педагога, экономического образования студентов и обучающихся, структура понятия «финансовая грамотность младших школьников». Эффективность достижения указанного результата вузовского педагогического образования будет обеспечена интеграцией психолого-педагогической, методической, экономической подготовки, проведением диагностики уровня готовности будущих учителей начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников.
Литература:
1. Методические рекомендации для классных руководителей и иных педагогических работников по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми. Часть 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nra-russia.ru/pic/projects/2018/09/26/01/1-metodrekomendacii.pdf
2. Методические рекомендации «Организация повышения квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности обучающихся». - М., 94 с.
3. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ш/ш/document/?id_4=П8377-proekt_natsionalnaya_strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017-2023_gg.
4. Проект «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fincult.info/prepodavanie/base/povyshenie-Ь'аНйкаси/6310/
5. Рубцова О.Л., Сычева И.А. Финансовая компетентность педагога как элемент формирования финансовой грамотности обучающегося // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-2. - С. 304-306.
Педагогика
УДК 37.017.925
кандидат педагогических наук, доцент Земляченко Людмила Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Спиренкова Наталья Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию специфики формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в начальной школе в процессе экономического образования. В статье раскрывается содержательные и структурные аспекты финансовой грамотности, процесс формирования финансовой грамотности младших школьников. Представлены результаты эмпирического исследования основ экономических знаний и сформулированы условия повышения эффективности процесса экономического образования.
Ключевые слова: финансовая грамотность,экономическое образование младших школьников.
Annotation. This article is devoted to revealing the specifics of the formation of the fundamentals of financial literacy in primary school children in the process of economic education. The article reveals the substantive and structural aspects of financial literacy, the process of formation of financial literacy of younger students.
Keywords: financial literacy, economic education of primary school students.
Введение. Современное общество требует наличия у человека умений разбираться в сложных экономических понятиях, современного экономического мышления, моделей экономического поведения, основ финансовой грамотности, которые формируются в процессе экономического образования. Данная тема не является новой для педагогики, однако, крайне мало исследований, посвященных формированию финансовой грамотности младших школьников.
В нормативных документах [3; 4; 6] указывается на необходимость проведения последовательной государственной политики, направленной на повышения финансовой грамотности всего населения, которая позволит обеспечить комплексный подход к решению этой проблемы, через механизмы координации усилий различных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и частных организаций, осуществляющих различные инициативы в области финансового просвещения.
В этой связи несомненно актуальным становится построение системы непрерывного экономического образования детей и молодежи, обеспечив таким образом постепенное вхождение личности в мир экономики и финансов и полноценное успешное функционирование в нем.
В настоящее время реализуется проект Сбербанка и Минфина России в проекте Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в рамках которого осуществлена разработка и апробированы образовательные программы по повышению финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях, начальных классах общеобразовательных школ. Согласно этому документу подготовлены методические рекомендации для педагогов на всех уровнях.
Анализ международного опыта показывает, что проблема финансовой грамотности взрослого населения, подрастающего поколения, в том числе,обучающихся в начальной школе несомненно актуальна.
В работах отечественных ученых: А.С. Аджиковой, Л.А. Громовой, А.А. Вендиной, М.М. Гереевой, Э.В. Гуреевой, Д.С. Ивановой, Ю.Г. Шутовой, Н.М. Евтыховой, С.И. Змиевой, И.Д. Нефедовой, Е.Н. Богдановой, Н.Е. Поповой, А.И. Имашевой и др. рассматриваются отдельные аспекты формирования финансовой грамотности в младшем школьном возрасте.
Понятие финансовая грамотность трактуется как:
- определенный набор знаний и компетенций в области финансовой деятельности и финансово грамотного поведения (С. Хастон, С.М. Вдовин, О.И. Аверина, Н.А. Горбунова, Е.Г. Москалева, А.Е. Судакова и др.);
- многокомпонентное личностное качество, включающее знания в области финансов, мотивированность и активность в экономической деятельности и проектах в сфере экономики и финансов (И.В. Синицына, Н.М. Никулина [7]);
- как результат финансового образования, предполагающий владение экономической и финансовой информацией и способами ее использования для принятия грамотных финансовых решений (М.А. Овчинников [5]).
