УДК 37.013
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
Урбанович Любовь Николаевна | [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Заместитель руководителя
Духовно-просветительский центр Калининградской епархии Калининград, Россия
Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Аннотация. В статье обосновывается актуальность и педагогическая целесообразность использования потенциала учебных исследований и проектов для духовно-нравственного развития и воспитания школьника в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Обращается внимание на необходимость и одновременно сложность раскрытия ценностной составляющей заявленной в учебном исследовании проблемы, проникновения в смыслы нравственных категорий и понятий в контексте национальной, духовной и культурной традиций. На примерах предложен механизм анализа и выявления ценностных характеристик и духовных смыслов нравственных категорий «подвиг» и «милосердие». Благодаря деятельностному и творческому подходам работа со смыслами и ценностями в процессе выполнения учебных исследований и проектов способствует выработке у ученика личного отношения к данной проблеме и позволяет перейти в качественно новую позицию — духовно и нравственно зрелого человека.
Ключевые слова: учебное исследование, учебный проект, проек-тно-исследовательская деятельность, духовно-нравственное образование, базовые национальные ценности, ценностно-смысловое содержание, дея-тельностный подход.
Понимание важности и одновременно трудности духовно-нравственного развития и воспитания школьника обусловили поиск эффективных форм, способов и технологий решения этой проблемы. Как известно, ценности не передаются, они присваиваются, и это происходит в самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Исследовательская и проектная деятельность, будучи таковой по сути, содержит в себе богатый потенциал для формирования личностной позиции обучающегося, способствует самовыражению и раскрытию его творческого потенциала.
Исследование в современном мире — это уже не узкоспециальная деятельность научных работников, это неотъемлемая
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
часть любой деятельности, в своем роде стиль работы современного человека. В новых условиях обществу нужен творческий, самостоятельно и критически мыслящий человек, способный распознавать проблему, ставить перед собой задачи и решать их. Учебно-исследовательскую деятельность школьников следует понимать как универсальный способ освоения действительности, открытие новых лично значимых для ученика знаний, продвижение его к приобретению навыка исследования. В связи с этим целью учебного исследования является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала, приобщение к миру научных знаний, формирование исследовательских компетенций.
Объектом и предметом исследований духовно-нравственной тематики определяются базовые национальные ценности, культурные духовные традиции народов России, а сам характер их ориентирован на осмысление сложных мировоззренческих, этических и духовных проблем, на открытие и приобретение знаний в области гуманитарных дисциплин. Раскрытие ценностной составляющей исследования способствует формированию значимых нравственных качеств, выработке личностного отношения к проблеме, позволяет перейти в позицию духовно и нравственно зрелого человека. Поэтому ценным в ученических работах по духовно-нравственной тематике является личностный результат, опыт деятельности («над чем я задумался, что узнал, что я для себя приобрел, как это изменило мой взгляд, мое отношение» и пр.).
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) к обучающимся предъявляются особые требования в области исследовательской компетентности, которая включает в себя овладение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями по постановке и решению проблем, выдвижению гипотезы и ее обоснованию; самостоятельный поиск методов решения исследовательских задач; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
Вместе с тем экспертиза школьных исследований и проектных работ духовно-нравственной направленности позволила выявить особые затруднения, которые связаны с раскрытием ценностно-смыслового пласта нравственных проблем, исследуемых обучающимися.
Целью настоящей работы в первую очередь является обращение внимания на смысловые и ценностные доминанты исследований, которые раскрываются и осмысляются в контексте национальной духовной традиции. Работа со смыслами в исследованиях гуманитарной направленности — это первоочередная задача юного исследователя, так как она содержит в себя важнейший ресурс нравственного развития и совершенствования.
Не случайно в условиях реализации федеральных государственных
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
образовательных стандартов уделяется особое внимание проектной и исследовательской деятельности с духовно-нравственной и ценностной составляющей. Деятельностный подход, который является ведущим в условиях ФГОС, способствует «переводу ребенка в позицию духовно и нравственно зрелого человека» [Цит. по: 4. С. 15]. Это происходит благодаря раскрытию ценностного характера проблемы, проникновению в жизненно важные смыслы, присвоению личностно значимых нравственных качеств в ходе выполнения проектов и исследований.
