Научная статья на тему 'Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников'

Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3767
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Ирина Анатольевна

В статье освещаются вопросы технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников. Рассматриваются разноуровневая дифференциация на разных этапах учебного процесса. Статья рассматривает вопросы формирования типологических групп, затрагивает особенности учащихся в зависимости от их познавательного интереса к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников»

Савченко И.А.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 14», город Сергиев Посад, Московская область, учитель информатики и ИКТ, irivola@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Дифференциация, индивидуализация, разноуровневое обучение. АННОТАЦИЯ

В статье освещаются вопросы технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников. Рассматриваются разноуровневая дифференциация на разных этапах учебного процесса. Статья рассматривает вопросы формирования типологических групп, затрагивает особенности учащихся в зависимости от их познавательного интереса к предмету.

Обучая всех, хорошо учить каждого, при условии всестороннего развития их способностей.

И.Г. Песталоцци

Школа, гарантируя высокий уровень образования, является основным этапом возрастного развития и становления личности детей. Поэтому учителя в постоянном поиске более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания своих учеников.

Чем полнее учитываются особенности каждого учащегося, тем больше эффективность школьного обучения. Требования жизни возрастают, поэтому и увеличивается объем, и усложняется содержание знаний, которые подлежат усвоению детьми в школе. Часто учителя уравнивают знания учащихся. А требование формально одинаковых возможностей тормозит умственное развитие школьников, снижая их учебную активность. При ориентации на «среднего школьника» в процессе обучения дети, как правило, перегружены учебной работой, но и в то же время интеллектуально недогружены.

Как приспособить процесс обучения к каждому ученику и сделать его более гибким? Возможно, что технология обучения «Уровневая дифференциация», позволяет дать ответ на этот вопрос и более активно использовать потенциальные возможности учащихся. Дифференциация по уровню предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания часто рассматривается на педсовете и в работе школьных методических объединений нашей школы. В итоге мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации — обучение каждого на уровне его способностей и возможностей. Это дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Такая технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителей дополнительной подготовки:

• изучения индивидуальных способностей учащихся;

• изучения учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся;

• необходимость синхронизации прохождения материала со своими коллегами по уровневым группам;

• большее количество подготовок к урокам;

• диагностики уровня знаний и умений учащихся по определенному предмету;

• со стороны учителя необходимость изменения психологической атмосферы в классе на

более доброжелательную и дружественную.

Учителями для работы дополнительно используются задания, содержание которых найдено учеником, альтернативные задания для добровольного выполнения или помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Построить урок, на котором каждый учащийся смог бы в индивидуальном темпе изучать материал очень сложно. Поэтому применять технологию разноуровневого обучения в условиях школы необходимо не на каждом уроке, а на отдельных этапах урока, например при проверке и оценке знаний учащихся или при выполнении домашнего задания.

Для преодоления этих задач, администрация нашей школы ежегодно проводит семинары и конференции по новым педагогическим и информационным технологиям, организует открытые уроки, мастер — классы для учителей других школ с целью обмена опытом и т.п. Таким образом, одним из основных условий организации разноуровневого обучения является коллектив методически грамотных единомышленников, осознающих и принимающих концепцию образовательной программы данного учебного заведения. Все это дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Часто в школах создаются «сильные классы», или, что более характерно, классы коррекции, куда попадают либо отличники и хорошисты (в первом случае), либо, как в последнем случае, отстающие ученики. Иногда создаются математические классы, гуманитарные и т.д., т.е. по какому-то профилю.

Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, в первую очередь интересуют такие виды дифференциации обучения, как дифференциация по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам.

Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14 лет и старше, уже определивших, хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию. С этой целью в нашей школе организованы классы с углубленным изучением группы тех или иных предметов. Учащимся необходимо на основании диагностики по отдельным предметам, имеющим в своей основе формирование приоритетного элемента содержания обучения (математика, язык, физика, химия, биология), выбрать направление дальнейшей учебы. Кто-то из ребят выбирает для себя будущую профессию так или иначе связанную с этим предметом, кто-то просто интересуется знаниями в данной области для собственного кругозора.

