TECHNOLOGIES / STUDENT-CENTERED APPROACH / FINANCIAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Оленева Светлана Владимировна

В статье рассматриваются образовательные технологии, позволяющие реализовать дисциплины финансово-экономической направленности в сфере высшего образования с использованием личностно-ориентированного подхода. Выделены положительные аспекты применения отдельных видов технологий, а также трудности, которые могут возникнуть при их применении в рамках финансовых дисциплин. Отдельный акцент сделан на возможностях, которые предоставляют технологии IBM, методах, основанных на исследовании, а именно эвристическом обучении, методе проектов, обучении, основанных на решении задач и использовании информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Оленева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF FINANCIAL DISCIPLINES BASED ON A PERSONAL-ORIENTED APPROACH

The article discusses educational technologies that make it possible to implement disciplines of financial and economic orientation in the field of higher education using a personality-oriented approach. The article highlights the positive aspects of the use of certain types of technologies, as well as the difficulties that may arise when using them in the framework of financial disciplines. A special emphasis is made on the possibilities offered by IBM technologies, research-based methods, namely heuristic learning, project method, learning based on problem solving and the use of information resources.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

Выводы. Подводя итоги настоящего исследования, отметим, что непрерывное образование, о котором велась речь выше, особенно характерно для педагогов, которые, ощущая собственную значимость и роль в социуме, осознают необходимость в регулярном и актуальном пополнении базиса собственных знаний, умений и навыков как профессионального, так и личностного характера. Начиная с восприятия внешнего влияния на музыкально-эстетическую культуру в детском саду, будущий педагог вскоре - уже в школьный период - самостоятельно способен развивать и пополнять ее. При этом ему важно учитывать будущую специальность и профессиональную деятельность в выбранной области. В связи с этим особенно актуальным остается вопрос о музыкально-эстетическом воспитании будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки в вузе.

Литература:

1. Груздова, И.В. Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования / И.В. Груздова // КНЖ. - № 2 (15). - 2016.

2. Кучерова, О.Е. Музыкально-эстетическая культура как интегративное свойство личности студента / О.Е. Кучерова // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - № 1 (19). - 2012. - С. 1-6.

3. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: в 2 ч. / под ред. И.В. Руденко, Л.В. Алиевой. Ч. 2: Словарь ключевых понятий. - Тольятти: Кассандра, 2015. - 69 с.

4. Хамзина, Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза / Г.Р. Хамзина. - Казань, 2002. - 184 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Оленева Светлана Владимировна Частное образовательное учреждение высшего образования Ростовский институт защиты предпринимателя (ЧОУ ВО РИЗП) (г. Ростов-на-Дону)

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматриваются образовательные технологии, позволяющие реализовать дисциплины финансово-экономической направленности в сфере высшего образования с использованием личностно-ориентированного подхода. Выделены положительные аспекты применения отдельных видов технологий, а также трудности, которые могут возникнуть при их применении в рамках финансовых дисциплин. Отдельный акцент сделан на возможностях, которые предоставляют технологии IBM, методах, основанных на исследовании, а именно эвристическом обучении, методе проектов, обучении, основанных на решении задач и использовании информационных ресурсов.

Ключевые слова: образовательные технологии, технологии IBM, личностно-ориентированный подход, финансовые дисциплины.

Annotation. The article discusses educational technologies that make it possible to implement disciplines of financial and economic orientation in the field of higher education using a personality-oriented approach. The article highlights the positive aspects of the use of certain types of technologies, as well as the difficulties that may arise when using them in the framework of financial disciplines. A special emphasis is made on the possibilities offered by IBM technologies, research-based methods, namely heuristic learning, project method, learning based on problem solving and the use of information resources.

Keywords: educational technologies, IBM technologies, student-centered approach, financial disciplines.

Введение. Современная система образования остается в фокусе многочисленных обсуждений и дискуссий [3]. В частности, обсуждения затрагивают вопросы развития личности обучающегося, самообразования и саморазвития. Вопрос личностно-ориентированного подхода в подготовке специалистов высокого уровня остается актуальным и первостепенным вне зависимости от того, на какой ступени системы реализуется образовательный процесс. Ситуация, связанная с пандемией коронавируса, сформировавшаяся в мировом сообществе в настоящее время, позволила вновь обратить внимание на используемые образовательные технологии в образовании. Организация обучения в сложных дистанционных условиях побуждает к внедрению максимально эффективных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе, в процесс изучения финансовых дисциплин вуза и контроля формируемых компетенций обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Современное развитие общества неотрывно связано с развитием каждого гражданина, приобретения им знаний и навыков, позволяющих успешно и продуктивно взаимодействовать с различными структурами современной экономики. Анализируя динамику развития финансово-экономических процессов в настоящее время, можно с уверенностью утверждать, что одним из наиболее актуальных навыков выступает навык разумного финансового поведения, характеризующий финансовую грамотность современного человека [9].

