отдельные дистанционные технологии, в частности асинхронная технология, которая частично реализуется на базе цифрового кампуса ТТИ ЮФУ.
Применение новых технологий открывает новые перспективы в сфере преподавания иностранных языков, повышает эффективность образовательного процес, , студентам приобрести навыки самостоятельной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белов В.Ю., Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы IV международной конференции по дистанционному образованию. - М.: Изд-во МЭСИ, 1998.
2. Солдаткин В.И. и др. Основы открытого образования. Монография. - М.: Изд-во РГИОО, 2002. - Т. 1.
3. Тарасенко О.С. Новые методы и формы работы в условиях дистанционного обучения иностранному языку // Научно-методический журнал «ПИТИС», секция «Обр^ование и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - № 2 (22). - С. 74-79.
4. Попов И. М. Оптимизация обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов (На материале обучения говорению): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 164 с.
Тарасенко Ольга Серажутдиновна
Технологический институт федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный
федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371496.
Tarasenko Olga Serajutdinovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational
Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 378
В.С. Хорешман
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена теоретическим вопросам компетентностного подхода, в частности, проблеме учебно-познавательной компетенции. Произведён анализ научнопедагогической литературы по данной теме, приведены различные точки зрения на её структуру и содержание.
Автором представлен собственный обобщённый взгляд на сущность понятия «учебно-познавательная компетенция», дано определение, сделаны выводы о структуре и содержании этого понятия.
Компетентностиый подход; ключевые компетенции; учебно-познавательная компетенция; учебно-познавательная деятельность.
V.S. Khoreshman
THEORETICAL QUESTIONS OF STUDENTS LEARNING COMPETENCE
INVESTIGATION
The article deals with theoretical questions of the competence approach, precisely with the problem of the learning competence. The review of definitions of various authors is given, as well as different points on its structure and content. Scientific literature on the theory of education is analyzed. The author gives her own generalized vision of the essence of the learning competence, defines the considered notion and makes conclusions about its structure.
Competence approach; basic competences; learning competence; learning activity.
В мире современных информационных технологий любая необходимая информация становится доступной, что, с одной стороны, резко увеличивает воз-
( ),
,
знаниевоцентричной в сторону компетентностного подхода, суть которого состоит
, -теля к студенту, но формирование у студента определенных ключевых компетен-, , реализовать себя как личность, как субъект этой деятельности.
В компетентностной модели образования одним из элементов общепредметного содержания образования являются ключевые и базовые образовательные компетенции, в число которых входят ценностно-смысловая, общекультурная, - , , ( -) - . учащихся является учебная, или учебно-познавательная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция (УПК) для студентов инженерно- технического профиля является фактором социальной конкурентоспособности, без неё не только невозможно получить качественное высшее образование, но и овла-, , сменить специальность. СТ. Воровщиков отмечает ещё одно важнейшее свойство учебно-познавательной компетенциии, на основании которого она относится к
: , состав всех остальных компетенций [5].
Поскольку само понятие «компетенции», «компетентности» выражает некоторую оценочную категорию, является способом обозначить уровень способности и готовности личности к определённой деятельности, а так же набор знаний, умений и навыков, для этой деятельности необходимых, то определение отдельных компетенций, в частности, учебно-познавательной компетенции, тесно связано с определением соответствующих видов деятельности.
Проблема познавательной деятельности досконально изучена, поэтому в педагогической литературе существуют многочисленные определения этого поня-.
зарубежные специалисты: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, . . .
-
педагогическое, психологическое, философское, культурологическое понятие, поэтому различные определения учебно-познавательной деятельности акцентируют внимание на том или ином её аспекте. В определении, данном В.А. Сластёниным,
- - -
,
или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной челове-
Раздел II. Проблемы педагогики и методики обучения иностранным языкам
чеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
Н.Ф. Талызина определяет познавательную деятельность, как систему опреде-, .
. . , -
, ,
, , действий и методы получения знаний.
Близким по смыслу понятием, связанным с сущностью компетентностного , - . учебно-познавательная, учебно-исследовательская деятельность также является
, , отражается в исследованиях различных авторов. В А. Гусев рассматривает учебноисследовательскую деятельность как один из видов творческой деятельности, продуктом которой являются новые знания.
Нам представляется необходимым добавить, что учебно-исследовательская деятельность является наиболее систематизированной разновидностью учебно.
Исходя из определений познавательной деятельности, исследователи компетентностного подхода в педагогике [3, 5] сформулировали различные определения учебно-познавательной компетенции.
И.А. Зимняя понимает компетенцию познавательной деятельности как «постановку и решение познавательных задач», создание нестандартных решений, разрешение проблемных ситуаций, «продуктивное и репродуктивное познание, , ».
Подчёркивая личностный смысло-ценностный компонент компетенции как понятия, СТ. Воровщиков определяет учебно-познавательную компетентность учащегося как личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебнопознавательной деятельности [5].
