Научная статья на тему 'Квазитекст на уроках русского языка и литературы'

Квазитекст на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
582
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / КВАЗИТЕКСТ / СТИЛЬ / АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКОРДАНС / TEXT / QUASITEXT / STYLE / ANALYTICAL AND SYNTHETIC EXERCISES / LANGUAGE COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CONCORDANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дронь Елена Николаевна, Стешенко Мария Александровна

Настоящая статья раскрывает понятие «квазитекст» и содержит практические рекомендации о том, как на его основе увлекательно выстроить работу по развитию речи и мышления школьников. Дается алгоритм работы с квазитекстом на уроках русского языка и литературы. Представлены разные типы заданий и упражнений, которые сформулированы на основе конкретных учебных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дронь Елена Николаевна, Стешенко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quasitext on Russian language and literature lessons

This article deals with the meaning of "quasitext" and contains practical recommendations on how to manage activities for speech and thinking development of scholars on its basis. An algorithm of work with quasitext in the lessons of the Russian language and literature is given. Different types of tasks and exercises are presented, which are formulated on the basis of specific training goals and objectives.

Текст научной работы на тему «Квазитекст на уроках русского языка и литературы»

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

Дронь Елена Николаевна | [email protected]

Методист кафедры гуманитарных дисциплин Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Стешенко Мария Александровна | [email protected]

Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Квазитекст на уроках русского языка и литературы

Аннотация. Настоящая статья раскрывает понятие «квазитекст» и содержит практические рекомендации о том, как на его основе увлекательно выстроить работу по развитию речи и мышления школьников. Дается алгоритм работы с квазитекстом на уроках русского языка и литературы. Представлены разные типы заданий и упражнений, которые сформулированы на основе конкретных учебных целей и задач.

Ключевые слова: текст, квазитекст, стиль, аналитико-синтетические упражнения, языковая компетенция, коммуникативная компетенция, конкорданс.

Сегодня очевидным и бесспорным является тезис о необходимости и важности систематической работы с текстом на уроках русского языка и литературы. В методике широко представлены виды и формы этой работы. Она носит аналитический, интерпретационный и / или творческий характер.

Аналитическая работа с текстом определяется чаще всего целями и задачами конкретного урока и является учебной или исследовательской. Текст анализируется на определенном уровне: лексическом, словообразовательном, морфологическом, фонетическом, стилистическом.

Один из видов стилистических упражнений — работа с квазитекстом. Расскажем об этой интересной форме работы.

Квази- — первая часть сложных слов, вносящая в семантику слова значение «мнимый», «ложный», «ненастоящий». Квазитекст, таким образом, не настоящий текст. Технология его создания достаточно проста. Он компилируется учителем из нескольких рассыпанных на отдельные предложения текстов. Исходных текстов может быть от двух до четырех. Два — в начале знакомства учеников с этим упражнением. Четыре — когда школьники приобретают опытность в решении задач, поставленных этими

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

упражнениями, или если тексты в составе квазитекста обладают очень яркими стилистическими особенностями.

Исходные тексты могут быть объединены темой (чаще всего), образами, другими деталями текстопостроения.

Работа с квазитекстом — один из видов упражнений по развитию речи и мышления. Основные ее задачи — понимание текста, распознавание авторского стиля. В ходе обсуждения квазитекста учащиеся указывают признаки, по которым они готовы объединить предложения в группы и сформировать из них текст. Фактически учащиеся восстанавливают образ автора каждого отрывка из текстов-оригиналов, анализируют интонацию, особенности лексики, строя речи, стиля, жанра и из этой полифонии выбирают предложения, принадлежащие лишь одному конкретному автору и имеющие отношение лишь к одному конкретному тексту.

Анализ квазитекста предполагает наличие у школьников умений анализировать тексты, в то же время помогает им создавать тексты собственные. Иными словами, данный тип упражнений органично входит в методическую цепочку: аналитические упражнения — аналити-ко-синтетические — упражнения синтетического типа. Первые направлены на понимание чужого текста и отработку умений, связанных с конкретными лингвистическими понятиями, на повторение и закрепление полученных знаний, умений, навыков. При выполнении более сложных аналитико-синтетических

заданий ученики анализируют текст, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом, выделяют (распознают) смысловые и стилистические отрывки единых текстов, обнаруживают первоисточники, из которых был собран квазитекст. Третий вид упражнений, синтетические, имеют целью развитие воображения, логики и языковой компетентности ученика при создании собственных речевых произведений, устных монологических высказываний, письменных ответов на вопросы, творческих работ.

