Научная статья на тему 'Развитие познавательной самостоятельности учащихся через проверку их знаний, умений и навыков с использованием технологии дистанционного обучения'

Развитие познавательной самостоятельности учащихся через проверку их знаний, умений и навыков с использованием технологии дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1264
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Анна Феликсовна

В статье представлены подходы к развитию познавательной самостоятельности учащихся путем использования технологии дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной самостоятельности учащихся через проверку их знаний, умений и навыков с использованием технологии дистанционного обучения»

Общие направления программы «Мы вместе!» созвучны тем направлениям и базовым ценностям, которые определены в образовательных стандартах 2-го поколения, Они включают в себя наряду с воспитательным эффектом развитие эстетическо-художественных, эмоциональных, коммуникативных черт личности.

В программе «Мы вместе!» специально не выделяется какое-либо отдельное направление в качестве приоритетного или ведущего. Наоборот, сделана попытка синтезировать и интегрировать все указанные направления в рамках организации сбалансированного учебного и внеурочного процессов обучения, развития и воспитания младших школьников.

Структура программы «Мы вместе!» включает в себя 4 взаимосвязанные основные подпрограммы:

• Подпрограмма «Моя Родина - Россия»;

• Подпрограмма «Как прекрасен этот мир!»,

• Подпрограмма «Деревня Припевайка»,

• Подпрограмма «Шедевры мирового искусства».

Основным содержательным ядром является активное включение детей в мир культуры, народных традиций, мирового и российского творчества, включение их в процесс познания окружающего мира, истории страны, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении актуальных и посильных для детей младшего школьного возраста задач.

Через активное познание как отечественной, так и мировой культуры, истории своей страны, народных традиций, окружающего мира как в рамках классной, так и внеклассной работы формируются условия и предпосылки для эффективного воспитания и развития младших школьников, формирования познавательных мотивов учения.

На протяжении 4-х лет обучения в начальном звене общеобразовательной школы разнообразные мероприятия, проводимые в формате программы «Мы вместе!», позволяют каждому ученику прикоснуться к прекрасному, помогают на эмоциональном уровне познать многие культурные традиции и обычаи своего народа, дают возможность ощутить себя частичкой замечательного мира и великой страны. Терпимость и доверие, взаимоуважение и гуманное отношение друг к другу надолго становятся их жизненной позицией, их внутренней потребностью и нравственным стержнем

А на основе комфортной среды в классе удается снижать факторы риска для многих учащихся класса, активно развивать их познавательные способности, формировать в них нравственные начала,

Другой важной частью достигаемых результатов является формирование эмоционального интеллекта, который в значительной мере развивает многие когнитивные способности и личностные характеристики детей. Это, в первую очередь, касается самосознания, самоконтроля, социальной компетенции, которые определяют целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности.

Проводимый регулярный мониторинг качества знаний, личностных и социальных компетенций учащихся позволяет видеть зримые результаты влияния выбранных форм на развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним навыков.

Во-первых, происходит активное формирование личностных навыков в части:

+ Адекватной самооценки, понимания своих сильных качеств и пределов своих возможностей;

+ Готовности к ответственному поведению, способности к самостоятельным поступкам и пониманию меры ответственности за них;

+ Уверенности в себе и развитию чувства собственного достоинства без «привязки» к социальной среде и количеству отличных оценок в дневнике;

+ Повышения уровня самоконтроля, умения контролировать собственные разрушительные эмоции;

+ Жизненного оптимизма и инициативности, готовности учащихся к активным созидательным действиям, будь то классные, школьные или городские мероприятия;

+ Открытости и отзывчивости во взаимоотношениях в классе, с другими учащимися, взрослыми людьми.

Во-вторых, формируются социальные навыки в части:

+ Принятия нравственных начал; принятия ценностей семьи и общества;

+ Социальной чуткости, умения сопереживать и прислушиваться к чувствам других людей, способности понимать и воспринимать их позицию;

+ Уважительного отношения к своим одноклассникам, учителям, родителям;

+ Успешного управления взаимоотношениями, включая умения инициировать школьные активности, управлять разногласиями и конфликтами, достигать компромиссы;

+ Личных взаимоотношений на принципах уважения и сотрудничества;

+ Способности к формированию работоспособных команд и умения организовывать успешную командную работу

Наши победы, признания коллег, активная жизненная и созидательная позиция детей класса являются зримым свидетельством эффективности выбранных форм и методов организации воспитательного и образовательного процесса.