Например, в школе некоторые учащиеся 9-х классов проявили свои способности в области математики и информатики и желают совершенствовать их с тем, чтобы подготовиться к поступлению в какой-либо государственный университет. Другие ученики, тоже со способностями по тем же предметам, определили для себя ориентацию на высшее техническое образование. Третьи поняли, что технические предметы им даются достаточно трудно и решили, что их интересы лежат в сфере гуманитарных дисциплин — филология, иностранные языки, история...., а четвертые вообще не знают, что им нравится.

Таким образом, определяются как минимум три группы с ориентацией на разный уровень владения материалом.

Как им всем помочь? Как это выполнить?

Сначала проверяется, насколько самооценка ребят соответствует их истинным возможностям. Именно с этой целью проводится предварительное тестирование по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования. На основе данного тестирования, а также профориентационного анкетирования психолога, бесед с классным руководителем, родителями и, конечно, с самими учащимися, формируются 10- е классы.

Первая группа отражает базовый уровень. В этой группе ребята будут заниматься по программам, разработанным по базовому уровню, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Здесь все понятно. Ребята должны осилить базовый уровень, вероятнее всего это «стандартный класс».

Другие должны работать по программам выше базового. Это может быть физико-математический, филологический или информационно — математический класс. В них приоритет отдан элективным курсам по физике, математике, информатике или истории, русскому языку и иностранному языку..

В чем и каким образом должно идти усложнение программы? Вот вопрос, который возникает при попытке организовать разноуровневое обучение. Следовательно, необходимо обратиться к содержанию образования по данному предмету. Особенно это касается учащихся, нацеленных на поступление в высшие учебные заведения.

При таком обучении:

учащиеся приобретают и большую свободу действий, т.к. делают акцент на определенных предметах, и уделяют им большую часть внимания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень;

система зачетов дополняет систему оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, что позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика даже в классах разноплановой предметной направленности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:

изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке;

текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Приёмы домашнего задания при дифференцированном обучении:_

Пример домашнего задания: Массив

Задается большое количество заданий на достаточно большой промежуток времени. Ученик из 30 заданий должен выполнить минимум 20 заданий любого уровня, набрав необходимое количество баллов, которые определяют оценку за работу. Например:

• В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13 записывается в виде 111. Укажите это основание.

• Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 40 оканчивается на 4.

• Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как 212. Определите основание системы счисления.

• Решите уравнение 224* + 1ю = 1018.

• Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения:

42014 + 22015 _ 8

Пример

домашнего

задания:

Три уровня

домашнего

задания

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней. Первый уровень — обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Например:

Дан фрагмент таблицы истинности выражения Р:

XI Х2 ХЗ Х4 Х5 хб Х7 ХЗ Х9 ХЮ F

0 1 0 1 1 1 0 1 1 1 0

1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1

0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 0

Каким выражением может быть Р?

1] х1 л -1X2 л хЗ л -1X4 л х5 л -хЬ л х7 л х8 л -1X9 л х10

2] х1 V -1X2 V хЗ V -1X4 V х5 V -.хб V х7 V х8 V -1X9 V хЮ

3] х1 V -1X2 V хЗ V х4 V -1X5 V -.хб V х7 V х8 V х9 V -1ХЮ

4] х1 л -1X2 л хЗ а х4 л -1X5 л -.хб л х7 л х8 л х9 л -1ХЮ

Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида. Например:

Сколько существует различных наборов значений логических переменных х1, х2, хЗ, х4, х5, у1, у2, у3, у4, у5, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?_

[х1 х2) л (х2 хЗ) л [хЗ х4) а [х4 -> х5 ) = 1 (у1 - у2) л [у2 - уЗ] л (уЗ - у4) л (у4 - у5 ) = 1 XI -» у1 = 1

В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных x1, x2, x3, x4, x5, у1, у2, у3, у4, у5, при которых выполнена данная система равенств. В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов. Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это — творческое задание разного типа. Например:

Творческое задание по теме «Табличное решение логических задач». Придумать свою задачу, решаемую табличным способом. Оформить ее в текстовом редакторе. Предложить решить соседу по парте._

Важный психологический эффект:

• самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика;

• происходит согласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

При прохождении темы «Программирование» удобно предлагать ученикам те самые три задания, но с вариацией оценок, связанных со сложностью задания. Появляется желание детей как можно быстрее перейти от решения «несложных» задач уровня «А» к «В» и «С», с гордостью объявляя об этом одноклассникам. После такой практики выявляются «одаренные» ученики, способные к решению олимпиадных задач.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся также используется система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят:

• тренировочные задания и тесты;

• практические задачи;

• индивидуальные карточки-задания;

• домашние проверочные работы;

• самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера;

• проверочные работы.

