Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ CLIL / СЕРИЯ ЗАНЯТИЙ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / CONTENT AND LANGUAGE LEARNING / CLIL-TECHNOLOGY / SERIES OF CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Шайдуров Иван Сергеевич

В статье раскрывается актуальность проблемы организации внеурочной деятельности посредством предметно-языкового обучения, а именно технологии CLIL. В статье рассматривается феномен внеурочной деятельности, исследуется предметно-языковая интеграция при организации обучения иностранному языку, а также описывается серия занятий на основе технологии CLIL для организации внеурочной деятельности учащихся седьмого класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES THROUGH CLIL CLASSES WITH 7 GRADE STUDENTS

The article reveals the relevance of the problem of organization of extracurricular activities through subject-language learning, CLIL technology in particular. The article deals with the phenomenon of extracurricular activities, explores the subject-language integration in the organization of foreign language teaching, and describes a series of lessons based on CLIL technology for the organization of extracurricular activities for the students of the seventh grade.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ

Канцур Анна Германовна

канд. педагог. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь

E-mail: ankantsur@,mail. ru

Шайдуров Иван Сергеевич

студент 748 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь

E-mail: vsh97@,mail.ru

MANAGING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES THROUGH CLIL CLASSES WITH 7 GRADE STUDENTS

Anna Kantsur,

Ph.D Associate Professor, Methods of Teaching Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ankantsur@,mail. ru

Ivan Shaidurov

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 748 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: vsh97@.mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается актуальность проблемы организации внеурочной деятельности посредством предметно-языкового обучения, а именно технологии CLIL. В статье рассматривается феномен внеурочной деятельности, исследуется предметно-языковая интеграция при организации обучения иностранному языку, а также описывается серия занятий на основе технологии CLIL для организации внеурочной деятельности учащихся седьмого класса.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, предметно-языковое обучение, технология CLIL, серия занятий.

Abstract: The article reveals the relevance of the problem of organization of extracurricular activities through subject-language learning, CLIL technology in particular. The article deals with the phenomenon of extracurricular activities, explores the subject-language integration in the organization of foreign language teaching, and describes a series of lessons based on CLIL technology for the organization of extracurricular activities for the students of the seventh grade.

Key words: extracurricular activities, content and language learning, CLIL-technology, series of classes.

Современная система образования все чаще требует внедрения новых методик преподавания, необычных вариантов подачи материала не только в урочное время, но и на занятиях внеурочной деятельности, а также технологий, позволяющих обучающимся в свободное от уроков время повышать уровень эрудиции, одновременно изучать несколько дисциплин. Они предоставляют педагогу прекрасную возможность, как можно больше внимания сконцентрировать на личности ребенка. Ведь сегодня процесс обучения все больше нуждается не столько в самом обучении, сколько в особом внимании, сосредоточенном на воспитании.

Однако для того, чтобы процесс воспитания был наиболее эффективен, необходимо задействовать оба вида деятельности: урочную и внеурочную. На сегодняшний день феномен внеурочной деятельности тщательно изучен (исследованием данного вопроса занимались такие известные отечественные педагоги как Макаренко А.С., Казаренков В.И., Бердяев Н.А., Григорьев Д.Б.), и потому, для развития разнообразных видов и форм внеурочной деятельности в образовательном учреждении существует множество прекрасных условий и необходимых требований.

Цель внеурочной деятельности - это создание условий не только для развития обучающимся своих увлечений на основе вольного выбора, но и для познания духовно-нравственных ценностей и высококультурного наследия [1, с. 18].

Внеурочная деятельность также нацелена на индивидуальный характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.

Занятия внеурочной деятельности являют собой организованную деятельность в свободное от уроков время, основой которой является, прежде всего, личная заинтересованность участников. Основная задача занятий внеурочной деятельности - развитие обучающихся на образовательном, духовно-нравственном, социальном уровне. На сегодняшний день имеется широкий спектр видов и форм организации внеурочного времени.

Безусловно необходимо стараться развивать личность ученика во всех направлениях, указанных во ФГОС. Но наиболее подходящей формой организации внеурочных занятий, на наш взгляд, будет научное общество, а максимально эффективным видом внеурочных занятий - познавательная деятельность [3, с. 20].

