Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / BLENDED LEARNING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / TECHNOLOGICAL COMPETENCE / STUDENTS / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна

Статья посвящена вопросам реализации используемых в высшем учебном заведении педагогических технологий в рамках сочетания традиционного и электронного обучения. В статье анализируется потенциал и возможности условий смешанного обучения как средства реализации современных образовательных технологий. Обсуждаются способы их использования в рамках российской вузовской системы. Было рассмотрено определение термина смешанного обучения (blended learning), которое раскрывается как интеграция в различных мерах и соотношениях различных элементов традиционного и дистанционного процесса обучения и все чаще применяется на практике в высших учебных заведениях. Представлен опыт использования среды Moodle в обучении будущих педагогов профессионального обучения по дисциплине «Педагогические технологии». Рассматриваются игровые, проектные и кейс-технологии. Их реализация на основе применения смешанного обучения позволяет обеспечить более системное выполнение целей и задач, которые были сформированы в ФГОС, а конкретнее создать все необходимые условия, благоприятную среду для лучшего освоения обучающимися самостоятельно нового материала и формирования компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN MIXED LEARNING

The article is devoted to the implementation of educational technologies used in higher education in the framework of a combination of traditional and e-learning. The article analyzes the potential and possibilities of the conditions of blended learning as a means of implementing modern educational technologies. The methods of their use in the framework of the Russian university system are discussed. The concept of blended learning is analyzed, which combines elements of traditional and distance learning in various combinations and proportions and is increasingly becoming part of the practice of a modern university. The experience of using the Moodle environment in the training of future teachers of professional training in the discipline "Pedagogical technology" is presented. Game, design and case technologies are considered. Their implementation on the basis of the use of blended learning allows us to provide a more systematic fulfillment of the tasks set by the federal state educational standards of the new generation, namely, to enable students to successfully master the learning material and build competence on their own.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ

СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации используемых в высшем учебном заведении педагогических технологий в рамках сочетания традиционного и электронного обучения. В статье анализируется потенциал и возможности условий смешанного обучения как средства реализации современных образовательных технологий. Обсуждаются способы их использования в рамках российской вузовской системы. Было рассмотрено определение термина смешанного обучения (blended learning), которое раскрывается как интеграция в различных мерах и соотношениях различных элементов традиционного и дистанционного процесса обучения и все чаще применяется на практике в высших учебных заведениях. Представлен опыт использования среды Moodle в обучении будущих педагогов профессионального обучения по дисциплине «Педагогические технологии». Рассматриваются игровые, проектные и кейс-технологии. Их реализация на основе применения смешанного обучения позволяет обеспечить более системное выполнение целей и задач, которые были сформированы в ФГОС, а конкретнее создать все необходимые условия, благоприятную среду для лучшего освоения обучающимися самостоятельно нового материала и формирования компетенций.

Ключевые слова: педагогические технологии, смешанное обучение, высшее учебное заведение, технологическая компетентность, студенты, педагог профессионального обучения, blended learning.

Annotation. The article is devoted to the implementation of educational technologies used in higher education in the framework of a combination of traditional and e-learning. The article analyzes the potential and possibilities of the conditions of blended learning as a means of implementing modern educational technologies. The methods of their use in the framework of the Russian university system are discussed. The concept of blended learning is analyzed, which combines elements of traditional and distance learning in various combinations and proportions and is increasingly becoming part of the practice of a modern university. The experience of using the Moodle environment in the training of future teachers of professional training in the discipline "Pedagogical technology" is presented. Game, design and case technologies are considered. Their implementation on the basis of the use of blended learning allows us to provide a more systematic fulfillment of the tasks set by the federal state educational standards of the new generation, namely, to enable students to successfully master the learning material and build competence on their own.

Keywords: pedagogical technologies, blended learning, higher education institution, technological competence, students, teacher of vocational training, blended learning.

Введение. Современный период модернизации образовательного процесса имеет тенденцию к преобладанию в образовательной практике информационных технологий, которые позволяют сделать более плодотворными приемы, методы и формы традиционного обучения [1], ужесточению конкуренции в сфере высшего образования, появлению новых поколений студентов и развитие электронного обучения [2].

