Научная статья на тему 'Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста'

Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ / FICTION / PRESCHOOL EDUCATION / MEANS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ольга Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы использования художественных произведений в образовательной деятельности педагогов дошкольного образования, осмысливается понятие «средство воспитания» применительно к художественной литературе. На основании анализа существующей педагогической практики и историко-педагогического опыта использования детской литературы в дошкольных образовательных учреждениях советского периода предпринимается попытка определения условий эффективности художественной литературы как воспитательного средства в современном дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic aspects of using the fiction as a means of education to preschoolers

The article addresses the issues of using works of the fiction in preschool teaching and conceptualizes the term "means of education" as applied to the fiction. Based on the analysis of a current teaching practice and historical pedagogical experience of using children's literature in preschool educational institutions in the Soviet period, the author seeks to determine the conditions of the effectiveness of the fiction as a means of education in current preschool education.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста»

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

Смирнова Ольга Дмитриевна | odsmi09@rambler.ru

Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного образования ГАУДПО МО «Институт развития образования» Мурманск, Россия

Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования художественных произведений в образовательной деятельности педагогов дошкольного образования, осмысливается понятие «средство воспитания» применительно к художественной литературе. На основании анализа существующей педагогической практики и историко-педаго-гического опыта использования детской литературы в дошкольных образовательных учреждениях советского периода предпринимается попытка определения условий эффективности художественной литературы как воспитательного средства в современном дошкольном образовании.

Ключевые слова: художественная литература, дошкольное образование, средство воспитания.

Потребность общества в «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и нацио-

нально-культурных традиций» [Цит. по: 9, с. 2] обусловливает особую значимость литературы в решении актуальных задач современной системы образования. Чтение рассматривается сегодня как базовая образовательная компетентность, средство всестороннего развития личности подрастающего человека начиная с дошкольного детства. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования восприятие художественной литературы выделено в качестве одного из ведущих видов детской деятельности, а развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства определено как первостепенная задача образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [15].

Между тем, исследователи отмечают негативные тенденции в области литературной ситуации как таковой и, в частности, детского чтения, характеризуя современную ситуацию как «системный

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

кризис читательской культуры» [Цит. по: 8, с. 2]. Специалисты говорят о возросшей роли в развитии личности аудиовизуальных средств, выступающих в качестве источника ценностной, норм поведения, фундаментальных знаний, информации. Литература, которая традиционно рассматривалась в качестве наиболее доступного и действенного в воспитательном отношении вида искусства (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.), в условиях кардинально изменившейся воспитательной атмосферы в обществе перестала быть одним из главных источников формирования личности подрастающего человека. В этом контексте чрезвычайно важным становится осмысление понятия «средство воспитания» применительно к литературе и определение условий эффективности ее как воспитательного средства.

Рассматривая понятие «средства воспитания», следует отметить, что в педагогической науке распространенным определением является то, которое базируется на представлении о них как об объектах и предметах окружающей действительности, предназначенных для решения воспитательных задач. Развивая это представление, А. Ф. Меняев называет условия, при которых объекты материальной и духовной культуры становятся средствами воспитания. Одним из этих условий, по его мнению, является включение педагогического средства в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников [10, с. 133]. В случае использования произведений

литературы в качестве средства педагогического воздействия формирование заданных качеств личности происходит в процессе внутренней деятельности воспитанника по восприятию и осмыслению художественного текста, стимулируемой и организуемой воспитателем. При этом успех данного инструмента воспитания определяется, прежде всего, осознанием педагогами главной цели использования произведений литературы в образовательной деятельности.