Алгоритм работы с квазитекстом на уроке:

1) знакомство с квазитекстом;

2) анализ квазитекста;

3) выделение стилистически сходных элементов, их которых ученики собирают тексты;

4) анализ текстов в зависимости от актуальных целей урока.

Задача учителя во время работы класса с квазитекстом — организовать беседу, которая будет направлять поиск и анализ учениками особенностей каждого предложения необычного текста.

Пример работы с квазитекстом на уроке словесности.

Тема — «Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем. (Подготовка к созданию мини-сочинений «Осенняя зарисовка»)».

Учитель читает квазитекст. Дети следят по распечатке или слайду.

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

(1) Осень — следующее за летом одно из времен года. (2) Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет, и холодный туман на полях целый день неподвижно белеет. (3) Конец сентября; и стоит чудесное бабье лето, сухое, ясное и солнечное. (4) Горят багрянцем осины и клены, березки и дубки тоже принарядились. (5) Наступление осени обусловлено наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты и поворотом Земли к Солнцу Южным полушарием с 23 сентября по 21-22 декабря. (6) Дунет ветер — и пестрым полотном полетит листва, устилая землю. (7) Астрономическая длительность осени — 89,8 суток. (8) Если выйдешь в сад, опавшие листья поднимут переполох и множество листиков побежит за твоими ногами. (9) Ближний лес затихает, и в нем показались повсюду просветы, и красив он в уборе своем, золотистой листвою одетый. (10) Топнешь — и они с испуганным шорохом разлетятся в разные стороны. (11) Играем!..

Учитель:

— Является ли текстом то, что вы услышали? Почему нет, ведь все предложения объединены одной темой — какой?

— Сколько текстов можно выделить в этом квазитексте (не настоящем тексте)?

— Докажите, что перед вами текст.

— Определите его стиль, докажите свою точку зрения. (Какая лексика в

Выпишите номера предложений каждого из трех текстов.

Проверка. Текст № 1: 1, 5, 7.

Текст № 2: 2, 9.

Текст № 3: 3, 4, 6, 8, 10, 11.

нем используется? Почему приводятся цифры? Есть ли эмоционально окрашенные слова? Каков возможный источник этого текста (где его можно встретить?)

Работа с текстом № 2 (отрывок из стихотворения И. А. Бунина).

Осыпаются астры в садах, Ближний лес затихает, и в нем

Стройный клен под окошком желтеет, Показались повсюду просветы,

И холодный туман на полях И красив он в уборе своем,

Целый день неподвижно белеет. Золотистой листвою одетый.

Работа с текстом № 1.

Осень — следующее за летом одно из времен года. Наступление осени обусловлено наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты и поворотом Земли к Солнцу Южным полушарием с 23 сентября по 21-22 декабря. Астрономическая длительность осени — 89,8 суток.

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

Выразительное чтение стихотворения.

— Что помогло вам выделить текст из исходного квазитекста?

— Каков тон стихотворения? Благодаря чему он создан?

— Обратите внимание на рифмующиеся глаголы в первом четверостишье. Какого они вида? Почему И. А. Бунин использует глаголы именно несовершенного вида? (Рифмующиеся глаголы несовершенного вида «желтеет» и «белеет» передают незавершенность в природе процесса перехода от лета к осени, и переход этот совершается на наших глазах.)

— Найдите во второй строфе слово, также передающее процесс, незавершенность изменений в природе. Какая морфема передает процессуальность? (Приставка за- в глаголе затихает.)

— Слова какой части речи передают действие во второй строфе? Почему Бунин избегает глаголов? (Отглагольное имя существительное «просветы» и причастие

«одетый». Минимальное использование глаголов и замена их глагольной формой и бессуффиксно образованным от глагола существительным позволяет нарисовать «мягкую» картину ранней осени, такую, каково само бабье лето.)

— Какие изменения в природе описывает автор стихотворения?

