4. Баранова Г.П. Факторы профессиональной адаптации молодого учителя в общеобразовательной школе: дисс. ... канд. пед. наук. - М.,
1998. - 16 с.
5. Бритвихин А.Н., Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы адаптации молодого учителя. Л.: НИИ 00В АПН СССР,
1999. -68 с.
6. Глоточкин А. Д. О личностной, социально-психологической адаптации // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Тверь, 1998. - С. 102-105.
7. Годник Н. А. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщениек педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 2000. - С. 11-14.
8. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.100-111.
9. Горюнова Т. А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. - М.: Знание, 2000. - 96с.
© Почекаева И.С., Цапкова Т.А., 2017
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Штиглуз Любовь Борисовна
кан. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:Lei90@yandex. ru
Гилимшина Валерия Рамилевна
студентка гр.741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
BUILDING SPEECHLEXICAL COMPETENCE IN THE 8th FORM OF THE SECONDARY SCHOOL
LubovShtigluz, Ph.D. Associate Professor, Teaching Methods Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
ValeriyaGilimshina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация: рассматриваются теоретические основы формирования и совершенствования речевого лексического навыка в 8-м классе основной школы - его определение, продуктивный и рецептивный навык, его значение. Приведены наиболее эффективные приемы формирования речевой лексической компетенции, такие как обучение в сотрудничестве, использование социальных сервисов Веб 2.0, мыслительных карт, лексических игр.
Ключевые слова: психолого-педагогические особенности; речевая лексическая компетенция; методический прием; социальные сервисы; продуктивный и рецептивный лексический навык; лексические игры.
Abstract: the article presents theoretical basis for building and developing lexical skills of speech in the 8th form of the secondary school - its definition, productive and receptive skill, its value. The article presents the most effective methods of building speech lexical competence, such as cooperative learning, the use of social Web 2.0 services, mind maps, lexical games.
Key words: psychological and pedagogical features; speech lexical competence; methodological skill; social services; productive and receptive lexical skill; lexical games.
Одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку в основной школе является обучение лексике. Эта проблема до сих пор является актуальной и требует специального исследования.
Как ни странно, но обучению лексике уделяется мало внимания. Британские методисты объясняют этот факт тем, что в программах общеобразовательных учреждений больший упор делается на обучение грамматике.
Сложность обучения лексике состоит в том, что язык является динамической системой, претерпевающей постоянные изменения: слова переходят из одного лексического пласта в другой, появляются новые слова-«неологизмы», а некоторые перестают употребляться вообще. Кроме того, необходимо создание таких условий, которые повысят объем активного словаря учащихся и сведут к минимуму переход слов в пассивный словарь [3, с. 141-144; 4, с. 34].
Учитель английского языка должен быть в постоянной готовности к решению вышеуказанных проблем, что актуализирует внедрение инновационных технологий в процесс обучения лексике, в том числе в основной школе. В теории существует множество новых методических разработок по повышению эффективности обучения лексике. Но на практике они почти не используются.
Проведенный анализ используемого в школе УМК, в частности речь идет об УМК «Solutions. TimFalla, Paul A Davies. OxfordUniversityPress. Intermediate» [7] показал, что он содержит недостаточное количество упражнений, направленных на формирование и совершенствование
лексического навыка, для того чтобы в полной мере усвоить новые лексические единицы.
На основе изученных теоретических рабо, анализа использованного в школе УМК, бесед с учителями английского языка МАОУ «Гимназии №33» и своего небольшого педагогического опыта были разработаны соответствующие дополнительные приемы на формирование и совершенствование речевого лексического навыка, которые были опробованы во время педагогической практики в 8 «В» классе гимназии №33 в период с 14 ноября по 24 декабря 2016 г.
Рассмотрим подробно разработанные приемы в рамках раздела №4 под названием «BodyandMind». Данные упражнения рассчитаны на изучение основных аспектов темы: «BodyandMind». Ресурс рассчитан на учащихся 8-9-х классов, предназначен для использования в урочное и внеурочное время. Использование упражнений позволяет закрепить изученный словарный запас по данной теме, развивать умение догадываться о значении слов по контексту или составу слов, что, на наш взгляд, мотивирует на дальнейшее изучение английского языка.
Необходимо напомнить, что ученик сегодня рассматривается как субъект поисково-исследовательской деятельности. Без такой работы восьмиклассники просто потеряют интерес и мотивацию к изучению иностранного языка вообще. Помимо этого, очень важна установка учителя, нацеливающая ученика на конечный результат и показывающая пути его достижения, в данном случае при формировании речевой компетенции [6].
Перейдем к описанию нескольких разработанных приемов, а именно скринов упражнений и песни.
Описание упражнений: ресурс включает в себя 8 заданий и приемов, представляющих собой упражнения на формирование и совершенствование речевой лексической компетенции на базе уроков «BodyandMind» УМК «Solutions. Intermediate», составленных всоответствии с заданиями УМК, направленными на формирование и совершенствование речевого лексического навыка. Данный цикл был выбран по заявке МАОУ г. Перми «Гимназии №33».
