Использование многоразовых вещей уменьшает количество производимых отходов.
Никогда не бросайте фантики мимо контейнеров - мусоросборников.
7. Внеклассные занятия с элементами экологии.
Занятие может представлять из себя показ презентаций, подготовленных учениками, или же обсуждение некоторой экологической проблемы без демонстрации путей ее решения. Данный формат побуждает развитие интереса у обучающихся к экологическим проблемам, усиливает в их глазах значение экологического воспитания, влияет на их личностное самоопределение, развитие Я-концепции и формирует значимые для него эко-культурные ценности. Во время проведения занятия полезно будет разъяснять значения новых экологических терминов, употребляемых в ходе беседы.
Примеры тем для обсуждения: перенаселение планеты, глобальное потепление, утилизация мусора, загрязнение водоемов, сокращение биологического разнообразия, пандемии, вырубка лесов, широкое использование токсичных веществ в производстве, экологическая неграмотность населения.
Выводы. Таким образом, главной целью воспитания экологической культуры личности в процессе обучения является формирование способности и желания ученика самостоятельно реализовывать полученные навыки в повседневной жизни. Предложенные способы внедрения экологического компонента в математическую школьную программу позволяют интегрировать данные дисциплины, что, в свою очередь дает возможность повысить экологическую культуру школьников.
Литература:
1. Анахин Н.Ю., Грошев Н.Г., Оноприйчук Д.А. Математика в ракурсе экологии // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.m/archive/MNF_tech/10(39).pdf (дата обращения: 14.11.2019)
2. Воронин Д.М., Завальцева О.А., Хотулёва О.В. Подходы к повышению эффективности обучения биологии в школе // Проблемы современного педагогического образования, 2018, №59-4. С. 7-10
3. Дереча Н.Н. Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков // Молодой учёный . № 8 (88), ООО «Издательство Молодой ученый». Казан. 2015. С. 918-921.
4. Логофет Д.О. Что такое математическая экология? // Математические модели в экологии и генетике. - М.: Наука, 1981. - С. 8-17.
5. Хотулёва О.В., Воронин Д.М., Завальцева О.А. Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения биологии в школе // Проблемы современного педагогического образования, 2018, №60-1. С. 357-361
Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени
Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ
Аннотация. Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий, их применение при изучении основ финансовой грамотности в школе. С практической стороны раскрываются современные педагогические технологии: ИКТ, проектная технология, развивающая технология, технология проблемных ситуаций, личностно-ориентированная технология. Делается вывод, что применение современных технологий обучения, их методов и приемов на уроках финансовой грамотности более продуктивно сказывается на развитии способностей учеников.
Ключевые слова: финансовые знания, уровень финансовой грамотности, педагогические технологии, выявление проблем грамотности, финансовое образование в школе, проектные технологии, проблемное обучение, развивающее обучение.
Annotation. The presented article reveals the essence of modern pedagogical technologies, their application in studying the basics of financial literacy at school. From the practical side, modern pedagogical technologies are revealed: ICT, project technology, developing technology, problem situations technology, personality-oriented technology. It is concluded that the use of modern teaching technologies, their methods and techniques in financial literacy classes more productively affects the development of students' abilities.
Keywords: financial knowledge, the level of financial literacy, pedagogical technologies, the identification of literacy problems, financial education at school, design technologies, problematic education, developmental education.
Введение. Развитие современного общества демонстрируя постепенное видоизменение системы ценностей тем не менее на одном из первых мест при оценке личности и уровня ее сформированности оставляет уровень образованности. В процессе формирования личности на этапе обучения в средней школе в определённом возрасте у подростков должна проявляться потребность в самосовершенствовании и в саморазвитии. Вместе с этим результаты исследований отношения современной молодежи к обучению в целом позволяют проследить отсутствие общей заинтересованности и достаточно высокий уровень пассивности относительно учебного процесса. Результаты тестирования школьников показывают, что у большинства последних существует уверенность в том, что большинство знаний и информации, даваемых в образовательных учреждениях не понадобятся им в дальнейшей жизни. Вместе с этим, современное общество диктует свои требования: общество нанотехнологий и научного прогресса в первую очередь нуждается в интеллектуальных, творческих, способных широко мыслить и инициативных людях. Поэтому от будущих выпускников школ ждут желания совершенствования, готовность получать новые знания и стремиться к этому самостоятельно. Осознанное принятие решений во взрослой жизни невозможно без
багажа знаний, позволяющих свободно ориентироваться в окружающей среде и экономических изменениях. Поэтому жизненно необходимо для каждого человека перед началом своей трудовой деятельности достичь определённого уровня финансовой культуры, составляющие которой должны начинать формироваться при изучении предметной образовательной области «Основы финансовой грамотности» ещё в рамках школьной программы.