При изучении дисциплин финансовой направленности могут активно использоваться различные личностно-ориентированные образовательные технологии, разработанные ведущими педагогами и практиками [4, 5, 8]. Остановимся на развивающихся, исследовательских технологиях, такой нам представляется технология IBM (Inquiry Based Methods) - методы, основанные на исследовании. Выделим такие известные методики как эвристическое обучение, PBL (Problem Based Learning) - обучение, основанное

на решении задач, Project Based Learning - метод проектов, RBL (Resource Based Learning) - обучение, которое основано на использовании информационных ресурсов.

Применений технологий IBM - это не просто использование методических рекомендаций по организации процесса финансово-экономического обучения. Целью педагогики IBM в рамках дисциплин финансовой направленности является воспитание всесторонне развитой личности, которая способна ставить различные финансовые задачи, проводить собственное аналитическое исследование с использованием соответствующего инструментария и методов анализа, критически и логически мыслить. Очевидно, что финансовому образованию отводится основная роль в формировании такой личности.

При обучении финансовым дисциплинам зарекомендовало себя эвристическое обучение, активизирующее интеллектуально-творческую деятельность обучающихся, что позволяет поддерживать мотивацию к усвоению необходимых знаний по дисциплине. Повышению эффективности образовательного процесса в реализации финансовых дисциплин способствует также ряд сопутствующих факторов, а именно:

- в процессе обучения участники образовательного процесса активны, а изучаемые темы представляют для них интерес;

- обучающие финансовые мероприятия отличаются от традиционных и направлены, в первую очередь, на творческую самореализацию студентов;

- приобретая навыки исследования и рефлексии студенты в дальнейшем используют их в других образовательных контекстах;

- основой получения новых финансовых навыков и стратегий является предшествующий опыт обучающихся и ранее приобретенные знания и умения;

- поощрению подвергается как самостоятельность и автономность обучающихся, так и совместная работа в группе на определенных этапах выполнения финансовых заданий.

Кроме представленных преимуществ эвристических технологий в обучении следует учитывать некоторые недостатки, которые не позволяют использовать их на каждом занятии:

- овладение материалом темы финансовой дисциплины зачастую занимает больше времени, чем при прямом методе обучения;

- повышение требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса;

- результативность процесса обучения зависит от фактического уровня финансовой грамотности обучающихся, уровня владения стратегиями самообразования;

- хотя метод эвристики и предполагает активную вовлеченность обучающихся в учебно-познавательную деятельность, они не всегда могут самостоятельно выявить закономерности, недостатки, сформулировать выводы, проведя анализ финансово-экономических ситуаций;

- эвристическое обучение требует дополнительной подготовки от преподавателя по созданию и управлению эвристической образовательной средой (преимущества у тех педагогов, которые имеют повышение квалификации в эвристическом формате);

- дополнительного времени требует разработка учебно-методического обеспечения финансовых дисциплин, что с учетом реальной загруженности преподавателя часто сложно осуществимо.

Обобщая, можно сделать вывод, что эвристический метод, безусловно, является очень ценным методом обучения вообще и по отношению к финансовым наукам в частности, но его использование должно согласовываться с конкретными образовательными результатами.

Метод, который оказался особенно востребованным с практической стороны сегодня в высшем образовании, и не только при обучении финансовым дисциплинам, - это метод PBL (Problem Based Learning). Он основан на решении задач. Его известность может быть объяснена тем, что изучаемые темы и проблемы основаны на реальных ситуациях из жизни, а также сам учебный процесс предполагает работу в группах, проведение исследований, сбор, изучение и анализ информации, критичность мышления и т.п.

К основным преимуществам метода PBL можно отнести следующие:

- возможность формирования у студентов самостоятельных образовательных траекторий;

- формирование и развитие у обучающихся навыков критического и аналитического мышления;

- формирование умения находить и применять необходимые источники информации;

- рост мотивации обучающихся посредством изучения актуальных и интересных тем дисциплины и решения реальных ситуативных финансовых задач;

- использование на занятиях знаний и умений, приобретенных при изучении других профильных или непрофильных дисциплин и др.

