Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ ГЁТЕ – НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ ГЁТЕ – НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Немецкий детский онлайн-университет / немецкий язык / раннее изучение иностранного языка / медиаграмотность / предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) / игрофикация / Children's Online University / the German language / early foreign language learning / media literacy / content and language integrated learning (CLIL-technology) / gamification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна

Рассматривается образовательный проект Немецкого культурного центра им. Гёте – Немецкий детский онлайн-университет для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Это инновационный проект, который развивает креативное мышление детей, опираясь на их врожденный интерес ко всему неизвестному. Данная онлайн-платформа помогает детям находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит их с немецким языком. В статье описываются педагогические приемы и методы, которые лежат в основе данного образовательного проекта: раннее изучение иностранного языка, предметно-языковое интегрированное обучение, медиаграмотность, игрофикация. Знание иностранных языков – одна из важнейших компетенций XXI в. Многоязычие – одно из актуальных требований современности, а немецкий – второй по значимости язык научного сообщества после английского. Предметно-языковое интегрированное обучение является одной из эффективных педагогических технологий обучения иностранному языку на различных уровнях образования. На CLIL-занятиях всегда создается комфортная рабочая атмосфера, в которой обучающиеся могут активно развиваться, совершенствовать свои навыки в различных областях знаний. Виртуальная составляющая Немецкого детского онлайн-университета учит ребёнка основам медиаграмотности – необходимому навыку в век цифровых технологий. Медиаграмотность трактуется также как умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Игрофикация в Немецком детском онлайн-университете рассматривается как применение игровых элементов в неигровых ситуациях. Представлена также структура Немецкого детского онлайн-университета и приведены примеры лекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT OF GOETHE GERMAN CULTURAL CENTER – GERMAN CHILDREN'S ONLINE UNIVERSITY

The article deals with the educational project of Goethe German Cultural Center – German Children's Online University for the learners aged 8 to 12 years old. German Children's Online University is an innovative project which aims at the development of learners’ critical thinking skills on the basis of their innate curiosity and openness to new things. This online platform helps the children to find answers to their questions about natural phenomena and promotes the development of their language skills. Learners are engaged in different games which makes learning more exciting. The article describes various pedagogical methods and techniques which create the basis for this educational project – early foreign language learning, media literacy, content and language integrated learning (CLIL-technology), gamification. The ability to speak foreign languages is one of the key competencies of the XXI century. Multilingualism is one of the requirements of our modern world, and the German language is the second most important language of the international scientific community. Content and language integrated learning (CLIL-technology) is one of the most effective pedagogical technologies of foreign language teaching on different levels of education. In the CLIL lessons learners study in comfortable atmosphere which helps them develop their skills in different fields of knowledge. The virtual component of German Children's Online University teaches every child the basiс skills of media literacy, which are so vital in today’s digital world. Media literacy is also studied as a skill of navigation in the field of various media. In German Children's Online University the concept of gamification is regarded as the use of game elements in non-game situations. The article also presents the structure of German Children's Online University and gives examples of lectures.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ ГЁТЕ – НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ»

УДК 378.681 UDC 378.681

Канцур Анна Германовна*

Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151968, e-mail: [email protected]

Kantsur Anna Germanovna

Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ ГЁТЕ -НЕМЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ

AN INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT OF GOETHE GERMAN CULTURAL CENTER -GERMAN CHILDREN'S ONLINE UNIVERSITY

Аннотация

Рассматривается образовательный проект Немецкого культурного центра им. Гёте - Немецкий детский онлайн-университет для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Это инновационный проект, который развивает креативное мышление детей, опираясь на их врожденный интерес ко всему неизвестному. Данная онлайн-платформа помогает детям находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит их с немецким языком. В статье описываются педагогические приемы и методы, которые лежат в основе данного образовательного проекта: раннее изучение иностранного языка, предметно-языковое интегрированное обучение, медиаграмотность, игрофикация. Знание иностранных языков - одна из важнейших компетенций XXI в. Многоязычие - одно из актуальных требований современности, а немецкий - второй по значимости язык научного сообщества после английского. Предметно-языковое интегрированное обучение является одной из эффективных педагогических технологий обучения иностранному языку на различных уровнях образования. На CLIL-занятиях всегда создается комфортная рабочая атмосфера, в которой обучающиеся могут активно развиваться, совершенствовать свои навыки в различных областях знаний. Виртуальная составляющая Немецкого детского онлайн-университета учит ребёнка основам медиаграмотности - необходимому навыку в век цифровых технологий. Медиаграмотность трактуется также как умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Игрофикация в Немецком детском онлайн-университете рассматривается как применение игровых элементов в неигровых ситуациях. Представлена также структура Немецкого детского онлайн-университета и приведены примеры лекций.