Изложение основного материала статьи. Современное развитие общества неотрывно связано с развитием каждого гражданина, приобретения им навыков и знаний, позволяющих успешно и продуктивно взаимодействовать с различными структурами современной экономики. Анализируя динамику развития процессов в настоящее время, можно с уверенностью утверждать, что одним из наиболее актуальных навыков в настоящее время выступает финансовая грамотность современного человека [2].
Каждый человек не только вовлеченный в рынок финансовых услуг испытывает необходимость в знании основных финансовых терминов, а также практического их использования, сталкиваясь в жизни с вопросами кредитования, страхования, применения пластиковых карт и т.д. Перечисленные навыки дают реальную возможность осуществлять грамотное и осознанное управление финансовыми ресурсами, осуществляя учет доходов и расходов, избегая излишней задолженности, через планирование личного бюджета, формировать сбережения. Финансовая грамотность наряду с иными знаниями финансового характера позволяет свободно ориентироваться в многокомпонентных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами и приобретать их на основе выбора основанного на реальных знаниях и навыках, используя накопительные и страховые инструменты финансовой сферы. Дисциплина «Основы финансовой грамотности» в основном основана на практической деятельности, в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. В настоящее время образовательным организациям представлен широкий спектр возможностей и педагогических технологий, которые могут применяться в учебном процессе. В рамках изучения вопросов финансовой грамотности и культуры безусловно необходимо использовать их практике.
Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели [7]. Профессор Сластенин В.А. определяет педагогическую технологию как «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса». Машарова Т.В. рассматривает педагогическую технологию как «построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения». По исследованиям Лихачева Б.Т. представляется «педагогическая технология» как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Однако, любая педагогическая технология включает: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик, учитель, результат деятельности. Представим наиболее современные и результативные педагогические технологии, внедряемые школой при изучении практических курсов и в частности «Основы финансовой грамотности» на сегодняшний день:
- Информационно-коммуникационная технология:
Данные технологии на уроках финансовой грамотности используются для повышения качества обучения, углубления финансово-экономических знаний обучающихся, повышения интереса к предмету, для формирования ИКТ-компетентности обучающихся. Они могут использоваться на различных этапах урока. Это могут быть: красочная презентация новой темы с различными рисунками, схемами, пояснениями; видео, показывающие последовательность действий (например: формирование личного бюджета, осуществление платежей в интернете, выбор банковской карты, направлений вложения денежных средств и т.д.); контрольные задания, тесты; использование сети интернет в качестве информационного справочника, применение интерактивной доски. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках «Основы финансовой грамотности» помогает организовывать активную познавательную деятельность обучающихся, оптимизировать учебный процесс, увеличивать объем финансово-экономической информации, сообщаемой на занятии преподавателем, повысить интерес к обучению.
- Проектная технология:
Проектная технология используется для повышения интереса к процессу обучения на уроках финансовой грамотности и активного восприятия учебного материала. Формирование основ подготовки школьников к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствовать развитию и воспитанию креативной личности - главная цель проектной технологии, где наиболее существенным в обучении детей является их стремление находить творческие подходы к выполнению классных и домашних заданий, упражнений, стремление использовать полученное навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих, а также развитие самостоятельности в процессе обучения [8].
