УДК 372.83
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Курмашева А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 55-60. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/
Курмашева Анастасия Ришатовна | [email protected]
Методист кафедры гуманитарных дисциплин Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе
Аннотация. В статье описывается опыт интеграции тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе. Автор предлагает варианты использования тем финансовой грамотности на разных этапах урока «Обществознание». Указывает на актуальность использования вопросов финансовой грамотности в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации для отработки навыков написания мини-сочинения. Особое внимание в статье уделяется формированию универсальных учебных действий посредством предметной интеграции.
Ключевые слова: интеграция, финансовая грамотность, обществознание.
Интеграция в образовании — это процесс обучения и воспитания, который способствует формированию у школьников понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире как едином целом.
Познакомившись с имеющимися трудами по вопросу проблем интеграции в образовании, согласимся с А. Я. Данилюк, определяющей интеграцию как процесс
самовозрастания знания в сознании, условия для которого создаются педагогами [1].
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, умений и навыков в сфере финансового поведения человека, ведущих к повышению качества жизни.
Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе направлена на формирование способности обучающихся выполнять в будущем социально-экономические роли (владельца недвижимого и движимого имущества, заемщика, налогоплательщика и т. д.) и позволяет с легкостью реализовывать на занятиях деятельностный подход. Также интеграция активно способствует модернизации содержания и методов преподавания обществознания в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (от 30 декабря 2018 года).
Обучающиеся средней школы, находясь в переходном возрасте, частично получают возможность самостоятельно организовывать свое финансовое поведение.
УДК 372.83
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Курмашева А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 55-60. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/
Находясь в состоянии «мнимой взрослости», постоянных исканий и самоутверждения в обществе сверстников, характерных для этого возрастного периода, они наиболее подвержены рискам принятия неверных решений. Поэтому темы финансовой грамотности, рассматривающие вопросы банковских карт, наличных денег, семейного бюджета, экономии и защиты от действий мошенников в данный возрастной период особенно актуальны.
Вопросы финансовой грамотности для обучающихся старшей школы направлены на формирование представления о деньгах как источнике финансовой независимости, рассматривают возможности накопления и инвестирования, нацеливают обучающихся на финансовое планирование.
Материалы по финансовой грамотности в рамках урока «Обществознание» разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах. Согласно дидактической схеме преподавания финансовой грамотности, в обучении выделяют три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.
Рассмотрим возможные варианты включения темы «Источники доходов» в курс «Обществознание» в 8 классе.
Тема «Источники доходов» рассматривается на уроке в качестве мотивацион-ного задания, побуждающего к работе с новой информацией по теме «Распределение доходов» (Боголюбов Л. Н. Обществознание. § 24).
Текст задания: «Представьте, что мальчик из вашей школы, Иванов Иван, ученик 10 класса, занимается футболом и английским языком с репетитором. Все занятия платные, однако они очень важны для успешной учебы Ивана в будущем. Расходы семьи постоянно растут. Что можно посоветовать Ивановым в данной ситуации?»
Чтобы ответить на вопрос, обучающиеся пробуют перечислить всевозможные источники денежных поступлений (заработная плата, стипендия, пенсия, алименты, пособия, наследство и т. д.). После обсуждения обучающиеся приходят к обобщению, из чего складывается совокупный доход граждан. После этого учитель переходит непосредственно к теме урока «Распределение доходов». Обучающиеся обсуждают перечень товаров и услуг потребительской корзины, перераспределение доходов и экономические меры социальной поддержки населения.
На стадии закрепления изученного материала можно вновь использовать материалы по финансовой грамотности, вернувшись к ситуационной задаче, поставленной в начале урока. На этот раз задача дается с цифрами: «Представьте себе мальчика из вашей школы, Иванова Ивана, ученика 10 класса. На занятия с репетитором по английскому языку из семейного бюджета тратится 4 тысячи рублей в месяц. На занятия в футбольной секции — 5 тысяч рублей. В семье Ивана пять человек: мама, папа, бабушка, сам Иван и его старший брат. Бабушка получает пенсию 10 тысяч рублей в месяц.
УДК 372.83
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Курмашева А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 55-60. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/
Папа работает частным предпринимателем, его доход составляет 40 тысяч в месяц. Мама Ивана работает кассиром в супермаркете и получает зарплату 25 тысяч рублей. Брат Ивана учится в университете и получает стипендию 1500 рублей. Сколько рублей составляет совокупный доход семьи Ивановых и сколько процентов от него семья тратит на дополнительные занятия Ивана?»
Таким образом, используя предметную область финансовой грамотности лишь на двух этапах урока (вызов и рефлексия), обучающиеся овладевают базовым уровнем компетенций финансовой грамотности. К таковым относятся: понимание, что такое личные расходы, знание общих принципов управления расходами, умение давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания, умение оценивать ежемесячные расходы.
Решить проблему неумения обучающихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью и отсутствие системного мышления возможно лишь благодаря метапредметному подходу в преподавании общеобразовательных дисциплин. Метапредметные технологии обеспечивают усвоение обучающимися универсальных учебных действий. Таким образом, благодаря интеграции тем финансовой грамотности в курс «Обще-ствознание» деятельность обучающихся организуется не только с целью передачи им знаний, но и с целью передачи способов работы с информацией, а содержание
составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер (понятия, задачи, проблемы, схемы).
Рассмотрим другой вариант включения темы «Источники доходов» на этапе осмысления и реализации полученных знаний на уроке обществознания по теме «Распределение доходов».
