Научная статья на тему 'Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации. . '

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации. . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1690
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ОБУЧЕНИЯ НА ВАРИАТИВНОЙ ОСНОВЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается технология дифференцированного обучения, которая помогает в подготовке слабоуспевающих учеников к восприятию нового материала и одновременно позволяет развивать познавательные возможности сильных учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации. . »

В статье рассматривается технология дифференцированного обучения, которая помогает в подготовке слабоуспевающих учеников к восприятию нового материала и одновременно позволяет развивать познавательные возможности сильных учеников.

Чернышева Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги ЯНАО [email protected]

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Как развить познавательные способности младших школьников в условиях уровневой дифференциации?

Ключевые слова: технология дифференцированного обучения, содержание и технологии обучения, разноуровневые задания, диагностический контроль, свободный выбор обучения на вариативной основе

Любить детей - этого мало, Надо знать их. Проф. М.Н. Гзрнет

каждого времени свои приметы.

Настоящее время - время перемен. И, конечно, эти перемены связаны с жизнью школы. Образовательные школы находятся в поисках лучших вариантов содержания и технологий обучения. Организуя учебновоспитательный процесс, ориентированный на развитие познавательных способностей учащихся и его личности. В результате поисков пришла к Образовательной системе «Школа 2100» Она вбирает все ценностные ориентиры развивающих технологий обучения и воспитания, отвечает всем современным требованиям организации образовательного процесса в школе. Успешная организация образовательного процесса -это реализация гуманистического подхода к личности ребенка, который проявляется в отношении к ученику как самостоятельному субъекту деятельности, как к личности, индивидуальности.

Работая (12 лет) по программам образовательной системы «Школа 2100», основанным на реализации деятельностного подхода и системы дидактических принципов «Школа 2100», большое внимание уделяю развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, пробуждению его творческого потенциала и формированию интереса к предмету на уроках разной целевой направленности. Применяю в практической деятельности диагностику и мониторинг. Веду исследовательскую деятельность по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации».

Основными задачами своей педагогической деятельности считаю развитие личности ребенка, формирование у него интереса к познанию, способности к творчеству, готовности к саморазвитию. Эти задачи реализую на основе «Педагогики здравого смысла», где дети с разными способностями и разными личностными характеристиками не просто получают знания, а «открывают» мир вокруг, выступают в роли исследователей. Они учатся мыслить, планировать свои действия, придумывать различные способы решения возникающих проблем, адекватно оценивать результаты своих действий, добиваться успешного решения поставленных задач. Личностный подход в обучении позволяет совершенствовать учебный процесс, что способствует развитию познавательного процесса учащихся, высокой мотивации учебной деятельности, развитию мыслительных и творческих способностей.

Для реализации своей позиции считаю необходимым применение разноуровневой дифференциации.

Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. Дифференцированным считается такой учебновоспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения

осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выработанному критерию.

3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Использование технологии дифференцированного обучения, даёт возможность создавать условия для продвижения вперёд каждого ученика в соответствии с его способностями и возможностями, помогает в подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

• изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;

• определение критериев деления учащихся на группы;

• умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;

• умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

• перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;

• умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.

Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностноориентированном образовании ставит своей це-

лью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.

Развитие и совершенствование способностей детей начинается с интереса к предмету, а рождается этот интерес на уроке. Именно с таких позиций, позиций личностно-ориентированного подхода, организую учебно-воспитательный процесс в педагогической деятельности. Это помогает сформировать глубокие знания, разнообразные интеллектуальные умения и навыки, воспитывать нравственные качества личности.

Большой педагогический опыт (38 лет) позволил мне выстроить свою систему обучения. В ее основе лежат идеи, убеждения и принципы, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии - убеждение, что ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.

Для того, чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, соблюдаю определенные психологические условия: создаю на уроке эмоциональную атмосферу, которая способствует активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям; развиваю познавательные способности, учу думать, рассуждать, спорить и доказывать.

Работая над развитием каждого ребёнка, использую технологии проблемно-диалогического, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающую технологию. Технология проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельниковой, помогает решить многие задачи учебновоспитательного процесса, позволяет добиваться стабильных высоких результатов обученности учащихся, формирует у детей прочные и глубокие знания.