Немаловажным является и то обстоятельство, что достигнуты эти результаты в обычной школе и в обычном классе с детьми, многие из которых пришли в школу, имея личностные, психологические и дидактические проблемы. Некоторые дети, к тому же, были слабо адаптированы к школе и в социальном плане. Вера в них, создание комфортной творческой и доброжелательной атмосферы, активное вовлечение всех без исключения детей класса в творческие и учебные проекты и стали необходимым условием в достижении ощутимых и значимых педагогических результатов.

Тех результатов, на которые и нацелены Федеральные образовательные стандарты начального общего образования.

Литература

1. Сайт Федерального государственного образовательного стан да рта: М(р://зіапсІаіі. edu. ги

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

3. Редакторская статья «Следующий век станет веком педагогики сотрудничества». Газета «Первое сентября». http://ps.1september.ru/1999/03/2-1.htm

4. Каракоеский В.А. «Школа будущего - школа воспита-ния». http://karakovski.msk.ги/раде.рЬр?'^=6

5. Горланова С.А. Воспитательная и развивающая программа «Мы вместе!» http://www.sgorlanova.ru/index/ ргодгатта_щиоі_ту^тезіе_диоі/0-6

6. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. // Эксперимент и инновации в школе-2010. -№3.

В статье представлены подходы к развитию познавательной самостоятельности учащихся путем использования технологии дистанционного обучения.

Сидоренко Анна Феликсовна

кандидат педагогических наук, доцент зам. директора лицей № 130

г. Екатеринбург, Свердловская область Нсе_П30 @таП.ги

,-------------------------------------.------------------------------|

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕРКУ ИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Может ли использование различных элементов дистанционного образования способствовать формированию необходимых компетентностей выпускников?

Ключевые слова: дистанционное обучение, саморегуляция, самообразование, познавательная мотивация

Основным противоречием современной системы образования является противоречие между быстрым темпом обновления знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Одним из вариантов выхода из этого противоречия является организация самостоятельной работы учащихся, которая способствует развитию их способностей к саморегуляции и самообразованию. Организованная определённым образом, такая работа способна сформировать внутреннюю потребность в знаниях, потребность в их углублении и расширении, но только в том случае, если работа учащихся будет оцениваться. Организация проверки и учёта знаний, полученных в ходе самостоятельной работы, существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы задание было прове-

рено, чтобы за процессом их труда следили, замечали ошибки и способствовали быстрому их исправлению. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения может быть осуществлена через проверку их знаний, умений и навыков (ЗУН). Проверка ЗУН является одним из важнейших структурных элементов процесса обучения. Если не понимать функцию проверки ЗУН узко, только как контролирующую, а в полной мере использовать её воспитывающую, обучающую и ориентирующую функции, создать условия для активного и сознательного участия школьников в процессе самой проверки, можно значительно активизировать познавательную деятельность учащихся и, как следствие, повысить качество образования, а так же создать условия для формирования познавательной самостоятельности

учащихся и ключевых компетенции учащихся и педагога.

На протяжении ряда лет в МОУ лицее № 130 г. Екатеринбурга в рамках сетевого взаимодействия ин-новационно-активных школ академической площадки УрО РАО ведется системная деятельность по интеграции элементов системы дистанционного обучения в образовательную программу лицея [1]. Основное противоречие, являющееся основой инновационной деятельности по данному направлению кроется в несоответствии возможностей современных информаци-онно-коммуникационных технологий и сложившейся практики организации учебного процесса в школе1.

Члены педагогического коллектива считают, что системное использование различных моделей дистанционного обучения помогает формированию компетентностей, необходимых в современном обществе. Это относится как к учащимся, так и к родителям, учителям, администрации лицея. В отличие от проектов по аналогичному направлению не ставилась задача обязательной разработки полнофункциональных электронных учебников для систем дистанционного обучения. Основное внимание уделялось моделям организации учебного процесса, в которых используется самостоятельная работа с поддержкой системы дистанционного обучения. Основные трудозатраты интеллектуального характера относятся к выбору моделей, не противоречащих логике и идеологии основного курса по предмету. Трудозатраты временного характера - разработка новых/усовершенствованных дидактических материалов и внесение их в систему дистанционного обучения.

