УДК 371.134
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА СИСТЕМНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Н. В. Лысых
Аннотация. В статье рассматривается системная дифференциация как педагогический закон, раскрывающий единство внутренней, внешней и разноуровневой дифференциации, который позволяет максимально приблизить образовательный процесс к личности обучающегося, создать в образовательном учреждении развивающую среду, позволяющую раскрыть внутренний потенциал ученика или студента, обогатить их жизненный или профессиональный опыт.
Разработанная технология подготовки педагогического коллектива к реализации закона системной дифференциации представлена концептуальным, целевым, содержательным, процессуальным и диагностическим компонентами и предполагает поэтапное достижение цели. Первый этап направлен на изучение сущности системной дифференциации, форм дифференцированного обучения и способов дифференцированного подхода; второй - на проектирование образовательного процесса на основе системной дифференциации, третий - на освоение приемов, методов и организационных форм, позволяющих совершенствовать образовательный процесс в образовательном учреждении через системную дифференциацию. При этом используются разнообразные организационные формы и методы работы с педагогическим коллективом: обучающие семинары, практикумы, творческие мастерские, «круглый стол», мастер-класс, «мозговой штурм» и др.
The author considers the system differentiation as a pedagogical principle, revealing the unity of the internal, external and multi-level differentiation. It helps to approximate educational process to the student's personality, to create developing environment in an educational institution, which allows revealing the inner potential of the student and enriching his life or professional experience.
The developed technology of preparation of the teaching staff to the implementation of the principle is a system conceptual, target, informa-
tive, procedural and diagnostic components, and includes a phased achievement of the goal. The first step is to study the essence of the system of differentiation, forms and methods of differentiated instruction differentiated approach, the second is to design a differentiation system, the third is to develop techniques, methods and organizational forms improving the educational process in educational institutions with the use of the system differentiation principle. A variety of organizational forms and methods of work with the teaching staff: training seminars, workshops, art workshops, master class, “brainstorming ”, etc. are described in the article.
Ключевые слова: системная дифференциация образования, внутренняя дифференциация, внешняя дифференциация, разноуровневая дифференциация, дифференцированный подход, формы дифференцированного обучения, технология подготовки педагогического коллектива к реализации закона системной дифференциации.
Differentiation system of education, internal differentiation, external differentiation, multi-level differentiation, differentiated under-way, shape, differentiated instruction, technology training of the teaching staff to implement the law system of differentiation.
Проблема дифференциации в образовании постоянно находится в центре внимания педагогической общественности, особенно в переходные периоды реформирования общей и профессиональной школы с целью поиска оптимальных путей индивидуального развития личности с учетом их индивидуально-типологических особенностей, интересов, способностей, склонностей.
Многочисленные исследования по дифференциации как общего образовании (С. Г. Бро-невщук, Ю. З. Гильбух, Г. В. Дорофеев, Г. Ф. Кумарина, В. М. Монахов, И. Ю. Оксина, И. М. Осмоловская, Н. С. Пурышева, А. Л. Сиротюк,
В. Н. Тарасова, И. Э. Унт, Н. М. Шахмаев и др.), так и профессионального образовании (В. В. Ан-дронатий, Е. А. Ариас, Л. В. Базарова, П. А. Баранов, В. В. Бобров, С. Н. Веклич, М. Н. Гладкова, С. В. Горшенин, А. А. Десятов, В. Ю. Ельцова,
Н. М. Жукова, Е. Н. Кононова, Р. Ф. Мухутдинов, Е. Г. Ростовская, А. С. Солодянкина, Л. М. Тер-навская, И. Г. Форнель, А. И. Шутов и др.) доказывают актуальность проблемы совершенствования образовательного процесса через дифференциацию образования.
Дифференциация, на наш взгляд, сложное, системное явление в образовании, которое позволяет учитывать индивидуальные различия обучающихся на уровне содержания образования, форм организации, методики и условий обучения, обеспечивая развитие творческого потенциала, самобытности и уникальности личности.
Каждый вид дифференциации (внутренняя, внешняя, разноуровневая) выполняет определенные функции в развитии личности обучающегося и в образовательном процессе.