Отмечается, что финансовая грамотность позволяет человеку принимать целесообразные и оптимальные финансовые решения и активным участником экономический действительности [1], грамотно распределять финансовые средства [7], осознавать следствия собственных поступков в сфере финансови быть ответственным потребителем финансовых услуг [2].
Анализ сущности понятия показывает, что в исследованиях и документах акцент ставится исключительно на овладение личностью набором знаний и умений обращения с финансовыми средствами. Следует отметить, что в младшем школьном возрасте, в период становления мировоззрения и нравственной культуры крайне опасно делать упор на данный аспект, что может привести к формированию потребительского отношения к людям, материальным и духовным ценностям и миру в целом. В этой связи считаем необходимым раскрыть специфику формирования основ финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования, которое аккумулирует задачи нравственного, трудового, социально-профессионального воспитания и финансового просвещения, что является наиболее оптимальным в современной ситуации и будет соответствовать приоритетам государственной политики в области образования. Кроме того, существует объективная потребность в разработке научно-методических основ формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования, что обеспечит эффективность работы педагогов в данном направлении.
Процесс формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста в рамках экономического образования рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная взаимосвязанная деятельность педагога и обучающихся, в ходе которой дети овладевают системой экономических понятий и представлений, навыков экономически и финансово целесообразного поведения, экономически значимых качеств личности деловитости, бережливости, рациональной разумности, хозяйственности, ответственности.
С целью выявления путей формирования основ финансовой грамотности в младшем школьном нами было проведено исследование уровня сформированности элементарных экономических знаний у первоклассников, составляющих основу финансовой грамотности.Были использованы следующие критерии:
- понимание сущности элементарных экономических понятий;
- умение реализовать имеющиеся экономические знания в различных видах деятельности;
- сформированность нравственно-экономических качеств личности (бережливость, деловитость, ответственность, практичность, предприимчивость);
- проявление познавательного интереса к экономике.
На основании данных критериев были выделены следующие уровни сформированности элементарных экономических знаний у младших школьников:
1. Высокий уровень - обучающиесяполностью понимают сущность элементарных экономических понятий: деньги, товар, потребность человека, заработная плата и др. Умеют реализовать имеющиеся экономические знания в различных видах деятельности. На достаточно высоком уровне сформированы нравственно-экономические качества личности. Проявляют высокий интерес к экономике.
2. Средний - обучающиеся достаточно хорошо понимают сущность элементарных экономических понятий. Реализовывают имеющиеся экономические знания в различных видах деятельности с помощью педагога и родителей. Сформированы нравственно-экономические качества личности. Интерес к экономике, к экономическим знаниям не всегда устойчив, требует стимуляции педагога.
3. Низкий - обучающиеся не понимают сущность элементарных экономических понятий. Не умеют реализовать имеющиеся экономические знания в различных видах деятельности. На низком уровне сформированы нравственно-экономические качества личности. Интерес к экономике, к экономическим знаниям слабый.
Младшим школьникам были предложены различные задания:
Задание № 1
Стимульный материал: карточки с рисунками и словами: телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, красота.
Содержание задания: ребенку предлагается разложить карточки по двум группам: в одну отложить то, что можно купить, в другую - что нельзя.
Задание № 2
Стимульный материал: картинки с изображением предметов, необходимых в жизни человека (дом, стол, стул, телевизор, компьютер, тарелка, продукты).
Содержание задания: ребенку предлагается рассмотреть картинки и выбрать те, на которых, по его мнению, изображены предметы с наименьшей и наибольшей стоимостью. Обосновать вой выбор.
Задание № 3
Стимульный материал: рисунок с изображением различных товаров, необходимых в жизни человека (лампа, платье, конфета, велосипед, кукла, игрушечная машинка, книга, карандаш, мороженое, игрушечная машинка).
Содержание задания: ребенку предлагается красным карандашом отметить товар, который составляет потребность для девочки; синим - для мальчика; желтым - если это общая потребность.
Задание № 4
Стимульный материал: карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда.
Содержание задания. Педагог дает карточку с изображением человека определенной профессии. Ребенок должен подобрать к ней предметы, подходящие для данной профессии.