Такая деятельность, безусловно, предполагает определенный уровень подготовленности школьников с учетом накопленных знаний и понимания сути мировоззренческих, философских, религиоведческих, теологических проблем, что и определяет высокую степень сложности в выполнении исследований и проектов духовно-нравственной направленности.
Приступая к выполнению исследования или проекта, школьники в первую очередь сталкиваются со сложностью в определении проблемы и, как следствие, — в формулировке темы. Известно, что от правильно сформулированной темы и точно поставленной проблемы зависит не только процесс, но и результат всей работы.
Почему сложно обнаружить проблему духовно-нравственного содержания и сформулировать тему исследования? Думается, это связано с
неоднозначностью и размытостью самого понятия «духовно-нравственное». Есть попытки вынести религиозный компонент из этого понятия, и сторонники такой тенденции настаивают на синонимичном использовании понятий «духовное» и «нравственное». Мы придерживаемся точки зрения, что о духовном нельзя говорить без обращенности к вопросам веры, религии, духовного мира, так как в основе духовного лежат ключевые религиозные понятия — дух, душа, духовность. Духовный мир каждого человека представлен идеями, идеалами и ценностями, которые и являются ведущими мотивами его поступков, поведения, жизнедеятельности. По мысли Н. А. Бердяева, «качество духовной жизни присутствует в человеке лишь в том случае, если есть к чему возвышаться и есть куда углубляться, если есть высшая божественная природа» [Цит. по: 1. С. 48]. Проявление внутреннего состояния человека, его духовности выражается в нравственных чувствах, нравственном состоянии, нравственной позиции и нравственных поступках. И если обращать внимание на соотнесенность компонентов в сложном термине «духовно-нравственное», то «нравственное» в этом словосочетании, как представляется, занимает соподчиненное положение по отношению к духовному [9, с. 31-34].
Если не принимать во внимание духовные смыслы, а анализировать только внешние обстоятельства и факты, то не «вскрывается» суть проблемы, и исследование носит поверхностный, часто реферативно-описательный характер.
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
В силу объективных обстоятельств, когда в течение десятилетий игнорировался факт присутствия религии как духовного феномена в жизни человека и общества, все этические нормы рассматривались лишь на уровне внешних проявлений, без учета внутренних духовных мотивов. В настоящее время не только обучающиеся, но и педагоги испытывают затруднения в раскрытии ценностно-смыслового наполнения нравственных категорий в контексте национальной духовной и культурной традиции. При выполнении исследовательских и проектных работ духовно-нравственной и религиозной направленности принципиально важным представляется выявление концептуальной сущности ключевых нравственных понятий.
Например, тема подвига, которая в этом году доминирует в ученических проектах и исследованиях по причине празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, раскрывается только на поверхностном уровне. В работах приводятся определения из словарных статей, исторические факты, биографические сведения и на основании их делается вывод о месте и значении подвига в жизни человека или народа. Однако, чтобы понять суть подвига с духовной позиции, необходимо обратить внимание на то, что, как заметил Д. С. Лихачев, ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительно такого значения, как слово «подвиг» в русском языке. По мысли Д. С. Лихачева, «героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую
мысль, вложенную в русское слово «подвиг»» [Цит. по: 5]. В то время как словари ограничиваются определениями подвига как героического, самоотверженного поступка, совершенного в опасных условиях; поступка, требующего от человека предельного напряжения воли и сил; общественно полезного результата, который превосходит по своим масштабам результаты обычных действий [8], Д. С. Лихачев направляет исследователя на поиск ответа на вопрос, а в чем состоит эта «бессмертная, всезавершаю-шая мысль?» Ученый в «Заметках о русском» указывает направление поиска: «Подвиг означает движение...» [Цит. по: Там же]. Если вспомнить однокоренное слово «подвижник», который в православной традиции является синонимом святого, то можно определить вектор этого движения — это движение от себя, от своего эгоизма.
