Научная статья на тему 'Технология конструирования образовательных компетенций в обучении студентов иностранному языку'

Технология конструирования образовательных компетенций в обучении студентов иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE APPROACH / EDUCATION COMPETENCIES / COMMON SUBJECT COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / KEY COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянзина Ирина Викторовна

В современном мире глобализации система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, и должна быть ориентирована на результаты, эффективность и качество. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. При компетентностном подходе основой содержания образования являются компетенции умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует тщательного изучения и поэтапного внедрения. Любая инновация связана с определенными проблемами. В частности компетентностный подход требует много затрат времени при подготовке, широкого использования методической литературы учителем, конструирования большого количества новых дидактических материалов, поиска нестандартных заданий, приемов и подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пьянзина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology for Constructing Competence in Teaching a Foreign Language

In a constantly changing world educational system should form the new quality of the graduate such as creativity, innovation, mobility, flexibility, and should be oriented on the results, efficiency and quality. Future professional must possess a desire for self-education throughout life, ability to make independent decisions, adapt to the social and professional sphere, to resolve problems and to work in a team, to be ready to stressful situations, and be able quickly to overcome them. Competence approach is the result of new requirements to the quality of education. With this approach the basis of the content of education are the competencies, skills and abilities to successfully solve various tasks in education, personal and social sphere. Competence approach, as well as other innovative approaches in training, requires careful study and phased implementation. Any innovation is connected with certain problems. In particular, the competence approach requires a lot of time in preparation, use of methodical literature, the construction of large numbers of new teaching materials, the search for non-standard tasks, techniques and approaches.

Текст научной работы на тему «Технология конструирования образовательных компетенций в обучении студентов иностранному языку»

УДК 378.1 ББК 74.480.27

Технология конструирования образовательных компетенций в обучении студентов иностранному языку

И. В. Пьянзина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Technology for Constructing Competence in Teaching a Foreign Language.

I. V. Pyanzina

Altai State University (Barnaul, Russia)

В современном мире глобализации система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, и должна быть ориентирована на результаты, эффективность и качество. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. При компетентностном подходе основой содержания образования являются компетенции — умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует тщательного изучения и поэтапного внедрения. Любая инновация связана с определенными проблемами. В частности компетентностный подход требует много затрат времени при подготовке, широкого использования методической литературы учителем, конструирования большого количества новых дидактических материалов, поиска нестандартных заданий, приемов и подходов.

Ключевые слова: компетентностный подход, образовательные компетенции, общепредметные компетенции, коммуникативная компетенция, ключевые компетенции.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2014)2.2-09

In a constantly changing world educational system should form the new quality of the graduate such as creativity, innovation, mobility, flexibility, and should be oriented on the results, efficiency and quality. Future professional must possess a desire for self-education throughout life, ability to make independent decisions, adapt to the social and professional sphere, to resolve problems and to work in a team, to be ready to stressful situations, and be able quickly to overcome them. Competence approach is the result of new requirements to the quality of education. With this approach the basis of the content of education are the competencies, skills and abilities to successfully solve various tasks in education, personal and social sphere. Competence approach, as well as other innovative approaches in training, requires careful study and phased implementation. Any innovation is connected with certain problems. In particular, the competence approach requires a lot of time in preparation, use of methodical literature, the construction of large numbers of new teaching materials, the search for non-standard tasks, techniques and approaches.

Key words: competence approach, education competencies, common subject competence, communicative competence, key competences.

Технология конструирования образовательных компетенций.

Предлагаемая нами процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания существующего образования и включает в себя четыре этапа:

1) поиск проявлений ключевых компетенций в предмете «иностранный язык»;

2) построение иерархической надпредметной систематики — «древа компетенций»;

3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех курсов обучения студентов иностранному языку;

4) проекция сформированных по курсам обучения компетенций на уровень учебного предмета «иностранный язык» и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

На первом этапе проектирования составляется перечень образовательных компетенций, формирование которых относится к иностранному языку. Для этого отыскиваются проявления в иностранном языке ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций самосовершенствования). Выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций.