Использование разнообразных заданий для проверки знаний дисциплинирует учащихся, а учителю дает возможность поставить дополнительную оценку, что при 2- сменном графике работы школы и большой наполняемости классов очень удобно.

_Приёмы оценивания при дифференцированном обучении:_

Кредит доверия

В некоторых случаях ставим отметку авансом — в «кредит». Например, спорная четвертная.

Учитель: «По отметкам ты чуть-чуть не доработал. Но я думаю, что ты можешь лучше и хочешь более высокий балл. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе более высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы»._

Система стимулов

Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке. Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям._

Учащиеся развиваются неодинаково, в классах появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому можно организовать уровневую дифференциацию на некоторых этапах урока. В основном это прослеживается при закреплении и контроле. С этой целью мысленно объединяются учащихся в несколько временных типологических групп, и учебный процесс формируется в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.

В связи с этим стоят две главные задачи. Одна — выделение в классе временных типологических групп; другая — разработка и применение приёмов обучения и контроля УУД,

отвечающих особенностям каждой группы.

При решении первой задачи необходимо исходить из уровня обученности школьников, которая устанавливается с помощью проверочных работ, охватывающих все элементы содержания предметного образования и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. Также по классному журналу можно ознакомиться с успеваемостью учащихся по другим учебным предметам, узнать мнение учителей о классе в целом и об отдельных его представителях, с целью выяснения индивидуальных особенностей ребёнка.

Кроме этого надо различать учащихся в зависимости от наличия или отсутствия у них познавательного интереса к предмету. Школьников, интересующихся определенным предметом, выделяют в особую типологическую группу. Как правило, эти учащиеся любят предмет, участвуют в олимпиадах различного уровня, посещают факультативы или элективный курс, пишут научно-исследовательские работы, с удовольствием участвуют в научно-практических конференциях. Часто бывает, что именно в старших классах интерес к определенному предмету возрастает и это обусловлено выбором будущей специальности. Особо радуют выпускники, которые поступают в вузы, где необходимы знания предмета.

Учащиеся, у которых отсутствует познавательный интерес к предмету или часто пропускающие с небольшим багажом знаний относятся к противоположной типологической группе — отстающие. Для таких учащихся надо проводить индивидуально-групповые занятия, вовлекая их во внеклассные мероприятия («Тематическая предметная неделя», конкурсы, экскурсии и т.д.) и открытые уроки, давая им тем самым почувствовать себя уверенней, задать индивидуальную домашнюю работу, в которой они смогут проявить свои способности.

Анализ результатов показывает, что дифференцированное обучение школьников каждой индивидуальной группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика, то есть стабильно повышается рост качества обученности по годам и классам. О росте качества обученности свидетельствуют и результаты диагностических срезов (рис. 1), проводимых в школе.

Качество обученности

80

60 40 20 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i 9 класс 110 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Рис.1. Результаты диагностики учеников 9-11 классов Положительные моменты дифференцированного обучения:

• в итоге после 3-4 урока ученик стремится к высшей оценке за выполнение работы и выполняет более сложные задания, при меньшем их количестве (для получения необходимого количества баллов);

• учащиеся ощущают себя успешнее и увереннее;

• возрастает степень их психологического комфорта на уроках;

• поднимается уровень преподавания в школе;

• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.

Литература

1. Гин А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.

2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.

3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1998.

4. Савченко И.А. «Фестиваль пдмастерства», 2012, URL: http://it-pedagog.ru/index.php? option=com_zoo&task=item&item_id=341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.