Напомним, что в православной традиции подвижник — это человек, который отказался от материальных благ, комфорта, от самого себя во имя высших идеалов веры, ради людей и Бога. Раскрытие духовного смысла понятия «подвиг» (определение смысловых единиц) через рассмотрение воинского, религиозного подвига, подвига ученого или врача приводит к выводу, что во всех видах подвига всегда присутствует жертвенность, источником которой является осознаваемое или неосознаваемое человеколюбие. «Нет больше той любви, если кто положит жизнь свою за другого» (Ин. 15:13). Таким образом, целью и ценностью подвига является не общественно
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
полезный результат, превосходящий по своим масштабам результаты обычных действий, как предлагает Словарь по этике, а жертва на благо человека и человечества, спасение во имя высших идеалов. В этом смысле прав был А. П. Чехов, когда утверждал, что люди подвига (подвижники) — это люди веры и ясной сознанной цели, которые нужны обществу, как солнце. «Их личности — это живые документы, указывающие правильное направление в жизни» [Цит. по: 7]. В христианской традиции самый главный подвиг, который был совершен во имя человека и человечества, это Подвиг, «сдвинувший» ход исторического развития — крестная жертва Иисуса Христа.
Интересно замечание Д. С. Лихачева, что слово «подвиг», выражает какие-то сокровенные черты русского человека [5]. Это подтверждает в своем исследовании и Д. В. Дорджиева, замечая, что для русского сознания важным является жертвенность подвига, в то время как для калмыцкого — исключительная храбрость и бесстрашие, а для английского — мужество и благородство [3]. На основании изложенного очевидно, что в нашей традиционной системе ценностей не столько сам по себе героический поступок значим, сколько то, чем он вызван, то есть важны мотивы его совершения, ценности, идеи и идеалы, которыми заполнен внутренний мир человека, его совершившего.
Таким образом, в учебных исследованиях, связанных с темой подвига в различных его проявлениях, необходимо
обратить внимание на духовную и ценностную характеристику, глубинную непреходящую суть этого понятия и прийти к заключению, что подвиг — это, в первую очередь, мотивированный высшими духовными и нравственными идеалами жертвенный поступок ради блага или спасения человека и человечества. Это движение от своего эгоизма, собственничества к Другому — человеку или Богу, совершаемое во имя высших целей.
Приведем еще один пример раскрытия сущности и выявления ценности нравственной категории «милосердие». В различных словарях европейских языков представлен синонимичный ряд этому понятию: благотворительность, помилование, снисхождение, пощада. Однако слово «милосердие» в русском языке имеет принципиально иное смысловое наполнение — готовность оказать помощь из сострадания, не требуя благодарности, воздаяния; проявление снисхождения; доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (см. Большой энциклопедический словарь, Большой толковый словарь современного русского языка и др.).
Из вышеприведенных примеров можно заключить, что «милосердие» означает внутренний отклик человека на чужую беду, состояние души, способной отозваться на боль, готовность оказать помощь из человеколюбия. Это подтверждается и этимологическим разбором слова. «Милосердие» — слово
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
сложносоставное, состоящее из слов «милость» и «сердце», где «милость» предполагает подражание милости Божьей, а «сердце» является синонимом души. Поэтому милосердие, как «милующее сердце», в христианской трактовке означает высшую бескорыстную форму человеколюбия, восходящую к заповеди: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22:37).
В представленном выше синонимическом ряду благотворительность раскрывается как внешнее проявление милосердия, а помилование, в прямом смысле слова, означает освобождение или смягчение от наказания, что в большей степени относится к судебной практике. По мнению Е. Г. Логуновой, область распространения милосердия гораздо шире области, распространения благотворительности и помилования, так как милосердие необходимо и в семье, и в дружеском общении, и в отношениях между врагами [6]. Результаты анализа содержательных характеристик указывают на сострадание, эмоциональную отзывчивость на чужую беду, боль, готовность оказать помощь из-за любви-сердечности к другому человеку в концепте «милосердие».
Приведенные примеры доказывают истинность утверждения, что раскрытие ценностного содержания нравственных категорий лежит в поле конкретной духовной и культурной традиции. Без знания религиозных, этических, эстетических и исторических основ русской культуры представляется невозможным
проникнуть во внутренние смыслы духовно-нравственных проблем.
Мы подошли к принципиально важному моменту: для проектных и исследовательских работ духовно-нравственной направленности необходимо обращение к базовым национальным ценностям и раскрытие их в конкретной социокультурной традиции. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, базовыми национальными ценностями названы ценности, «хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [Цит. по: 2].
Все вышеизложенное позволяет подвести некоторые итоги.
