УДК 371.214.1+37.014.542+37.011.33 М.В. ЯКУШЕВ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка Орловского государственного университета Е-mail: yamax@orel.ru
UDC 371.214.1+37.014.542+37.011.33 M.V. JAKUSCHEV
candidate of pedagogical sciences, associate professor of German department, Orel state university E-mail: yamax@orel.ru
КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ: О ЦЕЛЯХ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
COMPETENCES AND COMPETENCE: ABOUT THE GOALS AND CONTINUITY OF MODERN EDUCATION
Компетентностный подход составляет основу проектирования современного образовательного процесса. Классификация ключевых компетенций, описание предметных компетенций, структуры и состава профессиональной компетентности обеспечат преемственность среднего общего (полного) и высшего профессионального образования, адекватную постановку целей, отбор содержания и организацию учебного материала, объективную оценку результатов учебной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, ключевые компетенции, содержание и структура компетенций.
The competence approach is the basis of the project of modern educational process. The classification of key competencies, the description of subject-specific competences, structure and composition of professional competence would ensure continuity of secondary and higher professional education, adequate setting of objectives, selection of content and organization of educational material, objective assessment of the results of educational activity.
Keywords: competence approach, competence, competence, key competences, content and structure of competencies.
Основой современной образовательной системы является компетентностный подход к целеполаганию, отбору содержания и организации учебной деятельности, оценке ее результатов. Его преимущество заключается в том, что компетенции носят интегративный характер, объединяют знания - интеллектуальную и умения - де-ятельностную составляющую образования, позволяя тем самым характеризовать степень готовности к осуществлению той или иной деятельности. Компетенция может включать в себя однородные и близкородственные знания и умения, которые относятся, в свою очередь, к широким сферам жизни и разнообразным видам деятельности, поэтому классификация компетенций имеет решающее значение проектирования учебного процесса.
Серьезным препятствием в реализации целей и преемственности отечественного образования становятся, на наш взгляд, различные подходы к описанию в нормативных документах результативно-целевых характеристик среднего и высшего образования. Так, в основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования лежит системно-деятельностный подход, который устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы [10]. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения» также оперирует терминами «способность», «готовность», «умение» и
© М.В. Якушев © M.V. Jakuschev
достаточно осторожно отмечает: «В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся» [9, с. 17].
С другой стороны, российскими учеными (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, А.Р. Камалеева, Н.В. Кузьмина, Р.П. Мильруд, А. А. Рыбакова, А.В. Хуторской и др.) успешно разрабатывается компетентностный подход, в рамках которого предложены классификации компетенций, описана структура компетентности, дана всеобъемлющая характеристика ключевых компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования закрепили, в свою очередь, употребление терминов «компетентность» и «компетенция» в отечественном образовании.
В данной статье предпринята очередная попытка рассмотреть объем понятий «компетентность» и «компетенция» и продемонстрировать не только возможности, но и целесообразность использования данных терминов при проектировании учебного процесса на разных уровнях образования.
Постановка данной проблемы в области обучения иностранным языкам уже имеет свою историю и относится к 60-м годам прошлого столетия. Исследователи указывают на следующие причины широкомасштаб-
ного продвижения компетентностного подхода в образовании:
• общеевропейские, мировые тенденции интеграции, глобализация мировой экономики;
• смена образовательных парадигм (знаниевая, гуманитарная, личностно-ориентированная, индивидуально -ориентированная, личностно-центрированная, коммуникативная), основанная на смене образовательных ценностей и технологий;
• предписания официальных документов - «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых - ключевых компетенций» [1, с. 13; 2, с. 8].