Abstract

The article deals with the educational project of Goethe German Cultural Center - German Children's Online University for the learners aged 8 to 12 years old. German Children's Online University is an innovative project which aims at the development of learners' critical thinking skills on the basis of their innate curiosity and openness to new things. This online platform helps the children to find answers to their

© Канцур А. Г., 2020

questions about natural phenomena and promotes the development of their language skills. Learners are engaged in different games which makes learning more exciting. The article describes various pedagogical methods and techniques which create the basis for this educational project - early foreign language learning, media literacy, content and language integrated learning (CLIL-technology), gamification. The ability to speak foreign languages is one of the key competencies of the XXI century. Multilingualism is one of the requirements of our modern world, and the German language is the second most important language of the international scientific community. Content and language integrated learning (CLIL-technology) is one of the most effective pedagogical technologies of foreign language teaching on different levels of education. In the CLIL lessons learners study in comfortable atmosphere which helps them develop their skills in different fields of knowledge. The virtual component of German Children's Online University teaches every child the basic skills of media literacy, which are so vital in today's digital world. Media literacy is also studied as a skill of navigation in the field of various media. In German Children's Online University the concept of gamification is regarded as the use of game elements in non-game situations. The article also presents the structure of German Children's Online University and gives examples of lectures.

Ключевые слова: Немецкий детский онлайн-университет, немецкий язык, раннее изучение иностранного языка, медиаграмотность, предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), игрофикация.

Key words: Children's Online University, the German language, early foreign language learning, media literacy, content and language integrated learning (CLIL-technology), gamification.

Введение

Современному школьнику предстоит адаптироваться к условиям постоянно меняющегося мира, в котором востребованы не специализированные знания, умения и навыки, а общие «компетенции XXI в.» - когнитивные, социально-эмоциональные, цифровые. В связи с этим должно происходить изменение содержания образования, смещение акцентов в сторону формирования необходимых ключевых компетенций, переосмысление учителями целей изучения отдельных предметов, в том числе и иностранного языка. Целью и основным результатом образования является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: п. 7].

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования] и проекты предметных концепций по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» [Примерная основная образовательная программа начального общего образования 2015; Примерная основная образовательная программа начального общего образования 2020] определяют цель изучения иностранных языков шире, чем только формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Это ещё и создание основы для формирования интереса к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях. Усиливается образовательная и самообразовательная роль предметной области «Иностранные языки». Иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественнонаучных и других наук.

При традиционном подходе к преподаванию иностранного языка с исключительным фокусом на язык у многих обучающихся неизбежно снижается мотивация к его изучению, поскольку содержание (предмет речи) не является для них новым. Обучающиеся осваивают иноязычные обозначения известных им предметов и явлений, знакомятся с системой изучаемого иностранного языка, а прироста новых знаний об окружающем мире у них не

происходит. Изучение языка только ради самого языка для большинства обучающихся быстро теряет привлекательность в силу большой сложности предмета и отсутствия личностных смыслов его изучения.

Основная часть

Немецкий детский онлайн-университет (сокращенно KINDERUNI - от немецкого «Kinder», что означает «дети», и «Uni» - сокращение от «университет») [Kinderuniversitat 2020] - это инновационный проект, который развивает креативное мышление детей, опираясь на их врожденный интерес ко всему неизвестному, и знакомит их с немецким языком. Он даёт возможность детям познакомиться с различными областями знаний и исследовать их в игровой форме. В Немецком детском онлайн-университете рассматриваются те вопросы, которые интересны детям и важны для их повседневной жизни.