— Почему на нашем уроке звучит это стихотворение? (Так как урок посвящен повторению и обобщению знаний по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» и одновременно подготовке к созданию мини-сочинений, осенних зарисовок, то ребята отвечают примерно так: во-первых, тема стихотворения И. А. Бунина синонимична лексической теме урока; во-вторых, в нем используются сложносочиненные по структуре предложения. И в-третьих, — добавит учитель, если ребята на отметят этот момент, — И. А. Бунин очень ярко передал изменения в природе: это уже не лето, но и настоящих холодов и осенней непогоды пока не чувствуется тоже.)

Работа с текстом № 3.

(!) Конец сентября и стоит чудесное бабье лето, сухое, ясное и солнечное. (2) Горят багрянцем осины и клены березки и дубки тоже принарядились. (3) Дунет ветер и пестрым полотном полетит листва, устилая землю. (4) Если выйдешь в сад, опавшие листья поднимут переполох и множество листиков побежит за твоими ногами. (5) Топнешь и они с испуганным шорохом разлетятся в разные стороны. (6) Играем!..

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

Прочитайте выразительно. Беседа.

— Текст ли прозвучал?

— Какова его тема?

— Озаглавьте. (Играем! / Игра с осенними листьями.)

— Как грамматически связаны предложения в этом тексте?

— Что описывает автор (что попадает в поле его зрения?)? С помощью каких выразительно-изобразительных средств он создает осеннюю зарисовку? (Назовите эмоционально окрашенные слова, тропы, фигуры речи. Какова роль односоставных предложений?)

— Какие микротемы выделяются в тексте? Где проходит граница его абзацного членения?

— Определите стиль и докажите свою точку зрения.

— Какова стилистическая роль обособленных определений в первом предложении?

— Определите значение приставки при-в глаголе «принарядились» (предложение № 2)? Какова стилистическая функция этой морфеме в контексте?

Грамматический аспект работы с текстом № 3.

— Сколько в этом тексте сложных

предложений с сочинительной связью (далее — ССП)?

— Напомните, что такое сложносочиненное предложение и какие знаки препинания могут быть использованы в ССП?

Задание: запишите текст, проанализируйте каждое сложносочиненное предложение: укажите грамматически основы, средства их связи в составе сложносочиненного предложения, определите смысловые отношения между простыми предложениями, выберите знаки препинания в ССП и обоснуйте их, вычертите схемы ССП.

Творческая работа.

Учитель обращает внимание школьников на то, что все предложения этого текста, кроме последнего, — сложноподчиненные. При этом созданная автором осенняя зарисовка очаровательна и даже трогательна, текст не кажется вычурным, негармоничным, и, конечно, это не квазитекст.

— Как вы полагаете, какова стилистическая роль сложносочиненных предложений в этом тексте?

Учитель:

— Предлагаю и вам составить свою осеннюю зарисовку, используя сложносочиненные предложения с различными знаками препинания между их предикативными частями. Расскажите, каково ваше бабье лето.

На уроке можно послушать несколько текстов, созданных учениками, и обсудить их.

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

Работу с квазитекстом можно использо- и на занятиях по литературе. Пример — вать как на уроках русского языка, так урок по «Слову о полку Игореве».

Прочитайте текст про себя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(!) Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими отступлениями, в которых чувства и мысли автора раскрыты непосредственно. (2) Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! (3) Мы же по иному замышленью эту повесть о године бед со времен Владимира княженья доведем до Игоревых лет. (4) Автор «Слова...» видит перед собой Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. (5) Это сочетание непосредственного выражения авторских чувств и мыслей (как в лирическом произведении) с изображением событий и характеров (как в эпосе) позволяет отнести «Слово...» к жанру лиро-эпической поэмы. (6) Призывая князей к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной, он зовет князей защитить Русск-кую землю, и поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. (7) И прославим Игоря, который, напрягая разум, полный сил, мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил и повел полки родного края, половецким землям угрожая.

Беседа.

— Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали?

— Сколько текстов соединяет в себе этот не настоящий текст? Выделите их, записав номера предложений каждого или закрасив разноцветными маркерами.

— Определите тему, основную мысль, тип и стиль речи каждого текста. Определите их автора (возможного автора).

