УДК 377.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Некрасова Л. В. Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 29-35. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo104/
Некрасова Лилия Васильевна | [email protected]
Кандидат экономических наук, доцент
Заведующий региональным центром финансовой грамотности Курский институт развития образования Курск, Россия
Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области
Аннотация. В статье описываются итоги процесса подготовки педагогических работников Курской области к внедрению в образовательную практику курсов по финансовой грамотности. Главное внимание уделяется современному состоянию и перспективам деятельности Курского института развития образования по разработке и реализации адресных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по тематике финансовой грамотности для обучающихся всех уровней образования.
Ключевые слова: финансовая грамотность, программы повышения квалификации.
Вопросы повышения уровня финансовой грамотности обучающихся как будущих активных потребителей финансовых продуктов и услуг находятся в центре внимания комитета образования и науки Курской области, выполняющего функции ответственного исполнителя
региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018-2023 годы (далее — Программа) [1].
Важнейшей предпосылкой для формирования культуры рационального управления личными финансами является подготовка педагогических работников к реализации образовательных программ и курсов по финансовой грамотности через систему непрерывного педагогического образования. Именно поэтому курс «Основы финансовой грамотности» начиная с 2018 года реализуется в рамках основной образовательной программы подготовки по УГС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в двух ведущих профессиональных образовательных организациях Курской области — ОБПОУ «Курский педагогический колледж» и ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж». Так, рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Основы финансовой
УДК 377.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Некрасова Л. В. Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 29-35. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo104/
грамотности» рассчитана на 63 часа, включена в вариативную часть образовательной программы по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» [3]. В 2019 году студенты старших курсов ОБПОУ «Курский педагогический колледж» не только осваивали азы финансовой культуры, но и активно участвовали в реализации проекта по развитию предпринимательских способностей «Преподаватель + предприниматель». В рамках реализации мероприятии 3.4. Программы в 2019 году Курский педагогический колледж закупил 99 экземпляров учебного пособия «Финансовая грамотность» издательства «Академия» (авторы М. Р. Каджаевва, С. В. Дубровская, А. Р. Елисеева), имеющего положительную рецензию Федерального института развития образования и рекомендованного к использованию в организациях среднего профессионального образования.
Преподаватели цикла ОГСЭ и методисты Курского педагогического колледжа обучались на курсах повышения квалификации не только в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», но и в ГАО ВО «Московский городской педагогический университет» по программе подготовки тьюторов, поскольку колледж входит в число базовых профессиональных организаций Банка России.
С 2016 года Курский институт развития образования (далее - ОГБУ ДПО КИРО) ведет целенаправленную деятельность по повышению квалификации педагогических работников, планирующих
внедрять в образовательную практику курсы по финансовой грамотности: в течение 2016-2017 гг. тематика финансовой грамотности включалась в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее — ДПП ПК) учителей истории и обществознания (в объеме 4 часов), а в 2018-2019 гг. темы по финансовой грамотности в объеме от 2 до 6 часов логично вписывались в содержание ДПП ПК для различных категорий слушателей всех уровней образования.
Новый импульс для формирования кадрового потенциала в сфере финансовой грамотности был дан благодаря началу реализации Программы: с апреля 2019 года в организационную структуру ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» были внесены изменения, связанные с созданием Регионального центра финансовой грамотности (далее — РЦФГ). В рамках выполнения государственного задания специалисты РЦФГ участвуют в организации и проведении общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки, обеспечивая организационное сопровождение процесса реализации ДПП ПК.
Согласно Положению о региональном центре финансовой грамотности ОГБУ ДПО КИРО его специалисты (на условиях внутреннего совместительства) участвуют в разработке и реализации широкого спектра ДПП ПК по тематике финансовой грамотности. Количество адресных ДПП ПК по тематике финансовой грамотности, реализуемых в рамках выполнении государственного задания,
УДК 377.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Некрасова Л. В. Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 29-35. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo104/
увеличилось с 3-х в 2018 году до 9-ти в 2020 году, причем в число целевых аудиторий этих программ входят педагогические работники Курской области, занятые во всех уровнях образования. Трудоемкость освоения адресных ДПП ПК варьирует от 36 при очной форме обучения до 72 часов при очно-заочной форме с применением платформы онлайн обучения Mirapolis VirtualRoom.