В условиях педагогического вуза одним из основных актуальных вопросов выступает подготовка высокоэффективных педагогов профессионального обучения посредством формирования у них технологической компетентности [3].

Изложение основного материала статьи. Целью статьи является выявление основных аспектов реализации педагогических технологий в смешанном обучении.

Ключевым моментом в развитии электронного обучения в вузе является сокращение аудиторной нагрузки, увеличение индивидуальной нагрузки, которая приходится на внеаудиторную самостоятельную образовательную деятельность студента в информационно-образовательной среде, где студент работает как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими обучающимися под контролем преподавателя [4]. Также к перспективам реализации электронного обучения относятся:

- возможность осуществления систематичной проверки знаний полученными обучающимися по окончании учебного курса образовательной дисциплины;

- обеспечение более результативного осуществления преподавателями возможности администрирования, то есть публикации, закрепления, обновления, созданных и управляемых ими образовательных ресурсов [5];

- увеличение роли самого студента при осуществлении образовательного процесса и уменьшение роли преподавателя до осуществления направления, координации и контроля учебной деятельности студентов;

- развитие индивидуальных способностей, самостоятельности, инициативности и ответственности студентов [6].

Применение технологии электронного обучения подразумевает осуществление образовательного процесса при помощи доступных современных технологий и механизмов, и посредством персонального компьютера [7]. С помощью указанных технологий студенты получают преимущества по отношении к традиционному обучению в виде:

- возможности приобретения новых знаний и умений везде и всегда, где есть компьютер и выход в интернет;

- получения оперативной обратной связи от преподавателя по вопросам, которые вызвали у студента затруднения или в виде оценки выполненного задания;

- работать самостоятельно с предложенными и закрепленными в учебно-образовательной среде учебными материалами, которые помогут более успешно справиться с заданием;

- осуществлять взаимодействие с преподавателем вне учебной аудитории при выполнении заданий в учебном курсе посредством чатов, сообщений, вебинарных занятий и форумов [8];

- возможность осуществлять образовательную деятельность, получать новые знания непрерывно и более комфортно для студента посредством телефона планшета или компьютера.

Главные критерии для реализации технологии электронного обучения в высшем учебном заведении сводятся к тому, что необходимо сделать обучение более индивидуальным, то есть направленным на особенности каждого конкретного студента, раскрыть его потенциал и наделить теми необходимыми знаниями и умениями, которые помогут ему в дальнейшей профессиональной деятельности, а также более основанным на интерактивной форме обучения и на мастерстве [9]. Индивидуализация также необходима для удовлетворения потребностей студентов, их ожиданий от образовательного процесса и их образования в целом, так как студент как личность имеет свои индивидуальные требования, соответствие которым повысило бы мотивацию и стимул обучающегося к образовательной деятельности, что повысит его успеваемость. Вопрос мастерства имеет очень важное значение при использовании технологии электронного обучения, так как необходимо создать необходимую образовательную среду для освоения обучающимися концептуальных вопросов дисциплины [0]. Интеграция групповых и интерактивных моделей осуществления образовательного процесса имеет значение и преимущества как в обучении, так и в проведении различных коллективных проектах [11].

Преподавателями в электронной системе обучения создаются специальные учебные курсы по учебным дисциплинам, которые помогают студентам осваивать новый материал, который представлен и оформлен более наглядно и в современной форме различным видео, фото и аудио рядом. Это позволяет обучающимся более детально и интересно осуществлять познавательную деятельность, является более быстрое и простое усвоение студентами новых умений и знаний [12]. Благодаря внедрениям новых современных технологий в образование у студентов существует возможность освоения нового материала интерактивным образом, то есть посредством созданных для осуществления образовательной деятельности учебных лабораторий и различных тренажеров, которые были бы направлены на освоение студентами конкретных компетенций и навыков [13].

Стоит сказать, что в последнее время создается большое количество видеолекций, которые пользуются большой популярностью среди университетов, которые хранят и размещают данную информацию в своей информационной среде и которые обладают достаточным количеством преимуществ. Так как если по каким-то причинам студент не присутствовал на лекции или у него есть потребность в повторном изучении теоретического материала по какой-либо из образовательных дисциплин он сможет вновь изучить нужный ему материал.