По предварительным оценкам, возможные риски связаны с неумением учащихся грамотно планировать распределение нагрузки при самостоятельной работе и с перегрузкой учителей, мешающей им максимально настроиться на работу в новых условиях. В ходе работы по проекту разработаны тренажеры по математике и русскому языку, тестовая поддержка курса английского и русского языков, обновлены на 70% материалы курса интенсивного повторения по математике, физике, русскому языку. Разработан тренажер по химии. Разработан тренажер по подготовке к ЕГЭ с электронным справочником по информатике, электронный учебник к курсу интенсивного повторения русского языка, дидактический комплект по математике и русскому языку для 8 класса, на 70% завершен тренажер к ЕГЭ по физике. Подготовлена основа тренажера по подготовке к ГИА для 9 класса. В 2009/10 учебном году для организации дистанционных консультаций предложен новый инструмент - платформа для организации вебинаров. Проведены тестовые вебинары и пробные консультации по математике с использованием интерактивной доски.

Опираясь на методические рекомендации по методике преподавания физики (Знаменский ПЛ.; Орехова В.П. и Усова А.В.; Пёрышкин А,В., Разумовский В.Г. и Фабрикант В.А.) и опыт собственной педагогической работы можно выделить четыре дидактические функ-

1 Лапенок М. В. Организация познавательной деятельности учащихся на основе школьной системы дистанционного обучения // Образование и наука. Известия УрО РАО,

2009, № 6 (63), с.97-106

ции проверки ЗУН: контролирующую, обучающую, ориентирующую и воспитывающую, каждая из них выполняет свои методические задачи.

Контролирующая состоит в выяснении:

• наличия знаний и их уровня;

• умения применять знания в учебной практике;

• наличия навыков и уровня их сформированно-сти;

• способностей учащихся классифицировать, абстрагировать, прогнозировать, систематизировать, конкретизировать.

Обучающая состоит в выяснении:

• уровня развития логического мышления учащихся, их речи и памяти;

• уровня развития «технических приёмов» умственной деятельности учащихся;

• уровня углубления, осознания и упрочения знаний каждого учащегося;

• умения применить учащимися знания в учебной и неучебной практике, а так же уровня этого умения;

• умения предупредить, выявить, исправить и выполнить анализ ошибок как учителем, так и самим обучаемым;

• уровня закрепления знаний учащимися;

• умения добывать знания непосредственно из реальности;

• уровня развития умений владеть приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

• уровня развития эмоциональной самоорганизо-ванности и самоподдержки.

Ориентирующая состоит в следующем:

для учащихся - достижение промежуточных и конечных целей обучения по учебным задачам, определяемым контролирующей функцией (умение осуществлять целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, способность принимать собственные решения);

для учителя - достижение отдельными учащимися и классом (группой) промежуточных и конечных целей обучения по учебным задачам, определяемым контролирующей функцией.

Воспитывающая функция предполагает следующее:

• воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели, силы воли, любознательности, принципиальности, самостоятельности, ответственности, организованности, умений реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения;

• воспитание культуры труда;

• воспитание правильного поведения в обществе, группе;

• подготовка к будущей трудовой деятельности, профессиональная ориентация.

Таким образом, очевидно, что педагогическая природа проверки ЗУН достаточно глубока и многогранна, в проверке ЗУН заложены большие потенциальные возможности как для обучения, так и для развития различных компетенций учителя и ученика. Систематическая проверка ЗУН является внешним воздействием

для появления внутренних стимулов учащихся к своему дальнейшему образованию, формированию их познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность формируется только при самостоятельной работе учащихся. Привычка к самостоятельной работе формирует впоследствии потребность в самообразовании.

Уникальные возможности для развития познавательной самостоятельности учащихся старших классов в процессе обучения физике, выполнении задач подготовки выпускников по проверяемым на ЕГЭ критериям, представляет обучение с поддержкой системы дистанционного обучения, про эту уникальную технологию уже рассказывалось ранее1. При самостоятельных систематических занятиях по программе дистанционного обучения физике создаются условия для качественной самоподготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, активизации их познавательной самостоятельности.