2005-2006 уч.г. 2007 -2008 уч.г. 2008 -2009 (I полугодие)

Русский язык 3,9 4.0 4,1

Математика 4,2 4,1 4,2

Чтение 4,5 4,6 4,6

В целом по классу при 100% общей успеваемости качество составило: 2005-2006уч. год - 67%, 2007-2008уч.год - 75%, 2008 -2009уч.год (I полугодие)- 79% наблюдается положительная динамика.

Личностный подход в обучении позволяет совершенствовать учебный процесс, что способствует развитию познавательного процесса учащихся, высокой мотивации учебной деятельности, развитию мыслительных и творческих способностей.

Уровень развития познавательных способностей (1 класс)

100 80 60-1 40 20-1 0

выделение

сущ.

Признаков

объём памяти

□ высокий

□ средний

□ низкий

Уровень развития мыслительных операций (1 класс)

47%

53%

□ высокий ■ средний

□ низкий

Уровень учебной мотивации ( 1 класс)

13%

11%

27%

33%

□ высокий

□ ИЩИ

□ внейчебный

□ ЩИ

□ негативный

Динамика развития школьной мотивации.

50

40

30

20

10

0

т\ Ь гП

-\р

□ 2 □ 3

сЯ”

«У

&

<ь*

Применение технологии разноуровневой дифференциации в процессе обучения помогает в подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

1-я группа, ученики с высокими учебными способностями:

а) высокий уровень развития и высокая работоспособность;

б) средний уровень развития и высокая работоспособность;

в) высокий уровень развития и средняя работоспособность.

1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

2-я группа - учащиеся со средними способностями:

а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность;

б) низкий уровень развития и высокая работоспособность;

в) низкий уровень развития и высокая работоспособность.

Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями:

а) высокий уровень развития и низкая работоспособность,

б) средний уровень развития и низкая работоспособность;

в) низкий уровень развития и низкая работоспособность.

Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее(воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества).

На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.

Схема урока

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объяснения нового материала

1 этап. Актуализация знаний.

Самостоятельная работа учащихся различной

сложности.

1-я группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;

- готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу.

2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1-й группы на прошлом уроке;

- проверяет домашнее задание у 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

3-я группа выученные правила применяет на практике. Выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, повторяет материал, связанный с объяснением нового.

2 этап. Фронтальное объяснение материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике(работают все группы).

3 этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации.

2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.

3-я группа. Доработка по объяснению нового материала:

1) теоретическое положение по учебнику;

2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.

4 этап Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-й группы, потом 2-й и заканчивается 1-й.

5 этап. Самостоятельная работа единая для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.

6 этап. Домашнее задание двух видов: различные по сложности и по содержанию; различные или по сложности, или по содержанию.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою нужность - он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Работа с группами учащихся должна вестись по двум основным направлениям:

❖ Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.

❖ Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.

Виды дифференцированных заданий

1. Предварительные задания по уровню трудности: облегчённому; среднему; повышенному.

2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных упражнений возрастающей степени трудности.

3. Индивидуальные дифференцированные задания.

4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.

5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности.

6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения.

7. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек.

8. Дифференцированные задания с разной степенью помощи.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости - продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него На уроках литературного чтения дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом:

на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения;

на более высоком - план для пересказа; на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

При подведении итогов урока-экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе» дифференцированные задания могут быть такими:

первая группа выполняет рисунки «было - стало», то есть зарисовывает наблюдаемые изменения;

вторая группа описывает изменения в природе с учётом причинно-следственных связей;

третья группа готовит доклады или пишет минисочинения о природе данного периода, привлекая дополнительные источники информации.

Способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс можно объединить в две группы:

первая - учитель может дать задание каждому ученику,

вторая - ученики могут взять (выбрать) задание сами.

К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить.

На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать;

на втором этапе - рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;

на заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и осуществляют выбор.

Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.

Одно из средств дифференцированной работы -это карточки с разным уровнем сложности заданий.

Возьмём, к примеру, предмет «Обучение грамоте» (1 класс):

1 группа.

Карточки белого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем слов.

Задание: выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.

2 группа.

Карточки жёлтого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем.

Задание:

1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.

2. С данным словом составь предложение.

