Научная статья на тему 'Использование дифференцированного подхода в образовательном процессе на уроках биологии'

Использование дифференцированного подхода в образовательном процессе на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1610
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаулебаева Г. Е.

Статья посвящена применению дифференцированного обучения на уроках биологии, автором рассматривается технология уровневой дифференциации, которая дает возможность учесть познавательные интересы всех обучающихся, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом преподавателя в выборе методов, средств и форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование дифференцированного подхода в образовательном процессе на уроках биологии»

Вестник «Qp.fiey»-kst

Г.Е. Жаулебаева,

учитель биологии, КГУ «Тимирирязевская средняя школа Сарыколъского района»

He?i)?i свздер: цабметтер, танымдьщ цызыгушылъщ, сара-ланган тэсм, децгейлт тапсыр-малар

Ключевые слова: способности, познавательные интересы, дифференцированный подход, разноуровневые задания.

Keywords: capability, cognitive interests, differentiated approach, Multiple-Level Tasks.

в;

5 I

<C m

о

СП

6

w О в; s

l-ч

о

4

0

1 X ш Е-

5 в; S Рч

о

ш Е-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Ацдатпа

Макал ада биология сабагында окытудын диффе-ренциалдьщ турш колдану, дифференциация денгей-шщ технологиясы барльщ окушылардын танымдьщ кызыгушылыктарын оятатындыгы, эр окушынын ка-б1лет1 мен куш >Ki repi Hi н дамуы окытушыныц эд1стерд1 тацдауымен шектелмейт1нд1п жайлы карастырылады.

Аннотация

Статья посвящена применению дифференцированного обучения на уроках биологии, автором рассматривается технология уровневой дифференциации, которая дает возможность учесть познавательные интересы всех обучающихся, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом преподавателя в выборе методов, средств и форм обучения.

Annotation

The Article is devoted to use of differentiated learning at the lessons of biology, the author considersthe technology of level of differentiation which enables to take into account the cognitive interests of all students, to develop each student to the bestaccondiuq to its telants and abilities not limiting the teachers selection of methods and forms of teaching.

Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами.

Нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе [1,с.З]. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, под-

даются коррекции. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся[2,с.200]. Различают понятия "внутренней" и "внешней" дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации личност-но-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям^, с. 140], по интересам. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся [4,с.74-77].

Поэтому, исходя из выше сказанного, перед учителем биологии встаёт несколько проблем:

¡.Создать условия обучения, чтобы ученик с низким уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик с высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более углублённо.

В современной школе, в условиях большого объема учебной информации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является

часто недостижимым для многих обучающихся. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

2.Создать разноуровневый практический и дидактический материал. Существующие учебники по биологии ориентированы на их использование в рамках традиционного обучения. В них изучаемый материал строится по одному шаблону: общий теоретический материал и его применение на практике в виде фронтальных заданий. Правда, в последнее время стали всё чаще появляться такого рода различные дидактические разработки (чаще всего это статьи в периодических изданиях). Мною создан «Сборник уроков с применением дифференцированных заданий в 6-9 классах».

Можно иногда наблюдать, что у детей наблюдается снижение интереса к предмету. Для учащихся слабо осваивающих этот предмет к снижению интереса ведет:

• повышенная требовательность учителя;

• непосильные задания;

• отсутствие знаний;

• серьёзные отставания по предмету.

Решением данной проблемы может служить

следующие действия:

• выяснить причину отставания;

• определить действительный уровень его знаний.

Поэтому использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках биологии необходимо по ряду причин:

• различие интересов учащихся;

• различие уровня умственного развития: репродуктивный, конструктивный, творческий;

• различие личностно-психологических факторов, которое зависит от типа мышления, характера, темперамента;

• преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;

• фронтальные формы обучения;

• низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;

• низкий уровень мотивации учения.

Цель дифференцированного подхода в преподавании биологии:

• использование технологии разноуровневого обучения;

в; К х

т

о

СП

я

ш О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

• обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;

• обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.

С чего начинать работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс? На наш взгляд, следует:

• обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе;

• выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;

• выявить условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;

• разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.

Начинать следует с представления своего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания. Для создания разноуровневой программы необходимо выбрать крупную тему, разбить на теоретическую и практическую части, распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать представление о теме. Практические задания при этом выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие закономерности. Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают уровня усвоения лишь после К длинной дополнительной работы. Имеются и <С такие, которые к моменту перехода к новому О материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее. Учащиеся, медленно усваиваюсь щие знания, проходят в основном те же этапы Щ в процессе обучения, что их товарищи, но для ^ этого им требуется значительно больше време-§ ни [5,с.62].

ра Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осущест-К влять дифференцированную работу с ними на § уроках, не оказывать необходимую своевре-О менную помощь, то уже на уроке у них будет н накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что неизбежно приведёт к снижению успевае-

мости.

Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности одновременной работы со всем классом и с отдельными учащимися.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Данный вид обучения может просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

В практике обучения биологии чаще всего дифференцируют по степени трудности проверочные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету [6,с.4].

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.

Если это — урок изучения нового материала, то необходимо выделить три этапа.

Первый этап - объяснительно - иллюстративный - состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся осваивают данную информацию.

На втором этапе, в основу которого положен эвристический метод обучения, готовим учащихся к самостоятельному решению проблем (например, подготовка небольшого отчета группами обучающихся по предложенным им заданиям, активная работа с дополнительными источниками информации по данной теме

- просмотр мультимедиа, видеоопытов, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах). Цель второго этапа - формирование у учащихся умений интегрировать свои знания.