Задания включают упражнения на:
• соотнесение части тела и картинки;
• составление слов из букв;
• определение названия внутренних органов человека;
• заполнение пропусков в предложении так, чтоб получилась английская идиома;
• определение соответствующей грамматической формы глаголы в тексте.
Краткое описание упражнений:
1. Упражнение: Match the part of the body of the appropriate picture (http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/word-games/parts-the-body-2):
2. Упражнение: Guess the correct part of the body in time (https://www.quia.com/hm/233915.html?AP rand=1926976964):
3. Упражнение: Identify different parts of the body in the picture on the screen (http://www.softschools.com/science/human body/diagram/):
4. Упражнение: Complete the texts with the appropriate form of the word (http://www.studfiles.rU/preview/5694905/page:12/):
A Dental Clinic
There 1 (be) a lot of dental clinics, surgeries and laboratories in our country. Future dentists 2 (train) in medical institutes and academies all over the country. This medical career 3 (become) extremely popular nowadays and every year more and more school graduates 4 (enter) medical colleges to become dentists. Everybody 5 (can receive) all kinds of dental service.
Every dental polyclinic 6 (consist) of three departments: the department of dental therapy, the department of dental surgery and orthopedic department. If a patient 7 (have) some trouble with their teeth, he or she 8 (consult) a dentist either in a state or in a private clinic. Private dental care 9 (appear) at the beginning of 90th of the XX century. Since then it 10 (develop) rapidly giving a high quality treatment to its patients.
С помощью сервиса bubbl.us создана ментальная карта по теме Bodyldioms к УМК Solutions. Tim Falla, Paul A Davies. Oxford University Press. Intermediate, раздел Body and Mind, Unit 4A The human body купр. 5 на стр. 34.
Применение данной методики на уроках английского языка дает устойчивые положительные результаты во всех направлениях учебно-воспитательной работы. Ее использование на уроках английского языка способствует:
деятельности,
повышению
• активизации познавательной качественной успеваемости школьников;
• развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
• повышению активности и инициативности школьников на уроке;
• развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности;
• становлению новых отношений между учителем и учениками [2;
154].
Ментальная (интеллект) карта по теме ВоёуМютБ:
В иностранных учебниках, в том числе и Solutions, Tim Falla, Paul A Davies, Oxford University Press, Intermediate содержится достаточное количество аутентичных стихотворений и песен, которые учителя часто игнорируют. Все дело в том, что предлагаемый материал не всегда соответствует уровню обученности учащихся основной школы, их интересам и содержанию обучения, поэтому учителям приходится порой самостоятельно подбирать стихотворения и песни для своих уроков.
В связи с этим нами была использована песня по теме The Human Body к УМК Solutions. Tim Falla, Paul A Davies. Oxford University Press. Intermediate, раздел Body and Mind, Unit 4A The human body (https://en.islcollective.com/resources/printables/worksheets doc docx/californi a king bed rihanna/body-beginner-preal/35384):
We were- always th 3t close fe"_to _
_ that teEt just iike the inside of «1 iro-i.fi
Sor how come when I reach out
w
my
It feels like more than d¡stance between
In this California king hcMJ We're ten thousand miles apart I Ve been California wishing on tfteso stars
For your _forme
My California king
______to
Side by side You were sleeping next to me
45'
Подводя итог, хочется надеяться, что материал, представленный в данной статье, поможет как самому учащемуся, так и учителю английского языка при выполнении упражнений, направленных на формирование и совершенствование речевой лексической компетенции учащихся 8-го класса.
Список литературы
1. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся // Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. - М., 2009. - № 3. - С. 17-21.
2. Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот. Карты памяти: используй свою память на 100 % / пер. с англ. У. В. Сапциной. - М: Росмэн, 2007. -192 с.
3. Вокуева О.Д. О параметрах учебного текста при обучении лексической стороне устной речи [Текст] //Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам: межвузовский сборник / под ред. Г.А. Баева, Н.В. Баграмова. - СПб: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2001. - С. 141-144.
4. Володина Н.Н. Интерпретация художественного текста как средство совершенствования иноязычной речи на старших курсах языкового вуза: дис. ... канд. пед. наук : 13.00. 02. - Горно-Алтайск, 2002. - 233 c.
5. Штиглуз Л.Б., Сташкова Р.А. Совершенствование лексических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Курс «Современные средства оценивания результатов обучения». - Пермь: ПГГПУ, 2015. -33 с.
6. Tim Falla, Paul A. Davies. Solutions Intermediate Student's Book. -Oxford: University Press, 2012. - Р. 140.
© Штиглуз Л.Б., Гилимшина В.Р., 2017
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Штиглуз Любовь Борисовна
кан. пед. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Чурина Анна Сергеевна
студентка гр. 741 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
THE PEQULIARITIES OF TEACHING THIRD FORM STUDENTS SCANNING TYPE OF READING
Lubov Shtigluz, Ph.D. Associate Professor, Teaching Methods Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Anna Churina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: churinaanneta@mail. ru