Сразу же можно найти стихи, причем это строки из самой поэмы.

Прочитайте весь стихотворный текст (отрывок из «Слова о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого).

Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со времен Владимира княженья Доведем до Игоревых лет. И прославим Игоря, который,

Напрягая разум, полный сил, Мужество избрал себе опорой, Ратным духом сердце поострил И повел полки родного края, Половецким землям угрожая.

— Что помогло вам выделить этот фрагмент?

— Какие еще строки можно объединить?

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор «Слова...» видит перед собой Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Призывая князей к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной, он зовет князей защитить Русскую землю, и поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния [2, с. 303].

— Докажите, что это единый отрывок. То же задание для третьего отрывка:

Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими отступлениями, в которых чувства и мысли автора раскрыты непосредственно. Это сочетание непосредственного выражения авторских чувств и мыслей (как в лирическом произведении) с изображением событий и характеров (как в эпосе) позволяет отнести «Слово...» к жанру лиро-эпической поэмы [Там же. С. 301].

Задания по каждому из выделенных текстов могут быть следующие.

По тексту № 1.

— Чей перевод вы распознали?

— Кто еще переводил с древнерусского языка «Слово о полку Игореве»?

— Найдите этот отрывок у других переводчиков, сравните, опишите характерные особенности стиля каждого автора.

По тексту № 2.

— Какова основная мысль отрывка? Изложите ее по памяти.

— О какой особенности стиля «Слова о полку Игореве» упоминает автор отрывка? Согласны ли вы с автором?

— Какие художественные особенности «Слова...» можете назвать вы?

По тексту № 3.

— Какие художественные особенности

«Слова.» отмечает автор?

— Вспомните, в чем заключается специфика лирических и эпических произведений.

— Каковы особенности жанра поэмы?

— Обратитесь к тексту поэмы, найдите подтверждение тому, что это лиро-эпическая поэма.

Квазитекст может стать главным объектом анализа на текущих уроках по определенной теме, на уроках развития речи, уроках обобщения и повторения, уроках-лабораториях, уроках-практикумах, может быть использован в качестве контрольных заданий. Работа с ним в значительной степени повышает уровень осмысления языковых единиц, развивает языковую компетентность ученика, тренирует языковое чутьё, формирует представление о стиле, развивает практические умения стилистического анализа текста, работает на

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

развитие коммуникативной компетенции школьника.

Как мы уже отмечали, упражнение «Квазитекст» встраивается в систему «анализ и понимание текста — распознавание текста — создание текста». Квазитекст может подготовить учащихся к созданию собственных текстов, письменных или устных, отвечающих самым разнообразным целям.

Расширяя круг дидактических средств по тематике настоящей статьи, посмотрим

на материал словаря-конкорданса [3] как на квазитекст. Особенность представления информации состоит в том, что поэтические контексты здесь расположены в хронологической последовательности. Материал позволяет судить о ритмике окружения заглавного слова и, самое главное, — наблюдать за механизмами «приращения» смысла. Хронологическая упорядоченность также открывает возможность рассматривать поэтические тексты как в синхроническом, так и диахроническом аспектах.

ПЕТЕРБУРГ [назв.; см. тж. ЛЕНИНГРАД, ПЕТРОГРАД, ПЕТРОПОЛЬ] <. >

(!) В те незапамятные годы Был Петербург еще грозней, Хоть не тяжеле, не серей Под крепостью катила воды Необозримая Нева... (А. Белый, !9!9);

(2) В Петербурге мы сойдемся снова, Словно солнце мы похоронили в нем, И блаженное, бессмысленное слово В первый раз произнесем. (О. Э. Мандельштам, 1920);

(3) Соревнования короста В нас не осилила родства. И поделили мы так просто: Твой - Петербург, моя - Москва. [обращ. к А. А. Ахматовой] (М. И. Цветаева, !92!);

(4) И тогда (Неожиданно и смело); Преподнести Страницы из «Всего Петербурга»1 Хотя бы за !9!3 год (М. А. Кузмин, 1922);

(5) Здесь богатырь в овчине, похож на творца Петербурга (В. Хлебников, 1922);

