ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Штиглуз Любовь Борисовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Реймерс Никита Андреевич
студент 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
TEACHING DIALOGUE AT PRIMARY SCHOOL
Lyubov Shtigluz, Ph.D
Associate Professor, Department of Foreign Language Teaching Methods Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Nikita Reymers
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются дополнительные приемы обучения диалогической речи в начальной школе, а именно в 3 классе. Одним из основных назначений обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное межкультурное общение с носителями языка. В представленной статье приведены примеры некоторых дополнительных приемов, которые, предположительно, должны помочь более эффективному обучению и овладению диалогической речью в 3 классе начальной школы. У обучающихся повысится интерес к изучению английского языка, а дополнительные приемы помогут повысить уровень владения диалогической речью у учащихся 3 класса начальной школы.
Ключевые слова: обучение, диалог, диалогическая речь, начальная школа, дополнительные приемы.
Abstract: the article presents research on teaching dialogue at primary school, to be more exact the third grade. One of the main purposes of teaching a foreign language is the forming of foreign language communicative competence, i.e. the ability and willingness to carry out foreign language interpersonal and intercultural communication with native speakers. The article provides examples of some additional techniques that are supposed to help more effective learning and mastering of Dialogic speech in the third grade of primary school. Pupils' interests are supposed to be increased and additional techniques will help to improve the level of knowledge of Dialogic speech in the third grade pupils of primary school.
Key words: teaching, dialogue, Dialogic speech, primary school, additional techniques.
© Штиглуз Л.Б., Реймерс Н.А., 2018
Иностранный язык — один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Говорение является одним из основных видов речевой деятельности, наряду с аудированием, чтением и письмом. Обучение иноязычному говорению - это обучение выражению своих мыслей в устной монологической и диалогической форме на иностранном языке. Обучение говорению на английском языке является социальным заказом общества, т.к. современная жизнь немыслима без широких интернациональных контактов, а английский язык - это язык интернета и международного общения.
Анализ результатов ГИА и ЕГЭ именно в тех разделах, КИМ которых направлены на развитие иноязычных диалогических умений [з] показал, что не всегда удается достичь требуемых ФГОС результатов на изучаемом языке, поэтому необходимо, начиная с начальной школы, искать и находить более рациональную методику обучения диалогической речи, чтобы результаты были достигнуты в полной мере в соответствии с требованиями ФГОС и программы обучения иностранному языку даже на начальном этапе, а сам процесс обучения был увлекательным и интересным, соответствующим психологическим особенностям младших школьников, их потребностям, вызывающим мотивацию к изучению иностранного языка и диалогическому общению, в частности.
Диалог - это форма общения, состоящая из регулярного обмена высказываниями. Но для такого общения должна быть создана особая среда, в которой учащиеся будут чувствовать себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере ученики обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. К сожалению, на уроках в школе можно часто наблюдать совершенно противоположную картину [11].
Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого определённая внутренняя причина, есть мотив, выступающий по выражению Леонтьева, в роли мотора деятельности. Мотив может быть осознаваемым и неосознаваемым в данный момент речи, но он всегда связан с общением (со всеми его компонентами). Поэтому при обучении иноязычному говорению следует говорить о коммуникативной мотивации [б].
Коммуникативная основа иностранного языка представляет собой жестко отобранные серии иноязычных диалогических единств, которые сгруппированы вокруг коммуникативных функций, а именно:
• контактной (обращение и приветствие; прощание; знакомство; поздравления и пожелания; выражение благодарности; извинение);
• информационно-коммуникативной (сообщение-сообщение; сообщение-запрос; запрос-сообщение; запрос-запрос);
• регуляционно-коммуникативной (просьба, приглашение; совет, рекомендация; предостережение; запрет; требование);
• эмоционально-коммуникативной (радость; огорчение; возмущение, удивление, сомнение).
Диалогическая речь имеет свои психологические и лингвистические особенности, а также определенные трудности, которые учитель обязан знать для успешного обучения этому виду речевой деятельности.
Выделяют следующие основные характеристики диалога:
• реактивность;
• ситуативность.
В психологическом плане диалогическая речь всегда обладает рядом характеристик:
• мотивированность,
• обращенность,
• эмоциональность,
• ситуативность,
• реактивность.
Кратко раскроем содержание данных характерных черт диалогической
речи.
Диалогическая речь всегда мотивирована, обращение к собеседнику содержит передачу чего-либо, вопрос, требование, просьбу, приказ. Первая особенность диалогической речи состоит в том, что акт говорения предполагает акт слушания, то есть чередование вербальных воздействий собеседников. Второй особенностью является наличие невербальных способов общения и сообщения. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами [2].
Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Термин «диалог» говорит о наличии как минимум двух участников общения (собеседников) и дискурсах, порождаемых в условиях коллективного речетворческого процесса. Наличие адресата речи совершенно обязательно для диалога [Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.].
Диалогическая речь всегда эмоционально окрашена, т.к. говорящий выражает свои чувства, мысли, отношение к тому, что он говорит. Диалог - это разные точки зрения, которые либо совпадают, либо нет; это активная интерпретация точки зрения другого; это ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании. При обучении диалогической речи, начиная с первых высказываний, нужно, по возможности, учитывать эту характеристику.
Речь всегда ситуативно обусловлена, поскольку она протекает в определенной ситуации. Речь не бывает вне ситуации. Как в монологе, так и в диалоге, именно ситуация определяет мотив говорения, который, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику говорения, особенно диалогического [6].
Реактивность обусловливает объективные трудности овладения умениями и навыками диалогического общения на иностранном языке. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств [7].