Использование информационных технологий в образовании гарантирует массу возможностей и преимуществ, которые повышают качество и эффективность образовательного процесса и делают его более прагматичным, а использование учебно-образовательных информационных сред позволяет сбалансировать неформальные и формальные формы обучения [14].

Поэтому в высших учебных заведениях преподаватели осуществляют организацию проведения учебно-образовательного процесса с помощью доступных современных образовательных технологий.

Тем самым, время, отведенное на проведение аудиторных работ, применяется для наиболее результативных методов и форм осуществления образовательной деятельности, то есть на выполнение студентами как индивидуально, так и в небольших группах практических заданий, которые позволяют контролировать усваиваемость студентами теоретических знаний, которые они приобрели во внеучебной деятельности. При данной организации учебной деятельности преподаватель выступает в роли координатора, наставника и консультанта.

Обозначив преимущества электронного обучения, мы выделяем более предпочтительную в формировании технологической компетентности форму обучения - смешанную. В основе Blended learning лежит концепция объединения традиционного и электронного обучения.

При использовании смешанной формы обучения можно выделить несколько положительных черт, таких

как:

- обучение можно осуществлять без привязанности к определенному месту и времени;

- возможность при необходимости изменить образовательное направление;

- персональный контроль за каждым студентом;

- наличие нужных и действенных средств управления процессом обучения;

- немедленная обратная связь от преподавателя;

- большие возможности для проведения различных воспитательных подходов;

- повышение эффективности и качества образования;

- студенты могут получить недостающие им знания, умения и навыки в удобной для них форме;

- планирование, моделирование и прогнозирование возможных результатов обучения;

- освоение студентами профессии за меньшую цену и меньшее время без потери качества образования;

- возможность осуществление обучения в малых группах студентов;

- применяемые педагогические технологии организации образовательного процесса и преподавание осуществляются сбалансировано и пропорционально, тем самым дополняют друг друга;

- студенты во время учебных занятий могут активно взаимодействовать, не только с преподавателем, но и друг с другом;

- ориентация на самостоятельную образовательную деятельность студента;

- объединение онлайн и оффлайн учебного материала для довольно частого использования;

- персональная поддержка преподавателем учебно-образовательной деятельности студентов и контроль за ней;

- автоматическое получение коммуникативных навыков обучающимися, посредством организации работы через электронно-образовательную среду;

Реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, а значит, его можно и нужно применять на практике.

1. Смешанная форма обучения представляет собой совокупность формальных учебных программ, при которых студенты обучаются в интерактивной форме, режиме онлайн и электроном обучении, плюс в том, что при данной форме обучения идет контроль над временем использованном для выполнения каждого

задания, а также комплексного освоения курса; но также обучение проходит и в очной форме, то есть в аудитории.

2. Смешанное обучение представляет собой объединение подходов как традиционного, так и электронного обучения в различном соотношении, при данном подходе важен педагогический план прохождения курса и педагогическая ценность.

3. Форма смешанного обучения - интеграция различных методик и технологий обучения, которой присущи элементы как очного, так и электронного, то есть удаленного обучения (MacMillan Dictionary) [5, 6, 7, 8].

При применении элементов очной и электронной формы обучения, существует возможность использовать положительные стороны каждой из данных форм. Традиционная форма обучения направлена на непосредственное взаимодействие студента и преподавателя во время учебного процесса, а очная используется для повышения стимула у студентов к учебно-образовательной деятельности.

Важнейшим элементом при данной интеграции является наличие электронной системы управления обучением (Learning Management System, LMS). Существуют множество систем, представленных и внедренных в образовательный процесс. Но наиболее предпочтительной и оптимальной системой является система Moodle, которая является бесплатной в отличие от большинства ругих систем управления, но это далеко не единственный плюс данной системы. При том что система является бесплатной своим функционалом и предоставляемыми возможностями, она не только не уступает своим прямым коммерческим конкурентам, но и по множеству показателей превосходит их.

