Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМ. ГЁТЕ «НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ»'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМ. ГЁТЕ «НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ CLIL / НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ / CONTENT AND LANGUAGE LEARNING / CLIL-TECHNOLOGY / THE DIGITAL KINDERUNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Шайдуров Иван Сергеевич, Стащук Лариса Александровна

Предметно-языковое интегрированное обучение является одной из эффективных педагогических технологий обучения иностранному языку на различных уровнях образования. В статье исследуется предметно-языковая интеграция при организации обучения иностранному языку. Проведен обзор проекта, разработанного Гёте-институтом - «Немецкий детский онлайн-университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Шайдуров Иван Сергеевич, Стащук Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING THROUGH THE EDUCATINOL PROJEСT OF THE GERMAN CULTURAL CENTER NAMED AFTER GOETHE «THE DIGITAL KINDERUNIVERSITY»

Сontent and Language Integrated Learning (CLIL) is one of the effective pedagogical technologies of the German language teaching at all educational stages. The article explores the subject-language integration in the organization of foreign language teaching. The author presents actual CLIL-projects - «The Digital Kinderuniversity» - created by Goethe Institute.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМ. ГЁТЕ «НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ»»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМ. ГЁТЕ «НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ

ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ»

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Шайдуров Иван Сергеевич

студент гр. МКП12 кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Стащук Лариса Александровна

учитель немецкого языка высшей категории, МАОУ «СОШ№ 15» г. Соликамска (Пермский край)

E-mail: [email protected]

IMPLEMENTATION OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING THROUGH THE EDUCATINOL PROJECT OF THE GERMAN CULTURAL CENTER NAMED AFTER GOETHE «THE DIGITAL

KINDERUNIVERSITY»

Anna Kantsur, Ph.D.

Associate Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Ivan Shaidurov

Student of the Chair of Pedagogic and Psychology, group MKP12, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Staschuk Larisa

German Teacher of High Category, Comprehensive Secondary School, Solicamsk, Perm Krai

E-mail: [email protected]

Аннотация: предметно-языковое интегрированное обучение является одной из эффективных педагогических технологий обучения иностранному языку на различных уровнях образования. В статье исследуется предметно-языковая интеграция при организации обучения иностранному языку. Проведен обзор проекта, разработанного Гёте-институтом - «Немецкий детский онлайн-университет».

© Канцур А.Г., Шайдуров И.С., Стащук Л.А., 2020

115

Ключевые слова: предметно-языковое обучение, технология CLIL, Немецкий детский онлайн-университет.

Abstract: Content and Language Integrated Learning (CLIL) is one of the effective pedagogical technologies of the German language teaching at all educational stages. The article explores the subject-language integration in the organization of foreign language teaching. The author presents actual CLIL-projects

- «The Digital Kinderuniversity» - created by Goethe Institute.

Key words: content and language learning, CLIL-technology, the Digital Kinderuniversity.

Предметно-языковое обучение иностранному языку и понятие билингвизма существуют в педагогике сравнительно недавно. Однако более чем за 20 лет (термин «Content and Language Intergrated Learning / предметно-языковое интегрированное обучение» был введен Дэвидом Маршем в 1994 г.) оно было изучено досконально и на сегодняшний день не является абсолютно новой областью методики и преподавания.

Принцип изучения иностранного языка через предметное содержание изначально был введен двумя выдающимися педагогами Центральной Европы

- Яном Амосом Коменским и Маттиасом Белом. Этой методике обучения придавалась исключительная важность неслучайно. Язык - это способ изучения предметов учебной программы: «Учи словам для познания реальности и мира вокруг», - писал словацкий историк и педагог Маттиас Бел еще в XVIII в.

На сегодняшний день в современном образовательном пространстве вопрос о методике, которая используется при обучении, становится все более актуальным. Огромное количество специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники потребовали обучения иностранным языкам как орудию производства [1]. Для них иностранный язык важен в первую очередь с функциональной стороны (его применение в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран). Таким образом, преподавание языка приобрело прикладной характер, в то время как раньше оно было сравнительно отвлеченным и часто исключительно теоретическим. Технология предметно-языкового обучения ориентирована на развитие не только языковых знаний, но также креативных способностей и общего кругозора учащегося [3].