Другим важным свойством любой компетенции является тот факт, что она может как проявляться, так и формироваться лишь в рамках определённой ситуации, как ответ на некий вызов внешней среды, происходящий в виде адекватной деятельности. Таким образом, УПК имеет место лишь в ситуации определённого образовательного процесса. Поэтому НА. Настащук даёт определение учебнопознавательной компетенции как «способности обучаемого приобретать новые знания для решения учебных задач с учётом видов профессиональной деятельности на основе использования методов познания конкретных наук.
Исходя из приведённых выше определений и собственных наблюдений, мы можем охарактеризовать учебно-познавательную компетенцию как сложную структуру, компонентами которой являются различные компетенции учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающую в себя знание субъектом приёмов, способов и методов учебной-познавательной и учебно-исследовательской , ,
процесса для достижения определённых познавательных целей, а так же способность и готовность субъекта к их применению в своей учебной и профессиональнойдея-тельности и дальнейшему их совершенствованию.
В настоящее время в педагогической литературе не существует достаточно чёткого представления о структуре УПК и её содержании. Представляя собой сложное и многоаспектное явление, учебно-познавательная компетенция включает , , ,
, , , - -
, .
.
. . , . . ,
умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. ЭЛ. Зеер перечисляет учебно-познавательные компетенции (говоря о них во множественном числе) как некий набор личностных , -задач, самостоятельное использование информационных ресурсов, умение самостоятельно получать и структурировать информацию, реализация исследовательских уме, . Подобным образом НА. Настащук выделяет в структуре учебно-познавательной
, ,
описывает их содержание.
На основании проанализированных исследований мы предлагаем свою мо-« - ». , структурном выражении УПК представляет собой совокупность более специали-
, - -, -держанием, которое будет рассмотрено ниже. При этом, как уже отмечалось ранее, , , разделить на три взаимосвязанных категории, представляющих собой деятельностный, когнитивный и мотивационно-оценочный компоненты. Рассмотрим, какие именно компоненты исследователи включают в содержание понятия УПК.
..
деятельности, среди которых: владение методами познания; способность распознавать трудности и устранять их; менеджмент знания (собственно учебная компе-); ); -формацию и владение информационными технологиями; навыки управления информацией; умение находить и анализировать информацию из различных источников; навыки работы с компьютером; способность учиться [3].
Академик АА. Кузнецов выявляет следующее содержание компетенции в сфере познавательной деятельности: понимание сущности информационного подхода; знание основных этапов системно-информационного анализа; владение основными интеллектуальными операциями.
Определив таким образом содержание учебно-познавательной компетенции, автор подчёркивает оценочный характер понятия компетенции. Также АА. Кузнецов отмечает такие компоненты содержания учебно-познавательной компетенции как «умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реа».
В концепции “ключевых компетенций”, которая была принята Советом Европы в 1996 г., содержится перечень общеучебных умений, навыков и способов , .
. . - -тентности следующим образом: «в качестве объектов выступает сама учебно: , ; ценности познания, учения, общие принципы гносеологии как теории познания, категориальный строй науки в целом; общенаучные принципы, подходы к отражению реальной действительности; методы научного исследования. Рефлексивный
- ,
, ». этом он отмечает её социальную и личностную значимость. Автор представляет ее
, -уровень: убеждения, эмоционально-ценностные установки, знание высших образцов познавательной деятельности; серединой - теоретико-информационный уровень: знание о законах, теориях, способах и приемах познания, учения; осно-- - : , применить различные техники и технологии познания в стандартных и нестан-.
,
преподаватель играет направляющую, организующую роль. В педагогических исследованиях последнего времени подчёркивается, что преподаватель должен выступать не как ''транслятор знаний'', а в качестве инициатора и помощника в их
,
, , , вдохновлять на творчество, побуждать к сотрудничеству [6]. В условиях учебного , , возникает проблема повышения уровня ответственности студента за результат . , , но и инициатором учебного процесса в целом. Он сам ставит образовательные цели, выбирает собственную образовательную траекторию, оценивает промежуточ-.
образовательного процесса, помогать сделать выбор, направлять, исправлять, советовать, рекомендовать те или иные методы и средства обучения. Функция контроля со стороны преподавателя должна носить характер параллельной, альтернативной оценки деятельности студента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - J1.: Изд-во ЛГУ, 1968.
2. . . -пессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования
: . . . . - , 2003. - 22 .
3. . .
этап проектирования ГОСВПО нового поколения: Методич. пособие / В.И. Байденко.
- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
4. . . -
из условий современного образования. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=9953&tmpl= Thread&Boardld=71655&ThreadId=.
5. . . - : ,
структура, деятельностный компонент. - М.: АПК и ППРО, 2006.
Хорешман Вера Сергеевна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371496.
Khoreshman Vera Sergeevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.