Научная статья на тему 'Особенности обучения просмотровому чтению в третьем классе'

Особенности обучения просмотровому чтению в третьем классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ / ФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ / ESTABLISH INTEREST FOR READING / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ / ENHANCE LITERACY LEVEL / SCANNING READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штиглуз Любовь Борисовна, Чурина Анна Сергеевна

Рассматриваются теоретические основы формирования и совершенствования навыка чтения в третьем классе основной школы его определение, особенности, а также его значение. Приведены наиболее эффективные приемы формирования навыков просмотрового чтения для младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEQULIARITIES OF TEACHING THIRD FORM STUDENTS SCANNING TYPE OF READING

The article presents theoretical basis for building and developing reading skill in the 3-rd form of the secondary school its definition, peculiarities, and its value. The article presents the most effective methods of building the skills in scanning reading for elementary school students.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения просмотровому чтению в третьем классе»

2. Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот. Карты памяти: используй свою память на 100 % / пер. с англ. У. В. Сапциной. - М: Росмэн, 2007. -192 с.

3. Вокуева О.Д. О параметрах учебного текста при обучении лексической стороне устной речи [Текст] //Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам: межвузовский сборник / под ред. Г.А. Баева, Н.В. Баграмова. - СПб: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2001. - С. 141-144.

4. Володина Н.Н. Интерпретация художественного текста как средство совершенствования иноязычной речи на старших курсах языкового вуза: дис. ... канд. пед. наук : 13.00. 02. - Горно-Алтайск, 2002. - 233 с.

5. Штиглуз Л.Б., Сташкова Р.А. Совершенствование лексических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Курс «Современные средства оценивания результатов обучения». - Пермь: ПГГПУ, 2015. -33 с.

6. Tim Falla, Paul A. Davies. Solutions Intermediate Student's Book. -Oxford: University Press, 2012. - Р. 140.

© Штиглуз Л.Б., Гилимшина В.Р., 2017

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

Штиглуз Любовь Борисовна

кан. пед. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Чурина Анна Сергеевна

студентка гр. 741 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

THE PEQULIARITIES OF TEACHING THIRD FORM STUDENTS SCANNING TYPE OF READING

Lubov Shtigluz, Ph.D. Associate Professor, Teaching Methods Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Anna Churina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: churinaanneta@mail. ru

Аннотация: рассматриваются теоретические основы формирования и совершенствования навыка чтения в третьем классе основной школы -его определение, особенности, а также его значение. Приведены наиболее эффективные приемы формирования навыков просмотрового чтения для младших школьников

Ключевые слова: психолого-педагогические особенности; речевая деятельность; просмотровое чтение; формировать интерес к чтению; повышение уровня грамотности

Abstract: the article presents theoretical basis for building and developing reading skill in the 3-rd form of the secondary school - its definition, peculiarities, and its value. The article presents the most effective methods of building the skills in scanning reading for elementary school students.

Key words: psychological and pedagogical features; speech activity; scanning reading; establish interest for reading; enhance literacy level.

Процесс обучения иностранному языку - это целостный процесс, который состоит из ряда составляющих: обучения чтению, аудированию, говорению, письму.

Чтение как неотъемлемый аспект в процессе овладения иностранным языком играет важную роль в жизни человека, но на сегодняшний день дети, как и многие взрослые, к сожалению, читают крайне мало и не имеют мотивации делать это ввиду развития современных технологий, которые зачастую служат заменой книг. Поэтому данная проблема актуальна как на родном, так и на иностранных языках, так как обучение чтению на английском может внести свой в клад в формирование интереса и любви к чтению в целом, включая чтение на родном языке, увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности, а также будет способствовать развитию памяти, мышления, кругозора. Практика в чтении также позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Формирование навыков и развитие умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах, в том числе и в начальной школе [2], так как чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей, которая является необходимой в современной жизни. Кроме этого, умение чтения иностранных текстов обеспечивает письменную форму общения.

Подходя к изучению выбранной проблемы, а именно обучению иноязычному чтению в начальной школе, можно сказать, что данная проблема достаточно известна и обсуждаема. Обучению чтению на

иностранном языке посвящено много материалов научной литературы. Данным вопросом занимались и занимаются такие отечественные методисты как М.Л. Вайсбурд, И.Н. Верещагина, Т.Г. Егоров, З.И. Клычникова, А.А. Леонтьев, Г.В. Рогова, В.М. Филатова, С.К. Фоломкина.