1. Благодаря богатейшему воспитательному потенциалу для решения задач в области духовно-нравственного образования школьников необходимо активно использовать ресурс проектной и учебно-исследовательской деятельности на всех ступенях школьного образования. Обращенность к истории, национальным традициям, нравственным и духовным основам отечественной культуры, базовым национальным ценностям составляют содержательное ядро учебных проектов и исследований духовно-нравственной тематики.
2. При исследовании тем духовно-нравственной направленности
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
недостаточно описать внешние признаки, обстоятельства и факты анализируемых событий или явлений, необходимо обратить внимание на духовный аспект проблемы в контексте отечественной истории и культуры, а также накопленного многовекового человеческого опыта. 3. При выполнении учебных исследований и проектов в фокусе внимания всегда должен быть личностный результат, полученный автором в процессе работы, а именно, открытие для него самого нравственных смыслов и жизнеутверждающих истин, необходимых для духовного совершенствования.
Таким образом, учебные исследования и проекты духовно-нравственной направленности требуют от школьников не только времени, работы ума, но и личной заинтересованности, и сердечного участия.
Список литературы
1. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. - 624 с.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и образования личности гражданина России [Электронный ресурс] /
A. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
B. А. Тишков; Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. — URL: http:// shatki-oosh.ru/pdf/2016/koncepcia. pdf (дата обращения: 28.02.2020).
3. Дорджиева, Д. В. Подвиг / Д. В. Дорджиева // Антология
концептов. Том 8; под ред. В. И. Кара-сика, И. А. Стернина. — Волгоград: Парадигма, 2011. — С. 54-69.
4. Курдай, Т. А. Школа и Православная Церковь: соработничество в ходе социальной практики учащихся / Т. А. Курдай // Сборник работ лауреатов и победителей межрегионального и всероссийского этапов Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» от Северо-Западного Федерального округа в 2015 году. — Калининград: ГАУ КО ДПО «Институт развития образования», 2015. — С. 12-72.
5. Лихачев, Д. С. Заметки о русском [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев. — URL: https://fanisovich.Livejournal. com/687137.html (дата обращения: 12.12.2019).
6. Логунова, Е. Г. Сравнительный лингво-исторический анализ категории милосердия [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Мир лингвистики и коммуникации». — 2011. — № 4 (25). — URL: http://tverLingua.ru/archive/025/5_25. pdf (дата обращения: 02.03.2020).
7. «Подвижники нужны как солнце». О Юрии Авдееве, который возродил чеховское Мелихово [Электронный ресурс] // Столетие. Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. Интернет-газета. — URL: http://www. stoLetie.ru/sozidateLi/podvizhniki_ nuzhny_kak_soLnce_2010-01-29.htm (дата обращения: 12.10.2019).
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/
8. Словарь по этике [Электронный ресурс]. — URL: http://umdobro.ru/ roditelyam-i-pedagogam/6-plus/ slovari-nravstvennykh-ponyatiy/ slovar-po-etike (дата обращения: 10.12.2019).
9. Урбанович, Л. Н. К дискуссии о месте и содержании духовно-нравственного воспитания в школьном пространстве / Л. Н. Урбанович // Духовно-нравственное воспитание обучающихся в контексте вызовов времени: Сборник научных статей и методических разработок; сост. В. П. Вейдт. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. — С. 30-37.
Liubov' N. Urbanovich
Spiritualand Educational Center of the Kaliningrad Diocese Kaliningrad, Russia
Educational potential of educational research and projects of a spiritual and moral orientation
Abstract. The article substantiates the relevance and pedagogical appropriateness of using the potential of educational research and projects for spiritual and
moral development and education of a student in the framework of implementation of the State Educational Standards (FGOS NOO — Federal state educational standard of primary general education and FGOS 000 — Federal state educational standard of basic general education).
Attention is drawn to the necessity and at the same time the complexity of revealing the value component of the problem stated in the educational study and of penetration into the meanings of moral categories and concepts in the context of national, spiritual and cultural traditions. Basing on examples, we propose a mechanism for analyzing and identifying the value characteristics and spiritual meanings of such moral categories as "feat" and "mercy". Due to active and creative approaches, working with meanings and values in the process of performing educational research and projects helps to develop a student's personal attitude to a problem and allows him to move to a qualitatively new position of being a spiritually and morally mature person.
Keywords: educational research, educational project, research and project activity, spiritual and moral education, basic national values, value-oriented and semantic content, activity approach.