Также необходимо учитывать возрастные особенности третьеклассников. Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами [9].
Владение языком имеет уровневый характер, поэтому умение говорения будет отличаться у учащихся разных ступеней образования степенью корректности, прочностью сформированности, охватом сфер, тем и ситуацией общения.
Исходя из содержания "Образовательного стандарта начального общего образования (1-4 кл.)" [10], одной из основных целей обучения иностранным языкам, является приобретение начальных умений общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, на основе своих речевых возможностей и потребностей.
Так же у учащихся начальной школы должны развиваться следующие диалогические умения:
- участвовать в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора:
• диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;
• диалог-расспрос: уметь расспрашивать "кто?", "что?", "когда?", "где?", "куда?";
• диалог - побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ ее выполнить;
- соблюдать элементарные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Необходимо отметить, что начальное образование - это особая ступень в развитии ребенка. Ученик начальной школы - это еще ребенок, который очень любит играть и поэтому нужно построить свою работу так, чтобы детям
на уроке было интересно, комфортно, но в то же время, чтобы они учились думать, работать с учебным материалом, осваивая все новые и новые знания. А на уроках английского языка - иноязычные навыки и умения, в том числе диалогические [12].
Несмотря на то, что все компоненты содержания обучения диалогу (психологический, лингвистический и, в определенной мере, методический) отражены в УМК, используемых, в данном случае, в начальной школе, но уровень овладения, в частности диалогической речи, в большой степени зависит от профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Учитель должен уметь так организовывать обучение, чтобы младшие школьники (3 класс) могли овладеть, например, диалогической речью лучше, легче и с наибольшим результатом.
Поэтому, следует внимательно относиться к выбору УМК, ведь он должен не только отвечать требованиям ФГОС, но и содержать задания, соответствующие психолого-педагогическим особенностям маленьких школьников.
Вторая педагогическая практика проходила в 59 школе г. Перми в 3«А» классе. Обучающиеся занимались по УМК «Enjoy English» для 3 класса авторов Биболетовой М.З., Денисенко О.А. и Трубанёвой Н.Н. [1]. Данный УМК содержит достаточное количество заданий на развитие диалогической речи, например: прочитать диалог по образцу по ролям; вопрос-ответ в паре; разыграть беседу, используя фразы в качестве опоры; постановка диалога и др. Сами по себе задания довольно разнообразны, но они повторяются из одного цикла в другой, теряя таким образом свою новизну и снижая мотивацию к диалогическому общению у учащихся, для которых игра, напомним, всё ещё является ведущей деятельностью наравне с учебной.
Чтобы оживить и сделать урок более интересным, были выбраны дополнительные приемы обучения диалогу, описанные в методической литературе. Изучение научных трудов известных ученых-методистов, помогли в подборе таких интересных и полезных дополнительных приемов обучения диалогической речи в 3 классе как [5; 8]:
1) «Карусель»
Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее - это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем (распорядок дня, любимый вид спорта, овощи и фрукты и т.д.).
2) «Заполни таблицу»
При работе в паре, каждому из партнеров выдается таблица, в которой некоторые графы не имеют информации. Именно ее и нужно получить, задавая вопросы своему собеседнику.
3) «Да-нетка»
Один из партнеров загадывает слово (в зависимости от изучаемой темы), другой пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да», «нет», «и да и нет».
4) «Интервью»
При парной работе каждый из партнеров поочередно становится интервьюером и человеком, у которого берут интервью. Учащимся предоставляется перечень вопросов, либо же опоры для составления собственных вопросов.
Необходимо помнить, что важны как дополнительные приемы, так и ситуации, побуждающие учащихся к их выполнению, потому что диалог, как вид речевой деятельности, всегда ситуативен. Не может быть диалога без ситуации, о чем часто забывают авторы УМК и сами учителя иностранного языка.
Предлагаемые приемы были апробированы во время педагогической практики в 3«А» классе 59 школы г. Перми. Предлагаемые приемы работы были положительно встречены учениками и получили одобрение со стороны учителя-ментора, подтвердившего их целесообразность и эффективность в официальном документе школы с подписью учителя и печатью школы.
Диалог на уроке иностранного языка — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Это не только способ отношений, но и форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. А дополнительные приемы обучения диалогу помогут усилить интерес и вовлечение детей в учебный процесс, начиная с начальной школы, в частности, в 3 классе.
Список литературы
1. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Enjoy English. Английский с удовольствием: учебник. 3 класс. М.: ФГОС, 2014. 144 с.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2008. 141 с.
3. Государственная итоговая аттестация 2015 г. [Электронный ресурс]: сборник статистических и аналитических материалов об итогах государственной итоговой аттестации и мониторинговых обследований в Пермском крае / под ред. С.В. Шубина. Пермь, 2015. 392 с. Режим доступа: https://kungur-obr.ru/wp-content/uploads/2017/12/itogi-GIA-9-2015.pdf
4. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во Волгоградского госуниверситета, 2001. 260 с.
5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: ТетраСистемс, 2004. 176 с.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Высшая школа, 1991. 90 с.
7. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск.: Высшая школа, 2001. 315 с.
8. Рогова Г.В., Рабинович Ф.Р., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам. М., 1991. С. 59.
9. Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем. М.: Генезис, 2012. 319 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 6 октября 2009.
11. Филатов В. ММетодика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов-н/Д, 2004. 140 с.
12. Rogers A. Human behavior in the social environment / Anissa Taun Rogers. Third Edition. N.Y.: Routledge, 2013. 302 p.