Научная статья на тему 'Технология контекстного обучения в системе формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в рамках их профессиональной подготовки'

Технология контекстного обучения в системе формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в рамках их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY CONTEXTUAL LEARNING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / MODEL OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Вовк Екатерина Владимировна

В статье рассматривается сущность компетентностного подхода как концептуальной основы высшего профессионального образования согласно положениям образовательных стандартов нового поколения. Одной из ключевых специальных компетентностей в системе профессиональной подготовки будущих учителей является коммуникативная компетентность. Для повышения эффективности формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки педагогов целесообразно использовать инновационные технологии обучения. В исследовании рассматривается модель формирования коммуникативной компетентности путем внедрения технологии контекстного обучения в систему подготовки будущих педагогов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Вовк Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Contextual Learning in Formation of Communicative Competence of Future Teachers as Part of their Professional Training

The article deals with the essence of the competence approach as a conceptual framework of higher professional education under the provisions of educational standards of new generation. One of the key special competence in vocational training of future teachers is the communicative competence. To increase the efficiency of formation of communicative competence in the process of professional training of teachers it is advisable to use innovative learning technologies. The study examines the model of formation of commu-nicative competence by implementing the technology of contextual training in system of preparation of future teachers in a higher education institution.

Текст научной работы на тему «Технология контекстного обучения в системе формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в рамках их профессиональной подготовки»

Е. В. Везетиу, Е. В. Вовк

УДК 371

ТЕХНОЛОГИЯ

КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАМКАХ

ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

сновой профессионального образования, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, является компетентностный подход. Его сущность заключается в обновлении содержания высшего профессионального образования и повышении его качества.

Изменения парадигмы системы образования вызвали обновление методологических идей и понятий. Так, вместо привычных для понятийного аппарата традиционной системы обучения детерминантов «знания», «умения» и «навыки» пришли новые педагогические термины, такие как «компетенция» и «компетентность».

Несмотря на то, что современная педагогическая наука сформировала на сегодня достаточно мощную теоретическую базу концепции компетентностного подхода в образовании, внедрение его в образовательную практику продолжает оставаться проблемным ввиду подмены понятий или недопонимания концептуальных основ подхода рядом преподавателей.

Так, понятие «компетентность» является синонимом слова «готовность». Это понятие характеризует готовность личности к выполнению определенной социальной роли, в частности, готовность профессионала к деятель-

ности в определенной педагогической области знаний. Компетентность является результатом и целью процесса обучения студентов в вузе. Данное понятие следует отличать от термина «компетенция», который представляет собой овладение комплексом действий, обеспечивающих успешное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Выделяют ключевые и функциональные компетенции. К первому типу относятся компетенции, необходимые личности для успешной профессиональной деятельности в условиях развивающегося общества. Они приобретают значение универсальных действий. Э. Ф. Зеер называет их базовыми компетенциями, так как они характеризуются надпред-метностью, многофункциональностью и являются основой развития других компетенций [4]. Стандарты нового поколения классифицируют ключевые, или базовые, компетенции как «общие компетенции».

Функциональные компетенции - это специальные способности, комплекс характеристик, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в конкретной отрасли труда. Согласно ФГОС, эта группа обозначена термином «профессиональные компетенции». Овладение компетенциями как ключевыми, так и функциональными обеспечивает уровень профессиональной компетентности педагога.

Для реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования применяются разнообразные педагогические технологии. Одной из ведущих технологий, позволяющей достичь высокой эффективности в формировании компетент-ностей будущего специалиста, является контекстное обучение.

Теория контекстного обучения и сущность применения данной технологии в системе высшего профессионального образования разработана научной школой А. А. Вербицкого. В основе контекстного обучения находится такая категория, как контекст. Эта категория отражает воздействие условий и особенностей будущей профессиональной деятельности обучающегося на значение учебной деятельности, его процесс и результат.

Согласно теории контекстного обучения, основной единицей содержания образования является проблемная ситуация. Внедрение проблемных ситуаций в различные дисциплины профильного и гуманитарного циклов направлено на активизацию участников образовательного процесса, развитие их когнитивных, творческих, аналитических, коммуникативных, этнокультурных и других способностей и компетенций в процессе решения учебных ситуаций.

Проблемные ситуации, согласно концепции контекстного обучения, требуют от студента интеграции знаний из разных областей и дисциплин. Таким способом создается основа для интеграции и обобщения знаний из дисциплин педагогического и гуманитарного циклов, предоставляется возможность применения полученных в процессе обучения знаний в конкретной практической ситуации.

Сущность контекстного обучения заключается в формировании профессиональных навыков и умений студентом еще в процессе обучения. В этой связи реализуется один из основных дидактических принципов - принцип преемственности. Благодаря внедрению технологий контекстного обучения в систему профессиональной подготовки педагогов обеспечивается преемственность между процессом обучения и будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, внедрение технологий контекстного обучения не перечит, а лишь способствует применению компетентностного и системно-деятельностного подходов, которые являются основополагающими в системе современного образования согласно стандартам нового поколения.