Кроме того можно выделить и ряд проблем при использовании метода PBL на дисциплинах финансовой направленности:

- сложности, которые преодолевают студенты при отборе необходимой финансовой информации;

- отсутствие у ряда обучающихся гибкости мышления и следовательно рассмотрение представленной финансовой проблемы в узкой перспективе;

- уровень сложности некоторых рассматриваемых финансово-экономических проблем требует знаний и навыков, которые могут быть ещё не сформированы у обучающихся, что повышает нагрузку, которая не соответствует уровню обучения;

- изменение роли преподавателя - переход от инструктивной и руководящей роли к оптимизирующей учебный процесс;

- в практике решения финансовых задач не всегда групповая работа эффективна и имеет место быть.

В рамках рассматриваемого PBL подхода целесообразно выделить так называемый Project Based Learning - метод проектов, хотя по сути природа этого метода мало чем отличается от проблемно-ориентированного PBL подхода [1]. Деятельность обучающихся совместна и самостоятельна при работе над финансовыми проектами и предполагает такие же положительные и отрицательные особенности, что и PBL деятельность. Основное отличие состоит в том, что при работе над проектом, как правило, нет ограничения во временных рамках занятия и предполагается внеаудиторная самостоятельная и совместная работа обучающихся, результатом которой, как правило, считается индивидуальная или групповая презентация по проекту.

Обучение, основанное на использовании информационных ресурсов или RBL (Resource Based Learning). Обучение с помощью персонального компьютера, которое пересекается со всеми рассмотренными ранее, поскольку самостоятельный поиск информации для решения задач, работа над проектами, проведение

независимого исследования связаны с использованием информационных ресурсов, компьютерных и информационных технологий.

Во времена развития цифровых технологий только компьютеры могут обеспечить доступ к информации, электронных базам данных обучающимся и преподавателям, открывая возможности для подготовки письменных работ соответствующего качества, в том числе с использованием современных графических и дизайнерских особенностей. Непосредственно для обучения по дисциплинам финансового цикла компьютерные технологии также полезны. Это и различные тренировочные компьютерные программы (для отработки навыков финансового аналитика и бухгалтера, учета личных финансов); обучающие программы и материалы, предлагающие усвоение информации, деловые игры, решение финансовых задач, онлайн-лекции, тестирования.

В условиях пандемии особое внимание заслуживает популярное сегодня онлайн-обучение, в частности, финансовой грамотности. Интернет насыщен различными объявлениями, предлагающими эффективно, интересно и в кратчайшие сроки обучить всех желающих основам финансовой грамотности дистанционно, по скайпу, и т.д. В чем основные преимущества данного способа обучения перед традиционными занятиями в аудитории? Бесспорно, самым привлекательным моментом является гибкость в организации самого процесса обучения - обучающиеся сами решают, когда, где и сколько по времени будет проходить их занятие, что для многих обучающихся является решающим фактором при выборе обучения онлайн. Достоинством онлайн формата для многих обучающихся является и асинхронность обучения, при котором обучающийся имеет возможность подготовить свой доклад, сообщение, презентовать их неоднократно возвращаясь к сообщениям других участников курса, что создает более комфортные психологические условия обучения. Таким образом, неактивные и менее подготовленные обучающиеся, которые на традиционном занятии в аудитории, как правило, нерешительны в ответах, в онлайн обсуждении принимают участие наравне со всеми. Хотя в условиях пандемии на сегодняшний день широко используются в образовательном процессе такие интернет технологии, которые позволяют и в режиме реального времени организовать онлайн конференции, обсуждения и другие обучающие мероприятия для всех участников обучения.

Все представленные достоинства онлайн-обучения предполагают, что необходимо учитывать, что основная ответственность за результаты обучения лежит на самом обучающемся, фактически определяющем для себя меру участия в учебном процессе. Данная характеристика онлайн-обучения требует от студента внутренней культуры, знания и соблюдения законов человеческого общения, моральных правил и норм, определенных навыков тайм менеджмента, навыков работы с информацией. Определенные трудности для обучающегося могут представлять и такие особенности онлайн обучения, как отсутствие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, которая характерна, как правило, для традиционных групповых занятий в аудитории, а также удаленность по времени обратной связи от преподавателя. Безусловно, комментируя ответ обучающегося, преподаватель дает замечания и рекомендации, но они не всегда бывают своевременными. Однако, не смотря на определенные сложности, онлайн-обучение в современных условиях пандемии дает результаты, и в финансовом образовании, в частности.

