Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / «МОЗГОВАЯ АТАКА» / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION SYSTEM / PROFESSIONAL DISCIPLINES / PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES / INDEPENDENT SEARCH ACTIVITY / CASE TECHNOLOGY / PROJECT TECHNOLOGY / "BRAIN ATTACK" / GAME TECHNOLOGIES / DIALOGIC INTERACTION TECHNOLOGY / RESEARCH TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна

Требования федерального государственного образовательного стандарта, необходимость использования в образовательной деятельности практико-ориентированных технологий, а также современные требования к подготовке бакалавров и магистров профессионального обучения актуализирует применение технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин. Цель статьи - выделить и раскрыть возможности технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин в высшей школе. В статье рассматриваются возможности применения технологий проблемного обучения в системе высшего образования в рамках изучения дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Авторами статьи были выделены основные цели и этапы реализации технологий проблемного обучения. Также представлен опыт реализации технологий, которые используются при изучении профессиональных дисциплин: кейс-технология; проектная технология; «мозговая атака»; игровые технологии; технология диалогического взаимодействия; исследовательская технология. Реализация технологии проблемного обучения позволит организовать учебный процесс с учетом современных требований ФГОС, сделать процесс обучения практико-ориентированным и сформировать профессиональные компетенции.Problem-based learning technologies are used in teaching professional disciplines in connection with the requirements of the Federal state educational standard, in connection with the need to use practice-oriented technologies in educational activities, as well as in connection with the current requirements for the preparation of bachelors and masters of professional training. The purpose of the article is to identify and reveal the possibilities of problem-based learning technologies in teaching professional disciplines in higher education. The article considers the possibilities of using problem-based learning technologies in the higher education system as part of the study of the discipline "Family law". The authors of the article highlighted the main goals and stages of implementing problem-based learning technologies. Technologies that are used in the study of professional disciplines were also highlighted: case technology; project technology; "brain attack"; game technologies; Dialogic interaction technology; research technology. Implementation of the technology of problem-based learning will allow organizing the educational process taking into account modern requirements of the Federal state educational system, making the learning process practice-oriented and forming professional competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

характер влияния проблемного обучения на развитие мышления учеников. Также разработан проектный метод, с помощью которого предлагалось воплощать проблемное обучение на практике, и определен алгоритм решения исследовательских задач.

Возникнув за рубежом, идеи проблемного обучения получили широкое развитие в трудах отечественных ученых. Отечественными психологами и педагогами выработаны определения «проблемная ситуация», «проблемный подход» в обучении, определены этапы его применения. Следует констатировать, что отечественными учеными выработан единый подход к пониманию сущности проблемного обучения как средства развития мышления и формирования предметных знаний у учеников.

Сущность проблемного обучения заключается в том, что оно рассматривается как организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемное обучение представляет собой инструмент актуализации предметных знаний. Его использование способствует повышению эффективности обучения.

Выделяются такие признаки проблемного обучения как наличие проблемной ситуации, цели и деятельности по ее разрешению.

Литература:

1. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

3. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Максимова Ксения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Требования федерального государственного образовательного стандарта, необходимость использования в образовательной деятельности практико-ориентированных технологий, а также современные требования к подготовке бакалавров и магистров профессионального обучения актуализирует применение технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин. Цель статьи -выделить и раскрыть возможности технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин в высшей школе. В статье рассматриваются возможности применения технологий проблемного обучения в системе высшего образования в рамках изучения дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Авторами статьи были выделены основные цели и этапы реализации технологий проблемного обучения. Также представлен опыт реализации технологий, которые используются при изучении профессиональных дисциплин: кейс-технология; проектная технология; «мозговая атака»; игровые технологии; технология диалогического взаимодействия; исследовательская технология. Реализация технологии проблемного обучения позволит организовать учебный процесс с учетом современных требований ФГОС, сделать процесс обучения практико-ориентированным и сформировать профессиональные компетенции.

Ключевые слова: технологии проблемного обучения, система высшего образования, профессиональные дисциплины, практико-ориентированные технологии, самостоятельная поисковая деятельность, кейс-технология, проектная технология, «мозговая атака», игровые технологии, технология диалогического взаимодействия, исследовательская технология.