Так, внутренняя дифференциация, учитывая индивидуально-типологические особенности обучающихся, призвана создать для них благоприятные условия в образовательном процессе. Она реализуется через дифференцированный подход к обучающимся на разных этапах учебного занятия: при изложении материала, в процессе самостоятельной работы, при выполнении домашней работы, закреплении и применении знаний.
Внешняя дифференциация позволяет расширять кругозор обучающихся, углублять их познавательные или профессиональные интересы, развивать склонности и способности, обогащать опыт творческой деятельности. Внешняя дифференциация реализуется через деятельность по выбору: кружки, элективные курсы, факультативы, консультации, клубы по интересам, научные общества, социальные практики, волонтерские объединения и др.
Разноуровневая дифференциация в образовании позволяет выстраивать образовательный процесс с учетом уровня знаний обучающихся, их готовности к самостоятельной научноисследовательской или профессиональной деятельности. Разноуровневая дифференциация в образовательном процессе реализуется через разноуровневые задания, дифференцированную помощь педагога и т. д.
Перечисленные виды дифференциации взаимообогащают друг друга, что неоднократно обосновывалось в наших ранних работах [3-6], поэтому мы имеем дело с системной дифференциацией как педагогическим законом, раскрывающимся через единство всех видов дифференциации (внутренней, внешней, разноуровневой). Системная реализация перечисленных видов дифференциации в образовании позволяет максимально приблизить образовательный процесс к личности обучающегося, создать в образовательном учреждении развивающую среду, позволяющую раскрыть внутренний потенциал ученика или студента, обогатить их жизненный или профессиональный опыт.
Эффективность реализации системной дифференциации в образовательном учреждении зависит от готовности педагогического коллектива к проектированию образовательного процесса на основе системной дифференциации с учетом особенностей обучающихся, возможностей педагогического коллектива, материальной оснащенности образовательного учреждения и его социального окружения. Однако, опыт свидетельствует, что многие педагогические коллективы испытывают в этом затруднения, поскольку не имеют четкого представления о сущности системной дифференциации, о способах ее реализации.
Для решения данной проблемы нами была разработана технология подготовки педагогического коллектива к реализации закона системной дифференциации.
Технологизацией педагогического процесса занимались В. П. Беспалько, В. С. Безрукова, А. А. Вербицкий, М. М. Левина, В. А. Сласте-нин, В. Д. Симоненко и др.
Мы разделяет точку зрения Н. М. Борытко, И. А. Соловцовой, А. М. Байкова о том, что «любая технология представляет собой в той или иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность, в то же время направленную на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования» [1, с. 329]. Этой же точки зрения придерживается Г. В. Яковлева, проектируя технологию развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ [8, с. 118].
С точки зрения проблематики нашего исследования, технология подготовки педагогического коллектива к реализации закона системной дифференциации представляет собой проекцию сущности рассматриваемого закона в практику образовательного учреждения и представлена единством следующих компонентов: концептуальным, целевым, содержательным, процессуальным и диагностическим.
При разработке педагогической технологии, прежде всего, требуется соотнести ее с научной концепцией, которая лежит в ее основе. Поэтому концептуальный компонент содержит описание концепции подготовки педагогического коллектива к реализации системной дифференциации, которая раскрывается через авторскую идею, методологические подходы и принципы.
Концепция подготовки педагогического коллектива к реализации системной дифференциации раскрывается через авторскую идею: подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения будет успешна, если она осуществляется в исследовательской среде, в которой каждый педагог образовательного учреждения на уровне своего учебного предмета (или предметного цикла) включен в проектирование модели образовательного процесса на основе системной дифференциации, проявляя инициативу в выборе способов дифференцированного подхода к обучающимся на учебных занятиях и форм дифференцированного обучения во внеурочное время.
