Научная статья на тему 'СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ'

СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ / СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / LEARNING STRUCTURES / SINGAPORE METHOD / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Никитина Анна Андреевна

В статье рассматривается возможность применения приемов сингапурской методики на уроках английского языка для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Приведены примеры некоторых обучающих структур сингапурской методики и описана возможность их внедрения в урок для развития коммуникативных универсальных действий у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGAPORE METHOD OF TEACHING TO DEVELOP COMMUNICATIVE SKILLS DURING THE LESSONS OF ENGLISH IN THE 7TH GRADE

The article is devoted to the Singapore method and its use in order to develop communicative skills at the lessons of English. In the article, several structures are described as well as the opportunity of using them at the lessons.

Текст научной работы на тему «СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ»

СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: kancur_ag@pspu.ru

Никитина Анна Андреевна

студентка 741/2 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Email: annanika174@gmail.com

SINGAPORE METHOD OF TEACHING TO DEVELOP COMMUNICATIVE SKILLS DURING THE LESSONS OF ENGLISH IN THE 7th GRADE

Anna Kantsur, Ph.D.

Associate Professor at the Chair of the Foreign Language Teaching, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: kancur_ag@pspu.ru

Anna Nikitina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741\2, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: annanika174@gmail.com

Аннотация: в статье рассматривается возможность применения приемов сингапурской методики на уроках английского языка для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Приведены примеры некоторых обучающих структур сингапурской методики и описана возможность их внедрения в урок для развития коммуникативных универсальных действий у учащихся.

Ключевые слова: обучающие структуры, сингапурская методика, коммуникативные универсальные учебные действия.

Abstract: the article is devoted to the Singapore method and its use in order to develop communicative skills at the lessons of English. In the article, several structures are described as well as the opportunity of using them at the lessons.

Key words: learning structures, Singapore method, communicative skills.

Герберт Спенсер, английский философ и социолог XIX в., сказал: «Великая цель образования - это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию

© Канцур А.Г., Никитина А.А., 2020

и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Согласно основным положениям образовательных стандартов, наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучающихся, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. На уроках нужно развивать не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты. Все это отражено в федеральном государственном образовательном стандарте. Учителю следует делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке. В наше время существует методика, которая позволяет педагогу вовлечь в учебный процесс всех учеников в классе и добиться максимальной эффективности этого процесса. Данной методикой является сингапурская методика образования. Сингапурская методика способствует развитию вышеперечисленных видов планируемых результатов, а также позволяет научить ребенка общаться с другими.

Так, согласно ФГОС, на уроке стоит сделать больший упор на задания, развивающие коммуникативные универсальные учебные действия, чтобы воспитать личность социальную, обладающую волевой, эмоциональной и волевой сферами общения, обладающую толерантностью и дружелюбным отношениям к другим.

Важно включать в урок задания и упражнения, рассчитанные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, особенно в 7-м классе. Во-первых, в федеральном государственно стандарте образования сказано, что урок должен способствовать развитию всех универсальных учебных действий (коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные). Во-вторых, в подростковом возрасте ведущей деятельность является общение, преимущественно общение со сверстниками. Таким образом, включая в план урока дополнительные задания, направленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, преподаватель может сделать урок не только полезным, наполненным новой информацией, но и интересным для учащихся [2].

Сингапурский метод обучения основан на технологиях кооперативного обучения. Кооперативное обучение включает в себя пять базовых составляющих:

• Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.

• Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.

• Взаимное общение.

• Коммуникативные умения.

• Постепенная выработка коммуникативных умений. Необходимо формировать умения слушать, слышать, понимать, помогать и т.п. Эти умения усиливают коммуникабельность, помогают решать конфликты и проблемы.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор структур, используемых для менеджмента и управления учебным процессом. Составляющие сингапурской методики обучающие структуры (Learning Structures) подбираются в соответствии с этапом урока и целью этапа. Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией [1].

Эти обучающие структуры можно разделить на три основные группы:

1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик -ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик -учебный материал.

3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, легким для обучающихся, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Главные задачи применения этих структур: участие в структурированном взаимодействии, равное участие всех, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах совместного обучения, совместное обучение как составляющая любого урока.

Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует запомнить, приступая к урокам по модулям сингапурской системы, заключается в слове «партнер». Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть - shoulderpartner (партнер по плечу) и facepartner (партнер, который сидит напротив) [3].

Рассмотрим некоторые обучающие структуры и их описание, разработанные к УМК «New Opportunities», авторами которого являются Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska, Irina Larionova, Oksana Melchina, Irina Sokolova, уровня pre-intermediate для применения как части урока. Следующие структуры были использованы в качестве элемента урока на разных этапах:

1. Timed Round Robin

- обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного времени.

Данная структура использовалась на организационно-мотивационном этапе в качестве Warm-up, Module 7, Money.