На втором этапе определяются минимальные систематизированные перечни следующих компонентов иностранного языка, необходимых для составления компетенций по предмету «иностранный язык»:

1. Объекты реальной действительности (природные, культурные, социальные явления, технические устройства и т. п.). В учебном предмете «иностранный язык» выделить реальные явления, это может быть устная диалогическая речь как реальный процесс с его элементами — звуками, словами и т. п., тексты на иностранном языке как материализованные объекты.

2. Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, правила, традиции, законы на иностранном языке, знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам.

3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Приведите систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к иностранному языку и имеющих большую роль и значение.

4. Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; знания в области коммуникативных дисциплин (владение необходимыми языками, знания в области педагогики, психологии);

способность к эмпатии, самоконтролю; культура вербального и невербального взаимодействия.

Таким образом, при формировании перечня компетенций для иностранного языка учитывается их комплексный характер, т. е. наличие в структуре компетенции:

а) объекта реальной действительности;

б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту;

в) личностной значимости для студента формирования данной компетенции.

Третий этап построения «древа компетенций» имеет целью иерархическую систематизацию трех уровней компетенций: ключевых, общепредметных, предметных.

Основным продуктом данного этапа является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне компетенции учебной дисциплины «иностранный язык». Обобщение предметных компетенций до уровня общепредметных происходит:

а) по общему для учебной дисциплины «иностранный язык» реальному объекту познавательной действительности;

б) по общим умениям, навыкам и способам действий.

Для полного анализа исследования уровней сфор-мированности коммуникативной компетенции студентов диагностические методики необходимо распределить по блокам: содержательный, ориентировочный, оценочно-рефлексивный, каждый из которых имеет свою цель и направленность.

Цель содержательного блока состоит в выявлении уровня знаний студентов о сущности понятий: «общение», «компетенция», «коммуникация», «коммуникативная компетенция». Для этого необходимо провести беседы, анкетирование студентов.

Цель ориентировочного блока должна быть направлена на выявление отношения студентов к проблеме формирования их коммуникативной компетенции и определения ее роли в процессе обучения студентов иностранному языку.

Цель оценочно-рефлексивного блока — самоанализ приобретенных профессиональных качеств, умений, способностей у студентов в процессе коммуникативной деятельности.

На наш взгляд, результативность формирования коммуникативной компетенции студентов будет непосредственно отражаться на уровне сформированности основного ее компонента (потребностно-мотивацион-ного), так как мотив является источником деятельности и выполняет функции побуждения и смыслообра-зования. Благодаря мотиву деятельность не замыкается в себе, а ориентируется на нечто более широкое, находящееся вне деятельности и являющееся более значимым и важным для личности. В характеристике

потребностно-мотивационного компонента коммуникативной компетенции студентов мы рассматриваем такие стороны, как осознание цели предстоящей профессиональной деятельности, потребность в самообразовании, конструировании собственного опыта, в самостоятельном усвоении новой информации.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции, как:

— извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

— точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

— исследование различных вариантов реализации значимых компетенций по учебной дисциплине «иностранный язык» в соответствии с разработанными критериями;

— сотрудничество с другими (студентами, педагогами) при выполнении общего задания;

— планирование действий и времени;

— оценка результатов своей деятельности.

Несомненно, перечисленные умения студентов должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

Компетентностный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у студентов, а именно:

—учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

— коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

— информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

— личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях однокурсников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

Любая инновация связана с определенными проблемами. В частности, компетентностный подход требует больших затрат времени при подготовке, использования большого количества методической литературы учителем, конструирования множества новых дидактических материалов, поиска нестандартных заданий, приемов и подходов. Но благодаря использованию компьютера решение этих проблем упрощается [1, с. 17-22].

В процессе исследования по данной теме установлено, что у студентов намечается значительный рост познавательной активности в процессе обучения иностранному языку, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний, а также удается включить в активную познавательную деятельность менее сильных студентов, повысить их интерес к иностранному языку, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает студентов и педагогов на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.