В зарубежной традиции компетенции определяются как сочетание знаний, навыков и умений в определенном контексте. В.Хутмахер разделяет мнение Джона Колахана о том, что компетенции не могут быть сведены к практическим знаниям и репродуктивной деятельности (традиционной практике). Они полагают, что эта характеристика может быть выведена только в ходе наблюдения за выполняемой деятельностью и обеспечивает эту деятельность, позволяет сделать ее эффективной, повысить производительность. В. Хутмахер предлагает рассматривать компетенцию как «общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые человек приобрел и развил в процессе всесторонней образовательной практики» [14, с. 4]
Новые вызовы современного общества требуют от гражданина владение широким диапазоном ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию, позволяющих гибко адаптироваться к быстро меняющейся ситуации и адекватно реагировать на подобные изменения. В этом контексте для образовательной политики Совета Европы крайне важно:
- выявить и определить ключевые компетенции, необходимые для самореализации личности, активной гражданской позиции, обеспечения социальной сплоченности и трудоустройства в обществе;
- оказать поддержку государствам в разработке ключевых компетенций уже на уровне начального образования, которое готовит молодых людей к взрослой жизни, формирует основу для профессиональной деятельности и обучения на протяжении всей их жизни;
- обеспечить образовательные учреждения и работодателей справочными пособиями, чтобы содействовать на национальном и Европейском уровне консолидации усилий по достижению согласованных целей образования, заложив тем самым основу для реализации соответствующих программ обучения. [15, с. 2]
Очевидно, что образование должно реагировать на личные запросы, социальные изменения, культурные или экономические обстоятельства и нуждается в этом смысле в особой поддержке. Именно поэтому Совет Европы определил 5 групп ключевых компетенций, формированию которых придается особое значение в подготовке специалистов:
1. Политические и социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком.
4. Компетенции, связанные с информатизацией общества. Владение информационно-коммуникационными технологиями, понимание возможностей их применения, слабых и сильных сторон, овладение способами критического суждения в отношении информации, распространяемой массме-дийными средствами и рекламой.
5. Способность учиться на протяжении всей жизни, непрерывного обучения и саморазвития в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. [14, с. 11] (перевод автора).
Основу Европейской платформы ключевых компетенций составляют 8 компетенций, включенных в рекомендации Совета Европы от 18 декабря 2006 года:
• коммуникативная компетенция в родном языке;
• коммуникативная компетенция в иностранных языках;
• математическая компетенция и основные компетенции в области науки и техники;
• цифровая компетенция (икт-компетенция);
• умение учиться;
• социальная и гражданская компетенции;
• чувство инициативы и предпринимательства;
• культурное самосознание и самовыражение. [15,
с. 3]
В документе сказано, что образовательные системы должны всесторонне поддерживать развитие данных компетенций, ибо они необходимы гражданам Европы для самореализации, социальной интеграции, формирования активной гражданской позиции и повышения потенциальных возможностей трудоустройства.
Авторы инициативы Intel® «Обучение для будущего», разработанной в США в 2000 году, относят компетентности к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. По их мнению, к ключевым компетентностям относятся:
■ компетентность в сфере самостоятельной позна-
вательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
■ компетентность в сфере гражданско-общест-венной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
■ компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
■ компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
■ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). [13, с. 23]
Несмотря на то, что перечень компетенций, составленный Жан-Франсуа Перре, состоит из 38 наименований, а состав ключевых компетенций колеблется от пяти до восьми [13; 14; 15], их сквозными характеристиками, основой являются: языковая грамотность, грамотность в области информационных и коммуникационных технологий, критическое мышление, творчество, инициативность, владение способами решения проблем и оценки рисков, принятие конструктивных решений [13, с. 3].
Все ключевые компетенции, определяемые через основные знания, навыки, умения и виды деятельности, считаются одинаково важными, поскольку каждая из них способствует успешной жизни в обществе знаний, готовит к «обучению на протяжении всей жизни». Можно сделать вывод, что ключевые компетенции носят общий универсальный характер и адресованы всем школам, воспитывающим новое поколение «молодых европейцев». Многие компетенции перекрываются и взаимосвязаны, состав одних оказывает существенное влияние на другие, но приобретение компетенции осуществляется по принципу «learning by doing» - «обучение в деятельности».