Для того, чтобы грамотно организовать внеурочную деятельность, важно хорошо знать особенности обучающихся той возрастной категории, с которыми будет организовано занятие. Важно понимать, чем интересуются ученики, находить общие моменты для выстраивания конструктивного диалога, поддерживать обучающихся в их новых начинаниях. В нашем случае это учащиеся среднего звена общеобразовательной школы, а именно обучающиеся седьмых классов.

У обучающихся данной категории появляется крайняя заинтересованность в расширении своего кругозора, их особо привлекает

исследовательская деятельность, прежде всего, возможностью самостоятельно делать открытия в самых различных направлениях [2, с. 204].

На данном этапе, безусловно, важно постараться совместить увлечения и интересы детей с получением знаний. Это даст повышенную активность со стороны учеников, а также положительный результат и для обучающихся, и для педагога.

У учеников данного возраст (13-14 лет) начинает зарождаться особая любознательность, которая не носит стабильный, устойчивый характер, однако может послужить хорошей основой для появления и укрепления подлинных интересов и стать помощью при выборе будущей профессии. Помочь в этом обучающимся могут программы и технологии предметно-языкового обучения, а именно технология CLIL. Данная методика позволяет наряду с иностранным языком исследовать любой другой предмет. Анализом данного подхода занимались следующие мировые специалисты в области образования: Фил Болл, Джон Клегг, Дэвид Марш, Маурицио Морселли.

Технология предметно-языкового обучения CLIL, несомненно, позволяет решать достаточно широкий круг образовательных задач. Изучение иностранного языка и неязыкового предмета одновременно является дополнительным средством для достижения образовательных целей и имеет положительные стороны не только для изучения иностранного языка, но и неязыковой области. Следует отметить, что экономические, психологические и социальные аспекты данной технологии, в большинстве своем, соответствуют политическим целям мирового сообщества [Marsh, 2002].

Одновременное изучение иностранного языка и какой-либо предметной области, организованное на технологии CLIL, дает обучающимся возможность самостоятельного выбора нагрузки, учитывает их мнение и интересы, предоставляет шанс самим исправить свои ошибки. На CLIL-занятиях всегда создается комфортная рабочая атмосфера, в которой обучающиеся могут активно развиваться, совершенствовать свои навыки в различных областях знаний [Kovacs, 2014].

На основе предметно-языкового обучения была предпринята попытка разработки серии занятий по физике на немецком языке. Курс состоит из шести заседаний, посвященный таким темам как «Сила тяжести», «Сила упругости», «Рычаги», «Архимедова сила», «Сила трения», «Инерция». Каждое занятие основывается на эксперименте и являет собой небольшое исследование. Также задействована современная технология шифрования информации в QR-кодах. В процессе обучения задействованы мультимедийные упражнения. Заседания ориентированы на обучающихся седьмых классов. Использование нами, при создании занятий, технологии CLIL позволяет по новому организовать учебный процесс, а учащимся - развивать свои познавательные интересы и творческие способности за счет того, что значительно уменьшается время на изучение учебных тем. Это помогает снизить уровень тревожности, добиться ситуации успеха даже слабым ученикам. Ощущение посильности заданий дает возможность учащимся преодолевать неуверенность, стеснительность

и благотворно сказывается на результатах обучения. Реализуется индивидуальный подход к обучению за счет возможности неоднократного возврата к трудным вопросам.

Серия занятий внеурочной деятельности «Physik für kleine Gelehrte» будет новой, необычной и особенно актуальной, так как предметно-языковое обучение, имея практику успешного применения во многих странах, еще не нашло широкого распространения в российских школах.

Разработанные занятия являются комбинированными и включают в себя:

1. просмотр видеофильма;

2. естественно-научный эксперимент;

3. нахождение причин наблюдаемым явлениям;

4. моделирование явлений окружающего мира.

Таким образом, разработанная серия занятий на основе технологии CLIL позволит обучающимся иначе воспринимать учебный материал. Предметно -языковое обучение иностранному языку значительно повышает мотивацию у обучающихся к изучению иностранного языка, благодаря данной технологии ученики ясно представляют, какую функцию несет в себе изучение иностранного языка - язык, в данном случае, используется для решения конкретных задач. И как следствие, изучение языка становится более осознанным.

Список литературы

1. Губенков. С.Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002. - С. 16-22,

2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М.: Владос, 2005. - 204 с.

3. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002. - С. 18-22.

4. Kovacs J. (2014). CLIL - Early competence in two languages. The world at their feet: Children's early Competence in Two Languages through Education. -Pp.15-97.

5. Marsh. D. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe submitted to European Commission DG EAC in September 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.