Предложенная концепция опирается на системный и синергетические подходы, продуктивное сочетание которых отмечается Д. Ф. Ильясовым и О. А. Ильясовой [2] и ак-меологический подход. А именно:
- системный подход позволяет рассматривать технологию подготовки педагогического коллектива как систему взаимосвязанных компонентов (концептуального, целевого, содержательного, процессуального и диагностического);
- синергетический подход ориентирует рассматривать педагогический коллектив как самоорганизующуюся систему, в которой диалог мнений, идей обеспечивает атмосферу сотворчества;
- акмеологический подход обеспечивает создание благоприятных условий саморазвития, самореализации педагогов при проектировании и реализации различных видов диффе-
ренциации и организационных форм дифференцированного обучения.
Концепция реализуется через систему принципов:
- принцип интеграции предполагает системное единство содержания теоретической и методической подготовки педагогического коллектива к проектированию и реализации системной дифференциации;
- принцип рефлексивности позволяет непрерывно корректировать создаваемую педагогическим коллективом модель образовательного процесса на основе системной дифференциации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, возможностей педагогического коллектива, материально-технической обеспеченности образовательного учреждения;
- принцип преемственности обеспечивает системность и последовательность процесса подготовки педагогического коллектива, поэтапно следуя от создания общей модели образовательного процесса на основе системной дифференциации (на уровне образовательного учреждения) до проектирования деятельности каждого педагога в рамках разработанной модели;
- принцип субъектности обеспечивает саморазвитие, самореализацию педагога в процессе проектирования и реализации видов дифференциации.
Целевой компонент выступает системообразующим компонентом. Цель рассматриваемой технологии состоит в подготовке педагогического коллектива к проектированию и реализации системной дифференциации в образовательном учреждении. Достижение цели происходит поэтапно. Первый этап подготовки педагогического коллектива направлен на изучение сущности системной дифференциации, форм дифференцированного обучения и приемов дифференцированного подхода; второй -на проектирование образовательного процесса системной дифференциации, третий - на освоение приемов, методов и организационных форм, позволяющих совершенствовать образовательный процесс в образовательном учреждении через системную дифференциацию.
Содержательный компонент технологии подготовки педагогического коллектива к осуществлению системной дифференциации включает в себя теоретические и методические знания и умения, необходимые для проекти-
рования и реализации системной дифференциации с учетом особенностей образовательного учреждения. На первом этапе раскрывается сущность системной дифференциации и условия, обеспечивающие ее эффективность, а также виды дифференциации и способы их реализации. На втором этапе происходит обучение педагогического коллектива проектированию модели образовательного процесса на основе системной дифференциации с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся и специфики образовательного учреждения. Для этого педагоги осваивают методы диагностики индивидуально-типологических особенностей обучающихся. На третьем этапе подготовки к реализации системной дифференциации педагоги осваивают приемы, методы и организационные формы реализации различных видов дифференциации.
Процессуальный компонент технологии включает в себя методы, формы и средства обучения, способствующие формированию готовности педагогического коллектива к реализации системной дифференциации. На первом этапе подготовки педагогического коллектива основными формами работы при изучении теоретических вопросов являются обучающие семинары; практикумы, позволяющие педагогам овладеть методами диагностики индивидуально-типологических особенностей обучающихся, которые являются основанием для осуществления, прежде всего, внутренней дифференциации. На втором этапе в творческих мастерских с использованием информационно-коммуникационных технологий осуществляется проектирование модели образовательного процесса на основе системной дифференциации; разработанные проекты обсуждаются за «круглым столом». На третьем этапе подготовки педагогического коллектива к реализации системной дифференциации проводятся консультации по изучению способов реализации различных видов дифференциации; в рамках методических дней педагоги проводят мастер-класс для своих коллег; при обсуждении эффективности форм и методов внешней дифференциации используется «мозговой штурм».
Диагностический компонент рассматриваемой технологии предполагает выявление уровня готовности педагогического коллектива к
проектированию и организации образовательного процесса на основе системной дифференциации. На первом этапе об уровне готовности педагогического коллектива к реализации системной дифференциации свидетельствует способность каждого педагога выделять типологические группы обучающихся для осуществления внутренней дифференциации; определять степень проявления познавательного интереса, склонностей и способностей для осуществления внешней дифференциации и уровень знаний; готовность к самостоятельной деятельности для осуществления разноуровневой дифференциации. На втором этапе об уровне готовности педагогического коллектива к реализации системной дифференциации свидетельствует созданная модель образовательного процесса на основе системной дифференциации. На третьем этапе открытые уроки и различные занятия по выбору позволяют оценить владение педагогическим коллективом приемами, методами и организационными формами реализации системной дифференциации. Кроме этого на каждом этапе диагностика уровня готовности педагогов к реализации системной дифференциации осуществляется с помощью методов наблюдения, опроса, беседы, анализа деятельности педагогического коллектива.