Существенно отметить, что ключевые компетенции - полезный инструмент для разработчиков национальной образовательной политики и распространения компетентностного подхода. Состав и содержание компетенций может уточняться с трансформацией взглядов на профессиональную компетенцию, изменением личных потребностей и потребностей общества и определяется исследователями через основные знания, навыки, умения и виды деятельности. Выражения «знать», «уметь», «владеть», «быть способным», «быть готовым» выступают, согласно И. А. Зимней, «дескрипторами» компетенций [3, с. 4]. По замечанию Л.Г. Махмутовой, «специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания» [5, с. 19].
Для И.А. Зимней компетентностный подход есть «результативно-целевая основа развития и формирова-
ния разноуровневых и разнопорядковых компетенций», а само понятие «компетенция» может трактоваться с трех позиций [3, с. 4] :
- Собственно педагогической - это задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения (заказ общества, качества личности для продуктивной деятельности).
- Психологической: компетенция - дополнительные к знаниям и умениям психологические условия, характеристики людей, позволяющие достигать лич-ностно значимых целей (инструментальные, межличностные и системные компетенции).
- Лингво-психологической: компетенция - внутреннее, психическое образование.
Здесь следует указать, что в отечественной науке особое значение придается прочтению понятий «компетентность» и «компетенция». Мы разделяем точку зрения отечественных исследователей (И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, А.В. Хуторской, Н.В. Языкова), указывающих на разную природу данных понятий и, следовательно, отрицающих их синонимическое использование. В соответствии с их взглядами компетентность основывается на том, что многими определяется как компетенции и включает их в себя, поэтому компетенция и компетентность связанные, но «феноменологически разные данности», где компетентность - «интегра-тивное воплощение» компетенций, «результат образовательного процесса» [3, с. 6], основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [2, с. 13].
И.А. Зимняя уделяет весьма серьезное внимание изучению психологической природы компетенции и компетентности. Ученым опубликован ряд работ, в которых детально рассматривается сущность данных понятий, анализируется их содержание, выделяются ключевые компетенции. Исследователь подчеркивает, что компетентностный подход в его первоначальном варианте, предложенном разработчиками ключевых компетенций для молодых европейцев, лишь усиливает практикоориентированность образования, расставляя акценты на операциональную, навыковую сторону результата. В отечественной психолого-педагогической науке компетентностный подход, ориентированный преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, не противопоставляется традиционному знаниевому или точнее «ЗУНовскому», а существенно расширяет его содержание практической значимостью и гуманистической направленностью образования [2].
Это означает, что компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами - «компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом» [2, с. 25]. Компетенция в понимании И.А. Зимней - внутреннее когнитивное образование, актуализируемое затем в деятельности, предпосылка, основа форми-
рования «компетентности как актуализированного, интегративного, базирующегося на знаниях, интеллектуально и социокультурно обусловленного личностного качества, проявляющегося в деятельности, поведении человека в его взаимодействии с другими людьми в процессе решения разнообразных задач» [3, с. 6].
Компетентность, по мнению И. А. Зимней, имеет уровневую структуру, а компонентный состав ее содержания представляется следующим образом:
а) знание содержания компетентности (когнитивный аспект);
б) умение, опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
в) ценностное отношение к содержанию, процессу и результату актуализации компетентности (ценностно-смысловой аспект);
г) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (регулятивный аспект);
д) готовность к актуализации проявления компетентности в разнообразных ситуациях решения социальных и профессиональных задач (мотивационный аспект) [3, с. 8].
С этих позиций ученым выделены 10 ключевых компетенций, которые разбиты на три основные группы компетентностей:
■ компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности (компетенции здоровьесбережения, компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интеграции (знаний), компетенции гражданственности, компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии);
■ компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми (компетенции социального взаимодействия с обществом и принятие другого, социальная мобильность; компетенции в общении);
■ компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах (компетенция познавательной деятельности, компетенции деятельности. компетенции информационных технологий). [2, с. 23].