3 группа.

Карточки оранжевого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем.

Задание:

1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.

2. Подбери слова к остальным схемам.

3. С двумя любыми из этих слов составь предложение.

Русский язык

В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

1-й уровень

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3-й уровень

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Математика

Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок дей-

ствий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Задание №1

3-й уровень

Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53 км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень

Составь обратную задачу

1-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.

3-й уровень

Найди значение выражения:

7800-(398+507*6)=

2-й уровень

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

3-й уровень

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №3

1-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2- Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2- Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в

2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь - 42 см2- Определи его длину и ширину”

Мир вокруг нас

Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)

1-й уровень

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

2-й уровень

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

3-й уровень

Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:

• учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

• стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;

• поднялся уровень преподавания в начальной школе;

• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс

на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Формой внутриклассной дифференциации также является дозирование помощи учителя ученикам, которая направлена на временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением (рисунком, чертежом).

Вот как могут выглядеть дифференцированные задания с разной степенью помощи:

даны слова: леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

1 группе:

прочитать слова, распределить в 2 группы (с безударными гласными и с непроверяемыми согласными);

2 группе:

распределить слова с разными орфограммами в 2 столбика;

3 группе:

прочитать слова, распределить в 2 столбика.

Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания.

Поэтапное развитие познавательных способностей с использованием разноуровневой дифференциацией в учебном процессе наряду с ЗУН, делает весь процесс обучения более эффективным и значимым для учеников.

Динамика развития способностей учащихся с 1 по 3 класс

Установление логических связей.

60

50

40

30

20

10

0

□ Высокий

□ средний

□ низкий

1 2 3

класс

Выделение существенных признаков.

80 п

60 I I II \ \ □ Высокий

40--М----11----\ \- □ средний

20 _ \_ □ низкий

0,жжж

1 2 3

класс

Уровень развития слуховой памяти.

100

80

60

40

20

0

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Объем памяти

100

80

60

40

20

0

□ □

п

□ Высокий

□ средний

□ низкий

2

класс%

Общий запас знаний.

70

60

50

40

30

20

10

0

□ Высокий

□ средний

□ низкий

2

класс

Уровень развития зрительной памяти.

100

80

60

40

20

0

1—

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

1= г г

1 2 класс

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятия по выявлению познавательных способностей для учащихся 1 класса

Тема занятия « Зима»

Задание 1. Буквенный диктант.

• С—глухой согласный. Запиши парный звонкий. ( З).

• Жи-ши пиши с буквой ...( И).

• Хорошо известно всем ,где метро, там буква. ( М).

• Вторая буква в слове пальто. ( А)

• Прочитайте тему урока( «Зима»)

Задание 2. Интеллектуальная разминка.

Из своих он будет первым,

А из всех идет последним,

Извещает он народ,

Что уходит старый год.(Декабрь)

Зимние осадки.(Снег)

Снег в куче.(Сугроб)

Если он ударит,

Спрятать всех носы заставит.(Мороз)

Деревенская дубленка.( Тулуп0

Старец, навещающий нас под Новый год.(Мороз)

Время года перед зимой.(Осень)

Овощ, который используется при лепке снежной бабы.(Морковь)

Морозная картинка на окне.( Мороз)

Задание 3. Логическо-поисковое.

На доске написано: Декабрь, Январь, Февраль.

Что общего в этих словах?

Ответы учащихся:

• Названия месяцев.

• Все зимние месяцы.

• В конце мягкий знак.

• Два слога.

Второй слог ударный.

Чем отличаются?

Ответы детей:

• Номером.

• Начинаются с согласной и гласной.

• Количеством букв.

Задание 4. Гибкость мышления.(Записать цифрами)

• Сколько сторон у треугольника? (3)

• Сколько хвостов у курицы? ( 1)

• Цифра, похожа на букву З.( З)

• От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется?(1)

• Сколько у нас в неделе выходных?(2)

• Количество сторон у квадрата увеличить на 5.(9)

Из записанных цифр составить двузначные чис-ла( 31, 31, 29) Как эти числа связаны с нашей темой? ( В декабре и январе по 31 дню, а в феврале 29 дней.)

