Научная статья на тему 'Дифференциация как фундаментальный закон развития науки и образования'

Дифференциация как фундаментальный закон развития науки и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2511
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУКИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / DIFFERENTIATION / DIFFERENTIATION OF SCIENCE / DIFFERENTIATION OF EDUCATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысых Н. В.

Дифференциация, как и интеграция, является законом развития природы, общества и познания. В процессе познания материальной и духовной действительности дифференциация привела к появлению новых научных областей, отраслей и специальностей. В сфере образования дифференциация проявляется в разнообразии типов образовательных учреждений, содержания, методов и форм организации образовательного процесса, позволяя учитывать индивидуальные особенности обучающихся и создавать необходимые условия для их успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION AS FUNDAMENTAL LAW OF SCIENCE AND EDUCATION

Differentiation, as integration, is a law of development of the nature, society and knowledge. In the process of learning the material and spiritual reality differentiation led to the emergence of new scientific fields, industries and professions. In education, differentiation is manifested in a variety of types of educational institutions, content, methods and forms of organization of the educational process, allowing you to take into account the individual characteristics of students and create the conditions necessary for their successful development.

Текст научной работы на тему «Дифференциация как фундаментальный закон развития науки и образования»

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 Лысых Н. В.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ*

Дифференциация, как и интеграция, является законом развития природы, общества и познания. В процессе познания материальной и духовной действительности дифференциация привела к появлению новых научных областей, отраслей и специальностей. В сфере образования дифференциация проявляется в разнообразии типов образовательных учреждений, содержания, методов и форм организации образовательного процесса, позволяя учитывать индивидуальные особенности обучающихся и создавать необходимые условия для их успешного развития.

Ключевые слова: дифференциация, дифференциация науки, дифференциация образования, интеграция.

Термин «дифференциация» в переводе с латинского «difference» означает различие, разница. «Большая Российская энциклопедия» определяет дифференциацию как разделение, расслоение, расчленение целого на многообразные, отличающиеся друг от друга классы, части, формы, ступени.

В природе дифференциация проявляется в эволюции живых организмов, в появлении новых видов. Дифференциацию, как основную закономерность всеобщей эволюции при переходе от простого к сложному, одним из первых рассмотрел Г.Спенсер. Он утверждал, что развитие связано с дифференциацией исходной несвязной однородности, возникновением агрегатов, связных в своих частях и их интеграцией в некоторую новую целостность [6]. Идея Г. Спенсера о несводимости целостности к сумме частей в ХХ веке стала одним из основополагающих принципов системного анализа.

В обществе дифференциация проявляется в появлении разных социальных групп в зависимости от национальной, культурной, политической принадлежности, в расслоении населения по материальному достатку и т. д. В основе общественного прогресса лежит совершенствованию

средств производства, которое сопровождается соответствующим разделением труда, дифференциацией различных видов деятельности.

В процессе познания материальной и духовной действительности дифференциация привела к появлению новых научных областей, отраслей и специальностей.

Разделение научного труда проникло внутрь наук и привело к разделению ученых одной области знания на теоретиков и экспериментаторов; специалистов по тому или иному периоду истории, региону, стране; ученых, занимающихся фундаментальными или прикладными исследованиями. По мнению А. Л. Никифорова, именно эти возрастающие дифференциация и специализация и были, как показывает история науки, основой ее бурного прогрессивного развития [5].

К многообразию научных областей привело объективно существующее необозримое многообразие различных видов материальных объектов, их структурных уровней и форм движения. Так, например, С. Т. Мелюхин дифференциацию наук связывает с тремя крупными областями материального мира [4]. Б. Г. Ананьев дифференциацию научных человековед-

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, Госконтракт № П 2404

10

© Лысых Н. В., 2011

ческих дисциплин объясняет многообразием связей человека с миром: абиотические и биотические факторы природы ^ человек; общество и его историческое развитие -о человек; человек о техника; человек о культура; человек и общество ^ Земля и космос [1]. Каждая конкретная наука видит в окружающем мире лишь свой предмет, т. е. какую-то одну сторону, свойство, один аспект мира, но это позволяет ей видеть этот аспект ясно, изучать глубоко и описывать точно.