В духе отечественного образования А.В. Хуторской выделяет в компетенции ее инструментальный, операциональный, прагматичный характер и рассматривает компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». Компетентность же относится к компетенции как общее к индивидуальному, представляя собой «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [11].
Как отмечает А.В. Хуторской, принципиальное отличие стандартов нового поколения состоит в попытке реализовать личностную ориентацию об-
разования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность. В соответствии с разделением содержания образования на общее мета-предметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), ученый предлагает трехуровневую иерархию компетенций [11]:
1. ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2. общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3. предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Исходя из предлагаемой классификации и европейского опыта описания компетенций, ключевые образовательные компетенции конкретизируются ученым на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Можно констатировать, что развитие функциональной грамотности личности, определяемой как овладение социальным опытом и основными навыками практической деятельности, обеспечивается, согласно концепции А.В. Хуторского, формированием следующих ключевых образовательных компетенций, состав которых исчерпывающе описан в работах автора: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенцией личностного самосовершенствования [12].
Несмотря на то, что рассмотренные классификации не нашли еще своего отражения в школьных стандартах, их детальное рассмотрение позволяет очертить то содержание, которое необходимо освоить обучающемуся для становления личности, успешной социализации и продолжения образования. Составители программ и авторы учебников, несомненно, должны задаваться вопросом, какой вклад вносит тот или иной предметный материал, предлагаемые способы его усвоения и деятельности в целом в формирование комплекса ключевых компетенций.
В дидактических целях А.В. Хуторской предлагает ввести понятие «образовательная компетенция», отражающее суть личностно-деятельностного подхода к образованию, относящееся исключительно к личности ученика и определяемое как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [11].
Таким образом, для А.В. Хуторского компетенция задается извне, это «отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере»,
а компетентность - уже состоявшееся качество, «совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [12].
Подобной точки зрения придерживается и А.А. Рыбакова, подвергшая сущностному анализу различные позиции по трактованию базовых категорий компетентностного подхода: «компетентность - есть совокупность личностных характеристик индивида, владение определенными знаниями, умениями и навыками, способностями и мотивационно-ценностными установками, обеспечивающими возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром, а также соответствие личности предъявляемым требованиям, критериям и стандартам в соответствующих областях профессиональной деятельности, которые задаются соответствующими компетенциями, как проектируемыми характеристиками и свойствами, обеспечивающими продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [9, с. 56].
А.Р. Камалеева группирует общеучебные умения, навыки и способы деятельности в блоки соответствующих личностных качеств (ср. ключевых компетенций), подлежащих развитию [4, с. 63]:
1. когнитивные (познавательные) качества -умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
2. креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;
3. оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;
4. коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.
5. мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки обучаемого, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.
Являясь приобретаемым качеством, компетенция и компетентность составляют интегральную характеристику личности. «Компетентность - это комплексный
личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций, - пишет А. Р. Камалеева. -Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция» [4, с. 61].
Решая вопрос о соотношении ЗУНов и компетенций, Р.П. Мильруд разъясняет, что «знания, умения и навыки составляют парадигму учебного процесса, выражают последовательность овладения содержанием обучения» и представляют собой классическую схему усвоения содержания обучения: от знаний к умениям (осознанному способу применения знаний) и навыкам (более высокий автоматизированный уровень овладения знаниями) [6, с. 12]. «Вторичные умения» трактуются как объединение автоматизированных действий в более сложные комплексы, которые позволяют осуществлять более сложную деятельность на основе сочетания расширенных знаний, навыков и умений. Рассматривая взаимоотношения между компетентностью и компетенцией, Р.П. Мильруд приходит к следующим формулировкам: «компетентность представляет собой интегративный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных теоретических и практических знаний, способствующих в целом достижению конечных целей осуществляемой деятельности в той или иной социально значимой сфере»; «компетенции представляют собой более узкие и конкретные компоненты теоретических и практических знаний, а также усвоенные конкретные стратегии, накопленные всем имеющимся опытом решения частных задач, преодоления возникающих препятствий и достижения промежуточных целей деятельности и относятся к компетентности так же, как части относятся к целому» [6, с. 12].