В феврале сколько еще бывает дней? (28). Когда в феврале 29 дней, то этот год - високосный. Какой сейчас год? (2001) Кто может написать на доске это число?

Задание 5.

• Какого цвета зима? ( Ответить одним словом).

• Обозначить цвета:

• Иней, который лег на провода.(Синий)

• Козленок, живший у бабушки.(Серый)

• Кузнечик, сидевший в траве.(Зеленый)

• Вагон,который бежит, качается.( Голубой)

• Бим, у которого черное ухо.( Белый)

Что мы раскрасим на зимней картинке этими цветами?

Задание 6. Творческое задание: нарисовать эмблему января или декабря. Выставка рисунков-эмблем.

Задание 7. Внимание, быстрота реакции.

Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами

А Б В Д Е И К Л М О с ь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2 5 8 7 1 (БЕЛКА)

8 6 11 1 (лиса)

3 10 8 7(волк)

9 5 4 3 5 4 12 (медведь)

Что общего в этих словах?

Ответы учащихся:

• Обозначают предмет.

• Отвечают на вопрос: кто?

• Звери нашего леса.

• Первая буква согласная.

Что различного?

Ответы учащихся:

• Количество слогов.

• В конце слов разные буквы.

Кто лишний? Почему? (Зимой медведь спит в берлоге).

Задание 8. Развитие речи. Поговорки, пословицы.

- Время готовить телегу.(Зима)

Вспомни пословицу.(Готовь сани летом, а телегу зимой)

-То,без чего не вынешь рыбку из пруда.(Труд) -Пословица о труде.(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

-У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег)

-НЕ воробей, (Слово). Пословица о слове.(Слово не воробей, вылетит не поймаешь)

Задание 9. Вставь пропущенные слова.

• .жаркое, а зима...(Лето жаркое, а зима холодная)

• .золотая, а зима...(Осень золотая,а зима белоснежная)

Как называются слова. Имеющие противоположные значения? ( Антонимы.) Прочитай антонимы. (Лето - зима. Жарое - холодное.)

Задание 10. Расскажите, нравится ли зима. Как вы относитесь к этому времени года?(На столе у детей подсказка)

- Я доволен

- Я благодарен.

- Я восхищаюсь.

- Мне приятно.

- Меня удивляет.

- Я согласен.

- Мне нравится.

Это задание является итогом урока.

Применяя технологию дифференцированного обучения, организовала работу по формированию оценки, взаимооценки, самооценки, создала определенные психологические условия, и добилась высоких результатов по Образовательной программе «Школа 2100»

Русский язык-4,0

Математика-4,1

Чтение-4,5

15 т

□ чтение математика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ русский

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Используя технологию дифференцированного обучения, создаю условия для продвижения вперед в соответствии со своими способностями и возможностями.

Задание по выбору учащихся - это один из видов дифференциации. Для выбора предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объёма, разной сложности, то есть задания, требующие разной умственной деятельности. Чтобы выбор учеником был сделан осознанно, работаю над формированием правильной самооценки учащихся, а также использую и другие формы оценивания детей на уроке и дома. Взаимооценка при работе в парах: кому понравилось работать в паре? кому скажем «спасибо» за помощь. Самооценка: кому было интересно на уроке и что именно заинтересовало? кто считает, что понял этот материал? кто научился решать такие уравнения? дай словесную оценку своей домашней работе и т.д.

Такая работа по формированию оценки, взаимоо-ценки, самооценки важна для организации дифференцированного обучения.

На каждом уроке веду работу по формированию правильной самооценки для того, чтобы ученик умел взять нагрузку по силам, привыкал за годы обучения в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по выбору.

Упражнения на выбор даю на каждом уроке и по всем предметам.

Таким образом, сам выбор начинает происходить достаточно быстро и все более правильно. Сначала объясняю, какое задание проще, какое сложнее, но со временем дети сами научаются оценивать трудность задания для себя, т. е определять, к выполнению какого задания они более подготовлены, и оно не вызовет у них затруднений и ошибок.

Выбранные мной методы соотнесены с уровнем познавательной деятельности детей. Они направлены на развитие у детей активности и самостоятельности в приобретении знаний. Задания на выбор предлагаю не только для работы в классе, но и дома, например:

- кроме обязательных, предлагаю дополнительное задание для тех, кто захочет;

- даю на выбор задачи разной сложности;

- можно решить примеры, задачу, уравнения, данные в учебнике, а можно составить самому аналогичные задания и решить их.