Annоtation. Problem-based learning technologies are used in teaching professional disciplines in connection with the requirements of the Federal state educational standard, in connection with the need to use practice-oriented technologies in educational activities, as well as in connection with the current requirements for the preparation of bachelors and masters of professional training. The purpose of the article is to identify and reveal the possibilities of problem-based learning technologies in teaching professional disciplines in higher education. The article considers the possibilities of using problem-based learning technologies in the higher education system as part of the study of the discipline "Family law". The authors of the article highlighted the main goals and stages of implementing problem-based learning technologies. Technologies that are used in the study of professional disciplines were also highlighted: case technology; project technology; "brain attack"; game technologies; Dialogic interaction technology; research technology. Implementation of the technology of problem-based learning will allow organizing the educational process taking into account modern requirements of the Federal state educational system, making the learning process practice-oriented and forming professional competencies.

Keywords: problem-based learning technologies, higher education system, professional disciplines, practice-oriented technologies, independent search activity, case technology, project technology, "brain attack", game technologies, Dialogic interaction technology, research technology.

Введение. В современном обществе спрос на выпускника высшего учебного заведения как профессионала, способного к саморазвитию и самообразованию, обладающего умением самостоятельно и творчески мыслить, необычайно возрос. Перед высшим образованием ставится задача не только обучить студента определенным умениям и навыкам, но и привить ему определенные интеллектуальные умения, необходимые для полноценной жизни человека в современном обществе. Применение технологий проблемного обучения в процессе преподавания профессиональных дисциплин способствует реализации развития проблемного мышления у студентов.

Формулировка цели статьи - выделить и раскрыть возможности технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Особенностями проблемного обучения в системе высшего образования занимались Ю.В. Сидельников, Т.В. Фролова, О.В. Федотова, О.Г. Позднякова, Е.Ю. Никитина, В.Н. Спицнаделя и т.д.

Использование технологий проблемного обучения в процессе преподавания профессиональных дисциплин в высших учебных заведениях значительно повышает мотивацию студентов к самому процессу обучения. Постановка проблемы в процессе занятия позволяет студентам самостоятельно искать верное решение, подключая свои творческие способности. Это повышает эффективность и результативность процесса обучения [2].

Технологии проблемного обучения применяются в преподавании профессиональных дисциплин в связи с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, в связи с необходимостью использования в образовательной деятельности практико-ориентированных технологий, а также в связи с текущими требованиями к подготовке бакалавров и магистров профессионального обучения.

В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали наши отечественные ученые: Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин. Но в связи с тем, что данные исследования проводились в основном на материале школьного обучения, что затруднило внедрение активных методов в вузе, так как требовалась определенная адаптация для теории активных методов к вузовскому дидактическому процессу.

Проблемное обучение способствует эффективному развитию профессионального творческого мышления. Данный подход включает в себя совместную деятельность в небольших группах, ориентированную на обучающихся, а не на педагога. С помощью данного подхода обучающиеся изучают ключевые моменты в общей проблеме посредством группового обсуждения и исследования. Обучающиеся берут на себя инициативу по диагностике проблемы, определению соответствующих ресурсов, проведению соответствующих исследований и формулированию объяснений или действий.

Основополагающим элементом технологий проблемного обучения выступает проблемная ситуация. Именно на основе проблемных ситуаций строится образовательной процесс с использованием данных технологий. Проблемная ситуация - это такая ситуация, у которой нет конкретного решения, или решения которой на данный момент неизвестно. Проблемная ситуация всегда требует поиска новых способов решения и объяснения проблемы. Проблемные ситуации используются с целью как практического применения знаний студентами, так и с целью осознания того, что имеющихся знаний порой недостаточно [3].

Технологии проблемного обучения соответствуют целям воспитания творческой активности личности. При использовании технологий проблемного обучения призвано реализовать три основные цели:

1. Формирование творческого сознания обучающихся, способных ориентироваться в нестандартных профессиональных ситуациях.

2. Формирование и развитие творческих индивидуальных способностей и особенностей обучающихся.

3. Формирование теоретических знаний и практических умений в ходе самостоятельной поисковой деятельности.

В практике обучения принято выделять следующие основные этапы реализации технологий проблемного обучения:

- формулировка проблемной ситуации;

- постановка проблемы в рамке данной проблемной ситуации;

- осуществление поиска решения поставленной проблемы, формулировка гипотез с последующим их обоснованием;

- доказательство или опровержение гипотезы;

- проверка правильности гипотезы и решения, анализ полученных результатов.