Таким образом, навыки и умения обеспечивают усвоение и применение знаний, овладение способами деятельности, а «формирование компетенций составляет практический смысл этих знаний для обучающихся», они позволяют осуществлять практическую деятельность.
Отрадно отметить согласованность позиции ученых и разработчиков нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в описании рассматриваемых категорий.
В «Профессиональном стандарте педагога» - документе, на основе которого дается оценка педагогической деятельности, под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [8].
«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения» трактует компетент-
ность как качественную характеристику реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.
Компетенция рассматривается авторами как актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем [7].
Итак, большинство исследователей единодушно в том, что компетенции являются составными элементами компетентности, проявляются в деятельности, а компетентность личности - как готовность эффективно осуществлять всю деятельность в определенной сфере - определяется на основе наблюдаемых и демонстрируемых в деятельности компетенций. Дополнительно отметим, что компетентность отличает личностная составляющая, ценностно-смысловая компонента и присвоенный опыт в значимой сфере деятельности.
Исходя из задач исследования, нам предстоит дать авторскую интерпретацию указанных понятий и предложить рабочие определения, не перегруженные дополнительными характеристиками, вторичными признаками, но отражающие суть и взаимосвязь понятий:
способность - заданная индивидуально-психологическая характеристика личности, предпосылка, способствующая более качественному выполнению деятельности;
умение - усвоенный личностью эффективный способ выполнения действия, целенаправленно формируемый в процессе профессиональной подготовки и обеспечивающий качественное выполнение той или иной деятельности в реальных условиях.
компетенция - интегративная комплексная характеристика, совокупность личностных качеств и умений в той или иной области, приобретенных в процессе профессиональной подготовки и обеспечивающих успешность деятельности.
компетентность - личностно-профессиональная характеристика, реализация компетенций в деятельности, результат профессиональной подготовки.
Анализ ключевых понятий компетентностного подхода и опыта их описания в зарубежных и отечественных исследованиях позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время назрела потребность в системном описании структуры и состава компетенций в программных документах на уровне школьного образования. Если принять за исходное, что компетентность - приобретаемое качество, а компетенция - заданное извне норма, то в школьном образовании уместно говорить об универсальности, по крайней мере, общеучебной (метапредметной) компетентности - умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, ибо она характеризует основной вид деятельности школьников - учебную.
2. Компетентностный подход к проектированию образовательного процесса и развитие ключевых компетенций будут способствовать преемственности образования. Уровневый характер формирования содержания обучения на основе принципа цикличности обеспечит готовность к продолжению образования.
3. Компетентность представляет собой результат профессиональной подготовки, актуальное проявление, реализацию компетенций в определенной сфере. Каждая образовательная область (а затем и предмет) нуждаются в конкретизации целевых предметных компетенций, отражающих специфику содержания и ведущих видов деятельности субъектов образовательного процесса.
4. Предметный учебник должен стать средством формирования ключевых и предметных компетенций, планомерно развивать соответствующие умения и демонстрировать способы решения наиболее значимых задач, готовить обучающихся к самостоятельной творческой и поисково-познавательной деятельности. Перечень компетенций должен стать ориентиром для авторов учебников и учебных программ в области целеполагания, отбора содержания и организации его усвоения, контроля результатов учебной деятельности.
5. Образовательная цель должна носить двуединый характер: формирование компетентности в той или иной сфере общественной деятельности посредством развития ключевых и предметных компетенций. Основанный на компетентности (а не на компетенции) подход характеризуется усилением как собственно прагматической, так и гуманистической направленности образовательного процесса. Реализация компетенций, имеющих инструментальное, операциональное начало, на основе ценностно-смыслового содержания и личностно значимых действий обеспечат в дальнейшем развитие компетентности.