Использование модели организации учебного процесса по физике с поддержкой системы дистанционного обучения в лицее № 130 началось в 2007/2008 учебном году, когда была набрана группа учащихся, желающих обучаться физике по данной методике. Группа представляла собой учащихся 10-х классов лицея, а также учащихся других школ г.Екатеринбурга (школа № 9) и иногородних учащихся из г.Югорска (ХМАО). Назовём её группой № 1. В 2008/2009 учебном году группа № 1 продолжила обучение физике дистанционно и успешно закончила выпускной класс, в этом же году была сформирована и группа десятиклассников, которые в 2009/2010 учебном году продолжают своё обучение, назовём её группой № 2. В этом учебном году набрана группа учащихся 10-х классов. Основными проблемами при обучении с использованием дистанционного обучения являются следующие: 1) большинство учащихся не привыкли учиться самостоятельно, они ждут привычных, традиционных приёмов, 2) учащиеся ждут очных консультаций, которые, несомненно хороши и нужны, но не должны занимать главенствующую роль. Однако есть учащиеся как среди лицеистов, так и обучающихся без очных консультаций, которые сумели активно, самостоятельно и очень плодотворно использовать все преимущества системы дистанционного обучения, добившись высоких результатов (86% на ЕГЭ по физике!).

Некоторые учащиеся и их родители не увидели преимуществ системы дистанционного обучения, не сумели оценить роль самостоятельной познавательной деятельности учащихся в этом процессе (20% учащихся не продолжили занятия во втором году обучения). Хотя сейчас, по прошествии половины учебного года, эти учащихся вновь присоединились к своей группе (за исключением одного), присоединились и другие учащиеся 11-х классов. Таким образом, в группе № 2 в предыдущем учебном году занималось 10 человек, в этом году 15 человек. К сожалению, у некоторых учащихся оказалось поздно развивать познавательную самостоятельность в 10-м классе, они

1 Стариков С.А. Информационные и коммуникационные технологии в системе образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10 (67). С. 78-91.

желают получать информацию, без особых собственных усилий.

Результаты педагогической деятельности по методике дистанционного обучения в период с 2007 года по сегодняшний день показали положительную динамику по следующим параметрам:

• подготовки лицеистов к ЕГЭ по физике (подтверждается результатами итоговой аттестации;

• развитие уровня познавательной мотивации учащихся;

• развитие уровня самостоятельности учащихся.

Учащиеся группы № 1, выпускники 2009 года,

успешно выполнили тесты ЕГЭ по физике, получив средний балл 64,0. Для сравнения: средний тестовый балл по физике по РФ составил 49,0, по Свердловской области 47,5, по Екатеринбургу 47,8 и 62,0 по лицею № 130. Данные распределения участников ЕГЭ по физике по полученным тестовым баллам следующие:

Развитие уровней познавательной мотивации и самостоятельности учащихся оценивались (совместно с психологами) методами наблюдения, опроса, психологических тестов, оценки результатов деятельности в системе дистанционного обучения. Уровень познавательной мотивации (при норме 4 единицы) учащихся группы № 1 за время обучения вырос с 4,5 до 10 единиц. Наибольший рост наблюдался в конце 11-го класса. Уровень познавательной самостоятельности (при норме 4 единицы) учащихся группы № 1 за время обучения вырос с 0 единиц до 8 единиц. Первый небольшой рост познавательной мотивации наблюдался в конце 10 класса, затем познавательная мотивация начала возрастать линейно, Наибольший рост наблюдался в конце 11-го класса. Данные по двум другим группам в данной статье не приводятся, так как процессы обучения и наблюдения не закончены.

В заключение следует отметить, что использование дистанционной технологии в лицее как средства поддержки основного курса физики, позволяет настроить сознание учащихся на готовность к участию в таком учебном процессе, который представляет собой самостоятельную образовательную деятельность, в которой активно и сознательно участвуя в процессе проверки своих ЗУН, выпускники приобретают возможность качественной самоподготовки к сдаче ЕГЭ и формирования ключевых компетенций. Со стороны

педагогов-физиков продолжатся работа по совершенствованию тренажёров, разработке способов оценивания задач части С, анализу уровня развития познавательной мотивации и самостоятельности учащихся, так же и результатов сдачи ЕГЭ. В целом созданная в лицее система дистанционного обучения:

• позволяет организовывать бережную для ученика и его родителей среду обучения и общения, а применяемая технология отработки умений и навыков создает ситуацию успеха для участников образовательного процесса;

• формирует информационно-квалификацион-ную компетенцию ученика;

• ликвидирует «цифровое неравенство»;

• мотивирует учащихся к развитию навыков организации самостоятельной работы по индивидуальным планам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• позволяет родителям более активно включиться в учебный процесс: анализировать результаты, принимать решения, помогать ребёнку;

• дополняет портфолио ученика;

• повышает квалификацию учителя,

• позволяет мотивировать преподавателей и учащихся к более активному диалоговому взаимо-

действию, путем использования новых для обоих сторон технических средств обучения,

• развивает уровень познавательной мотивации и самостоятельности учащихся.