Идея создания детского университета возникла в Германии. В 2002 г. в университете им. Эберхарда-Карла в Тюбингене стартовал эксперимент под названием «Детский университет» [Детские вузы в Германии 2020]. Лучшие преподавателя вуза отвечали на самые каверзные вопросы юных студентов. Результат оказался замечательным. Дети смогли поучаствовать во «взрослых» делах, а родители отметили возросший интерес к школьным урокам и новым знаниям.

Основная цель детских университетов - вовлечь ребенка в науку с раннего возраста, показать ему, что ею занимаются не только серьезные взрослые люди, напротив, она доступна каждому. Авторы проекта уверены в том, что «настоящее» обучение - с зачетными книжками и студенческими билетами - заинтересует малышей и они после окончания школы решат получить высшее образование.

Многие вузы Германии также запустили у себя формат подобных занятий для детей, где средний возраст слушателей - 10 лет. Темами подобных уроков становятся вопросы: «Что такое простуда?», «Почему небо голубое?» и т. п., на которые отвечают лучшие профессора высших учебных заведений.

Немецкий детский онлайн-университет [Детский онлайн-университет 2020] представляет собой бесплатную онлайн-платформу с лекциями по трем направлениям: «Природа», «Техника» и «Человек». Факультет «Природа» посвящен растениям и животным. Поворачиваются ли подсолнухи за солнцем? Почему шумит ракушка? Как измерить ширину реки? На эти и многие другие вопросы студенты онлайн-университета находят ответы в ходе прохождения интерактивных лекций. На факультете «Техника» объясняются принципы работы различных устройств, например, как устроены автопилот, 3Б-печать. На факультете «Человек» рассматриваются такие темы, как медицина, еда, искусство, спорт. Обучение может происходить на десяти языках: немецком, русском, английском, польском, украинском, узбекском и др. Немецкому языку отводится главная роль. В каждом направлении имеется по десять готовых занятий. Занятие состоит из видеоролика, заданий для обучающихся по просмотренному видео, а также сценариев и методических пакетов для педагогов, по которым они могут проводить занятия как урочной, так и внеурочной деятельности.

Немецкий детский онлайн-университет использует многие педагогические приемы и методы:

- раннее изучение иностранного языка;

- медиаграмотность;

- предметно-языковое интегрированное обучение;

- игрофикацию [Немецкий детский онлайн-университет 2018: 7-8]. о

Знание иностранных языков - одна из важнейших компетенций XXI в. Многоязычие, или способность пользоваться для целей общения более чем одним иностранным языком, должна входить в «образовательный портфель», в научный багаж каждого человека и каждого общества в XXI в. [Veldhues 2010: 6]. Многоязычие - одно из актуальных требований современности, а немецкий - второй по значимости язык научного сообщества после английского [Канцур, Нельзина 2013: 8].

Целевая аудитория данного образовательного проекта - дети от 8 до 12 лет (2-6-й класс). В этой связи необходимо сказать о раннем изучении иностранного языка. Чем раньше ребенок начинает учить иностранный язык осознанно, тем вероятнее, что он освоит его без особых трудностей и при определённых обстоятельствах будет свободно на нем общаться. Поэтому процесс познания в Немецком детском онлайн-университете сопровождается знакомством с немецким языком. Во время изучения нового иностранного языка дети приобретают новые знания о мире. Владение иностранным языком - важное условие взаимопонимания в международном пространстве, необходимая основа для получения качественного профессионального образования как на родине, так и за рубежом.

Медиаграмотность - необходимый навык в век цифровых технологий. Это умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Дети сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ, к которым привыкли их родители (телевидение, радио, газеты и журналы). Это ещё и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Но все медиаресурсы объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности [Бондаренко 2019].

Медиаграмотность необходима, чтобы:

- научиться мыслить критически: сейчас создавать медиа может каждый. Поэтому стало труднее узнать, кто автор того или иного сообщения и можно ли ему доверять. Критическое мышление позволит не попасть в ловушку. Дети также должны уметь самостоятельно оценивать разные средства коммуникации, определять, насколько адекватный в них контент, почему была включена та или иная информация, насколько полно раскрыта тема, каковы основные идеи медиасообщения. Дети учатся самостоятельно использовать разные примеры, которые помогут им сформировать собственное мнение по разным вопросам на основе информации, которую они уже знают.