Библиографический список
1. АдольфВ.А., СтепановаИ.Ю. Профессиональное становление педагога: компетентностный подход // Профессиональное становление педагога в ходе реализации проектов модернизации образования: Сборник материалов региональной научно-практической конференции / Под ред. Гуртовенко Г.А., Ильиной Н.Ф. Красноярск, 2008. С. 13-16.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10.
4. Камалеева А.Р., Григорьева Э.Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2009 г. № 4(14). С. 59-65.
5. Махмутова Л.Г. Учебник как средство формирования предметных образовательных компетенций младшего школьника: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 240 с.
6. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11-17.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, 2011. 342 с.
8. Профессиональный стандарт педагога. Проект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ийр://минобрнауки.рф/докумен-ты/3071 свободный. (дата обращения: 21.04.2013)
9. Рыбакова А. А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 61. С. 51-57.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ийр://минобрнауки.рф/докумен-ты/2365, свободный. (дата обращения: 25.01.2013).
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный. (дата обращения 25.04.2013).
12. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. - 12 декабря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный. (дата обращения 25.04.13)
13. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие - 9-е изд., исправленное и дополненное. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. 144 с.
14. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strasbоurg, 1997. 67 р.
15. Key competences for lifelong learning. European Reference Framework. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2007. 12 p.
References
1. Adolf V. A., Stepanova, I.YU. Professional development of the teacher: the competence approach // Professional development of the teacher in the course of implementation of projects of modernization of education: Collection of materials of regional scientifical-practical conference / Ed. Gurtovenko G.A., Il'ina N.F. Krasnoyarsk, 2008. Pp. 13-16.
2. Zimnaya I.A. Key competences as a effectively target basis of competence approach in education. Author's version. M: Research center of problems of quality of specialists' training, 2004. 42 p.
3. Zimnaya I.A. Competence and competence in the context of the competence approach in education // Foreign languages at school. 2012. № 6. Pp. 2-10.
4. Kamaleyeva A.R., Grigorieva E.R. Competence as a result of the educational process// Education and self-development. 2009, № 4(14). Py. 59-65.
5. MakhmutovaL.G. Textbook as a means of forming the subject of educational competencies of primary school children: Diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Orenburg, 2007. 240 p.
6. Mil'rudR.P., Karamnov A.S. Competence of teachers of foreign languages // Foreign languages at school. 2012. № 1. Pp. 11-17.
7. Exemplary basic educational program of the eductional institution. Basic school / [comp. E. C. Savinov]. M : Education, 2011. 342 p.
8. Professional standard of the teacher. Project. [Electronic resource]. Mode of access: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHTBi/3071 free. (date of access: 21.04.2013)
9. Rybakovа A. A. The essence of the concepts of «competence» and «competency»: from the quantitative measurement of the qualitative content of the ' / / Bulletin of the Stavropol state University. 2009. № 61. Pp. 51-57.
10. Federal state educational standard of secondary (complete) General education. (approved by the order of Ministry of education of Russia № 413 on 17 may 2012) [Electronic resource]. Mode of access: http://MHHo6pHayKn.p$/goKyMeHTti/2365 free. (date of access: 25.01.2013).
11. KhutorskoyA.V. Core competencies and educational standards // Internet-journal «Eidos». - 2002. - 23 April. [Electronic resource]. Mode of access: http://eidos.ru/journal/2002/0423 .htm free. (reference date 25.04.2013).
12. Khutorskoy A.V. Technology of designing of key and subject-specific competences // Internet-journal «Eidos». - 2005. - 12 December. [Electronic resource]. Mode of access: http://eidos.ru/journal/2005/1212 .htm free. (reference date 25.04.13)
13. «Education for the future»: Textbook. Manual, 9th edition, revised and expanded. M.: Internet-University of Information Technologies, 2007.144 p.
14. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strasbourg, 1997. 67 p.
15. Key competences for lifelong learning. European Reference Framework. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2007. 12 p.