ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Муравьева Анастасия Сергеевна
студентка 741/2 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
AT PRIMARY SCHOOL
Anna Kantsur
Associate Professor, Department of Foreign Language Teaching Methods, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Anastasia Murawyowa
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741/2, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: nastyamurawyowa@yandex. ru
Аннотация, в статье рассматривается тема дифференцированного подхода в обучении иностранному языку в начальной школе. Анализируются психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы. Определяются виды дифференциации, которые необходимо учитывать при организации урока иностранного языка в начальной школе. Описывается игра как один из примеров организации дифференцированного обучения на уроке английского язык в начальной школе.
Ключевые слова: дифференцированный подход, иностранный язык, начальная школа, младший школьник, психологический характеристики, интерес учащихся, технология.
Abstract: this article discusses the topic of the differentiated approach in teaching a foreign language at primary school. The article analyzes the psychological and pedagogical features of primary school students. The types of differentiation that must be taken into account when organizing a foreign language lesson at primary school are determined. The game is described as one of the examples of the organization of differentiated learning at the English lesson at primary school.
Key words: differentiated approach, a foreign language, primary school, a primary school student, psychological characteristics, a student's interest, a technology.
© Канцур А.Г., Муравьева А.С., 2020
Настоящая статья посвящена изучению дифференцированного подхода в обучение иностранным языкам в начальной школе. В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества главной задачей образования является обучение и воспитание конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения на различные задачи. Современный урок всегда являлся предметом профессиональных споров. Внимательно наблюдая за учащимися, учитель видит, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у одних - зрительная, у других - слуховая, у третьих - рукодвигательная. Сказанное выше диктует необходимость создавать на уроке иностранного языка такие психолого-педагогические условия, которые позволят учителю в едином классном (групповом) коллективе работать с каждым учащимся, учитывая при этом уровень его языковой подготовки, индивидуальные познавательные возможности, потребности и интересы и при этом позволяя ему максимально реализовать свой эмоциональный, коммуникативный и интеллектуальный потенциал. Безусловно, это требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, поскольку ему необходимо прежде всего внимательно отслеживать продвижение обучающихся в овладении ими иноязычной коммуникативной компетенцией и развитии их личностных качеств. Помимо этого, учитель должен уметь адаптировать содержание используемых УМК по иностранному языку к реальным учебным условиям и возможностям учащихся, создавать для этого собственные дополнительные дидактические материалы.
Ведущий специалист по теории и истории педагогики И.П. Подласый говорит, что дифференцированное обучение - это максимальный учет возможностей и запросов детей [1]. Г.К. Селевко рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств [2].
Дифференцированное обучение - это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Г.К. Селевко выделяет понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации обучения [2]. В первом случае речь идет о такой организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различными способностями учащихся, их различиями в психическом развитии,
особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т.д. Во втором случае создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Внешняя дифференциация предусматривает организацию обучения в классах (школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся. При этом преподавание предметов ведется по программам, рассчитанным на один уровень учебных возможностей (интересов) учащихся. Различают также дифференциацию по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей.
Младший школьный возраст - качественно своеобразный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной -согласно периодизации Д.Б. Эльконина, автора оригинального направления в детской и педагогической психологии), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте [3].
Основные психологические характеристики младших школьников следующие: высокий уровень активности, подвижность; любознательность, желание учиться; лучшая награда - похвала; конкретность мышления; большая впечатлительность; подражательность, авторитет старшего товарища; суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей; неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо, однозначность.
В качестве компонента дифференцированного обучения на уроках английского языка может выступать игра. Игра - основная форма обучения английскому языку детей младшего возраста. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развивается внимание, память, мышление, творческие способности. Использование игровой технологии всегда дает хорошие результаты, повышает и поддерживает интерес к предмету.
Использовать прием игры можно на разных этапах урока, а также при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому материалу. Дифференциация во время игры может происходить в трех формах: фронтальной, групповой и самостоятельной.