Большинство реализуемых ДПП ПК по тематике финансовой грамотности направлены на совершенствование профессиональных компетенций, сформированных в рамках ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», таких как «способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики», «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета» [Цит. по: 2], наличие которых обеспечивает возможность выполнения общетрудовых функций А и В профессионального стандарта педагога.
Модули, направленные на формирование предметной компетентности педагогических работников в области управления личным финансами, реализуются преподавателями кафедры профессионального образования с базовым экономическим образованием, а также сертифицированными тьюторами Отделения Курск Банка
России. Модули ДПП ПК, направленные на формирование методической компетентности слушателей в области преподавания основ финансовой грамотности различным категориям обучающихся, реализуются с привлечением кандидатов педагогических наук — профессорско-преподавательского состава кафедры дошкольного и начального образования, кафедры естественно-математического образования и кафедры развития образовательных систем ОГБУ ДПО КИРО.
Важное место в структуре предметно-методической части ДПП ПК занимает стажировочная практика слушателей, организуемая на базе образовательных организаций, имеющих статус инновационных и апробационных площадок по тематике финансовой грамотности. В 2019/2020 учебном году в соответствии с приказами комитета образования и науки Курской области элементами инновационной структуры образования являются 15 дошкольных образовательных организаций, в старших и подготовительных группах которых внедряется парциальная образовательная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности, разработанная в Волгоградской области. Кроме того, в 35 общеобразовательных организациях из 13 муниципальных образований региона реализуются программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности для учащихся 2-х — 4-х классов. В рамках программы стажировочной практики слушатели изучают инновационный опыт образовательных организаций в области обучения грамотному
УДК 377.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Некрасова Л. В. Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 29-35. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo104/
управлению личными финансами, а также участвуют в проведении и анализе мастер-классов, организуемых победителями впервые проведенного в 2019 году областного конкурса методических разработок «Финансы в нашей жизни».
В рамках выполнения мероприятия 3.10 Программы [1] 15 педагогических работников региона в 2019 году освоили программу профессиональной переподготовки «Методика формирования финансовой грамотности у учащихся с ограниченными возможностям здоровья и инвалидностью», к реализации которой привлекались ведущие специалисты дефектологического факультета, а также Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет».
В 2019 году по итогам реализации мероприятия 3.4. Программы [Там же] библиотека ОГБУ ДПО КИРО была пополнена большим объемом современных учебно-методических пособий по финансовой грамотности, разработанных в рамках реализации проекта Минфина России, которые активно используются слушателями в процессе работы над итоговыми проектами.
Общее количество педагогических работников, подготовленных в рамках реализации Программы к внедрению в образовательную практику учебных курсов и программ внеурочной деятельности по финансовой грамотности за три года увечилось почти в шесть раз: с 99 человек в 2017 году до 586 человек в 2019 году (таблица 1).
Таблица 1 — Показатели освоения ДПП ПК по тематике финансовой грамотности обучающихся в период реализации Программы, чел.
Категории педагогических работников Курской области 2018 г. 2019 г.
Воспитатели дошкольных образовательных организаций - 50
Педагогические работники общеобразовательных организаций, всего 204 326
в том числе учителя начальных классов общеобразовательных организаций 1 172
Педагогические работники организаций, входящих в систему специального образования - 40
Преподаватели системы СПО 37 48
ИТОГО: 241 586
УДК 377.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Некрасова Л. В. Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 29-35. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo104/
Следует отметить, что педагогические работники Курской области совершенствуют свои профессиональные компетенции не только на базе ОГБУ ДПО КИРО, но и в ведущих организациях высшего образования России. Так, в течение 2018-2019 гг. 10 педагогических работников региона прошли обучение в рамках проекта «Университетский корпус» на базе НИУ «Высшая школа экономики».