Говоря о цели педагогической деятельности по ознакомлению детей с литературой, имеет смысл обратиться к историко-пе-дагогическому опыту использования детской литературы в дошкольных образовательных учреждениях советского периода. В 30-е гг. прошлого столетия Лев Семенович Выготский указывал, что задача детского сада по ознакомлению детей с литературой состоит в том, чтобы «открыть перед ребенком мир словесного искусства» [Цит. по: 3, с. 436]. В настоящее время на эту цитату ссылаются многие специалисты в области литературного воспитания детей дошкольного возраста. Однако существующая практика дошкольного образования свидетельствует о том, что для воспитателей литература является, прежде всего, средством решения прикладных задач развития речи и знакомства детей с новым познавательным содержанием. Педагоги дошкольных образовательных организаций часто недооценивают эстетическую функцию художественной литературы, и в круге детского чтения все большее место занимают детские энциклопедии и книги

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

познавательного содержания. Подобная тенденция входит в явное противоречие с выводами специалистов о том, что важнейшим условием использования литературы в качестве оптимального средства воспитания является эстетическое удовольствие от прослушанного текста. Современные исследователи указывают, что эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, и введение средств, стимулирующих у воспитанников эмоциональные переживания, мотивирует их на «присвоение» социокультурных норм и ценностей [18, с. 120].

Применительно к литературе как средству воспитания Л. С. Выготский обозначил роль эмоций и эстетических переживаний, возникающих в процессе восприятия художественных произведений, еще в 20-е годы XX века. В статье «Современная психология и искусство» (1927 г.) он указывал: «Если бы стихотворение о грусти не имело никакой другой задачи, как заразить нас грустью, это было бы очень грустно для искусства... [Заразительность] искусства основана не на простой передаче чувств, — в этом смысле речь оратора, крик боли, громкое ура не менее заразительно. Стихи о грусти ставят нас над грустью, побеждают ее, преодолевают» [Цит. по: 3, с. 49]. Влияние художественного образа на личность ребенка Л. С. Выготский раскрыл в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» (1930 г.). Всякое «построение фантазии», по его мнению, влияет на чувства, а значит, и поступки личности, помогая «осветить жизненную

проблему. своим образным и эмоциональным языком» [Цит. по: 2, с. 17].

Таким образом, важнейшим условием реализации воспитательного потенциала литературы является эстетическая ценность произведения, качество текста в единстве содержания и формы с ее «образным и эмоциональным языком». При этом анализ образовательной практики свидетельствует о том, что принцип художественности как один из наиболее значимых принципов отбора книг для чтения и рассказывания в детском саду нередко игнорируется воспитателями в угоду соответствия сюжета теме в комплексно-тематическом плане. Распространенным явлением стало чтение детям малохудожественных текстов неизвестных авторов из интернет-источников или сочиненных «по теме» самими воспитателями вопреки требованию принципа эстетической ценности произведения. Приходится констатировать, что, как и много десятилетий назад, вопрос о критериях отбора произведений литературы для детей вновь требует пристального внимания педагогов.

В настоящее время воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения как на занятиях, так и в повседневной жизни. Произведения художественной литературы для детей из номера в номер печатаются в журналах, регулярно размещаются на интернет-сайтах. Перечень рассказов, сказок и стихотворений, рекомендуемый для каждой возрастной группы, имеется в комплексных программах воспитания и

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

обучения дошкольников. Однако наличие подобных перечней, по верному замечанию В. В. Гербовой, ни в коей мере не освобождает педагогов от тщательного выбора произведений для чтения детям [4, с. 12]. Начиная с советского периода мысль эту неоднократно проводили в своих работах многие специалисты в области дошкольного воспитания. Так, известный советский педагог Евгения Александровна Флерина в рекомендациях к программе 1938 года указывала: «Механический, безразличный отбор произведений по списку поведет воспитателя по пути формального отношения и к художественному материалу, и к требованиям [Руководства]» [Цит. по: 16, с. 47]. Елизавета Ивановна Тихеева, предлагая воспитателям свою тщательно разработанную методику с перечнем литературы, призывала творчески подходить к отбору содержания. «Выбор сказки, рассказа, стихотворения зависит не столько от возраста ребенка, сколько от его развития, объема его представлений и культуры его речи, — писала Е. И. Тихеева. — Только вдумчивый педагог, знающий своих детей, может решить, что соответствует их развитию и доступно их пониманию» [Цит. по: 13, с. 181].