Поскольку дисциплина «Основы финансовой грамотности» в основном строится на практике, этот метод актуален в использовании. На любую тему учебной программы по данному предмету можно разработать и обосновать учебный проект. Подготовки личного финансового плана - один из примеров такого проекта, где обучающиеся обоснованно формируют свои личные (или семьи) доходы и расходы на перспективу. Неограниченность творческих рамок отличает урок финансовой грамотности от других, можно регулировать и изменять условия для созданного финансового плана, например, покупка в кредит крупной техники, непредвиденные расходы, потеря работы и т.д., и рассматривать изменения в расходах, которые предлагают внести обучающиеся. Учитель играет здесь роль регулятора и помогает сделать проект жизненным.
Технология проектного обучения сегодня играет важную роль в школьном обучении. Если обучающийся справляется с работой над своим учебным проектом, то в дальнейшем это безусловно поможет ему ориентироваться в сложных финансовых ситуациях, планировании расходов, выборе вариантов инвестирования средств, а также повышать навык общения.
- Технология проблемного обучения:
Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения. Это одна из активно развивающихся современных технологий. Сегодня под
проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [6]. Для создания проблемных ситуаций педагог при изучении вопросов финансовой грамотности подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения:
- представляет различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, различные точки зрения на понятие финансового риска подталкивают одних полностью исключить и не проводить финансовые операции, а других искать операции или сделки, приводящие к минимальным рискам);
- сталкивает противоречия в практической деятельности (например, обсуждение различных подходов к управлению финансовыми рисками на конкретных примерах);
- предлагает обучающимся рассмотреть явление или процесс с различных позиций (например, с точки зрения юриста, финансиста, бухгалтера, педагога);
- побуждает обучающихся сделать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (например, сравнить спланированные личные бюджеты, сформированные заранее, у нескольких обучающихся);
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, оценку, конкретизацию финансово-экономической информации);
- позволяет определить проблемные теоретические и практические задания дисциплины (например, научно-исследовательские);
- предлагает ставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными финансовыми данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми статистическими данными, с заведомо допущенными финансовыми ошибками, с различными мнениями к представленной ситуации, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и т.д.) [3].
Рассмотрим пример внедрения проблемной ситуации на уроке финансовой грамотности. Задав вопрос: «Какие способы накоплений денежных средств Вы знаете?», мы получим множество вариантов, мнений от учеников, тем самым постепенно вместе с ними определим цель урока (Научиться накоплению, учитывая доходы и расходы семьи). Вспомним основные понятия накопления и сбережения - активизация пройденных знаний, затем перейдем к изучению новой темы.
Использование проблемных ситуаций на уроках «Основы финансовой грамотности» не только позволяет формировать систему финансовых знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой курса, но и развивать у школьников творческую активность, повышать эффективность учебного процесса, производить формирование универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов.
- Технология развивающего обучения:
В дисциплине «Основы финансовой грамотности», как и в любой иной, формирование у обучающихся основных понятий строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно-теоретическое понятие [5]. Главной целью технологии развивающего обучения является не формирование финансово-экономических знаний, умений, навыков у обучающихся, а формирование определенных способностей по самосовершенствованию, обеспечение условий для развития самоизменяющегося субъекта обучения. В основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Возьмем, к примеру, тему «Кредит». Для этого обучающимся задается сложный и в то же время интересный вопрос: «Как правильно занимать деньги, что важно помнить, когда берешь кредит?». После чего обучающиеся самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всеми доказывают, что изучаемый материал имеет большое значение, ведь каждый человек сталкивается с ситуацией, когда срочно нужны деньги: нужен ноутбук для занятий, сгорел холодильник и т.д.; выясняют, что кредиты могут быть разными (ипотечный, автокредит...); подводят итог о необходимости подробного изучения рынка кредитных операций и условий до выбора кредита, сравнения различных предложений на рынке. Ценностью данного методического приема является то, что обучающиеся сами начинают осознавать значимость и необходимость изучаемого материала.
- Личностно-ориентированные технологии:
Еще одной из популярных технологий настоящего времени является личностно-ориентированное обучение. Данная технология основана на том, что во главу обучения ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей обучающихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
На занятиях по дисциплине «Основы финансовой грамотности» это обучение также актуально, поскольку нужно учитывать все личностные качества обучающегося при решении финансово-экономических вопросов в процессе изучения курса, возможности ребенка, не следует требовать от него невозможного.
