Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ «КРОССЕНС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ «КРОССЕНС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1593
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ «КРОССЕНС» / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / ЕHE TECHNOLOGY «CROSSENCE»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Ширяева Александра Дмитриевна

Рассматривается технология «кроссенс» и ее место в системе развития иноязычной коммуникативной компетенции. Даются определение иноязычной коммуникативной компетенции и краткая характеристика технологии «кроссенс». Представлены способы использования технологии «кроссенс» на уроке иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Ширяева Александра Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSSENS TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The technology «Crossens» and its place in the system of development of foreign language communicative competence. The definition of foreign language communication competence and brief description of the Crossens technology are given. The ways of using the «Crossens» technology in a foreign language lesson are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ «КРОССЕНС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

ТЕХНОЛОГИЯ «КРОССЕНС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Ширяева Александра Дмитриевна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: shiryaevasashadm@yandex. ru

CROSSENS TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Anna Kantsur, P.D.

Associate Professor, Foreign Language Teaching Methodology Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Sasha Shiryaeva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: shiryaevasashadm@yandex. ru

Аннотация: рассматривается технология «кроссенс» и ее место в системе развития иноязычной коммуникативной компетенции. Даются определение иноязычной коммуникативной компетенции и краткая характеристика технологии «кроссенс». Представлены способы использования технологии «кроссенс» на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, технология «кроссенс».

Abstract: the technology «Crossens» and its place in the system of development of foreign language communicative competence. The definition of foreign language communication competence and brief description of the Crossens technology are given. The ways of using the «Crossens» technology in a foreign language lesson are presented.

Key words: foreign language communicative competence, еhe technology «crossence».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и примерные программы ориентированы на развитие не только иноязычной коммуникативной

© Канцур А.Г., Ширяева А.Д., 2020

компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, что способствует достижению более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме [3].

Несмотря на интенсивную разработку вопросов, связанных с иноязычной коммуникативной компетенцией, до сих пор нет единой трактовки этого сложного понятия и определенности в составе компонентов, входящих в иноязычную коммуникативную компетенцию. Некоторые ученые-педагоги (М.Н. Вятютнев, доктор педагогических наук, научный руководитель, автор и соавтор серии учебно-методических комплексов для школ различных стран) рассматривают коммуникативную компетенцию как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации. В свою очередь, И.Л. Бим (доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ученый в области теории и методики обучения иностранным языкам) определяет иноязычную коммуникативную компетенцию как «способность и реальную готовность осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение учащихся к культуре страны / стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе общения». А.Н. Щукин (советский и российский педагог, лингвист, доктор педагогических наук) рассматривает иноязычную коммуникативную компетенцию как «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности».

Анализ вышеизложенных точек зрения ученых на понятие иноязычной коммуникативной компетенции позволил нам прийти к выводу, что иноязычная коммуникативная компетенция - это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», направленную на формирование таких личностных результатов, как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [3].

В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность,

определяющие направленность личности. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности [2].

Таким образом, основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников и реализации их творческого потенциала [1]. Одним из таких методических приемов является кроссенс.

Методический прием «кроссенс» относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подходу. Он основывается на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только на учебном, школьном. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Итак, что же такое кроссенс? Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был впервые опубликован в 2002 г. в журнале «Наука и жизнь».

Основной смысл создания кроссенса - это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определенной аудитории. По словам создателей, идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар -двенадцать). Читать кроссенс нужно следующим способом:

- сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать в центральном 9-м квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

- начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-1.

Учебная задача - объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ, ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На основе уровня связей, лежащих между картинками, кроссенсы могут быть двух уровней - «базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика - объяснить кроссенс) и кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика - разгадать кроссенс) [4].

Прием «кроссенс» отвечает следующим принципам:

• научность: имеет научное обоснование;

• эффективность: дает гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

• гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

• универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

• креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, прием «кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Существует множество вариантов применения кроссенса учителем. Подобранные в определенной логике образы могут быть использованы на разных этапах урока:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине) [4].

Организация групповой или парной работы с кроссенсами помогает учащимся увидеть проблему или тему с другой стороны. Стремясь отразить свое видение, дети находят дополнительный материал, проявляют креативное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы способствуют развитию инициативности, развивают воображение.

Алгоритм составления кроссенса можно представить следующим образом:

- определить тематику, общую идею;

- выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

- найти связь между элементами, определить последовательность;

- выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

- сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

- выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

- поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

- заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими [4].

Кроссенс может создаваться не только учителем, но и учеником.

Кроссенс, составленный учеником, отражает глубину понимания им заданной

темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения.

Кроссенс помимо образовательных задач, стоящих перед современной школой, способен решать и воспитательные задачи. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты.

Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Таким образом, кроссенс -методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребусы.

При работе с УМК «Starlight» (авторы: К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс), где особое внимание уделяется такому виду речевой деятельности, как чтение, очень удачно можно использовать данную технологию при формулировании темы урока и постановке цели урока, что способствует также развитию умений иноязычного говорения. В ходе работы с данным УМК учащиеся знакомятся со сказкой: изучают новые слова, читают сказку по главам и выполняют различные задания по каждой из частей. В конце каждого раздела есть разворот с новой главой истории, новыми лексическими единицами и определенным комплектом упражнений. В начале занятия учащимся предлагается кроссенс (см. рисунок), найти связь между девятью изображениями и попробовать определить тему урока, а также высказать свои предположения о том, что будет сделано на уроке.

На девяти картинках изображены герои разных сказок, книги и читающие люди. Проанализировав каждую картинку и определив связь между ними, учащиеся могут догадаться, что урок будет посвящен чтению очередной главы

сказки. В ходе использования данного кроссенса создаются необходимые условия для самостоятельной работы, при которых ученикам удается построить ассоциативную цепочку и сформулировать возможную тему урока и его план. Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей. Внедрение данной интерактивной технологии позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного и личностно-ориентированного обучения и воспитания. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что технология «кроссенс» способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции.

Список литературы

1. Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Ученые записки ЗабГУ. - 2013. - № 6. - С. 167-171.

2. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Педагогический вестник. Сер.: Филология. - 2009. - № 1. - С. 179-184.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.

4. Чучалина Н.В. Кроссенс как прием формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2019/01/20/krossens-kak-priyom-formirovaniya-polozhitelnoy (дата обращения: 18.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.