- использовать информацию: медиаграмотность помогает детям определять, действительно ли то или иное информационное сообщение заслуживает их доверия.

- понимать цели автора: является ли сообщение чисто информативным, или автор пытается поменять ваше мнение, а может, рассказывает вам новые идеи, о которых вы никогда не слышали? Когда дети понимают, какое влияние на них могут оказать те или иные медиа, осознавая его истинную цель, они могут сделать правильный выбор.

Виртуальная составляющая Немецкого детского онлайн-университета учит ребёнка основам медиаграмотности. Быть медиаграмотным означает использовать медиа осознанно и профессионально в соответствии с поставленными целями. Как правило, дети 8-12 лет уже умеют хорошо обращаться со смартфонами, планшетами и компьютерами, которые они используют в первую очередь для игр. Немецкий детский онлайн- университет обучает детей более сложным моделям взаимодействия с компьютерными технологиями, которые помогут им в будущем.

Немецкий детский онлайн-университет базируется на технологии предметно-языкового интегрированного обучения, которая ориентирована на развитие не только языковых знаний, но и креативных способностей и общего кругозора обучающегося. Методика CLIL (Content and Language Integrated Learning), или предметно-языковое интегрированное обучение,

становится все более значимой во всем мире. Многие школы в Центральной и Западной Европе поддержали инициативу такого вида обучения иностранному языку и используют методику CLIL в своих учебных программах.

Технология CLIL - это предметно-языковое интегрированное обучение, которое относится к любому образовательному контексту, сфокусированному на двух предметах, в котором дополнительный язык, то есть неосновной язык, на котором ведется весь курс обучения, используется как средство при обучении неязыковому предмету [Coyle, Hood, Marsh 2010]. Определение предложено автором данной технологии, Дэвидом Маршем, в конце XX в.

Три аргумента являются в этой связи решающими. Во-первых, эмпирически экспериментальный подход многих предметов, особенно естественнонаучных, который в изучении иностранного языка также пользуется популярностью и позволяет применять похожие методы обучения; во-вторых, изучение иностранного языка в аутентичном контексте с непосредственным применением в речи элементов изучаемого содержания; и в-третьих, возможность закрепления языковых средств на примере конкретных вещей и процессов. Обязательными принципами предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) являются вовлечение в учебный процесс всех каналов восприятия, большое количество двигательной активности на занятии, использование разнообразной наглядности, включая предметы.

Одновременное изучение иностранного языка и какой-либо предметной области, организованное с помощью технологии CLIL, дает обучающимся возможность самостоятельного выбора нагрузки, учитывает их мнение и интересы, предоставляет шанс самим исправить свои ошибки. На CLIL-занятиях всегда создается комфортная рабочая атмосфера, в которой обучающиеся могут активно развиваться, совершенствовать свои навыки в различных областях знаний [Канцур, Шайдуров 2019: 96].

Все задания, выполняемые в рамках Немецкого детского онлайн-университета, не являются контролем уже имеющихся у обучающихся знаний и умений, а направлены на прирост знаний и умений. Помимо этого, предметно-языковое интегрированное обучение не только улучшает достижения учеников в изучении иностранного языка, но и развивает их коммуникативные навыки.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что организация урочной и внеурочной деятельности по принципам предметно-языкового интегрированного обучения при помощи Немецкого детского онлайн-университета позволяет изменить ситуацию, когда иностранный язык становится неинтересным обучающимся из-за снижения мотивации к его изучению. При таком подходе иностранный язык, в данном случае немецкий, не только выступает как предмет освоения, но и используется как средство преподавания и изучения нового для обучающихся неязыкового содержания. Таким образом, учебный процесс приобретает два фокуса, что позволяет решить сразу несколько задач: создание мотивации к изучению иностранного языка за счёт значимого для обучающихся содержания, создание условий для формирования у них метапредметных умений благодаря интегрированному характеру обучения, расширение информационной, предметной среды, в которой происходит изучение иностранного языка, и за счёт этого - смягчение противоречия между возросшими требованиями к уровню владения иностранным языком в современном мире и довольно ограниченным временем, отведённым базисным учебным планом на его изучение [Урывчикова 2018].