Выводы. Можно утверждать, что применение на занятиях элементов современных педагогических технологий, таких как информационно-коммуникационная, проблемная, развивающая личностно-ориентированная, проектная делают процесс образования более эффективным, активизируя познавательную деятельность учащихся средней школы. Обучающиеся становятся более компетентными в различных сферах, увереннее, универсальнее. У них развиваются творческие способности, мышление, достигаются цели изучения дисциплины в соответствии с программой, повышается уровень финансово-экономической грамотности.
Литература:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т. 4. №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный).
3. Кульневич С.В. Современный урок. 4.III. Проблемные уроки: науч. -практ. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д.: Учитель, 2006. - 288 с.
4. Ковальчук А.В., Сайбель Н.Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п.л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184003. htm.
5. Машарова Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании / Т.В. Машарова; ВГПУ. - Киров, 2001. - 82 с.
6. Меренкова В.В. Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС // Школьная педагогика. - 2016. - № 1. - С. 53-55.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - 1993. - 607, [1] с.: ил.
8. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании / А. Савинков // Школьный психолог. - 2007. - № 23. - С. 6-10.
9. Склярова Ю.Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. VI междунар. науч. конф., г. Уфа, март 2015 г. - Уфа: Лето, 2015. - С. 33-36.
10. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент Воробьева Ирина Глебовна
Ставропольский филиал Московского педагогического университета (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент Ионисян Александра Вилоровна
Ставропольский филиал Московского педагогического университета (г. Ставрополь)
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрена коммуникативная культура педагога в процессе профессиональной подготовки студентов. Интеграционные процессы в образовании, экономике, политике и других сферах человеческой деятельности требуют расширения коммуникативной культуры педагога на основе межличностных, межкультурных и межъязыковых контактов в учебном процессе. Коммуникативная культура педагога всегда базируется на самовоспитании и самообразовании, и в целом она является одним из основополагающих компонентов педагогической культуры. Коммуникативная культура студентов - это результат определенной работы педагогов по ее формированию.
Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникативные понятия, речевая позиция, нормативность речи, кодифицированные нормы, система языка.
Annotation. The article considers the communicative culture of the teacher in the process of professional training of students. Integration processes in education, Economics, politics and other spheres of human activity require the expansion of the communicative culture of the teacher on the basis of interpersonal, intercultural and interlingual contacts in the educational process. The communicative culture of the teacher is always based on self-education and self-education, and in General it is one of the fundamental components of pedagogical culture. Communicative culture of students is the result of certain work of teachers on its formation.
Keyword: communicative culture, communicative concepts, speech position, normativity of speech, codified norms, language system.
Введение. Интеграционные процессы в образовании, экономике, политике и других сферах человеческой деятельности требуют расширения коммуникативной культуры педагога на основе межличностных, межкультурных и межъязыковых контактов в учебном процессе.
Педагог в своей профессиональной деятельности всегда должен ориентироваться на такие базовые коммуникативные понятия как общительность, уместность, толерантность, доверие, вежливость, неагрессивность, нравственность, доверительность, доброжелательность.
Изложение основного материала статьи. Коммуникативный процесс будет успешным только в том случае, если педагог при общении владеет убедительной аргументацией, не применяет речевых факторов манипулятивного воздействия и, конечно же, умеет создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологического комфорта.
Коммуникативная культура педагога всегда базируется на самовоспитании и самообразовании, и в целом она является одним из основополагающих компонентов педагогической культуры. Коммуникативная культура студентов - это результат определенной работы педагогов по ее формированию.
Речь педагога должна быть построена таким образом, чтобы в ней чувствовался высокий уровень компетентности. Современный педагогический процесс немыслим без публичного выступления. Ежедневно используя язык как средство общения, педагог использует как лингвистические, так и паралингвистические знаки.
Но основная нагрузка падает на средства естественного языка: фонетические, акцентологические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.