(6) И спящий Петербург огромен, И в каждой из его ячей Скрывается живой феномен: Безмолвный говор мелочей. (Б. Л. Пастернак, 1925);

(7) В ту ночь, нагрянув не по делу, Кому-то кто-то что-то бурк — И юрк во тьму, и вскоре Белый Задумывает «Петербург»2; «<...> Какой же вы тогда политик? // Вы революцьонер? В борьбу Не вяжутся в перчатках дамских». «Я собираюсь в Петербург. Не убеждайте. Я не сдамся». (Б. Л. Пастернак 1926-27);

(8) И вот, стругая воду, будто Стальной терпуг, Он [Шмидт] видел не толпу над бухтой, А Петербург. (Б. Л. Пастернак, 1926-27);

1 «Весь Петербург» — справочная книга Петербурга в первые два десятилетия ХХ в.

2 Роман Андрея Белого.

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

(9) Синь. / Над кострами — / бур. / Подводной / лодкой / пошел ко дну / взорванный / Петербург. (В. В. Маяковский, 1927);

(10) Петербург! я еще не хочу умирать: У тебя телефонов моих номера. Петербург! у меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. (О. Э. Мандельштам, 1930);

(11) Помоги, Господь, эту ночь прожить, Я за жизнь боюсь, за твою рабу... В Петербурге жить — словно спать в гробу. (О. Э. Мандельштам, 1931);

(12) Страны не знали в Петербурге И, злясь, как на сноху свекровь, Жалели сына в глупой бурке За чертову его любовь. (Б. Л. Пастернак, 1931);

(13) В Петербурге мы сойдемся снова. Словно солнце мы похоронили в нем. [эпиграф, О. Э. Мандельштам];<...> И в памяти черной пошарив, найдешь До самого локтя перчатки, И ночь Петербурга. И в сумраке лож Тот запах и душный и сладкий. [стих. посв. А. А. Блоку] (А. А. Ахматова, 1944-60);

(14) Мы охвачены тою же самою Оробелою верностью тайне, Как раскинувшийся панорамою Петербург за Невою бескрайней. (Б. Л. Пастернак, 1953);

(15) Так мне хочется, чтобы Появиться могли Голубые сугробы С Петербургом вдали. (А. А. Ахматова, 1961).

Осмысление ключевых текстологических понятий на фоне материала словарной статьи — «псевдотекста» — позволяет поэтапно обнаруживать в определенной степени неожиданную связность между его единицами — поэтическими контекстами, объединёнными заголовочным словом. Когезия в данном случае осуществляется преимущественно повтором заглавной единицы, которая становится ключевым словом, имеющим концептуальное значение для всего ряда поэтических контекстов. Примечательно, что работа с квазитекстом как с объединенной смысловой связью последовательностью языковых единиц, «основными свойствами которой являются связность и цельность»3, провоцирует между всеми

его элементами формирование разного рода отношений: семантических, ассоциативных, интертекстуальных и др., следовательно, дает импульс к их дальнейшей интерпретации. Наличие фоновых знаний у читателя при вхождении в такой квазитекст служит точкой неизбежного формирования конкретного коммуникативного замысла, реализация которого обусловливает претворение квазитекста в текст через обеспечение понятийно-смысловой его целостности.

Работа с таким текстом, на наш взгляд, дает возможность ребенку побыть и исследователем, и поэтом, активизирует творческий поиск: рождаются тексты-конструкции в духе концептуализма,

3 «Согласно определению понятия, данном в Лингвистическом энциклопедическом словаре «текст» (от лат. "textus" — ткань, сплетение, соединение) — это «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» [1].

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

призванные стимулировать развитие художественной идеи, в том числе и на фоне серьезной интертекстуальной составляющей. Интересно, что одна и та же словарная статья может послужить качественным источником для нескольких десятков авторских текстов обучающихся, при этом каждый из них будет создан на основе лучших образцов поэзии ХХ века. Учиться языку, делая слова великих поэтов «своими», и, продолжая их, вступать в диалог — несомненно, та перспектива, которая превращает урок литературы в увлекательное «путешествие», поскольку сулит ребятам возможность самовыражения, открытия различных сторон собственной индивидуальности, а также позволяет лучше узнать внутренний мир одноклассников.