Согласно концепции контекстного обучения, основным элементом деятельности будущего педагога в процессе обучения является поступок. Поступок и его результат дает студенту возможность получить определенный опыт профессиональной деятельности. Как было сказано выше, в основе методики системы контекстного обучения находятся проблемные ситуации. В процессе решения данных ситуаций, приближенных к профес-

сиональной деятельности, происходит трансформация позиции обучающегося из «получателя» в «добытчика» знаний, то есть из позиции объекта обучения студент становится его субъектом.

Таким способом осуществляется формирование личного знания из усвоенной информации и присвоение студентом социального и профессионального опыта, «выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое» [1, с. 36]. Таким образом, согласно стандартам нового поколения и требованиям, изложенным в государственных документах, теория контекстного обучения является средством повышения эффективности формирования компетентностей.

Ключевыми компетентностями для будущего педагога являются информационная, правовая и коммуникативная, наряду с моти-вационной, рефлексивной, технической и гражданской. Особое значение в вопросах готовности будущего педагога к профессиональной деятельности должно быть отведено достаточному уровню сформированности коммуникативной компетентности. По мнению Л. И. Луценко, коммуникативная компетентность среди остальных является ядром профессионализма будущего учителя, ведь сущность его профессиональной деятельности заключается во взаимодействии с обучающимися [6].

Составляющие коммуникативной компетентности:

- способность слушать, воспринимать и принимать взгляды других людей, вступать в дискуссию, защищать собственную точку зрения, уметь выступать перед публикой, устанавливать межличностные контакты, решать конфликтные ситуации, уметь работать в команде [9];

- владение устной, письменной диалогической и монологической речью, создание и воспроизведение текста, соблюдение речевого этикета, ведение деловой переписки, владение бизнес-языком, решение коммуникативных задач и обладание способностью коммуникативного воздействия на реципиента [5];

- умение строить коммуникацию, непринужденно вести диалог, быть понятым другими и воспринимать мнение окружающих [8];

- способность достигать результаты в общении с людьми, избегая конфликтных ситуаций и эффектов [4];

- владение приемами профессионального общения как показатель сформированости социальной ответственности за результаты собственной профессиональной деятельности [7].

Для эффективности развития коммуникативной компетентности посредством внедрения технологий контекстного обучения ее формирование должно осуществляться путем выстраивания модели. Модель формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов предусматривает поэтапное овладение данной компетентностью в процессе профессиональной подготовки.

Модель формирования коммуникативной компетентности имеет основные структурные компоненты. Количество и специфика данных компонентов разрабатывались различными учеными-теоретиками компетент-ностного подхода. Опираясь на теории ведущих представителей научной школы компе-тентностного подхода, в частности на исследования И. А. Зимней, целесообразно за основу универсальной модели формирования коммуникативной компетентности принять схему с тремя компонентами: мотивационно-ценностным, когнитивным и операционно-деятельностным [5].

Мотивационно-ценностный компонент предполагает готовность выпускника педагогического вуза к совершенствованию коммуникативных навыков, интерес к речевой и межличностной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации путем овладения культурой межличностного общения и высокими коммуникативными навыками.

Когнитивный компонент направлен на формирование знаний о сущности коммуникации, о методах установления коммуникативного контакта с другими субъектами социума и субъектами профессиональной деятельности, а также на развитие знаний о путях эффективного и своевременного решения

проблемных профессиональных задач на должном уровне коммуникативной культуры.

Операционно-деятельностный компонент ориентирован на развитие коммуникативных способностей в типичных и проблемных профессиональных ситуациях, в которых педагог может продемонстрировать способность к личностно ориентированному взаимодействию с умением сохранять эмоциональное равновесие и конструктивным образом разрешать конфликтные ситуации.

Операционно-деятельностный компонент формирования коммуникативной компетенции предполагает овладение ораторским искусством, умением грамотно владеть устной и письменной речью, публично представлять результаты собственной деятельности, вырабатывать стратегию, тактику и применять технику эффективного взаимодействия с субъектами системы образования, организовывать совместную деятельность для достижения социально значимых результатов.

Внедрение модели формирования коммуникативной компетентности будущих учителей с применением технологий контекстного обучения предполагает максимальную активизацию студентов на каждом этапе. При внедрении мотивационно-ценностного компонента целесообразно применять активные методы обучения, такие как дискуссия, полемика, круглый стол и другие формы, позволяющие выработать устойчивый интерес и мотивацию к повышению уровня коммуникативных способностей [1].

