Научная статья на тему 'Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах'

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2670
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ / THE TECHNOLOGY OF DIFFERENTIATED TRAINING / THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE PRIMARY GRADES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна, Зеленкова Юлия Владимировна

В статье описано использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах. Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE DIFFERENTIATED TRAINING AT RUSSIAN LESSONS IN INITIAL CLASSES

We describe the using of the Russian lessons in primary school at this article. Thankfully to differentiated instruction successfully formed universal educational actions of each student, which are based on his or her capabilities and abilities. The differentiated training promotes the formation of an adequate self-esteem of the students; encourages them to educational activities; helps to build for each student of the class the individual trajectory of training and to believe in themselves.

Текст научной работы на тему «Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах»

УДК 378.14

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

© 2015

Л.А.Сундеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Ю.В.Зеленкова, учитель начальных классов высшей категории, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» МБУ школа №10, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье описано использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах. Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.

Ключевые слова: технология дифференцированного обучения; урок русского языка в начальных классах.

Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать у учащихся основные универсальные учебные действия позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.

Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:

- овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;

- учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно - ориентированного обучения;

- дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты [5].

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного образования приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия [4].

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально - этических и психологических принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.[3]

В сфере развития личностных универсальных учебных действий технология дифференцированного обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, побуждает к самостоятельному творческому добыванию знаний.[3]

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется поиску и выделению необходимой информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.

Технология дифференцированного обучения - это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса [3].

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). В качестве репродуктивных заданий предлагается учащимся выполнить упражнение в учебнике, вставить пропущенные слова в предложении, букву в слове и т.д.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности [6-9]. На уроках русского языка, например, предлагаются подобрать рифмы, при работе над лексическим значением слова - выбрать подходящие по эмоциональной окраске слова, синонимы, закончить рассказ, объяснить использование многозначного слова в предложении. Дифференцированную работу организуют различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания. Например, подобрать проверочные слова, объяснить написание орфограммы, а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости - творческие задания.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

- выполнение заданий по отработанному алгоритму

- к базовому заданию добавляются дополнительные - группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по со-

держанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе.

Дифференциация работы по степени самостоятельности. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Обычную работу организуют следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе, выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь.

Наиболее распространёнными видами помощи являются:

- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- помощь в виде «подсказок» (карточек - помощниц, карточек - консультаций, записей на доске);

На карточках используем различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения;

- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила;

- наглядные опоры, иллюстрации (например, схема предложения, схема разбора слова по составу и др.);

- дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь);

- вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

- начало выполнения упражнения [1-3].

Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.

Изучив новый УМК стандартов второго поколения, учащимся предоставляются большие возможности для учёта индивидуальных особенностей. Материал учебников, в частности по русскому языку и литературному чтению позволяет учителю применять различные способы дифференциации. В учебниках номера заданий, относящихся к разным уровням сложности, обозначены различными значками. На протяжении всего периода обучения используется рубрики «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Вспомни материал, изученный ранее». В рамках урока большинство заданий построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть. То есть имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. В дополнение к учебникам изданы тетради. В них находится избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объёму учебного материала.

Виды дифференциации определяются исходя из индивидуально-типологических особенностей учащихся. Традиционно различают следующие виды дифференцированного обучения: по общим и специальным способностям, интересам, склонностям, прогнозируемой профессии. В основании деления находятся те признаки и

индивидуально-типологические особенности учащихся, которые позволяют разделить их на группы. Деление на виды дифференциации условно, так как в некоторых формах дифференциации учитывается не одна группа индивидуально- типологических особенностей, а несколько.

Дифференциация обучения позволяет присущими ей свойствами усовершенствовать знания, умения и навыки каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшить его отставание, углубить и расширить знание, исходя из интересов и способностей учащихся. Она создает предпосылки для развития интересов и социальных способностей ребенка при этом старается учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей [10-16]. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - Г.М.Коджаспирова. -М.: Владос, 2004. - 352 с.

2. Олешков М.Ю. Педагогический дискурс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. - 310 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Технология дифференцированного обучения [электронный ресурс-Режим доступа] school47.coi.spb. ru/modern_pedagogical_technologies7.ppt

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012.

6. Холомина О.А., Курилова А.А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 31-33.

7. Пахомова А.М. Этапы динамики соотношения вербального и невербального компонентов творческого мышления в подростковом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 47-49.

8. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 33-35.

9. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 81-84.

10. Баландина Е.А. Универсальность модульного обучения как средства организации индивидуально-личностного обучения в школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 37-39.

11. Трубина Н.А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 39-42.

12. Альмагамбетова Л.С. Формирование компонен-

тов учебной деятельности младших школьников при обучении математике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 19-21.

13. Квасных Г.С. Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 13-15.

14. Саржанова А.Н. Литературное развитие учащихся младшего школьного возраста // Азимут научных иссле-

дований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 35-38.

15. Коростелева Е.Ю., Тямусева Т.А. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010.№ 1. С. 45-48.

16. Гусак Л.Е. Содержательная составляющая подготовки будущего учителя начальной школы к ассоциативному обучению иностранным языкам младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 8-11.

TECHNOLOGY OF THE DIFFERENTIATED TRAINING AT RUSSIAN LESSONS

IN INITIAL CLASSES

© 2015

L. A. Sundeeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor

"Pedagogics and techniques of teaching" Tolyatti state university, Tolyatti (Russia) Yu.V.Zelenkova, elementary school teacher of the highest category, undergraduate of "Psychology

and Pedagogics of Primary Education" chair MBU Schools 10 of the lake of Tolyatti (Russia)

Abstract. We describe the using of the Russian lessons in primary school at this article. Thankfully to differentiated instruction successfully formed universal educational actions of each student, which are based on his or her capabilities and abilities. The differentiated training promotes the formation of an adequate self-esteem of the students; encourages them to educational activities; helps to build for each student of the class the individual trajectory of training and to believe in themselves.

Keywords: the technology of differentiated training; the lesson of the Russian language in the primary grades.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.