Дифференциация наук обусловлена не только качественным многообразием самой действительности, она имеет корни еще и в том специфическом способе, которым наука познает окружающий нас мир. Появление новых экспериментальных методов ведет к расчленению наук, является предпосылкой к возникновению новой научной области.

Таким образом, опираясь в научном познании на анализ (мысленное расчленение некоторого условного объекта на элементы с целью их изучения), дифференциация позволяет открыть нам многообразие окружающей действительности, а также глубоко и разносторонне познать каждый ее аспект.

Параллельно дифференциации в современной науке протекает интеграция - противоположный механизм развития научного знания, в результате которого происходит объединение разрозненных знаний, областей исследования, переход от «многого» к «единому». Это одна из важнейших закономерностей развития научного знания, становления его целостности.

Противоположность интеграции и дифференциации обусловлена логическими операциями, которые лежат в их основе: синтез и анализ соответственно. Дифференциация и интеграция отличаются разнонаправленностью движения. Если в механизме дифференциации наблюдается разделение некоторой целостности, то в механизме интеграции - соединение частей в некоторую целостность.

Многие исследователи рассматривали интеграцию как осуществляемый через механизм дифференциации процесс, который протекает как проникновение понятий, методов, теорий одних отраслей знаний в другие. Например, В. С. Евдокимов, Н. Р. Ставская и др. определяли интеграцию, используя ее противоположность - дифференциацию. В частности, Н. Р. Ставская отме-

чает: «Интеграция науки - это осуществляемый через дифференциацию процесс проникновения понятий, методов, теорий одних отраслей знаний в другие, процесс обмена научной деятельностью коллективов и людей науки» [7].

Действительно, процессы интеграции и дифференциации взаимосвязаны. Но утверждать, что какой-либо из этих процессов является в современной науке ведущим, на наш взгляд, сложно. Например, Ф. А. Тихомирова считает, что иногда первостепенное значение приобретает механизм интеграции, когда наступает «время собирать камни» и строить некоторое целостное представление, а в другой момент наступает «время разбрасывать камни», то есть переходить от «единого» ко «многому» [8]. Другие считают, что интеграция науки имеет определяющий характер, но она осуществляется на фоне постоянной дифференциации, никогда не давая такого единства знаний, когда ученым осталось бы лишь детализировать и уточнять их. Третьи утверждают следующее: «Дифференциация наук представляет собой универсальную тенденцию или даже закономерность развития научного познания. Интеграционные же процессы носят локальный и временный характер. Попытки интеграции, синтеза, редукции если и приводят к успеху, то лишь в отдельных научных областях и на короткое время. Последующее развитие приносит с собой новую, более глубокую и тонкую дифференциацию. Дифференциация выражает движение науки, поэтому она универсальна и абсолютна как само движение; интеграция, синтез - это временная остановка, приведение в порядок и обзор интеллектуальных сил, наступавших по разным направлениям. Устранение или остановка дифференциации означает устранение или стагнацию самой науки» (А. Л. Никифоров) [5].

Таким образом, развитие научного познания характеризуется, с одной стороны, сменой этапов дифференциации и интеграции, а с другой, - предполагает их единство, взаимопроникновение, причем иногда до такой степени, что утрачивается четкая грань между ними. Однако, достаточно очевидно, что дифференциация является закономерным, неизбежным и, самое главное, прогрессивным процессом в развитии научного знания. Без нее данные сознания остаются бесформенными и лишенными внятности и определенности, т.е. неопознанными.

Дифференциации в сфере образования проявляется, прежде всего, в многообразии типов и видов образовательных учреждений.

В настоящее время выделяют следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные; учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; другие учреждения, осуществляемые образовательный процесс.

В зависимости от особенностей образовательного учреждения, реализуемых в нем образовательных программ, характера педагогического процесса, особенностей обучающихся и т.д. в каждом типе выделяют виды образовательных учреждений. Например, среди образовательных учреждений начального профессионального образования выделяют: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат. Техникум, колледж, техникум-предприятие являются образовательными учреждениями среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям высшего профессионального образования относятся: университет, академия, институт.