Обучающимся предлагается ситуация-тренинг, которая предполагает личностное вовлечение в решение проблемы и активное сотрудничество друг с другом. Класс делится на две группы, каждая начинает обсуждение предложенной ситуации: «Представьте, что ваша подруга окончила школу и решила, что больше учиться не хочет, потому что и без этого сможет найти хорошую работу. Она долго искала работу, денег катастрофически не хватало, а предлагаемая ей работа была низкооплачиваемой и неинтересной». Вопрос: «Что вы посоветуете своей подруге»? При формулировке ответа обучающиеся должны указать, от каких показателей, по их мнению, зависит величина заработной платы. Команды выслушивают ответы друг друга и пробуют оценить советы одноклассников с точки зрения их рациональности.
На данном уроке происходит активное включение обучающихся в процесс, активизация их познавательной деятельности, систематизация социального опыта и выстраивание цепочки рассуждений, то есть реализуется широкий спектр универсальных учебных действий.
УДК 372.83
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Курмашева А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 55-60. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/
Помимо этого, к теме «Распределение доходов» можно применить надпредмет-ное задание, направленное на формирование умений работать с диаграммами. Пример задания: «Изобразите примерную диаграмму по доходам семьи. Поясните указанные в ней позиции, расставьте примерное процентное соотношение». При этом в качестве модели можно использовать как собственную, так и вымышленную семью. Отработка подобных навыков особенно полезна в части подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе по обще-ствознанию (задание 12).
Интеграция тем финансовой грамотности в курс обществознания в основной и средней школе способна повысить результативность сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Например, задание № 6 в основном государственном экзамене по обществознанию с 2020 года проверяет уровень финансовой грамотности обучающихся в сфере противодействия финансовому мошенничеству. Такой вид заданий не подразумевает расчетов, но требует владения базовыми компетенциями финансовой грамотности. Пример задания: «Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш». В чем
состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания» [2].
В единый государственный экзамен по обществознанию вопросы финансовой грамотности включены с 2018 года. Элементы содержания, проверяемые на экзамене, прописаны в кодификаторе под номером 2.16 «Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина».
Помимо этого, вопросы по теме «Финансовая грамотность» в основной и средней школе целесообразно применять в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации для отработки навыков написания мини-сочинения. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается цитата известного деятеля в сфере бизнеса и финансов, с позицией которого они могут согласиться или не согласиться в рамках своего эссе. Таким образом, за счет такой интеграции в курс «Обществознание» тем финансовой грамотности происходит развитие навыков анализа, сравнения и обобщения, которые являются одними из основных в рамках обществоведческого образования. Обосновывая свою позицию по отношению к высказыванию того или иного автора, приводя примеры из личного социального опыта, а также истории и литературы, обучающиеся овладевают универсальными учебными действиями, необходимыми в жизни, в
УДК 372.83
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Курмашева А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 55-60. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/
том числе и теми, которые проверяются на экзамене.
Примеры высказываний, которые можно предложить обучающимся в 11 классе на уроке обществознания по теме «Занятость и безработица» в качестве домашнего задания для написания мини-сочинения:
1. «Спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы» (Гарри Трумэн).
2. «Уровень безработицы составляет 100 %, если без работы остались вы» (Дэвид Курц).
3. «Вечную занятость обеспечивает только сизифов труд» (Леонид Леонидов).
Не стоит забывать о проектных технологиях, за счет которых у обучающихся происходит осмысление практического опыта с точки зрения теоретических знаний, полученных на уроке. Удобно применять темы финансовой грамотности в качестве проектных работ после завершения блока «Экономика» в 8 и 11 классах.
Темы проектных работ для 8 класса могут быть следующими:
1. «Способы самозанятости, существующие в Российской Федерации».
2. «Источники доходов современной молодежи».
3. «Материнский капитал: за и против».
4. «Влияние банкротства финансовых компаний на финансовое положение семей».
5. «Налоги в Древнем мире».
6. Темы проектных работ для 11 класса могут быть следующие:
7. «Рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда вашего региона».
8. «Таможенные тарифы на импорт. Виды. Цель».
9. «Перспективы развития среднего класса в России».
10. «Источники экономического роста в Российской Федерации».
11. «Мероприятия для поддержки малых предприятий в вашем регионе».
Таким образом, поскольку финансовая грамотность становится неотъемлемой частью современного образования, представляя собой набор знаний и практических навыков, используемых в повседневной жизни, а также ввиду того, что данная область плотно соприкасается с предметом «Обществознание», их интеграция приводит к высоким результатам в формировании универсальных учебных действий у обучающихся. Интеграция позволяет переосмыслить общую структуру организации обучения, активно включить обучающихся в образовательный процесс.
Список литературы
1. Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. Я. Данилюк. — Ростов н/Д, 2001. — 34 с.
2. Сдам ГИА: Решу ОГЭ [Сайт]. — URL: https://oge.sdamgia.ru/ (дата обращения: 27.02.2020).
УДК 372.83
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Курмашева А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 55-60. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/
Anastasia R. Kurmasheva
Kaliningrad regional institute of education development Kaliningrad, Russia
Integration of the financial literacy units in the social science course in the secondary school
Abstract. The article describes the experience of integration of the financial literacy units in the social science course in
the secondary school. The author suggests the variants of using of the financial literacy units in different stages of the social science lesson. The relevance of using of the financial literacy units for the development of the skills of the essay writing in the framework of preparation to the state final exams is presented. The special attention in the article is paid to the formation of universal educational actions through the subject integration.
Keywords: integration, financial literacy, social science.