Разработанная технология позволяет осуществить качественную подготовку педагогического коллектива к проектированию и реализации модели образовательного процесса на основе системной дифференциации, что подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Китов-ской общеобразовательной школы Шуйского района Ивановской области.
Приведем несколько примеров из опыта педагогов по реализации системной дифференциации.
Рассмотрим урок физики в 7-ом классе по теме «Сила трения» под руководством Натальи Александровны Мулиной и проанализируем его с точки зрения реализации внутренней дифференциации.
В начале урока учитель сумел вызвать интерес ребят к новой теме, создав проблемною ситуацию. Проведя опыт (с наклонной поверхности по желобу скатывался шарик, который остановился на поверхности стола, где был
рассыпан речной песок), Наталья Александровна предложила ребятам выяснить, почему шарик остановился. Ответив на него, семиклассники смогли самостоятельно сформулировать тему урока, и поскольку они уже знакомы с другими видами сил, то смогли поставить перед собой учебные задачи, т. е. что они должны узнать о новой силе сегодня на уроке. При выявлении причин возникновения силы трения учитель использовал «мозговой штурм». Опираясь на свой жизненный опыт, ребята смогли свободно высказать свои предположения, которые в дальнейшем проверили в ходе практической работы в парах.
На уроке создавались ситуации выбора. При выполнении творческого задания, в котором предлагалось найти положительные стороны силы трения, ребята имели возможность работать в группах по интересам: «общество автолюбителей», «общество любителей природы», «общество “Умелые ручки”», «общество любителей бани». Домашнее задание состояло из двух частей: обязательное (изучение
параграфа учебника по теме) и дифференцированное творческое по выбору. Ребятам предлагалось подготовить речь прокурора «Я обвиняю силу трения ...» или речь адвоката «Я защищаю силу трения .», выявив отрицательные и положительные стороны силы трения.
В течение всего урока учитель и ученики были партнерами в поиске истины. Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя, его уважение к мнению каждого ученика позволили создать благоприятный психологический климат на уроке, атмосферу взаимной заинтересованности в совместном поиске.
На уроке создавались условия, стимулирующие рефлексию учащихся. При выполнении практической работы учитель побуждал ребят к самоконтролю, самоанализу и самооценке своей деятельности.
Таким образом, урок достиг как своих дидактических задач (учащиеся познакомились с новой дидактической единицей), воспитательных (совершенствовались умения работать в паре и группе, навыки бесконфликтного общения), так и развивающих задач (семиклассники учились выдвигать гипотезы, выстраивать систему доказательств, анализировать результаты опытов, делать выводы и
т. д.), при этом для каждой типологической группы были созданы благоприятные условия. Так, для учащихся с доминированием невербального интеллекта усвоение нового учебного материала облегчали демонстрация опытов, практическая работа, задания, связанные с жизненным опытом, не ограничивалась их потребность творить, высказывать догадку с опорой на интуицию. Работа в парах и группе позволяла совершенствовать навыки общения у детей с доминированием вербального интеллекта и учила правополушарных регулировать свое эмоциональное состояние, быть терпеливым, слушая своего партнера по работе. Оптимальный темп урока, создание ситуаций успеха, поощрение со стороны учителя создали благоприятные условия для слабых и инертных учащихся, а задания на время позволили стимулировать внутреннюю мобилизацию учащихся и регулировать темп работы с учетом динамики психических процессов.
Обратимся к уроку информатики по теме «Оформление составного документа», проведенному в 8-ом классе под руководством Любови Авенировны Кузнецовой, которая сделала учеников активными участниками педагогического процесса.