Такие формы работы позволят студенту, активно вовлеченному в коммуникативную деятельность, оценить свои способности и результаты коллег. Методы активного обучения позволят выработать устойчивые моти-вационно-ценностные ориентиры к повышению эффективности формирования коммуникативной компетентности.

На этапе освоения знаний о сущности теории коммуникации следует придерживаться форм и методов работы, максимально активизирующих субъективную позицию студентов. Репродуктивный метод подачи знаний не позволит сформировать необходимый уро-

вень формирования речевых способностей, планируемый в когнитивном компоненте модели формирования коммуникативной компетентности.

Операционно-деятельностный компонент -наиболее благоприятное деятельностное поле для внедрения методов контекстного обучения с целью повышения эффективности формирования коммуникативных навыков будущих педагогов. Эффективными методами активизации студентов и обеспечения условий для их коммуникативной деятельности являются ролевые и деловые игры.

Путем внедрения данных форм работы в процесс профессиональной подготовки будущих учителей происходит развитие их эмпа-тии, коммуникабельности, эмоциональной устойчивости, способности к коллективному творчеству, организаторских способностей, умения формулировать и защищать свою точку зрения, вести дискуссию, совершенствовать мастерство публичного выступления, умения решать профессиональные конфликты [2].

Ролевые и деловые игры, приближенные к профессиональным ситуациям, позволяют не только обеспечивать условия реализации педагогического процесса, в которых студент оказывается в активной позиции получения знаний и формирования навыков, но и способствуют развитию коммуникативной, этнокультурной и толерантной компетентностей, а также культуры межличностного общения [2].

Деловые игры и разыгрывание ситуаций привлекают студентов к активным действиям, заключающимся в исполнении социальных и профессиональных ролей, анализу и сравнению способов деятельности индивидов, к совместной работе над проблемными ситуациями в группах.

Такие методы активного обучения, как диспуты, споры, дискуссии, диалогические соревнования способствуют формированию навыков работы в малых и средних группах, развитию критического мышления, освоению способов совместных действий [2].

Все эти виды работы повышают мотивацию студентов к совершенствованию уровня

коммуникативной культуры и направлены на формирование у будущих педагогов умений организации собственно профессиональной деятельности с учетом эффективных путей и методов межличностного взаимодействия средствами коммуникации.

Таким образом, внедрение технологий контекстного обучения совместно с применением компетентностного подхода в системе профессиональной подготовки будущих учителей позволяет повысить эффективность формирования их коммуникативной компетентности.

Формирование этой ключевой профессиональной компетентности достигается при помощи внедрения в систему профессиональной подготовки образовательной модели, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты, в каждом из которых методами контекстного обучения реализуется деятельность, направленная на повышение эффективности коммуникативных навыков и речевой культуры будущих учителей как основного средства их профессиональной деятельности и показателя готовности к ней будущих учителей.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность ком-петентностного подхода как концептуальной основы высшего профессионального образования согласно положениям образовательных стандартов нового поколения. Одной из ключевых специальных компетентностей в системе профессиональной подготовки будущих учителей является коммуникативная компетентность. Для повышения эффективности формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки педагогов целесообразно использовать инновационные технологии обучения. В исследовании рассматривается модель формирования коммуникативной компетентности путем внедрения технологии контекстного обучения в систему подготовки будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: компетенции, коммуникативная компетентность, технология контекстного обучения, компетентностный под-

ход, модель формирования коммуникативной компетентности, компоненты коммуникативной компетентности.

SUMMARY

The article deals with the essence of the competence approach as a conceptual framework of higher professional education under the provisions of educational standards of new generation. One of the key special competence in vocational training of future teachers is the communicative competence. To increase the efficiency of formation of communicative competence in the process of professional training of teachers it is advisable to use innovative learning technologies. The study examines the model of formation of communicative competence by implementing the technology of contextual training in system of preparation of future teachers in a higher education institution.

Key words: competence, communicative competence, technology contextual learning, competence approach, model of formation of communicative competence, components of communicative competence.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетент-ностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - 2010. -№ 5. - С. 32-37.

2. Вербицкий А. А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования: сб. статей. - 1994. - Вып. 2. -С. 12-26.

3. Головко Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 20 с.

4. Зеер Э. Ф., Павлов А. М. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 211 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. - М.:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

6. Луценко Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 61.

7. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 36. - С. 55-63.

8. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. -2004. - № 4 (№ 1337). - С. 138-142.

9. Суханова К. Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации // Коррекционная педагогика. - 2003. -С. 51-58.

СШ

Л. Н. Синельникова

УДК [37.014.5:371.2] "312"

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

овременное науковедение определяет концепт междисциплинарности в качестве магистрального направления в развитии научного знания и, соответственно, в формировании образовательной политики. Междис-циплинарность как методологический ориентир детерминирована принципами постне-классической эпистемологии с её установкой на синтез научного знания, поиск сходства естественнонаучного и социогуманитарного познания, следование принципу универсаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.