Данный вид обучения реализуется посредством различных способов. Сегодня все популярнее становятся современные онлайн-платформы. Ярким примером может послужить «Немецкий детский онлайн-университет (Kinderuni)» (https://kinderuni.goethe.de/), для проведения которого Россия стала пилотной площадкой. Это бесплатный образовательный проект Гёте-института, германской неправительственной организации, задачей которой является популяризация немецкого языка за рубежом и содействие международному культурному сотрудничеству. Проект направлен на детей в возрасте от 8 до 12 лет, однако поучаствовать в процессе обучения на данной платформе могут и родители, и преподаватели. Платформа предлагает лекции по трем

направлениям: «Природа», «Техника» и «Человек». Все лекции доступны бесплатно и в любое время. Обучение может происходить на девяти различных языках: немецком, русском, французском, английском, польском, украинском, узбекском и др. Немецкому языку отводится главная роль, именно он изучается как иностранный.

В каждом направлении имеется по десять готовых занятий. Например, факультет «Человек» предлагает лекцию «Граффити», в ходе изучения которой учащиеся узнают о граффити и смогут определить стиль надписи в технике граффити. Лекция «Подсолнухи» (факультет «Природа») поможет учащимся ответить на вопрос, поворачиваются ли подсолнухи за солнцем. Лекция «Автопилот» (факультет «Техника») повествует о том, как устроен автопилот.

Занятие состоит из видеоролика, заданий для обучающихся по просмотренному видео, а также сценариев и методических пакетов для педагогов, по которым они могут проводить занятия как урочной, так и внеурочной деятельности.

Одна из основных целей - научить обучающегося свободно думать и говорить на языке. Также онлайн-формат детского университета призван помочь школьникам в освоении современных технологий и научить медиаграмотности, что, несомненно, важно в XXI в. При помощи данной платформы помимо иностранного языка обучающиеся осваивают такие дисциплины, как география, биология, химия, физика, история и др. Занятия позволяют создать дополнительные возможности для использования языковых средств, раннее изученных на уроках немецкого языка, и тем самым для интенсификации учебной деятельности по немецкому языку. Поскольку знакомство с различными явлениями природы и техники происходит на иностранном языке, это производит мощный развивающий эффект на обучающихся.

Серия занятий нацелена на внесение вклада в достижение обучающимися трех групп результатов.

Личностные результаты:

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие современного мира;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты:

• опыт работы с информационными объектами, объединяющими текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения и звук, которые могут передаваться с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в сети Интернет;

• осознание возможности средств ИКТ для использования в организации урочной и внеурочной деятельности, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры;

• умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений окружающего мира;

• умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать аналогии, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Предметные результаты (по предметам «Иностранный язык» и предметам естественно-научного цикла):

• приобрести начальный опыт использования немецкого языка как нового инструмента познания мира;

• осознать личностный смысл овладения немецким языком;

• воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших научно-популярных видеофильмов;

• находить в видео конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы и словосочетания;

• расширить, систематизировать и углубить исходные представления об основных понятиях природы и техники как компонентах единого мира;

• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и техники;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой и миром техники, а также использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе и человеку;

• определять характер взаимоотношений природы и техники, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• использовать знания о важнейших физических величинах сохранения и укрепления своего здоровья;

• умение сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• понимание принципов действия некоторых сил и механизмов, средств передвижения и связи, промышленных технологических процессов;

• формирование первоначальных представлений о некоторых физических объектах, процессах, явлениях;

• узнать о том, как проявляет себя та или иная сила или закон в повседневной жизни, а также интересные факты из области природы и техники по заданным темам.