При знакомстве с новым материалом учитель опирался на субъектный опыт учащихся, предлагая им определить способ набора и верстки (компьютерный или традиционный типографский) представленных на магнитной доске страниц газет, журналов, рекламных проспектов. Распределив в ходе анализа их на две группы, ребятам было предложено самим сформулировать признаки «компьютерного» текста. Опираясь на ответы подростков (тексты и заголовки различных шрифтов, рисунки, таблицы, схемы и т. п.), учитель подвел их к новым понятиям «составной документ», «макет составного документа». Знакомя ребят с правилами создания макета составного документа, педагог привлекал восьмиклассников к комментированию каждого правила, к его подтверждению на страницах представленных документов. Закрепление нового материала (правил создания макета составного документа) проходило в «творческих мастерских»: «Рекламный отдел» создавал макет рекламного стенда оператора сотовой связи, «Семейный журнал» занимался макетированием страницы
семейного журнала, «Отдел поздравлений» работал над созданием макета поздравительной открытки ко дню рождения. Поскольку выбор «творческой мастерской» предоставлялся самим учащимся, то каждый имел возможность работать в группе по интересам, в соответствии со своими склонностями. После защиты макетов, созданных с использованием раздаточного материала (тесты, рисунки, заголовки и др.), учитель попросил ребят сравнить разработанные ими макеты с оригинальными страницами журналов и газет. Учащиеся самостоятельно находили отличия (буквицы, рисунок в качестве фона, различное расположение рисунков и др.) и, поскольку многие из них имели опыт оформления составных документов с помощью Word, то несколько учеников по желанию дали мини-мастер-классы». С использованием проектора они продемонстрировали остальным учащимся, как оформить буквицу для первого символа текста, как выделить фрагмент текста цветом, как добавить художественный заголовок и др.
Проявить инициативу, самостоятельность, творчество на уроке восьмиклассникам позволило индивидуальное практическое задание по созданию макета составного документа «Распорядок дня для младшего школьника» с использованием программы Word.
Для создания ситуации успеха для учащихся с инертной динамикой психических процессов учитель на уроке использовал памятки с правилами макетирования, индивидуальную форму работы без жесткого ограничения во времени (разрешил доделать работу дома, т. к. они работают медленно, основательно обдумывая и проверяя свою работу). Для учащихся с активной динамикой, тяготеющих к практической творческой деятельности без предварительных предписаний, учитель включил на уроке творческие задания, привлек их к объяснению нового материала.
Опишем особенности реализации внешней дифференциации в Китовской школе через организацию разнообразной внеклассной работы.
Внеклассная работа по каждому предмету была спланирована в Китовской школе по двум направлениям: 1) развитие склонностей и способностей учащихся, которые проявили познавательный интерес к учебному предмету;
2) расширение кругозора, развитие активности и познавательного интереса к предмету у остальных учащихся. Реализация первого направления осуществлялась через занятия по выбору по различным учебным дисциплинам. В начальных классах для ребят работали кружки «Математическое конструирование и моделирование» и «Культура устной и письменной речи». Учащиеся 5-7 классов занимались по интересам в клубе «Юный математик», в кружке «Филология для всех» и кружке по английскому языку «Искренне ваш ...». Для старших подростков (8-9 классы) занятия по выбору (факультативы и элективные курсы) проводились по всем учебным предметам: «Сочинения разных жанров», «Орфография в тестах», «Пунктуация в тестах», «Стилистика в тестах», «Системы счисления», «Уравнения с параметрами», «Решение задач с модулями», «Решение задач с параметрами», «Механика в задачах», «Физика в твоей будущей профессии», «Химия и здоровый образ жизни», «Графика и черчение», «Практическая экономика на уровне семьи», «Российское право и несовершеннолетие», «Тайны космических просторов» и др.