Все рассмотренные образовательные технологии действенны и актуальны. Они получили свои названия от авторов, которые их разработали и представили в научно-методической литературе. Однако, это совсем не означает, что данные методики не использовались в образовательном процессе ранее. Каждый преподаватель понимает, что нельзя никого ничему научить, можно только научиться, и основная задача педагога - помочь обучающемуся открыть новые для него финансово-экономические знания. Именно данной цели и должны послужить личностно-ориентированные образовательные технологии, направленные на развитие навыков самообразования, способности работать самостоятельно и в команде, приобретать знания из непосредственного опыта, использовать теоретические знания и навыки в реальных жизненных или профессиональных финансовых ситуациях. Рассмотренные методики безусловно направлены не столько на приобретение новых финансовых знаний, «сколько на формирование у обучаемых индивидуальных образовательных стратегий, другими словами решают основную задачу - "научить учиться"» [1].

Выводы. Таким образом, на сегодняшний день методы обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе во всех рассмотренных вариантах, по достоинству могут занять ведущую роль в методике преподавания финансовых дисциплин, что подтверждает информационное наполнение современных учебных материалов, содержание экономических образовательных программ, а также системы управления качеством во все мире.

Литература:

1. Анисимова А.Т. Образовательные технологии обучения иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода // Научный вестник ЮИМ. - 2014. - № 3. - С. 75-80.

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т. 4. №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный).

4. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40-52.

5. Добросельский В.В. Личностно-ориентированный подход в обучении будущих бакалавров-менеджеров. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 10. С. 125-130.

6. Ковальчук А.В., Сайбель Н.Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184003. htm.

7. Машарова Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании / Т.В. Машарова; ВГПУ. - Киров,2001. - 82 с.

8. Склярова Ю.Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. VI междунар. науч. конф., г. Уфа, март 2015 г. - Уфа: Лето, 2015. - С. 33-36.

9. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Шпилевская Елена Вячеславовна

Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (г. Ростов-на-Дону)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Представленная статья раскрывает особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов на основе личностно-ориентированного обучения при изучении дисциплин финансовой направленности. Личностно-ориентированное обучение предполагает рассмотрение метода проектов, обучения в сотрудничестве и разноуровневого обучения, которые успешно используются при организации самостоятельной работы студентов Мининского университета. Делается вывод, что применение разнообразных методов организации самостоятельной работы является наиболее продуктивным в изучении финансовых дисциплин.

Ключевые слова: высшее образование, личностно-ориентированный подход, метод проектов, разноуровневое обучение, самостоятельная работа, финансовые дисциплины.

Annotation. The presented article reveals the features of the organization of independent work of students of universities on the basis of student-centered learning in the study of disciplines of financial orientation. Person-centered learning involves considering the method of projects, learning in collaboration and multilevel learning, which are successfully used in organizing independent work of students of Minin University. It is concluded that the use of various methods of organizing independent work is the most productive in the study of financial disciplines.

Keywords: higher education, student-centered approach, project method, multilevel education, independent work, financial disciplines.

Введение. Развитие современного общества, изменения, происходящие в нем, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной и активной личности, обладающей компетенциями инновационной деятельности. Этой потребностью и вызвано введение в практику высшей школы личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности, развития ее неповторимой индивидуальности. Также возрастающая роль самостоятельной работы в учебном процессе высшего учебного заведения диктует дополнительные требования к ее организации. Представленные особенности и планируются к рассмотрению в данной статье через призму личностно-ориентированного обучения финансовым дисциплинам.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся вузов в процессе обучения, данный аспект актуален и в изучении финансовых дисциплин («Финансы и кредит»; «Финансовая математика»; «Финансовое планирование и прогнозирование» и др.). «Знаниевая» компонента обучения уходит, в определенной степени, на второй план, первостепенным личностно-ориентированное обучение считает личность и ее развитие. Обучающийся должен уметь самостоятельно пополнять собственные знания, постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием. Как известно, знания, полученные студентом самостоятельно, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя. В процессе самостоятельной работы каждый обучающийся непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом дисциплины, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все свои резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Ни один студент не сможет остаться при этом нейтрально-пассивным. Кроме того самостоятельная работа вызывает не только активность обучающихся, но она еще предполагает индивидуализированный характер. Для выполнения самостоятельной работы каждым студентом используются различные источники информации в зависимости от собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного обучающегося и как следствие его успеваемость.

Вопросы самообразования в области финансовых дисциплин приобретают особую актуальность и значимость, так как вопросы финансовой грамотности важны не только будущим представителям финансово-экономических профессий, но и позволяют принимать обдуманные решения в вопросах личных финансов, планирования семейного бюджета, инвестирования средств каждому человеку. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы обучающийся умел работать самостоятельно, его необходимо этому научить.

Организация самостоятельной работы студентов на занятиях финансовой направленности требует определенной предварительной подготовки. Такая предварительная работа должна включать:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.