Преимущества системы Moodle заключаются в том, что преподаватели, разрабатывая образовательные курсы по преподаваемым дисциплинам в рамках данной системы, могут также осуществлять:

- взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом посредством разделов «чат», «сообщение», «форум»;

- осуществлять методическую помощь студентам в освоении дисциплины путем передачи им различной текстовой, видеоинформации, презентации и т.д.;

- проверять полученные знания студентами в результате прохождения темы посредством тестирования или задания;

- разрабатывать научные проекты и проводить исследовательские работы посредством инструментов «Wiki», «форум»;

- комплексный контроль всех студентов с помощью обзора результатов тестирования и прохождения заданий студентами.

Не менее важными и полезными признаются следующие возможности и инструменты системы Moodle:

- электронное тестирование, проверка знаний студентов в результате освоения теоретической части может быть, как контроли после каждого раздела, так и итоговый контроль, позволяющий определить, насколько хорошо студент справился с поставленной ему образовательной задачей;

- передача и хранение в разделе курса различных учебно-методических, видеоматериалов, которые предоставляют возможность студентам более детально изучить определенную тему;

- наличие личного кабинета студента, который предоставляет возможность персонализироваться и предоставляет доступ ко всем возможностям для обучающегося в данной системе, в то же время является личным рабочим пространством студента;

- очень полезным также является раздел вебинаров, посредством которого преподаватель может проводить лекции и практические занятия со студентами дистанционно.

В смешанном обучении активно реализуются технологии проектного, проблемного обучения, игровые, кейсовые технологии.

Реализация педагогических технологий начинается с самостоятельной работы студентов в учебном курсе по дисциплине «Педагогические технологии», размещенном в системе электронного обучения. Как правило, на этом этапе студентам предъявляется проблемное задание по темам: «Технологический подход в образовании»; «Понятие педагогической технологии, предмет, объект, результат реализации», для выполнения которого они должны ознакомиться с новым учебным материалом и выполнить несколько заданий на самоконтроль его понимания.

Самостоятельная работа, начатая в электронной среде, продолжается практической работой на аудиторном занятии. Переход в электронную среду происходит вновь на заключительном этапе при отработке и закреплении материала. Освоение материала дисциплины происходит через выполнение будущими педагогами профессионального обучения сменяющих друг друга взаимосвязанных аудиторных и внеаудиторных видов учебной работы.

Сочетание онлайновых и оффлайновых элементов позволяет сделать обучение эффективным, экономичным и удобным, а учебный процесс интерактивным, личностно-ориентированным и адаптивным для всех заинтересованных в обучении сторон. В процессе смешанного обучения студенты выполняют проекты. Обучающиеся делятся на команды и производят работу в мини-группах. Электронная система Moodle позволяет организовать активное взаимодействие между студентами (с консультативной помощью преподавателя). Отметим, что применение технологий смешанного обучения коренным образом изменяет роль педагога, которая переходит на уровень тьютора, консультанта. Задача педагога заключается в оказании педагогической поддержки, помощи обучающимся в достижении целей.

У студентов появляется больше времени и возможностей для освоения новых технологий, т.к. количество онлайн-занятий увеличивается постепенно.

При смешанном формате осуществления обучения не обязательно наличие заранее спланированного, спроектированного и рассчитанного на время прохождения дисциплины учебно-образовательного курса, а существует возможность постепенного добавления заданий, лекционных материалов и тестов по каждому пройденному разделу.

Внедрение смешанного обучения в образование также позволяет студентам реализовать массу возможностей, таких как:

- образовательных возможностей, так как студент может быстрее освоить курс и приняться за выполнение дополнительных заданий, которые помогут ему получить углубленные знания по конкретной дисциплине;

- студент может сам выбирать какие предметы и на каком уровне осваивать, он может потратить меньше времени на предмет, который он и хорошо знает и разбирается в нем, и больше времени уделить изучению дисциплины, которая вызывает у него затруднения;

- более индивидуальный учебный процесс, который направлен на потребности обучаемого, на его сильные стороны и способности, а также предпочтения по организации учебной деятельности;

- объективная система оценивания деятельности студентов;

- получения студентом рекомендаций и различной помощи от преподавателя при возникновении у него трудностей с освоением материала;

- формирования собственной позиции, мировоззрения, а также мотивации у студентов к учебно-познавательной деятельности;

- перестроение роли преподавателя от основного источника и транслирования знаний к наставническим и консультативным функциям.