Во фронтальной работе учитель учитывает индивидуальные различия в ролевой игре. Групповая работа используется как средство активизации учащихся. Во время игры в маленькой группе ученик может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
Можно разделить учащихся на несколько групп по интересам. При индивидуальной работе во время игры учащимся предлагаются задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Выполнение работы требует от ученика умственного напряжения.
Указанные формы дифференциации обучения во время игры создают благоприятный психологический климат на уроке английского языка.
Примером всего вышесказанного может послужить игра, рассчитанная на целый урок, на основе дифференцированного подхода, где группы будут разделены не по способностям или уровню обученности, а по интересам.
Данная игра может послужить завершению темы «My Day». Цель игры -повторить лексический и грамматический изученный материал. Так как игра основывается на интересах учащихся, учитель должен знать их и распределить школьников так, чтобы их они совпадали с участниками группы. Количество человек в группе может варьироваться.
Итак, например, присутствуют 3 группы:
1) где интерес участников - это рисование;
2) где интерес участников - это музыка;
3) где интерес участников - это современные гаджеты.
Игра делится на три этапа: организационный, деятельностный, рефлексивный. Основным этапом является деятельностный. Здесь команды непосредственно не только повторяют пройденный материал, а также учатся работать в группе, слушать и слышать друг друга, распределять обязанности и следить за временем. Самое главное - учащимся интересно выполнять задания и находиться в одной группе, ведь задания рассчитаны на их интерес. Например, для учащихся, которые заинтересованы в гаджетах, разработаны задания с их использованием: отсканировать QR-code, сделать задание на современных платформах: Learning Äpps, Quezlet.
Приведем примеры игр, основанных на дифференцированном подходе.
Игра «Board Race»: Каждая команда должна вспомнить и зафиксировать как можно больше слов по теме «My Day». Команда 1 рисует данные слова. Команда 2 получает запись с разными словами, где им нужно выбрать и записать только нужные слова, Команде 3 выдается QR-код, сканировав его, учащиеся находят задание и выполняют его. Участникам каждой команды дается равное время. После капитаны команды озвучивают лексические единицы, и происходит подсчет баллов.
Игра «Puzzle»: Цель игрового задания - описать свой день. Первая команда получает пазлы из картинок, соединив которые, получится рассказ. Вторая команда собирает из строчек песен рассказ. Третья команда получает QR-код с заданием, где учащимся нужно распределить пазлы на три группы. Далее выбирается один участник команды и рассказывает монолог про день. Учитель выставляет баллы, опираясь на правильность употребления лексики и грамматики.
Применение данной игры как одного из приемов дифференцированного обучения на уроках английского языка является эффективным в начальных классах. Здесь игровые задания являются доступным, наглядным и содержательным приемом, способствующим как мотивации детей к изучению языка, так и созданию иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке, что способствует повышению эффективности преподавания. Игра на уроке английского языка воспитывает в учащихся чувство сопричастности к другой культуре, способствует развитию памяти, мышлению, воображению, коммуникативных навыков и умению учащихся.
Современная методика обучения иностранным языкам ориентирует на коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке таких ситуаций, которые направленные на самих учащихся. Такая учебная ситуация становится действенным стимулом к общению на иностранном языке в случае, если она близка учащемуся по характеру коммуникативной задачи, по деятельности, по способу ее формирования. Следовательно, при подборе и распределении заданий и ситуаций учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности (социально-культурные, возрастные, коммуникативная компетенция, эмоциональность, статус ученика в учебной группе, его самооценка), интересы, склонности, поскольку это позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации.
Список литературы
1. Подласый И.П. Педагогика. В 3 кн. Кн. 2. Теория и технология обучения. - 2-е изд. - М., 2007. - 575 с.
2. Селевко Г.К. НИИ школьных технологий. - М., 2005. - 288 с. - (Сер.: Энциклопедия образовательных технологий).
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 2015. - № 4.