Для учащихся 8-11 классов, тяготеющих к научной деятельности, в школе работают две секции НОУ: гуманитарная и естественнонаучная. Ребята под руководством творческих педагогов школы занимаются индивидуальной или групповой исследовательской деятельностью в избранных научных областях по темам: «Русская усадьба в творчестве С. А. Есенина», «Автобиографические мотивы в творчестве И. С. Тургенева», «Тема дороги в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова», «Образ возлюбленной в лирике И. С. Тютчева и А. А. Фета», «Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни», «Чтение как один из факторов духовного развития человека», «Архитектурный облик города Шуя», «Шуйский модерн», «Достопримечательности села Китово», «Традиции и обычаи села Китово», «Изучение притоков реки Теза», «Изучение местных водоемов», «Продовольственная проблема на уровне Ивановской области, Шуйского района и с. Китово», «Элементы комбинаторики», «Разработка формы и стиля документов Китовской МСОШ», «Компьютер и здоровье», «Этот чудесный мир света» и др. Исследовательская работа обо-
гащает ребят новыми знаниями, формирует творческое мышление, развивает самостоятельность, инициативность. В процессе работы над научно-исследовательским проектом у ребят вырабатываются умения: планировать свою работу, предвидеть результаты, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать материал, анализировать и сопоставлять факты, аргументировать свое мнение, самостоятельно принимать решение, адекватно оценивать себя и друг друга. Свои результаты ребята представляют на конференции, которая проводится в рамках Дня науки. На это знаменательное событие традиционно приглашаются преподаватели и студенты Шуйского филиала Ивановского государственного университета, выпускники школы, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, учителя и ученики из других школ района. С лучшими работами ребята принимают участие в районной научно-практической конференции «Поиск», на краеведческих чтениях.
Второе направление внеклассной работы нацелено на развитие кругозора учащихся школы, развития познавательного интереса к учебным предметам. Для этого в школе ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, проводимые в рамках предметных недель и Дней науки.
Так, например, на неделе, посвященной физике и химии, знатоки физических чудес и удивительных игрушек из учащихся 8-9 классов для любознательных ребят младших классов провели экскурсию «Музей игрушки и стеклянной колбы». Для 9-11 классов проводилась конференция «Физика и химия в твоей будущей профессии». Старшеклассники для учащихся 5-6 классов подготовили демонстрацию «Час занимательного опыта». Для всех классов в рамках предметной недели проводились викторина, игра «Что? Где? Когда?», олимпиады. Свои знания о физических законах и навыки компьютерной грамотности ребята представили на конкурсе презентаций на темы: «Газовые законы», «Закон Кулона», «Закон Всемирного тяготения», «Сила упругости» и др.
Разнообразие внеклассных мероприятий было и на «Неделе географии и биологии»: беседы-лекции «Аномальные явления Земли»; конкурс газет «Загадки планеты Земля», на которой каждый класс представил темы:
«Пустыня Наска - ее тайны и предназначение», «Бермудский треугольник - мифы и реальность», «Атлантида - мифы и реальность», «Гималаи - гиерпы и снежный человек»; географический марафон, во время которого учащиеся 6-8 классов представили творческие работы на темы: «Географические рекорды России», «Географические рекорды Ивановской области», «Географические рекорды Шуйского района». На неделе, посвященной иностранным языкам, ученики школы демонстрировали владение английским и немецким языками во время театрализованных постановок, в сюжетно-ролевой игре, в конкурсе чтецов, в викторине «Страна изучаемого языка» и др.
Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, экскурсии, драматические постановки, устные журналы и др. проводятся в школе регулярно по всем учебным дисциплинам. Разнообразие форм и содержания внеклассных мероприятий предоставляет возможность каждому школьнику попробовать себя в различных видах деятельности и найти для себя интересную, в которой он сможет достичь высоких результатов.
Разноуровневая дифференциация в Китов-ской школе реализовывалась как на уроках через разноуровневые задания и дифференцированную помощь педагога, так и во внеурочной деятельности через занятия коррекционо-развивающего обучения для детей, имеющие проблемы в обучении, вызванные негативным отношением учащихся к учению, неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой, низким уровнем развития высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), несформированностью структурных компонентов учебно-познавательной деятельности (целе-полагания, положительной мотивации, планирования деятельности, способов ее выполнения, самоконтроля и самооценки), ограниченностью кругозора и т. д.