Назовем основные элементы смешанной модели обучения при реализации педагогических технологий.

1. Лекционные занятия: материалы лекций оформлены в виде презентаций и/или онлайн курса. На таких занятиях по дисциплине «Педагогические технологии» студенты осваивают основной теоретический материал.

2. Семинарские занятия (face-to-face sessions): занятия могут быть объединены с лекционными. Обсуждение наиболее важных тем дисциплины, а также отработка практических навыков. На семинарских занятиях педагог, представляет темы для выполнения проектов, кейсов, организации деловых игр. Обсуждает их со студентами. Затем они делятся на команды и распределяют между собой роли (в случае реализации игровых технологий) и функции. Каждый из участников берет на себя ответственность за выполнение своих обязанностей и отвечает за общий результат.

3. Учебные материалы дисциплин (учебники и методические пособия): материалы представлены в печатном и в электронном виде, используются различные мультимедийные приложения.

4. Онлайн - общение с преподавателями и студентами. Студенты в электронной форме организуют взаимодействие для детализации вопросов, которые обсуждались ранее на семинарском занятии.

5. Индивидуальные и групповые онлайн - проекты (collaboration): развитие навыков работы в Интернете, анализа информации из различных источников, работы вместе с группой. Здесь происходит дополнительное распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы.

6. Аудио и видеолекции, анимации и симуляции. Теоретическое сопровождение выполнения проекта, решении кейса или участия в игре. Данная информация всегда доступна для студентов, в любое время.

При смешанном обучении занятий в аудитории становится меньше - часть занятий переносится в режим онлайн. Для онлайн-занятий необходимо самостоятельное освоение определённого материала или выполнение заданий. Онлайн - занятия могут проходить по схеме «вопрос-ответ» или преподаватель может задавать темы для обсуждения, может предлагать студентам задавать тему. Сроки выполнения заданий в смешанном обучения фиксированные.

Отметим, что тематика проектов, кейсов, игр выбирается преподавателями в соответствии с направлением обучения будущих педагогов («Правоведение и правоохранительная деятельность», «Экономика и управление», «Строительство».

Электронная среда помогает студентам наладить удаленное взаимодействие и готовиться к очной защите проекта или к финальному этапу деловой игры. Посредством инструментов, предоставляемых системой Moodle, студенты могут выполнять презентации, доклады, обсуждать те или иные литературные источники, пересылая их друг другу.

Изучая дисциплину «Педагогические технологии» будущие педагоги профессионального обучения не только осваивают теоретическую сторону педагогических технологий, но с помощью смешанного обучения знакомятся с практической стороной данного вопроса.

Смешанное обучение, при сокращении аудиторных часов позволяет сохранить уровень подготовки и сформировать технологическую компетентность будущих педагогов профессионального обучения.

Выводы. Реализация образовательным технологий в условиях смешанного обучения проходит в условиях высокой степени сотрудничества, как между студентами, так и между студентами и преподавателем, такое обучение характеризуется усилением роли обратной связи с педагогом, процесс является творческим и самостоятельным. Таким образом, смешанное обучение положительно влияет на реализацию современных педагогических технологий. Студенты наиболее активно осваивают материал и воспроизводят его в условиях, приближенных (за счет использования современных игровых, кейсовых, проектных технологий) к реальным профессиональным и как следствие, формируют необходимую педагогам профессионального обучения технологическую компетентность.

Литература:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018 Т.6, №3.С. 3. DOI:10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

2. Natalie V. Kamenez, Zhanna V. Smirnova, Olga I. Vaganova, Natalia V. Bystrova and Julia M. Tsarapkina, Development of Instructing Techniques in Professional Training, International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 10(02), 2019, pp. 899-907

3. Pometun O.I., Gupan N.M. Studying history as an educational space of students'critical thinking development (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 60-63.

4. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018 Т. 6, №3. С. 9.DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

5. Zhytukhina K.P. Realization of the pedagogical condition for improving the process of formation of responsible attitude to future profession in students of pedagogical universities (2017) Scientific Vector of the Balkans 2017 No. 1 pp. 26-30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bartkiv O.S., Durmanenko E.A. Interactive methods in the process of future teachers' training for the higher education institutions modeling (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 30-32.

7. Chirva A.N., Chirva O.G. Contents and method of professionally oriented training of informatic disciplines of future teachers of technologies (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 27-31

8. Denysenko S.M. Application of quest technology in the professional training OF Bachelor of Publishing and Polygraphy in Higher School (2018)Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 29-33.

9. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 34-37.

10. Ihnatenko H.V., Ihnatenko K.V. Formation of self-dependence as a professional ly-important personality trait of a future vocational education teacher by means of case-technology (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 40-42.

11. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 51-52

12. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 48-52.

13. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 4(21). С. 3.

14. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Образование выполняет задачу сохранения имеющихся знаний и подготовка молодого поколения, готового адаптироваться к быстро меняющимся условиям, инновационным технологиям. Современные образовательные технологии направлены на адаптацию студентов к условиям информационного современного общества. Одной из наиболее эффективных технологий обучения, обеспечивающих индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающих творческих потенциал обучающихся является технология контекстного обучения.

В статье рассматривается влияние технологии контекстного обучения на учебную деятельность, рассмотрены принципы реализации технологии по А.А. Вербицкому. Определены основные формы деятельности технологии контекстного обучения; учебная, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная. Описаны основные черты технологии контекстного обучения и требования, способствующие эффективной реализации данной технологии.

Таким образом, реализация технологии контекстного обучения обеспечивает индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающий творческий и профессиональный потенциал будущего специалиста.

Ключевые слова: технологии, профессиональное образование, контекст, ситуационное обучение, инновации, адаптация, индивидуализация.

Annotation. Education fulfills the task of preserving existing knowledge and preparing the young generation ready to adapt to rapidly changing conditions and innovative technologies. Modern educational technologies are aimed at adapting students to the conditions of modern information society. One of the most effective learning technologies that provide individualization of the educational process, personality-oriented approach, revealing the creative potential of students is the technology of contextual learning.

The article deals with the influence of contextual learning technology on educational activities, the principles of technology implementation by A.A. Verbitsky. The main forms of activity of contextual learning technology are defined; educational, quasi-professional and educational-professional. In the course of writing the article the main features of contextual learning technology and the requirements that contribute to the effective implementation of this technology were described.

Thus, the implementation of contextual learning technology provides individualization of the educational process, a personality-oriented approach that reveals the creative and professional potential of the future specialist.

Keywords: technology, vocational education, context, situational learning, innovation, adaptation, individualization.

Введение. Образование, как одна из важнейших составляющих развитого современного общества, выполняет задачу сохранения имеющихся знаний и подготовка молодого поколения для жизни. На современном этапе образования данная задача осложнена быстро меняющимися условиями, инновационными технологиям, когда профессиональная карьера предполагает адаптацию к иным условиям, решение профессиональных задач.

Часто молодые специалисты не умеют действовать в нестандартных ситуациях, поэтому им необходим опыт применения имеющихся знаний и способностей в различных положениях. Современные образовательные технологии направлены на адаптацию студентов к условиям информационного современного общества [1]. Одной из наиболее эффективных технологий обучения, обеспечивающих индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающих творческих потенциал обучающихся является технология контекстного обучения.

Изложение основного материала статьи. Технология контекстного обучения направлена на овладение студентами способами профессиональной и учебной деятельности. Процесс обучения представляет собой непроизвольное запоминание учебного материала, поскольку они используют полученные знаний при выполнении различных заданий и упражнений [2].

Понятие «контекст» пришло в педагогику из логики, связано с «ситуацией», в которую включаются внешние условия и субъекты образовательной деятельности [3].

Вербицкий А.А. выделяет принципы реализации технологии контекстного обучения [4]:

- принцип проблемности усвоения учебного процесса обучающимися;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.