Отметим, что многообразие образовательных учреждений не исчерпывается выше названными типами и их видами. Каждое образовательное учреждение определяет свою концепцию, модель образовательного процесса, обозначая в ней и реализуя приоритетные направления. Например, акцент может быть сделан на здоровьесберегающие технологии, социальное воспитание обучающихся, краеведение, развитие самоуправления и т. д.

Многообразие типов образовательных учреждений связано с разнообразием реализуемых ими образовательных программ, которые подразделяются, согласно Закону РФ «Об образовании» на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации лич-

ности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ; Профессиональные образовательные программы - на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Кроме этого, в образовательных учреждениях одного и того же типа и вида содержание образования может отличаться друг от друга. Это предусмотрено государственным образовательным стандартом, который включает федеральный компонент, национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

В каждом образовательном учреждении дифференциация проявляется в создании гомогенных групп по разным основаниям, например, при комплектовании классов с учетом уровня обученности (разноуровневые классы), познавательных и профессиональных интересов и склонностей (профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов) и т. д. Разнообразие кружков, факультативов, клубов, элективных курсов и т. д., созданных с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся, также является проявлением дифференциации.

Дифференциация в сфере образования привела к разнообразию форм получения образования с учетом потребностей и возможностей личности, среди которых: очная, очно-заочная, заочная; семейное образование; самообразование, экстернат. А в последнее время появилась дистанционная форма получения образования как основного, так и дополнительного.

По организационно-правовым формам образовательные учреждения разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, учреждения общественной и религиозной организации).

Таким образом, дифференциация в сфере образования проявляется и на уровне системы образования в целом, и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения. Историко-педагогический анализ проблемы дифференциации образования, представленный в наших предыдущих работах [3], позволил выявить следующие факты.

Во-первых, дифференциация в сфере образования обусловлена социально-экономическим

развитием. Так, разделение труда, появление узких специальностей во все времена приводили к необходимости дифференцированной подготовки специалистов. Например, в 20-х годах прошлого века, идея дифференциация образования нашла свое отражение в предложениях о поли-фуркации школы, которая касалась направлений профессиональной подготовки учащихся и выражалась в так называемых профуклонах. В настоящее время мы наблюдает дифференциацию в старшей школе через организацию профильного обучения.

В 80-х - 90-х годах прошлого века кардинальные перемены в социально-политической жизни и развитие коррекционной педагоги способствовали появлению специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Появление в это же время в общеобразовательной школе психологической службы послужили толчком к организации коррекционно-развивающего обучения (КРО) для детей, испытывающих трудности в освоение общеобразовательных программ, через классы «выравнивания», классы компенсирующего обучения и группы КРО.

В профессиональном образовании процесс дифференциации постоянен в связи с появлением новых направлений профессиональной подготовки, подготовкой специалистов, востребованных на современном этапе социально-экономического развития.

Во-вторых, гуманистических характер образования предполагает постановку образовательных целей «от человека», т. е. в качестве целей образования выступают раскрытие его природных задатков и наиболее полная самореализация личности на основе учета его интересов и способностей. Чтобы раскрылся потенциал каждого необходимо, чтобы он имел возможность пробовать свои силы в тех видах деятельности, куда его тянет природа, т. е. должно быть разнообразие содержания образования. «Гуманизация образования предполагает его дифференциацию», - утверждает М. Н. Берулава, - «...эффективнее всего она может быть реализована в различных типах учебновоспитательных учреждениях» [2]. Так, например, в 60-х годах прошлого века появились заочные школы и школы - интернаты (математические, биологические, физико-технические) при вузах, а затем факультативные занятия в 7-10 классах и классы (школы) с углуб-

ленным изучением отдельных предметов, которые были направлены в первую очередь на углубление знаний, развитие способностей учащихся в соответствии с их склонностями и интересами.