Функция проблемности способна модифицировать роли как преподавателя, так и студентов. В рамках технологий проблемного обучения преподаватель больше не преподносит готовую информацию и знания, он мотивирует студентов к самостоятельному изучению материала, к поиску нужной информации. Создаются условия для формирования творческой личности, способной к самостоятельной учебной деятельности.

В процессе реализации технологий проблемного обучения характер самостоятельной деятельности студентов меняется. Теперь обучающиеся являются активными субъектами образовательного процесса. Проблемное обучение в процессе изучения профессиональных дисциплин способствует формированию и развитию у студентов таких способностей, как [4]:

- анализировать происхождение проблемы, осознавать ее суть и отношение с другими явлениями;

- формировать личное отношение к имеющейся проблеме, аргументировать свою точку зрения;

- при наличии нескольких проблем в рамках одной проблемной ситуации находить их общие черты и при возможности объединять их;

- анализировать имеющуюся информацию, способствующую решению проблемы;

- принимать независимые объективные решения с целью решения проблемы;

- уметь проводить анализ итогов и результатов деятельности по решению проблемы, осуществлять образовательную рефлексию.

Как правило, выделяют четыре основных уровня проблемности в процессе обучения [5]:

1. Преподаватель самостоятельно формулирует и проблемную ситуацию, и решение проблемы, но при обсуждении с обучающимися.

2. Преподаватель самостоятельно формулирует проблемную ситуацию, а студенты пытаются самостоятельно найти ее решение. При этом преподаватель направляет деятельность обучающихся в нужном направлении.

3. Проблема ставится студентами, преподаватель способствует ее решению.

4. Студенты сами формулируют проблему, а также ее решение. В данной ситуации преподаватель не принимает участие, обучающиеся должны сами увидеть наличие проблемы и указать на нее, проанализировать ситуацию и предложить возможные выходы из проблемной ситуации.

В результате данных этапов у обучающихся формируется умение самостоятельно принимать решения, анализировать внешние и внутренние условия, выходить из нестандартных ситуаций.

Технологии реализации проблемного обучения в рамках преподавания профессиональных дисциплин:

1. Кейс-технология.

Данная технология способствует реализации проблемного обучения за счет постановки задач, приближенных к реальной действительности. Особенность кейс-технологии заключается в том, что образовательный процесс происходит за счет решения задач (проблемных ситуаций). Технология кейсов преследует цель формирования у обучающихся способности к самостоятельной практической деятельности, к выработке решений, а также к последующей рефлексии собственной деятельности. Кейс-технология может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Преподаватель не предлагает верных решений, но выступает в роли проводника к правильным путям решения проблемы.

2. Проектная технология.

Эта технология основывается на коллективной или индивидуальной самостоятельной работе. При реализации проектной технологии одним из обязательных условий является решение конкретной проблемы. В данном случае решение проблемы осуществляется не только за счет имеющихся знаний или материалов, но также посредством умения правильно применять знания, умения и навыки из различных областей на практике. Проектная технология может одновременно интегрировать в себе творческие, научные, профессиональные и личностные качества.

3. «Мозговая атака» - технология коллективного «генерирования идей».

Разделение по времени и по группам участников процессов генерации и критического анализа. Таким образом, сначала одна группа участников, получив задачу, только выдвигает идеи, другая же группа, но уже экспертов - анализирует полученные предложения. Как минимум, это двухэтапная процедура решения задач. Данная технология способствует активному формированию и развитию творческих умений и способностей обучающихся [6].

4. Игровые технологии.

Игровые технологии являются отличным способом формирования у обучающихся навыка самостоятельности. В процессе игры студенты самостоятельно анализируют проблему, пытаются найти выход, организовать действия для осуществления задач, принимать стратегические решения. В рамках изучения профессиональных дисциплин студенты могут анализировать информацию, делать выводы по ее достоверности, оценивать решения как других обучающихся, так и собственные и т.д.

5. Технология диалогического взаимодействия.

Диалогическая технология представляет собой активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, в ходе которого обосновывается наличие проблемы, и предлагаются варианты ее решения. Технология диалогического взаимодействия может быть проведена в формате «круглых столов», дискуссий, форумов и т.п. Зачастую диалогическая технология основывается на вопросно-ответной форме [1].