Умение отбирать произведения с учетом возрастных особенностей и воспитательных задач является особо значимым сегодня, когда в детской литературе вместе с именами известных советских поэтов и писателей появились авторы «серебряного» века, расширилась тематика и жанровая система детской литературы. Наличие большого разнообразия книг

для детей требует от педагогов постоянного пересмотра круга детского чтения, дополнения его новыми произведениями. В этих условиях воспитателю детского сада важно определить собственную позицию по отношению к современной детской литературе, совершенствовать умение оценивать художественные произведения с точки зрения педагогических принципов отбора книг для чтения и рассказывания детям: доступности, воспитательной ценности и пр.

Эти принципы, разработанные в период становления и развития методики работы с книгой в детском саду в середине XX века, в свою очередь, также требуют осмысления с позиций сегодняшнего дня. Так, в советский период воспитательная ценность детской книги обуславливалась ее идейной направленностью. Стоит ли современным педагогам руководствоваться этим принципом? Ответ на этот вопрос можно получить, лишь определившись с трактовкой понятия «идейность» в отношении литературы для дошкольников. Вот как его трактовали, например, методисты 40-60-х гг. XX века. С точки зрения О. И. Соловьевой, идейную направленность несут в себе произведения, наполненные «...теплотой, жизнерадостностью, любовью к ребенку-слушателю, если мы чувствуем улыбку или любовный юмор автора» [Цит. по: 17, с. 458]. Подобная трактовка заставляет иначе взглянуть на некоторые произведения современной детской литературы, к примеру, на политизированный юмор про пограничников, которых «держат» на границе, чтобы «не разбежались

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

свои» [14]. Очевидно, что следование в образовательной практике принципам отбора книг, сформулированным советскими педагогами, остается необходимым условием реализации воспитательного потенциала литературы.

Однако умение отбирать художественные произведения с учетом педагогических принципов недостаточно для эффективного использования литературы в воспитании дошкольников. Педагогам дошкольных образовательных организаций хорошо известно, что удачный подбор рассказа, сказки, стихотворения еще не гарантирует успешность использования литературного текста в воспитательной деятельности. Не менее важным является вопрос о способах преподнесения содержания художественного произведения детям. «Путь словесного художественного произведения к детскому разуму и чувству находится в руках воспитателя. Так же, как музыкант, исполняющий произведение любого композитора, оживляет его, доводит до слушателей, чтец и рассказчик передают литературное произведение слушателю путем выразительно звучащего слова», — указывала Е. А. Флерина [Цит. по: 5, с. 12].

Овладение воспитателем детского сада искусством творческой передачи литературного произведения, позволяющим выражать интонацией свое отношение к содержанию текста, признавалось одним из важнейших профессиональных умений воспитателя с момента появления первых детских садов в России. В начале XX века осознание того, что

эмоциональное прочтение художественного произведения облегчает процесс понимания и запоминания его детьми, актуализировало вопросы теории и практики выразительного чтения и рассказывания, став одним из наиболее актуальных направлений методических поисков. Так, Е. А. Флерина в журнале «Педагогические известия» (1917 г.) писала: «Работники слова забывают об одном: что слово есть единственное их орудие. и как бы прекрасно ни было то содержание, тот смысл, который предполагает автор дать слушателям, он не сделает ничего, если не подумает о форме своей речи.» [Цит. по: 1, с. 580].

Впервые технологию подготовки педагога к рассказыванию представила преподаватель кафедры детской литературы Петроградского института дошкольного образования Екатерина Ивановна Иорданская. В пособии «Рассказывание в дошкольных учреждениях» (1925 г.) Е. И. Иорданская описала методику работы над техникой речи (упражнения по выработке речевого дыхания, отработке элементов интонации и пр.), работу с текстом — «вчитывание в рассказ», работу над выразительностью речи и анализ литературного произведения по схеме (выяснение основного замысла автора, характера действующих лиц, их взаимоотношений и пр.) [6].

Большой вклад в решение этого вопроса внесла Е. А. Флерина. В 1939 году было издано учебно-методическое пособие Е. А. Флериной в соавторстве с Е. Ю. Шабад «Живое слово в дошкольных

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

учреждениях», в котором обобщались и систематизировались идеи специалистов предшествующего периода (Е. И. Иорданской, А. М. Калмыковой, М. Х. Свентицкой и др.), были представлены результаты собственных длительных исследований авторов в области художественного чтения и рассказывания [16].

