Научная статья на тему 'Технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) во внеурочной деятельности по немецкому языку'

Технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) во внеурочной деятельности по немецкому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Анжелика Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) во внеурочной деятельности по немецкому языку»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (CLIL) ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ Павлова А.Е.

Павлова Анжелика Евгеньевна - учитель иностранных языков, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5, г. Саяногорск, Республика Хакасия

Как известно, успех в изучении иностранного языка зависит в значительной степени от длительности и интенсивности занятий. Именно поэтому сторонники раннего изучения иностранных языков и естественнонаучных дисциплин высказываются за более интенсивное внедрение иностранного языка в жизнь ребенка. Это касается также и занятий по другим предметам, например, по естественнонаучным предметам, искусству, музыке и физической культуре.

Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, или CLIL) - так звучит формула тематически-ориентированного преподавания иностранного языка, соединяющего язык и предметное содержание, и погружающего изучение иностранного языка в аутентичные, основанные на знаниях ситуации. В странах Европы CLIL активно используется в различных образовательных контекстах - от старшей группы детского сада до высшего образования. CLIL предполагает баланс между изучением языка и предмета, то есть дети познают окружающий мир через немецкий язык.

Технология CLIL используется в нашей школе во внеурочной деятельности, которая по новым образовательным стандартам является обязательной. Заседания кружка «Немецкий для юных исследователей» для учащихся 4-х классов (10-11 лет) не являются традиционными дополнительными занятиями по отработке грамматических структур, техники чтения, тренировку лексики и т.д. Занятия представляют собой собрания клубов экспериментаторов, где участники самостоятельно ищут ответ на проблемный вопрос, формулируют гипотезы, планируют и проводят эксперименты, фиксируют свои наблюдения, делают выводы и ищут при помощи учителя объяснения полученным результатам. Таким образом, школьники сами конструируют для себя картину окружающего мира, а учитель сопровождает их в этом.

Главный принцип заседаний - исследование и деятельность. В процессе внеучебной деятельности обязательно задействованы все основные каналы восприятия информации: зрительный, слуховой, двигательный. Особое внимание уделяется двигательной активности участников. Это достигается за счет включения в процесс моделирования процессов и явлений окружающего мира и подвижных игр, наглядно иллюстрирующих изучаемое явление. Необходимость создания наглядных моделей изучаемых процессов и явлений обусловлена преобладанием у младших школьников наглядно-образного мышления и их еще недостаточно развитой способностью к оперированию абстрактными понятиями. Каждое из занятий является комбинированным, поскольку включает в себя естественнонаучные опыты и эксперименты, нахождение причин наблюдаемым явлениям, конструирование объектов либо моделирование явлений окружающего мира, подвижные игры.

Рабочий язык таких занятиях - немецкий. Язык выступает как средство приобретения знаний и не является целью обучения. Дети на практике понимают, что можно же не просто учить немецкий отдельно, а окружающий мир, математику или технологию — отдельно. Например, учащиеся прекрасно справляются с инструкциями на немецком языке, чтобы провести какой-либо эксперимент. Оказывается, что такие занятия существенно повышают у школьников мотивацию к изучению языка. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения

иностранного языка. Взрослые, конечно, им говорят, что иностранный язык(в том числе и второй иностранный язык) обязательно пригодится в будущем, для работы... Но, согласитесь, такая смутно-отдаленная перспектива не всегда мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас!

А вот на внеурочном занятии, где применяются технологии СЬ1Ь, ученики видят, что с помощью немецкого можно узнавать новую интересную информацию. Изучение языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач. Особенно хорошо то, что для занятий по методике СЬ1Ь можно использовать аутентичные (то есть разработанные для носителей языка) материалы. Благодаря Интернету у нас есть доступ к огромному количеству невероятно интересных ресурсов: мы знакомимся с книгами, текстами, историями, фильмами, видео и учебно-игровыми материалами, на занятиях используем практические наблюдения, эксперименты, опыты. Бываем на виртуальных экскурсиях в онлайн музеях.