Результаты выполнения практических заданий младшими школьниками представлен в таблице 1.
Таблица 1
Результаты выполнения практических заданий младшими школьниками экспериментальной и
контрольной групп
№ задания Экспериментальная группа Контрольная группа
правильно частично правильно неправильно правильно частично правильно неправильно
абс % абс % абс % абс % абс % абс %
Задание № 1 4 40 4 40 2 20 3 30 3 30 4 40
Задание № 2 2 20 5 50 3 30 3 30 4 40 3 30
Задание № 3 3 30 3 30 4 40 2 20 5 50 3 30
Задание № 4 3 30 4 40 3 30 2 20 5 50 3 30
С первым заданием успешно справились 40% младших школьников экспериментальной группы и 30% контрольной группы. Они смогли правильно определить те предметы, которые можно купить за деньги, а которые нет. Такое же количество детей в обеих группах частично правильно выполнили данное задание. Они допустили незначительные ошибки, которые исправили самостоятельно. Не справились с заданием 20% испытуемых экспериментальной группы и 40% контрольной.
Определить, какой товар дороже по стоимости, а какой дешевле, смогли лишь 20% младших школьников экспериментальной и 30% контрольной групп. С небольшой помощью педагога справились с данным заданием половина детей экспериментальной группы и 40% респондентов контрольной группы. Не смогли определить стоимость товара 30% испытуемых обеих групп.
Правильно соотнести предметы с потребностями человека смогли 30% младших школьников экспериментальной и 20% контрольной группы. Частично правильно выполнили предложенное задание 30% и 50% детей соответственно. Не смогли определить потребность людей 40% испытуемых экспериментальной и 30% контрольной группы.
Подобрать орудие труда для людей разных профессий правильно смогли 30% младших школьников экспериментальной и 20% контрольной группы. Справились с заданием с небольшой помощью педагога 40% испытуемых экспериментальной группы и 50% детей - контрольной группы.
Согласно данным таблицы, у 30% младших школьников экспериментальной группы и 20% контрольной выявлен высокий уровень сформированности элементарных экономических знаний. Средний уровень - у 40% младших школьников экспериментальной группы и для 50% детей контрольной группы. Низкий уровень характерен для 30% обучающихся в обеих группах.
Таким образом, большинство младших школьников не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о сущности экономических понятий, о потребностях человека и возможностях их удовлетворения. Эти данные позволяют сделать заключение о необходимости разработки и проведения системы целенаправленной работы по формированию элементарных экономических знаний у младших школьников, что будет основой для финансовой грамотности.
Работа по экономическому образованию младших школьников в аспекте формирования финансовой грамотности должна выстраиваться:
а) с учетом требований современного общества к финансовой грамотности личности, Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
б) на основе анализа совокупности проблем в системе экономического образования (низкий уровень финансовой грамотности, низкая мотивация трудовой деятельности, нацеленность на получение прибыли без усилий, неразумные потребности, неумение соотносить потребности и возможности, потребительское отношение к деньгам, труду, продуктам труда и пр.);
в) с учетом содержания деятельности по различным направлениям учебно-воспитательной работы. Значительным потенциалом в плане экономического образования в начальной школе обладают: уроки литературного чтения, окружающего мира, математики, вариативные формы внеурочной деятельности (факультативы по экономике и основам финансовой грамотности, клубы юного экономиста), воспитательной работы (неделя экономики, ярмарка, экологические и трудовые проекты и акции, встречи с представителями трудовых династий и др.);
г) с использованием современных технологий формирования финансовой грамотности. Так, Е.А. Замаренкова отмечает эффективность применения обучающих компьютерных и онлайн-программ, онлайн-квестов, представленных на сайтах хочумогузнаю.рф, http://questigra.ru/finquest/, настольных игр «Финансовый крокодил», «Не в деньгах счастье», «Монополия», «Финансовый Alias («скажи иначе»)» и т.д. М.Н. Никулина [7] указывает на необходимость организации проектной деятельности и решения контекстных задач по подготовке интересного туристического похода, а так же изготовлению поделок для внутришкольной ярмарки, выпуску газеты, озеленению школьного участка, и др.;
д) с учетом требований преемственности содержания экономического образования в дошкольных образовательных организациях, ступени начального, основного общего и среднего образования: реализуемые программы должны иметь логическое продолжение;
е) с учетом региональной специфики, традиций трудового и нравственного воспитания. Обязательным элементом содержания экономического образования является рассмотрение вопросов формирования основ финансовой грамотности человека, основываясь на единстве деловитости, экономности, разумности, рациональности, бережливости, хозяйственности, честности и ответственности, отраженных в прогрессивных традициях народа;
ж) с опорой на принцип практико-ориентированности содержания экономического образования, т. е. оно должно включать обучение способам разрешения различных экономических и финансовых ситуаций, выработке моделей экономически и финансово грамотного поведения.