Проанализировав основные современные формы коррекционно-развивающего обучения, мы установили, что наиболее продуктивной формой КРО является группы коррекционноразвивающего обучения - «мягкая» форма дифференцированного обучения учащихся с трудностями в обучении, разработчиком которой является В. Н. Тарасова [7]. Группы КРО были организованы для учащихся 2-7 классов
за счет вариативной части базисного учебного плана. Занятия в группах КРО проводились один раз в неделю по математике, русскому языку и чтению (т. е. по тем предметам, по которым обычно бывают трудности у учащихся). Ценность этой формы КРО и созданных для них программ в том, что 1) содержание занятий не притягивается к содержанию урока, а значит, не закрепляются негативные стереотипы, опыт неудач; 2) содержание программы выстроено укрупненными дидактическими единицами (УДЕ), что позволяет преодолеть имеющуюся у школьников разорванность знаний и целостно представить изучаемые объекты; 3) отсутствие регламентации времени на изучение той или иной темы позволяет изучать материал в оптимальном для данной группы учащихся темпе; 4) замена балловой системы оценивания деятельности учащихся и ее результатов качественной характеристикой учителя в доброжелательной форме придают школьнику уверенность в достижении успеха, снижает уровень тревожности, открывает к контакту; 5) включение упражнений на развитие зрительной, слуховой, моторной и смысловой памяти, а также знакомство учащихся с рациональными приемами запоминания (логическими схемами, с использованием группировки, ассоциаций и др.) позволяет увеличить объем памяти учащихся;
6) обучение целеполаганию, знакомство с различными способами самоконтроля способствуют развитию устойчивости внимания;
7) ориентация на целостное восприятие изучаемых объектов и обучение анализу через синтез позволяют у детей группы КРО, имеющих преимущественно невербальный или смешанный характер интеллекта, успешно развивать приемы логического мышления: анализ, сравнение, обобщение, классификация; 8) создание ситуаций успеха на занятиях помогают школьникам преодолеть заниженную самооценку, поверить в свои силы; 9) обучение самоанализу хода и результатов своей деятельности помогает учащимся с завышенной или заниженной самооценкой приблизиться к адекватной; 10) дифференцированные задания на преодоление индивидуальных проблем.
Таким образом, дифференциация приобретает системный характер, учащийся последовательно проходит через все ее виды, обогащая
субъектный опыт, приобретая психические новообразования. Причем стержневой является внутренняя дифференциация в форме дифференцированного подхода на уроке, которая постепенно обогащается формами внешней дифференциации - кружками, факультативами, элективными курсами и т. д. Для детей с проблемами в обучении разноуровневая дифференциация через разноуровневые задания на уроке и группы коррекционно-развивающего обучения во внеурочной деятельности позволяют восстановить временно утраченные по социально-педагогическим причинам их потенциальные возможности.
Литература
1. Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Бо-рытко, И. А. Соловцовой, А. М. Байков; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия», 2009.
2. Ильясов, Д. Ф. Проектирование педагогических теорий / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИП-ПКРО, 2010. - № 1(3). - С. 9-16.
3. Ильясов, Д. Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12 (102). -
С. 5-12.
4. Лысых, Н. В. Виды дифференциации и их роль в развитии личности и системе образования / Н. В. Лысых // Научный поиск: научный журнал. - Шуя : Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. - № 3(5). - С. 25-29.
5. Лысых, Н. В. Дифференциация образования: история и современные проблемы / Н. В. Лысых // Экономика образования. - 2010.
- № 2. - С. 140-144.
6. Лысых, Н. В. Предпрофильная подготовка школьников в условиях дифференциации общего образования : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Лысых. - Шуя, 2008. - 251 с.
7. Лысых, Н. В. Системная дифференциация непрерывного образования : моно-
графия / Н.В. Лысых. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - 175 с.
8. Тарасова, В. Н. Коррекционно-развивающее обучение в общем образовании: учеб. пособие / В. Н. Тарасова. - М. : ИЛЕКСА, 2010. - 192 с.
9. Яковлева, Г. В. Технология развития инновационной методической деятельности педа
гога ДОУ как условие внедрения Федеральных государственных требований / Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. - № 4(13). - С. 117-121.