1. Преподаватель предлагает учащимся вытянуть одну карточку с номером и поделиться на группы по 4 человека таким образом, чтобы в каждой группе у учащихся были разные номера. Номера, указанные на карточках, от 1 до 4.

2. Преподаватель помещает в презентацию картинки и вопросы из учебника: 1) Who are the people depicted in the pictures? (What job/hobby do they have? 2) What do you think is important for these people? Why do you think so? 3) What is important for you? Why? И дает время для учащихся прочитать вопросы, внимательно посмотреть на картинки.

3. Каждому из учащихся дается 20 секунд, чтобы ответить на первый вопрос. После того как время закончится, учитель подает команду, что означает, что следующий учащийся в команде начинает отвечать на первый вопрос. Таким образом, у каждого учащегося в классе есть возможность выразить свое мнение. В первом «раунде» каждый участник группы отвечает только на первый вопрос. Таким образом, задание проходит в три «раунда», по количеству вопросов.

4. Учащиеся решают, какие ответы были самыми популярными в каждой группе, затем сравнивают с ответами других групп.

2. Clock Buddies

- структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками

в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Данная обучающая структура сингапурской методики использовалась в Module 5, Party на всех этапах урока (мотивационный, деятельностный, рефлексивный). Выполнению данного задания предлагается посвятить целый урок. Примеры заданий из учебника, которые могут использоваться для данного урока: 1. Describe what is happening in the photos (учащиеся в парах описывают картинку); 2. Look at the key words. Which things do you prefer at parties? (слова даны в учебники, учащиеся в новых парах делятся мыслями); 3. Which of these statements about parties in the UK do you think are true? Why? (утверждения даны в учебнике).

1. Каждому учащемуся выдается раздаточный лист с часами и дается 2 минуты для того, чтобы обойти класс и договориться о «встречах» с одноклассниками.

2. Преподаватель называет определенный час, и учащиеся формируют пары согласно их собственным «часам». Учитель выводит на экран задание или просит учащихся выполнить задание в парах. Затем задания проверяются фронтально.

Таким образом, можно привратить обычный урок в увлекательное мероприятее для учащихся, при этом развиваются коммуникативные способности и криативность.

3. Take off - Touch down - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

Эта обучающая структура сингапурской методики была использована на этапе рефлексии, Module 12. В рамках данной темы учащиеся изучали, как составлять предложения с использованием The Passive Voice в таких временах, как The Present Simple, The Past Simple, The Present Perfect.

Преподавателю предлагается задать вопросы, чтобы спровоцировать учащихся повторить материал, пройдейнный на уроке, проговорить еще раз правила. Примерные вопросы для класса: Have you learned new words today? Have understood how to use the Passive Voice? Do you remember the rule of using of The Present Simple Passive? so on.

1. Преподаватель задает вопросы или дает учащимся утверждение, согласно пройденной теме. Если учащиеся согласны утверждением или отвечают на вопрос положительно, они встают. Если учащиеся не согласны с утверждением или отвечают на вопрос отрицательно, они остаются на местах.

2. Преподаватель предлагает поделиться учащихся мнением о высказывании или вопросе, рассказать, почему учащиеся выбрали тот или иной ответ. Учащиеся могут работать как в группах, так и в парах. Затем преподаватель меняет вопрос или высказывание, процедура повторяется.

Данная обучающая структура дает возможность преподавателю понять, что учащиеся смогли усвоить на уроке, что запомнили, что понравилось, а над чем стоит продолжить работу.

Аппробация обучающих структур сингапурской методики в школе в 7-м классе доказала, что во время выполнений заданий с использованием приемов сингапурской методикой развиваются коммуникативные учебные действия, так как во время выполнения заданий учащиеся постоянно находятся в коммуникации друг с другом. Также при выполнении заданий с применением обучающих структур сингапурской методики развивается криатвность и критическое мышление.

Таким образом, посколько во время выполнения заданий с применением сингапурской методики учащимся приходится кооперироваться с другими членами группы, находить решение проблемы, приходить к коммпромису или

общему решению, можно сделать вывод, что приемы сингапурской методики действительно способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Список литературы

1. Кириллова С. Сингапурская методика дружит с ФГОС [Электронный ресурс] // Управление школой. - 2014. - № 1. - URL: https://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf (дата обращения: 13.03.2019).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]: [утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897] / М-во науки Рос. Федерации. - URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/fgos_ru_osnov.pdf.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

3. Group Investigation as a Cooperative Learning Strategy: An Integrated Analysis of the Literature / M.G. Mitchell, H. Montgomery, M. Holder, D. Stuar // The Alberta Journal of Educational Research. - 2008. - Vol. 54, № 4. - Р. 388-395. - [Иностранный язык и образование]. - URL: https://student45.ru/why-studying/foreign-language-and-education/ (дата обращения: 03.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.