На сегодняшний день в школе только лишь предпринимаются первые шаги по внедрению предметно-языкового интегрированного обучения. В прошедшем учебном году была проведена апробация программы внеурочной деятельности «Немецкий для юных исследователей», автором которой является Урывчикова Н.В., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО, методист-мультипликатор Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве. Анализ результатов апробации данной программы внеурочной деятельности показал повышение мотивации учащихся к предмету «Окружающий мир» и немецкому языку; ребята развивают умение пользоваться языковой догадкой; увеличивается активный и пассивный лексический запас слов. Благодаря данной технологии учащиеся изучают язык в естественной среде, а не в искусственно созданной, т.е. находятся в ситуации, близкой к жизненной.

Ученики видят, что язык - это не просто очередной предмет школьной программы. Знание языка дает возможность найти разнообразную информацию практически на любую тему и даже заниматься самообразованием. Изучение немецкого приобретает смысл, которого не было бы, если бы ученики просто выполняли упражнения из учебника.

Все дети ощущают себя успешными в учебном процессе, в том числе те, кому иностранный язык дается непросто. Исчезает страх перед аутентичными текстами со значительным преобладанием незнакомой лексики и незнакомыми грамматическими конструкциями, хорошо развивается языковая догадка, которая очень важна при дальнейшем изучении языка. Учащиеся в рамках данной деятельности не должны заучивать слова и их перевод, так как таким образом заученные слова остаются в пассивном запасе. В результате учащиеся не воспринимают текст как набор языковых правил и конструкций, а концентрируются на содержании высказывания.

Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.

Заседания кружка «Немецкий для юных исследователей» являются лишь первой и успешной ступенькой в повышении мотивации к изучению иностранных языков вообще и немецкого языка в частности. Институт имени Гёте предоставляет возможности дальнейшего использования технологии СЬ1Ь как во внеурочной деятельности, так и во время уроков по предметам естественнонаучного цикла с помощью онлайн университетов «ЮМеШт» и «Титогит».

Список литературы

1. KinderUni - Детский онлайн университет Гёте-Института. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kinderuni.goethe.de/ (дата обращения: 30.07.2020).

2. JuniorUni - Онлайн университет Гёте-Института для подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://junioruni.goethe.de/ (дата обращения: 30.07.2020).

3. Почему CLIL? Goethe - Institut Russland. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/mag/21558433.html (дата обращения: 30.07.2020).

4. Урывчикова Н.В. Программа внеурочной деятельности «Лаборатория талантов» для учащихся 4-х классов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lernen.goethe.de/moodle/pluginfile.php/34560096/mod_resource/content/1/Progr amm_RUS_Deutsch%20f.kleine%20Entdecker_GescMtzt.pdf (дата обращения: 30.07.2020).

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Шаповалова О.Н.

Шаповалова Ольга Николаевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Школа № 97, аспирант, кафедра педагогических измерений, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье описываются инновационные технологии оценивания метапредметных результатов обучающихся в системе общего образования. Критерии инновационности рассматриваются с учетом требований международного академического сообщества в контексте формирования функциональной грамотности, способности к учебной и оценочной самостоятельности, глобальной компетенции и развития метапредметных навыков на основе применения конвергентных образовательных технологий. Ключевые слова: метапредметные компетенции, универсальные навыки, альтернативные формы оценки, оценочная самостоятельность, формирующее оценивание.

Зарождение компетентностного подхода прослеживается с середины 1960-х годов ХХ века, когда американский лингвист Н. Хомский ввел в научный оборот понятие «компетенция» [4]. Данное направление было продолжено в 1970-е годы Д. Хаймзом [5], предложившим термин «коммуникативная компетенция», содержание которой впоследствии было дифференцировано на множество взаимосвязанных навыков в зависимости от их функциональных признаков (учебная компетенция, социокультурная компетенция, языковая компетенция, коммуникативная компетенция, управленческая компетенция, организационная компетенция и т.д.). На этой методологической основе к 1990-м годам в США были разработаны первые компетентностно-ориентированные образовательные стандарты для общей школы.

Именно компетентностный подход с его прагматической направленностью и четким целеполаганием стал тем ключевым методологическим фундаментом, который был положен в основу современной модернизации отечественного образования [1]. В настоящее время назрела необходимость обобщения всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.