В первом полугодии 2019 года специалисты РЦФГ координировали процесс участия педагогических работников Курской области в освоении ДПП ПК «Формирование финансовой грамотности у обучающихся: технологии и инструменты» в рамках договора Банка России с ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» на оказание образовательных услуг.
Согласно календарю мероприятий по финансовой грамотности, проведенных на территории региона, более 86 % от их общего количества проводится в образовательных организациях совместно со специалистами финансового рынка.
Благодаря системной работе по формированию кадрового потенциала по состоянию на 01 апреля 2019 года в 152 классах общеобразовательных организаций Курской области реализуются элективные и факультативные курсы по финансовой грамотности в старших классах, а программы внеурочной деятельности реализуются в 639 классах.
Показатели охвата педагогических работников программами повышения квалификации по финансовой грамотности входят в число основных целевых индикаторов Программы в рамках решения задач образовательного и информационного направления, в частности, задачи 3 [Там же]. По итогам первого этапа реализации Программы эти целевые индикаторы выполнены в полном объеме, однако в среднем на одну образовательную организацию приходится от 1 до 1,5 человек, прошедших подготовку по тематике финансовой грамотности.
Среди задач 2020 года, решаемых ОГБУ ДПО КИРО, можно выделить начало реализации ДПП ПК по финансовой грамотности для педагогических работников сферы дополнительного образования детей, при разработке которой был учтен опыт организации тематических смен по финансовой грамотности в летних оздоровительных лагерях в рамках реализации проектов Минфина России и Банка России.
Эффективность реализации поставленной в документах стратегического планирования задачи повышения уровня финансовой компетентности как элемента функциональной грамотности обучающихся зависит от организации командной работы на уровне каждого образовательного учреждения, что определяется метапредметным характером знаний, навыков и установок, формируемых в образовательных курсах по финансовой грамотности. Поэтому целевым ориентиром в деятельности РЦФГ и
УДК 377.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Некрасова Л. В. Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 29-35. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo104/
кафедр ОГБУ ДПО КИРО является охват программами повышения квалификации как минимум 3-х — 4-х педагогов разных специализаций в каждой образовательной организации пяти городских округов Курской области, а также 2-х — 3-х педагогов в общеобразовательных организациях 28 муниципальных образований региона.
Обеспечить боле широкий охват педагогических работников программами повышения квалификации по финансовой грамотности можно, опираясь на опыт Калининградского областного института развития образования по обучению педагогов на рабочих местах, который был представлен 03 октября 2019 года в рамках работы межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательный и социально значимый потенциал мероприятий по финансовой грамотности для целевых групп проекта».
Кроме того, важно обеспечить достаточный уровень лояльности к программам по финансовой грамотности у представителей управленческого звена, что актуализирует вопрос разработки специализированной программы по эффективному управлению личными финансами для руководителей образовательных организаций.
Список литературы
1. Постановление Администрации
Курской области от 29.12.2018 года № 1120-па «Об утверждении региональной программы Курской области
«Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018-2023 годы (с изменениями на 13.11.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/550347911 (дата обращения: 23.02.2020).
2. Приказ Минобрануки России 04.12.2015 года № 1426 «Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consul.tant. ru/document/cons_doc_LAW_192459/ (дата обращения: 23.02.2020).
3. Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки с элементами дуального обучения ОБПОУ «Курский педагогический колледж» [Электронный ресурс]. — URL: http://kurskpk.ucoz.ru/pdf10/ ppssz_2019-2020.pdf (дата обращения: 23.02.2020).
Liliya V. Nekrasova
Kursk Institute of Educational
Development
Kursk, Russia
Regional experience in forming staff potential for the implementation of projects to improve the financial literacy of students in Kursk region
УДК 377.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Некрасова Л. В. Региональный опыт формирования кадрового потенциала для реализации проектов по повышению финансовой грамотности обучающихся Курской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 29-35. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo104/
Abstract. The article describes the results of the process of preparing teachers of the Kursk region for the introduction of financial literacy courses into educational practice. The main attention is paid to the current state and prospects of the Kursk Institute of educational development for the
development and implementation of targeted additional professional development programs that cover the topic of financial literacy of students at all levels of education.
Keywords: financial literacy, professional development programs.