Литература

1. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8(76)

2010. С.32-42

2. Л а пенок М. В. Организация познавательной деятельности учащихся на основе школьной системы дистанционного обучения // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 6 (63), с.97-106

3. Стариков С.А. Информационные и коммуникационные технологии в системе образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10 (67). С. 78-91.

4. Сидоренко А.Ф., Суркова М.В., СосновскихЛ.М. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе обучения математике и физике с использованием технологии дистанционного обучения / Материалы конференции «Сервисное обеспечение образовательного процесса на базе информационных технологий» 5 декабря 2009 г. Екатеринбург: МО общего и профессионального образования Свердловской области, 2009, с. 105-110

В статье рассматривается технология дифференцированного обучения, которая помогает в подготовке слабоуспевающих учеников к восприятию нового материала и одновременно позволяет развивать познавательные возможности сильных учеников.

Чернышева Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов МОУСОШ №8 г.Лабытнанги ЯНАО 1а1упа54321 @уапс!ех.ги

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Как развить познавательные способности младших школьников в условиях уровневой дифференциации?

Ключевые слова: технология дифференцированного обучения, содержание и технологии обучения, разноуровневые задания, диагностический контроль, свободный выбор обучения на вариативной основе.

У каждого времени свои приметы. Настоящее время - время перемен. И, конечно, эти перемены связаны с жизнью школы. Образовательные школы находятся в поисках лучших вариантов содержания и технологий обучения. Организуя учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие познавательных способностей учащихся и его личности. В результате поисков пришла

к Образовательной системе «Школа 2100» Она вбирает все ценностные ориентиры развивающих технологий обучения и воспитания, отвечает всем современным требованиям организации образовательного процесса в школе. Успешная организация образовательного процесса - это реализация гуманистического подхода к личности ребенка, который проявляется в отношении к ученику

как самостоятельному субъекту деятельности, как к личности, индивидуальности.

Работая (12 лет) по программам образовательной системы «Школа 2100», основанным на реализации деятельностного подхода и системы дидактических принципов «Школа 2100», большое внимание уделяю развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, пробуждению его творческого потенциала и формированию интереса к предмету на уроках разной целевой направленности. Применяю в практической деятельности диагностику и мониторинг. Веду исследовательскую деятельность по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации».

Основными задачами своей педагогической деятельности считаю развитие личности ребенка, формирование у него интереса к познанию, способности к творчеству, готовности к саморазвитию. Эти задачи реализую на основе «Педагогики здравого смысла», где дети с разными способностями и разными личностными характеристиками не просто получают знания, а «открывают» мир вокруг, выступают в роли исследователей. Они учатся мыслить, планировать свои действия, придумывать различные способы решения возникающих проблем, адекватно оценивать результаты своих действий, добиваться успешного решения поставленных задач. Личностный подход в обучении позволяет совершенствовать учебный процесс, что способствует развитию познавательного процесса учащихся, высокой мотивации учебной деятельности, развитию мыслительных и творческих способностей.

Для реализации своей позиции считаю необходимым применение разноуровневой дифференциации.

Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям, Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

Организация учителем внутри классной дифференциации включает несколько этапов:

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выработанному критерию.

3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Использование технологии дифференцированного обучения, даёт возможность создавать условия для продвижения вперёд каждого ученика в соответствии с его способностями и возможностями, помогает в подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

• изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;

• определение критериев деления учащихся на группы;

• умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;

• умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

• перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;

• умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.

Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентиро-ванном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.

Развитие и совершенствование способностей детей начинается с интереса к предмету, а рождается этот интерес на уроке. Именно с таких позиций, позиций личностно-ориентированного подхода, организую учебно-воспитательный процесс в педагогической деятельности. Это помогает сформировать глубокие знания, разнообразные интеллектуальные умения и навыки, воспитывать нравственные качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.