На третьем этапе - исследовательская работа, творческое применение знаний (например, углубление изученного материала и фиксирование обучающимися данного уровня знаний

- решение усложненных задач и упражнений, выполнение более сложной практической работы и т.д.). На данном этапе часто разнятся результаты обучающихся в освоении более сложного материала - и одна из трудностей -это переход учителя на индивидуальную рабо-

ту с обучающимися.

Если же это урок систематизации знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.

Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами. Обычно это трёхвари-антные задания по степени трудности - облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). " Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания", - это мнение профессора

В.В. Гузеева, который предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию [7,с.294-295].

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Первый уровень- минимальный (группа "А").Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся. За выполнение такого задания они получают отметку "3". Выполнение их преследует цели:

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Второй уровень - понимания и творчества (группа "В"). Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку "4", поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания)^ соответственно, уровень заданий называют общим. Цель их:

1 .Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3.Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. С формулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Третий уровень - продвинутый (группа "С"). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой "5"[8,с.82-86].Такие задания направлены на:

1.Развиватие устойчивого интереса к предмету.

2.Формирование новых способов действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3 .Развитие воображения, ассоциативного мышления, раскрытие творческих возможностей, совершенствование языковых умений учащихся.

В качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями по теме "Антропогенез".

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода.

1.Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.

2.Индивидуальные дифференцированные задания.

3.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

4.Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий по возрастающей сложности.

5 .Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. Еще часто использую дифференцированный подход при подготовке домашнего задания (например, подготовка небольшого сообщения по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах, подготовить не-

в; К х

т

о

СП

я

ш О в; X и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; X

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

большую презентацию и т.д.)

Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках биологии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование возможностей дифференцированного обучения, а именно:

• использование разноуровневых заданий - домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

• использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

• более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Итак, дифференцированный подход к учащимся - это целенаправленное отношение учителя к учащимся, с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы[1,с.З-5]. Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера^,с. 75]. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, считаю, необычайно важно.

Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых, так как это негуманно и противоестественно. Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.

Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффек-

тивно усваивать учебную информацию.

Отмечу, что дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

В частности, использование интерактивных методов обучения при дифференцированном подходе аргументы «за»:

1. Знания становятся более доступными. Ребёнок понимает свою успешность и, как следствие - повышение результативности самого процесса обучения;

2.Ребёнок учится выражать собственное мнение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

3.В интерактиве доминирование какого-либо одного мнения над другим практически исключено. Школьник учится уважать чужую точку зрения;

4.Ученик строит конструктивные отношения в коллективе, пытается определять в нём своё место, учится избегать конфликтов, вовремя разрешать их, стремится к компромиссам;

5.Интерактив развивает навыки самостоятельной и творческой работы;

6.Интерактивные методы помогают снимать повышенную нервную нагрузку учеников, предоставляют возможность чередовать формы работы и переключать внимание на ключевые вопросы темы урока.

Нельзя, однако, отрицать, что у интерактивного обучения, как и у многих других современных методов обучения имеются определённые недостатки.

Интерактивные методы обучения при дифференцированном подходе аргументы «против» :

1. Интерактивные методы не всегда могут преодолеть нежелание ученика включаться в процесс обучения;

2. Для некоторых учащихся групповая работа становится способом ничего не делать;

3. Новые методики разрушают у некоторых детей привычные стереотипы процесса обучения, что приводит к внутреннему дискомфорту;

4. Исключить доминирование мнения какого-то одного ученика, который лидирует в группе, не всегда удаётся;

5. Если преподаватель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то урок может превратиться в простую анархию;

6. Чрезмерное увлечение интерактивом мо- собой жет увести от главной цели урока - получения

знании по определенной теме.

Вывод: Как видим, достоинств у интерактивного обучения при дифференцированном подходе всё же гораздо больше. Практика показывает, что интерактивные методики способствуют активизации процесса усвоения необходимых знаний, учат школьников конструктивному общению, умению поиска компромиссов, помогают формировать критическое мышление, позволяют ребенку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования. На мой взгляд, дифференциация - это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Вспомните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как нас огорчало необходимость читать скучные учебники, запоминание придуманные взрослыми длинных заумных фраз? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Возникает вопрос - почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение когда-то у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? Серьезная потребность в этом уже давно назрела. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Под результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим

такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Поэтому считаю, что для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование диф-ференцированого подхода в образовательной деятельности и использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которое учитывает способности и уровень развития обучающихся.

При этом важно учесть, что технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями: с технологией личностно-ориентированного, проблемного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Поташник, М.М.Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения[Текст]/М.М. Поташник//Педагогика. - 1995. -№6.-С. 3-11.

2.Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы [Текст]: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Скаткина.— 2-е изд., пе-рераб. и доп. -М.: Просвещение, 1982.-319 с.

3.Дьяченко, О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 138 - 142.

4.Герман, Г.М. Степень свободы выбора [Текст]/Г.М. Герман // Директор школы. -1995. -№5 - С.74-77.

5.Абасов, 3. А.Дифференцированное обучение [Текст]/ З.А. Абасов // Директор школы. -1999. -№8. - С.61-63.

6.Малышева, Г.И. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения [Текст]/Г.И. Малышева //1 сентября.-2003.-8-15.06., 2330.06.

7.Селевко, Г.К. Интегральная образовательная технология Гузеева В.В. [Текст]/ Г.К.Се-левко// Энциклопедия образовательных технологий (1 том).- 556 с. [Электронный ресурс] stavcvr.ru

8.Селевко.Г.К.Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. -256 с.

в; К х

т

о

СП

я

ш О в; X и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.