Приведем примеры заданий, которые могут быть сформулированы на основании рассматриваемого материала, ненавязчиво способствующего расширению индивидуального словаря и кругозора: выводящего нас зачастую как за рамки школьной программы, так и за рамки «привычного языка».

Типы заданий мы можем формулировать самые разные, решая широчайший спектр задач и делая возможным достижение целей создания, анализа текста, его интерпретации средствами лингвостилистического, композиционного, интертекстуального и других видов анализа с учетом предъявляемых требований к результатам освоения обучающимися образовательной программы по литературе: знать и понимать образную природу словесного искусства, разбираться в теоретико-литературных понятиях, уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать собственную позицию по поводу прочитанного и т. д.:

— можно размышлять над просодической стороной поэтического текста, «новорожденного» текста, решая определенные задачи, связанные с особенностями ритмики и в отдельных случаях даже строфики; опосредованно знакомиться с теорией стиха, литературоведческими и стиховедческими понятиями, осмысляя их функциональную значимость:

— Вспомните, что Вы знаете о звуковых средствах выразительности.

— Создайте поэтический текст, отличающийся яркой звукописью. Представьте его ребятам на уроке.

— Расскажите, каким образом приемы усиления изобразительности путем повторения согласных и / или гласных звуков помогают выразить смысл Вашего стихотворения. Как называются в литературоведении эти приемы?

— Охарактеризуйте рифму стихотворения и ее художественную роль. Поддерживает ли она идею Вашего поэтического текста? Каким образом?

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

— можно наблюдать за интертекстуальными взаимодействиями внутри созданных поэтических текстов, определяя механизмы формирования, развития смыслов и их умножения:

— Поработайте с поэтическими контекстами, представленными в словарной статье. Создайте поэтическое произведение, состоящее из строк представленных в ней стихотворений. Знаете ли Вы что-либо о понятии «центон»?

— Подготовьте краткое сообщение о том, что такое «комбинаторная поэзия». На уроке поделитесь с ребятами своими открытиями. Прочитайте выразительно созданный Вами поэтический текст, проиллюстрировав им основные мысли сообщения.

— можно осмыслять роль интертекста в парадигме культуры, опосредованно совершенствуя знания в области теории литературы:

— Найдите и прочитайте стихотворение И. П. Мятлева «Розы» (1834) и стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» (1879).

— Чем схожи и чем различаются оба жанра? Звучит ли стихотворение И. П. Мятлева в произведении, написанном И. С. Тургеневым? Каким образом текст внутри текста нового влияет на его идею?

— Создайте стихотворение в прозе, посвященное Петербургу. Какие строки из тех, что представлены в словарной статье, Вы выберете? Почему?

— Знаете ли Вы, что такое реминисценция? Справедливо ли сказать, что в Вашем произведении реминисценция оказалась центральным художественным приемом, послужившим образованию новых и уникальных смыслов?

Подготовка дидактического материала, проведение урока, в основе которого — работа с квазитекстом, не слишком трудозатраты для учителя, а эффект этого упражнения весьма весомый.

Список литературы

1. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — URL: http://lingvisticheskiy-slovar.ru/ (дата обращения: 19.02.2020).

2. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой

литературы / Д. С. Лихачев // Слово о полку Игореве — памятник XII века / Отв. ред. Д. С. Лихачев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 300-320.

3. Словарь языка русской поэзии XX века. Том VI: Пе — Радость / Сост: В. П. Григорьев, Л. Л. Шестакова (отв. ред.), А. С. Кулева (ред.), Л. И. Коло-дяжная, А. В. Гик, Н. А. Фатеева — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 968 с.

УДК 371.38

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н., Стешенко М. А. Квазитекст на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 43-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo106/

Elena N. Dron

Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia

Mariia A. Steshenko

Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia

Quasitext on Russian language and literature lessons

Abstract. This article deals with the meaning of "quasitext" and contains practical recommendations on how to manage activities for speech and thinking development of scholars on its basis. An algorithm of work with quasitext in the lessons of the Russian language and literature is given. Different types of tasks and exercises are presented, which are formulated on the basis of specific training goals and objectives.

Keywords: text, quasitext, style, analytical and synthetic exercises, language competence, communicative competence, concordance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.