В-третьих, инновационные процессы в образовании в условиях демократического общества приводят к появлению и одновременному сосуществованию различных авторских школ, технологий, методик, учебников и т. д. В настоящее время широко известны в педагогической среде школа самоопределения А. Н. Ту-бельского, школа диалога культур В. С. Библе-ра, адаптивная школа Ямбурга и др. В педагогической практике популярными стали технологи личностно-ориентированного, проблемного, блочно-модульного обучения и др. Инновационность всегда была свойственна развитию педагогической действительности, особенно прогрессивно и ярко проявляясь в кризисные периоды образования.

В-четвертых, дифференциации образования способствует научно-технический прогресс. Появление новых технических средств, а на их основе и технологий, привели к информатизации образования, к дистанционной форме обучения. Дистанционные олимпиады, курсы, конкурсы, конференции и т. д. расширяют образовательную среду, позволяют каждому на протяжении всей жизни удовлетворять свои образовательные потребности, реализовать творческий потенциал.

Таким образом, в сфере образования дифференциация привела к разнообразию типов образовательных учреждений, к разнообразию содержания, методов и форм организации образовательного процесса, позволяя учитывать индивидуальные особенности обучающихся и создавать необходимые условия для их успешного развития.

Биографический список

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного чело-векознания. - СПб. : Питер, 2001.

2. Берулава М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. - 1994. -№ 5. - С. 21-25.

3. Лысых Н. В. Дифференциация образования: история и современные проблемы // Экономика образования. - 2010. - № 2. - 140-144.

4. Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. Москва, 1966.

5. Никифоров А. Л. Основы дифференциации наук. - URL: htth://www.elenakosilova.narod.ш/.../ те1иЫп/ 15nikiforov.htm

6. Спенсер Г. Синтетическая философия. - Киев, 1997. - С. 50-55; Спенсер Г. Гипотеза развития // Опыты научные, политические и философские / пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. - Мн. : Совр. литератор, 1998. - С. 16-21.

7. Ставская Н. Р. Философские вопросы развития современной науки. - М. : Высшая школа, 1974.

8. Тихомирова Ф. А. Логико-системные основания механизмов интеграции и дифференциации научного знания в современной экологии. - URL: htth://www.philosof.onu.edu.ua/.. ./tihomirova/ logiko.htm

Lysykh N. V.

DIFFERENTIATION AS FUNDAMENTAL LAW OF SCIENCE AND EDUCATION

Differentiation, as integration, is a law of development of the nature, society and knowledge. In the process of learning the material and spiritual reality differentiation led to the emergence of new scientific fields, industries and professions. In education, differentiation is manifested in a variety of types of educational institutions, content, methods and forms of organization of the educational process, allowing you to take into account the individual characteristics of students and create the conditions necessary for their successful development.

Keywords: differentiation, differentiation of science, differentiation of education, integration.

УДК 377.5

Минаева Е. И.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье представлено теоретическое обоснование и дано описание критериев, показателей и уровней сформированное™ духовной культуры личности студентов в процессе обучения в техно-лого-педагогическом колледже, рассматриваются ценностные ориентации как один из показателей духовной культуры.

Ключевые слова: уровень сформированности, знание, убеждение, поведение, духовная культура, личность.

Проблема формирования духовной культуры личности будущих специалистов относится к числу все еще недостаточно изученных, несмотря на то, что вопросы духовной культуры личности были и остаются актуальными во все времена. Они занимали человечество на протяжении веков и тысячелетий, рассматривались в трудах мыслителей разных времен: А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Аристотеля, Платона, Ф. В. Шеллинга, Гегеля, М. Вебера, К. Г. Юнга; религиозный подход к проблеме духовной культуры личности отмечен в трудах А. Н. Радищева, Г. С. Сковороды, В. В. Зеньковского, Алексия II, С. К. Ломакина, А. Рогозянского и др.; в разные време-

на великими педагогами: Я. А. Коменским, А. С Макаренко, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушин-ским, Л. Н. Толстым и др. - были построены системы обучения и воспитания, основанные на духовных традициях и воззрениях народа.

Предметное изучение различных аспектов духовной культуры показывает, что проблема оценки степени сформированности духовной культуры личности студентов в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях и разработка методик по ее измерению остались на периферии научного внимания. Решение данной проблемы возможно в контексте определения теоретических основ диагностики духовной

14

© Минаева Е. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.