Игрофикация также лежит в основе данного образовательного проекта. Термин «игрофикация», или «геймификация» (англ. gamification), широкое распространение получил во второй половине 2010 г., когда в США были проанализированы результаты использованного разными компаниями нового маркетингового хода, сочетающего игровые и

социомедийные технологии. Вдохновителем идеи продвижения игровых элементов во все сферы жизни стал психолог Г. Зихерман. Игрофикация определяется как процесс использования игровых механик и игрового мышления для решения неигровых проблем и для вовлечения людей в какой-либо процесс. Игрофикация - это не отдельные игры и даже не совокупность игр, а общая игровая оболочка для какого-либо целенаправленного процесса. Результатом и целью внедрения такой игровой оболочки в жизнь является не просто повышение мотивации или интереса, а изменение системного поведения человека, группы людей, некой части или общества в целом. Большую роль в развитии игрофикации сыграли рост социальных сетей и распространение технических средств, связанных с быстрым обменом информацией: смартфоны, планшеты, нетбуки и т. д. [Олейник 2015].

Игрофикация в образовании - это процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру и как метод обучения и воспитания, и как форму воспитательной работы, и как средство организации целостного образовательного процесса. Игрофикация как средство организации процесса обучения и/или воспитания выражается в специально сконструированной на основе игровых элементов и игрового дизайна оболочке для образовательного процесса.

Для вовлечения в игру необходимы интуитивно понятный интерфейс, лёгкий старт, составление индивидуальной программы изучения в зависимости от интересов, целей и сферы использования иностранного языка, кросс-платформенность, то есть возможность запускать сервис на любом устройстве; для удержания: шкала прогресса каждого учащегося, интерактивные упражнения для отработки, например, грамматики и лексики, большая подборка аудио- и видеоматериала различной тематики. Таким образом, обеспечиваются обратная связь и взаимодействие с пользователем для удержания его в системе.

Игрофикация в Немецком детском онлайн-университете - это применение игровых элементов в неигровых ситуациях. Университетские лекции не всегда простые и часто требуют очень высокого уровня концентрации. Чтобы дети не переутомлялись, онлайн-университет сделан похожим на игру: детям нужно собирать бейджи и получать новые звания - от студента до доктора наук или даже профессора.

Заключение

Немецкий детский онлайн-университет может применяться в школьном обучении в различных контекстах: онлайн, офлайн, в смешанном варианте в учебной и внеучебной деятельности. При организации офлайн-мероприятий предусмотрены мастер-классы, эксперименты, лекции. На сайте Немецкого культурного центра им. Гёте (г. Москва) [Детский онлайн-университет 2020] учитель может найти все необходимые материалы для работы с данной онлайн-платформой: методические рекомендации, дидактические материалы, программу, сценарии внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом», сценарии проведения занятий.

Немецкий детский онлайн-университет является инновационным образовательным проектом Немецкого культурного центра им. Гёте, где удачно формируются важнейшие компетенции XXI в. - когнитивные, социально-эмоциональные, цифровые, при этом расширяется информационная, предметная, культурная среда, в которой происходит образовательная деятельность.

Список литературы

Бондаренко Е. А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе [Электронный ресурс] // Медиаобразование в педагогической сфере: Международная конференция. М., 2019. URL: http://mim.org.ru/publikatsii/177-mediagramotnost-i-informatsionnaya-kultura-v-sovremennoj-rossijskoj-shkole (дата обращения: 04.10.2020).

Детские вузы в Германии [Электронный ресурс]. URL:

https://www.deutschland.de/ru/topic/znanie/obrazovanie-i-obucenie/detskie-vuzy-v-germanii (дата

обращения: 04.10.2020).

Детский онлайн-университет [Электронный ресурс] // Немецкий культурный центр имени Гёте. URL : https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/kin/kin.html (дата обращения: 20.09.2020)

Канцур А. Г., Нельзина Е. Н. Deutsch mit Englisch: учебно-методическое пособие для студентов факультета иностранных языков по курсу «Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного» / Пермский государственный педагогический университет. Пермь, 2011. 63 с.