Задания на выбор предлагаю систематически для того, чтобы развивать способности, не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности.

Работая с учебниками, дети участвуют в равноправном диалоге и с автором учебников, и с персонажами, которые присутствуют на их страницах, и друг с другом, и с учителем, осознают ценность своего участия самых разных учебных задач. Содержание учебника развивает математические навыки и общеучебные умения:

• организовать собственную учебную деятельность;

• воспринимать и понимать информацию (заключенную в тексте, схеме, таблице, диаграмме, модели и т.д.);

• логически перерабатывать информацию9ана-лизировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свои суждения);

• оценивать свою собственную деятельность.

Курс математики написан на основе проблемнодиалогической технологии введения новых знаний, дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности открывают для себя новое знание. Таким образом, содержание учебников реализует принцип обучения деятельности.

Всегда даю правильную дозировку заданий, т.к. обучение и развитие находятся в сложной взаимосвязи.

«Один шаг в обучении может дать десять шагов в развитии ребенка и десять шагов в обучении может привести к одному шагу в развитии» (Л.С.Выготский).

Обучение при дифференцированном разноуровневом подходе проводится в зоне ближайшего развития.

Анализ результатов показывает, что уровень обученности - стабильный.

Овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении.

Для того, чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, я соблюдаю определенные психологические условия:

1. Создаю на уроке эмоциональную атмосферу. Позволяющую ученику осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового. Создания эмоциональной атмосферы в классе способствует активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям.

2. Развиваю их познавательные способности. На уроках учу думать, рассуждать, спорить и доказывать.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - это социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовать) свои возможности. В решении данной проблемы мне помогает комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умения реализовать свое « Я»

Работая по Образовательной программе «Школа 2100, анализируя результаты работы, пришла к выводу, что для успешной реализации данной программы необходима ещё и предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста, разработала программу для детей 5-6лет «Развитие математических способностей». Предлагаемый курс дает возможность развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности, прививать навыки культуры речевого общения детям подготовительной к школе группы.

Есть звание - первый учитель и выше его не сыскать - вот, что мне помогает сохранить желание учиться, укрепить веру в себя, позволяет строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям.

Опытом своей работы делюсь с коллегами на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах разного уровня, заседаниях кафедры учителей начальных классов, городского методического объединения через систему открытых уроков, мероприятий и их анализ.

В статье рассматриваются концептуальные положения эксперимента «Шестилетняя начальная школа», раскрывается система работы образовательного учреждения, создающего свой вариант экспериментальной модели.

Каманина Светлана Владимировна,

заместитель директора по НМР ГОУ СОШ № 1996 г. Москвы

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ШЕСТИЛЕТНЯЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность экспериментальной модели шестилетней начальной школы?

Ключевые слова: эксперимент, модель шестилетней начальной школы, преемственность, «научить учиться», адаптация пятиклассников, гендерное воспитание, личность учителя.

Сохранение физического, психического здоровья детей - приоритетная задача современного образования. Переход ребенка из начальной в основную школу - один из самых сложных этапов школьного обучения. В этот период происходит наложение двух типов кризисов: возрастного, который определяется особенностями развития детей, и кризиса, вызываемого изменениями организационно-педагогических условий, резкой сменой видов деятельности. Необходимость решения данной проблемы явилась основанием для отработки модели «Шестилетняя начальная школа». Цель эксперимента: создание комфортной образовательной среды для детей 6-7, 10-12 лет как особых периодов перехода от одной ступени об-

разования к другой с наименьшими потерями физического и интеллектуального потенциала учащихся.

Особенностью эксперимента является вариативность решения приоритетных исследовательских задач школами - экспериментальными площадками. Теоретическое обоснование эксперимента разработано Я.С. Турбовским, д.п.н., профессором, заведующим лабораторией «Методологии управляемого развития образованием» Московского центра качества образования. Согласно концепции каждое образовательное учреждение, участвующее в эксперименте, создает и апробирует свою модель шестилетней начальной школы в соответствии с возможностями, традициями, стратегией развития школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.