В последующие годы методика выразительного чтения и рассказывания уточнялась, многие известные специалисты в области дошкольного воспитания дополняли ее. В настоящее время советская методика практически в неизменном виде широко используется в области профессиональной подготовки педагогов. Общеизвестно, что воспитатель должен хорошо владеть технической стороной устной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), знаниями об интонационных и неязыковых средствах выразительности.

Однако читать выразительно — это, в первую очередь, выражать интонацией свое отношение к содержанию литературного произведения. Выразительное чтение тесно связано с эмоциональным восприятием, анализом и оценкой произведения. Современные исследования по изучению реального состояния готовности воспитателей к работе с детской книгой в дошкольных образовательных учреждениях (И. И. Андрюшина, Н. А. Дунаева, Г. М. Первова и др.) показывают, что существуют серьезные недостатки в организации деятельности по данному направлению. Хорошо зная о необходимости подготовки к

выразительному чтению произведения, воспитатели, тем не менее, полагают, что они неплохо могут прочесть любое литературное произведение, предназначенное детям, не проводя его предварительный анализ. В результате искажается авторский замысел, становится неясным основной смысл текста. Очевидно, что владение искусством творческой передачи литературного произведения, позволяющим выражать интонацией свое отношение к содержанию текста, всегда будет одним из важнейших для педагога условий использования художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что художественная литература выполняет функцию средства воспитания, если является источником ценностной для развития личности информации (знаний, норм поведения, ценностей, идеалов, элементов духовной культуры общества), предъявленной в особой образной форме, воздействующей на эмоциональную сферу личности ребенка; если совместной деятельности педагога с воспитанниками по ознакомлению с литературным текстом предшествует тщательная подготовка воспитателя к выразительной передаче текста.

Список литературы

1. Андрюшина, И. И. Проблема подготовки специалистов по речевому развитию дошкольников в трудах Е. А. Флериной / И. И. Андрю-шина // Московский пед. гос. ун-т. Научные труды МПГУ. Серия:

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

Психолого-педагогические науки. — М.: Прометей, 2005. — С. 579-584.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

3. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. — 520 с.

4. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 80 с.

5. Живое слово дошкольнику: Учебное пособие для дошкольных пед. училищ и воспитателей детских садов / Под ред. Е. А. Флериной. — М.: Учпедгиз, 1945. — 237 с.

6. Иорданская, Е. И. Рассказывание в дошкольных учреждениях: Методика и хрестоматия / Е. И. Иорданская. — Л.: Госиздат, 1925. — 184 с.

7. Какая книжка нужна дошкольнику: Сборник / Под ред. Е. А. Флериной, Е. Ю. Шабад. — М.: Госиздат, 1928. — 96 с.

8. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ifapcom. ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf (дата обращения: 30.01.2020).

9. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03 сентября 2018 года № 10) [Электронный ресурс]. — URL: http:// static.government.ru/media/files/UuG

1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB. pdf (дата обращения: 23.09.2019).

10. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский дом «Академия», 2007. — 336 с.

11. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.

— 119 с.

12. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. — Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1966. — 176 с.

13. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 216 с.

14. Успенский, Э. Н. Грамота / Э. Н. Успенский. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. — 162 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

16. Флерина, Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях / Е. А. Флерина, Ю. Е. Шабад. — М: Учпедгиз, 1939. — 72 с.

17. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. —560 с.

18. Яновская, М. Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе // Вестник Вятского государственного университета. — 2009.

— № 4-1. — С.117-126.

УДК 373.24 (091)

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смирнова О. Д. Проблемные аспекты использования художественной литературы как средства воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 21-28. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo103/

Olga D. Smirnova

Murmansk Regional Institute of the Educational Development Murmansk, Russia

Problematic aspects of using the fiction as a means of education to preschoolers

Abstract. The article addresses the issues of using works of the fiction in preschool teaching and conceptualizes

the term "means of education" as applied to the fiction. Based on the analysis of a current teaching practice and historical pedagogical experience of using children's literature in preschool educational institutions in the Soviet period, the author seeks to determine the conditions of the effectiveness of the fiction as a means of education in current preschool education.

Keywords: fiction, preschool education, means of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.