Канцур А. Г., Шайдуров И. С. Организация внеурочной деятельности учащихся 7-го класса с использованием CLIL-технологии // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. Вып. 15. С. 95-98

Немецкий детский онлайн-университет. М.: Немецкий культурный центр имени Гёте, 2018.

48 с.

Олейник Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20103 (дата обращения: 04.10.2020).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 04.10.2020).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 04.10.2020).

Урывчикова Н. В. Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом». М.: Немецкий культурный центр им. Гёте, 2018. 25 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and language integrated learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 170 p.

Kinderuniversitat [Электронный ресурс]. URL: https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru (дата обращения: 20.09.2020).

Veldhues A. Deutsch mit Englisch fur russische Lerner/innen. Moskau: Goethe-Institut Russland, 2010. 46 s.

References

Bondarenko E. A. Mediagramotnost' i informatsionnaia kul'tura v sovremennoi rossiiskoi shkole [Media literacy and information culture in the modern Russian school]. Mediaobrazovanie v pedagogicheskoi sfere. Mezhdunarodnaia konferentsiia. Moscow, 2019, available at: http://mim.org.ru/publikatsii/177-mediagramotnost-i-informatsionnaya-kultura-v-sovremennoj -rossij skoj -shkole (accessed: 04 October 2020). (In Russ.)

Detskie vuzy v Germanii [Children's universities in Germany], available at: https://www.deutschland.de/ru/topic/znanie/obrazovanie-i-obucenie/detskie-vuzy-v-germanii (accessed: 04 October 2020). (In Russ.)

Detskii onlain-universitet [Children's Online University], available at: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/kin/kin.html (accessed: 20.09.2020). (In Russ.)

Kantsur A. G., Nel'zina E. N. Deutsch mit Englisch. Perm', Permskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2011, 63 p. (In Russ.)

Kantsur A. G., Shaidurov I. S. Organizatsiia vneurochnoi deiatel'nosti uchashchikhsia 7 klassa s ispol'zovaniem CLIL-tekhnologii [Organization of extracurricular activities of grade 7 students using CLIL technology]. Problemy romano-germanskoi filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniia inostrannykh iazykov. Perm', 2019, iss. 15, pp. 95-98. (In Russ.)

Nemetskii detskii onlain-universitet [German Children's Online University]. Moscow, Nemetskii kul'turnyi tsentr imeni Gete, 2018, 48 p. (In Russ.)

Oleinik Iu. P. Igrofikatsiia v obrazovanii: k voprosu ob opredelenii poniatiia [Gamification in education: on the definition of the concept]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 3, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20103 (accessed: 04 October 2020). (In Russ.)

Primernaia osnovnaia obrazovatel'naia programma nachal'nogo obshchego obrazovaniia [Approximate basic educational program of primary general education], 2015, available at: http://fgosreestr.ru (accessed: 04 October 2020). (In Russ.)

Primernaia osnovnaia obrazovatel'naia programma osnovnogo obshchego obrazovaniia [Approximate basic educational program of basic general education], 2020, available at: http://fgosreestr.ru (accessed: 04 October 2020). (In Russ.)

Uryvchikova N. V. Programma vneurochnoi deiatel'nosti "Nemetskii iazyk s Detskim onlain-universitetom" [Extracurricular activities program "German with the Children's Online University"]. Moscow, Nemetskii kul'turnyi tsentr imeni Gete, 2018, 25 p. (In Russ.)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniia [Federal state educational standard of primary general education], available at: https://fgos.ru/ (accessed: 04 October 2020). (In Russ.)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniia [Federal state educational standard of basic general education], available at https://fgos.ru/ (accessed: 04 October 2020). (In Russ.)

Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and language integrated learning. Cambridge, Cambridge University Press, 2010, 170 p.

Kinder univer sitat, available at: https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru (accessed: 20 September 2020).

Veldhues A. Deutsch mit Englisch fur russische Lerner/innen. Moskau, Goethe-Institut Russland, 2010, 46 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.