6. Исследовательская технология.

Данная технология перекликается с проблемной технологией обучения. Только здесь педагог сам формулирует проблему. Задача студентов - организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы. Характерным отличием исследовательской технологии от остальных является то, что обучающиеся самостоятельно проходят все этапы исследования. Данная технология способствует формированию навыков применения методов научного познания на практике, развитию творческого самосознания студента, активизации интересе к самообразованию и самовоспитанию.

При использовании кейс-технологии принято выделять следующие этапы: подготовительный, мотивационно-ориентировочный, основной, рефлексивно-оценочный.

Рассмотрим опыт реализации одной из технологий проблемного обучения - кейс-технологии на занятиях по дисциплине «Семейное право». Данная дисциплина входит в профессиональный модуль «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина изучается студентами направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиль «Правоведение и правоохранительная деятельность».

Рассмотрим разработанное содержание кейс-заданий по разделу «Семейное право в системе права РФ. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений». Разработанный раздел включает следующие темы:

1. Осуществление и защита семейных прав;

2. Порядок заключения брака;

3. Прекращение брака;

4. Правовое положение супругов;

5. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Предложенные задания представляют собой тренировочные структурированные кейсы, смоделированные, гипотетические, предполагаемые ситуации, а также основанные на реальном фактическом материале (из реальной судебной практики), для которых нужно найти решение.

Так же было разработано содержание по разделу «Семейные правоотношения». Разработанный раздел включает следующие темы:

1. Права и обязанности родителей и детей.

2. Алиментные обязательства.

3. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми.

В данном разделе каждый комплект заданий включает 3 задания, описывающие реальные события, для которых нужно найти решение. Для составления содержания зданий нами была проанализирована судебная практика по Ленинскому району за последние 2 года. Выполнение задания предполагается в форме групповой работы, где по 4-5 студентов решают одну ситуацию и в дальнейшем идет ее обсуждение, презентация и защита.

Выводы. Технологии проблемного обучения способствует эффективному развитию профессионального творческого мышления. Сущность технологий проблемного обучения заключается в том, что они переставили образовательные акценты с выслушивания студентами предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. Данные технологии являются условием и средством достижения ряда важнейших целей вуза. Они предполагают, что процесс усвоения студентами знаний не может быть сведен лишь к их восприятию, запоминанию, воспроизведению. Реализация технологий проблемного обучения позволит организовать учебный процесс с учетом современных требований ФГОС, сделать процесс обучения практико-ориентированным и сформировать профессиональные компетенции.

Литература:

1. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

2. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.

4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 3.

5. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Проблема информатизации высшей школы // Вестник Педагогического университета. 2014. № 2 (57). С. 16-22.

6. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.

Педагогика

УДК 37.2

старший преподаватель Вершинина Анна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования развивающих игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Автором приводится анализ актуальности познавательного воспитания в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья содержит описание организации экспериментально-исследовательской работы по изучению влияния развивающих игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В статье приводится комплекс работы по использованию развивающих игр, направленный на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности; самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развития волевых проявлений; познавательной позиции, и вопросительно-исследовательской деятельности. Предлагаемый автором комплекс работы прошел апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Кстово Нижегородской области.

Ключевые слова: развивающие игры, познавательное развитие, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article deals with the problem of using educational games in the cognitive development of children of senior preschool age in a preschool educational organization. The author analyzes the relevance of cognitive education in the light of the requirements of the Federal state educational standard of preschool education. The article describes the organization of experimental research to study the influence of developmental games in the cognitive development of children of preschool age: stating, forming and control experiments. The article presents a set of works on the use of educational games aimed at developing curiosity, cognitive interest and cognitive needs; independence, perseverance, initiative, arbitrariness of emotional manifestations; development of volitional manifestations; cognitive position, and questioning and research activities. The proposed set of work was tested on the basis of preschool educational organizations in Kstovo, Nizhny Novgorod region.

Keywords: educational games, cognitive development, children of senior preschool age, preschool educational organization.

Введение. Актуальность темы исследования заключается в том, что среди множества проблем современности особенно актуальной является проблема познавательного развития детей дошкольного возраста, как основа формирования их личности. Познавательное развитие, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.