Мы считаем, что при организации работы по формированию основ финансовой грамотности в младшем школьном возрастенеобходимо соблюдать следующие условия:
1. Готовность педагога к организации работы по формированию основ финансовой грамотности, которая предполагает единство теоретической готовности (владение экономическими знаниями и теоретическими основами экономического образования), методической (владение методикой экономического образования школьников), технологической (владение современными образовательными технологиями), диагностической (умения разработки и применения диагностического инструментария, обработки и анализа результатов исследования экономической культуры и финансовой грамотности), личностной готовности (сформированность экономической культуры личности, личная заинтересованность и мотивация к ведению работы по формированию основ финансовой грамотности в начальной школе).
2. Взаимосвязь учебной, внеурочной и воспитательной работы по экономическому образованию, что способствует формированию экономической культуры и финансовой грамотности личности и приобретению опыта экономического поведения в различных формах обучения и воспитания.
3. Деятельностный и практико ориентированный характер проводимых мероприятий. Необходимо помочь детям решить следующие задачи: обнаружение проблемы жизни; оснащение детей жизненно важными экономическими умениями, которые позволили бы им решить проблему самостоятельно; организовать дела детей таким образом, чтобы, приобретая опыт экономической деятельности, они учились уважительно относиться к человеку труда, соотносить потребности и возможности, беречь финансовые, природные и другие ресурсы.
Выводы. Таким образом, формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста в процессе экономического образования - это педагогически обоснованная, последовательная взаимосвязанная деятельность педагога и обучающихся, в ходе которой младшие школьники овладевают системой экономических понятий и представлений, навыков экономически и финансово целесообразного поведения, экономически значимых качеств личности деловитости, бережливости, рациональной разумности, хозяйственности, ответственности. Формирование основ финансовой грамотности младших школьников должно осуществляться в рамках экономического образования, которое реализуется на межпредметной основе, интегрирует задачи финансового просвещения, трудового и социально-профессионального, нравственного и правового воспитания; иметь вариативный и компетентностный характер.
Литература:
1. Вдовин С.М., Аверина О.И., Горбунова Н.А., Москалева Е.Г. Финансовая грамотность населения в аспекте развития непрерывного образования / С.М. Вдовин [и др.] // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, №3. - С. 441-459.
2. Лю Ханье. Как привить ребенку финансовую грамотность // Современные финансово-экономические инструменты развития экономики регионов. - 2016. - С. 319-320.
3. Об утверждении основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения: Приказ № 09-237/пз: [утвержден Федеральной службой по финансовым рынкам 24 сентября 2009 г.]. - Текст: электронный // Консультант Плюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4845/ (дата обращения: 24.05.2020).
4. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023 годы: Распоряжение № 2039-р: [утвержден Правительством Российской Федерации 25 сентября 2017 г.]. - Текст: электронный // Консультант Плюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/ (дата обращения: 24.05.2020).
5. Овчинников М.А. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности. - М., 2008. - 258 с.
6. О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в российской федерации»: Письмо № 17-03-08/29621: [утвержден Министерством финансов Российской Федерации 16 мая 2017 г.]. - Текст: электронный // Консультант Плюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=703036#011434434421374906 (дата обращения: 24.05.2020).
7. Синицына И.В, Никулина О.Н. Современные проблемы повышения финансовой грамотности населения России // KANT. - 2017. - № 2 (27). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya-rossii
8. Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 26. - С. 1563-1582.