Из всего вышесказанного ясно, что чтение, без сомнения, играет огромную роль в развитии многочисленных навыков, но, к сожалению, чтению как речевой деятельности уделяется несправедливо малое внимание на уроках иностранного языка в начальной школе. Возможно, это происходит из-за того, что зачастую учителя, преподающие для данной возрастной группы, не осведомлены в полной мере о специфике существующих методик обучения тому или иному виду чтения.

В соответствии с требованиями современной программы обучения иностранным языкам практической целью обучения продуктивному (самостоятельному чтению) как опосредованной форме общения на иностранном языке в начальной школе является развитие у учащихся умений читать вслух и самостоятельно читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

1. C пониманием основного содержания (ознакомительное чтение).

2. C полным пониманием содержания (изучающее чтение).

3. C извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение) [1, с. 159-165].

Просмотровое чтение, на котором мы сосредоточили свое внимание, предполагает получение общего представления о читаемом материале. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение, читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в сообщении. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. Напомним, что речь идет о начальной школе и соответствующем уровне владения

английским языком в 3-м классе, тем не менее, принципы работы над просмотровым чтением одинаковы на разных этапах обучения.

Организуя работу с текстом для просмотрового чтения, необходимо, прежде всего, помнить о том, что просмотр предваряет ознакомление с текстом и его детальное изучающее чтение. Поэтому особенностями просмотрового чтения являются:

1) отсутствие установки на последующее использование полученной информации;

2) быстрый темп чтения;

3) выбор информации: извлечение из текста наиболее важной информации и пропуск остального несущественного; фиксация только тех языковых фактов, которые дают возможность судить о теме текста. Кроме этого, необходимо иметь в виду, что обучение младших школьников имеет свои психолого-педагогические особенности, которые должны быть учтены при обучении данному виду чтения [3, с. 343].

Проанализировав УМК Forward, по которому занимались учащиеся 3-го класса, мы сделали вывод, что в данном пособии недостаточно заданий, направленных на просмотровое чтение, а те что есть, к сожалению не вызывают интереса. На наш взгляд, учет интереса при обучении иностранному языку необходим, особенно у данной возрастной группы, так как это должным образом поддерживает мотивацию при обучении просмотровому чтению и обучению чтению в целом.

Перейдем к описанию некоторых из разработанных дополнительных приемов. Известно, что для успешного обучения необходим интерес учащихся и их мотивация. Подыскивая дополнительные приемы обучения, мы также учитывали тот факт, что учащиеся должны взаимодействовать между собой и быть вовлеченными в процесс познания. Моделирование реальных жизненных ситуаций и создание комфортных условий являются обязательными условиями для успешного обучения.

В итоге нам бы хотелось предоставить краткое описание опробованных приемов:

1. «Ассоциации». Учащимся предлагается следующее задание по тексту: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2) О чем этот текст? Ваши предположения. После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.

2. «Кластеры». Суть этого метода заключается в выделение смысловых единиц текста и графическом их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре заголовок текста, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

3. «Сказочное королевство». Учащимся предлагается прочитать текст, а затем выбрать 2-х стражников, которые охраняют сказочное королевство. Остальным необходимо пройти на балл, при этом ответить на все их

каверзные вопросы. Каждый, по очереди, подходит к стражникам, предварительно прочитав текст, по которому стражники задают свои вопросы. Можно устроить смену караула.

4. «Почта». Прочитать учебный текст. Взять лист бумаги, рассчитавшись по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата. Каждый задает вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдает выбранному почтальону с указанием номера адресата. Чем больше будет составлено вопросов, за отведенные 5-7 минут, тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию - ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

5. «Конкурс на лучший вопрос». Прочитать текст, при этом каждый учащийся каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Немного времени на обдумывание, свой вопрос можно записать. Команды по порядку будут их задавать, а остальные -отвечать на них как можно полнее. Затем следует выбрать самый интересный вопрос, выбрать самого активного учащегося.

В заключение хочется сказать, что учащиеся приняли описанные выше приемы работы с текстом в режиме просмотрового чтения с большим интересом, также с удовольствием участвовали во всех видах работы. В результате их уровень владения таким сложным видом чтения, как просмотровое чтение, стал выше, что и является главной задачей учителя иностранного языка.

Список литературы

1. Петрикова А. А. Цели и содержание овладения иноязычным чтением на начальном этапе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 159- 165.

2. ФГОС Федеральный государственный стандарт основного общего образования. - М., 2010.

3. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. - М., 2008. - 343 с.

© Штиглуз Л.Б., Чурина А.С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.