Обратимся к опыту использования данного ресурса учителями немецкого языка Пермского края. Учитель немецкого языка МАОУ «СОШ № 15» г. Соликамска (Пермский край) Л.А. Стащук активно использует данный сайт с лета 2018-го г. в своей профессиональной деятельности. Некоторые лекции из Детского университета «Kmderuш» были включены в занятия по немецкому

языку в рамках деятельности немецкого профильного лагеря в 6-м классе. На занятиях учащиеся с учителем выполняли задания на интерактивной доске, предлагаемые во время и после просмотра видеолекции, пытались набрать максимальное количество баллов и, соответственно, получить доступ к следующим лекциям выбранного факультета. Следующим этапом стала работа учащихся в парах за одним компьютером. Задания также использовались выборочно с сайта. Пары соревновались между собой в скорости и правильности выполнения заданий. Дети с огромным интересом знакомились с занимательными фильмами, легко выполняли задания. Оказалось, что информация, которая представлена на всех трех факультетах, вызвала интерес у многих учеников - далеко не все из них знали, почему на самом деле шумят ракушки, что такое автопилот, как работает 3D-принтер или каким образом появился шрифт Брайля. Каждое занятие учитель немецкого языка дополняла разными творческими заданиями: учащиеся учили и читали рэп, мастерили и рисовали в стиле граффити и т.д. Родители также проявили интерес к данному ресурсу. К концу профильного лагеря дети стали самостоятельно дома изучать лекции, выполнять задания. Удивило то, что ребята сами завели специальные тетради для работы в Университете, там же они делали заметки, вклеивали распечатанные собранные за выполненные задания бейджи.

В 2018/19 учебном году Немецкий культурный центр им. Гёте (г. Москва) осуществлял в Российских школах пилотирование программы внеурочной деятельности «Немецкий язык с детским онлайн-университетом». Пермский край активно включился в программу пилотирования, и 9 школ из 6 городов (Пермь, Краснокамск, Соликамск, Нытва, Березники, Ныроб) приняли активное участие, в том числе учитель немецкого языка Л.А. Стащук с учениками 7-х классов. Целью реализации программы внеурочной деятельности явилось создание условий для использования обучающимися немецкого языка в качестве средства расширения своего фонда знаний об окружающем мире. По предложенной разработчиками Гёте-института программе «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» учитель с обучающимися раз в неделю погружались в увлекательный мир открытий в рамках курса внеурочной деятельности. Короткие научно-популярные видеосюжеты с сайта виртуального детского университета позволили обучающимся погрузиться в проблему, а затем в ходе самостоятельной исследовательской деятельности в сопровождении учителя они углубляли знания в обозначенной в сюжете области и приобретали собственный практический опыт. После каждого занятия класс превращался в галерею искусств с уникальными экспонатами: витринами новых слов, плакатов и поделок. Детям хотелось узнавать новое об окружающей действительности и делиться своими успехами с другими, задавать вопросы. Многие учащиеся самостоятельно повторно смотрели лекции дома и выполняли задания на сайте самостоятельно, вклеивали собранные бейджи в тетрадь-словарь. Порадовал тот факт, что после подобных занятий, организованных с использованием предметно-языкового интегрированного

обучения, некоторые учащиеся заинтересовались, с одной стороны, миром науки и уже определились с выбором будущей профессии, а с другой стороны, решили углубленно изучать немецкий язык, который также может пригодиться в будущем в их образовании.

Занятия в рамках данного проекта обеспечивают повышение речевой, лингвистической и коммуникативной компетентности; развитие интереса ребенка к научной и исследовательской деятельности; развитие самостоятельности и творческой инициативы; формирование социальной активности и коммуникабельности; включение ученика в самостоятельный познавательный процесс, активную творческую деятельность. Детский онлайн-университет помогает детям находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит их с немецким языком. Данная платформа открыта не только для детей, но и для родителей, желающих также начать изучать немецкий язык или отслеживать процесс обучения своего ребенка, и преподавателей, которые хотят разнообразить свои уроки или организовать дополнительные занятия.

В целом при помощи данного проекта создается благоприятная рабочая атмосфера, в которой обучающиеся могут активно развиваться, совершенствовать свои навыки в различных областях знаний [2, 3].

Если образование подобного рода ранее могло осуществляться лишь в билингвистических школах, то теперь при помощи данного проекта углубленное изучение иностранного языка и его использование для приобретения знаний в других областях науки становится общедоступным.

Список литературы

1. Есипов Б.Г. Основы дидактики. - М, 2003. - С. 12-15.

2. Kovacs J. CLIL - Early competence in two languages. The world at their feet: Children's early Competence in Two Languages through Education. - 2014. -Р. 15-97.

3. Marsh D. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe submitted to European Commission DG EAC in September. - 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.