ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
Т.С. Яковлева
Кафедра русского языка № 3 Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье дается сравнительная характеристика ключевых для современного образования понятий «образовательная компетенция» и «образовательная компетентность». Представлены основные классификации компетенций и компетентностей.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательная компетентность, образовательная компетенция, ключевые компетенции, метадеятельность, группы компетентности.
Исследования в области компетенции в последние годы привели к выделению компетентностного подхода, который наряду с личностно-деятельностным и социокультурным подходами привлекает все большее внимание при методологическом обосновании теории и практики обучения языку и другим дисциплинам.
Компетентностный подход базируется на четырех основаниях, которые в отчете для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» рассматриваются в качестве базисных для образования человека в течение всей его жизни, синтезируя перечисленные выше базовые компетенции:
— «учиться знать» — человек ежедневно конструирует свое собственное знание, опираясь на личный опыт и помощь других людей;
— «учиться делать» — прилагает усилия по практическому применению приобретенных знаний, навыков, умений;
— «учиться жить вместе» — реализует свой опыт в направлении отказа от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;
— «учиться быть» — реализует умения развивать свой потенциал, необходимый индивиду.
Модернизация образования как социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования, требует от современной школы не только формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков. Современная действительность требует введения новой единицы измерения образованности человека, так как знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования. Под качеством образования мы понимаем его соответствие современным социокультурным условиям и требованиям.
В педагогическом контексте возможно употребление специальной терминологической конструкции «образовательная компетенция». Образовательная компетенция определяет уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Качественное освоение определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника.
Так, С.Е. Шишов выделяет компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности; в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия); в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени).
Компетенции позволяют изучать (уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением, извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их); искать (запрашивать различные базы данных, консультироваться у экспертов, получать и обрабатывать информацию); думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссии и формировать свое мнение, оценивать); приниматься за дело (включаться в проект; нести ответственность; уметь организовать свою работу); адаптироваться (уметь использовать новые технологии и коммуникации, находить новое решение).
Н. Коряковцева в книге «Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык» выделяет учебную компетенцию (способность учащихся непосредственно управлять своей учебной деятельностью от постановки цели) учебной задачи, выбора способов до контроля и оценки полученного результата ключевым компонентом ее продуктивности.
Следовательно, учащийся должен уметь:
— владеть стратегиями и приемами учебной деятельности (общими и специфическими);
— отслеживать и контролировать результат решения учебной задачи;
— давать оценку решения учебной задачи с точки зрения адекватности и эффективности стратегии и приемов учебной деятельности;
— вносить определенную коррекцию в результат решения учебной задачи или в последующую аналогичную деятельность;
— осознавать критерии и самостоятельно оценивать свой уровень.
Перечисленные умения в целом показывают общую метадеятельность, три основные группы компетентностей, содержащие в сумме десять основных компетенций:
1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:
— компетенции здоровьесбережения, что включает в себя знание и соблюдение норм здорового образа жизни, свобода и ответственность выбора образа жизни;
— компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
— компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;
— компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
— компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;
2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сфер:
— компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
— компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;
3) компетенции, относящиеся к деятельности человека:
— компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
— компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
— компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации и т.д.
В области овладения языком и культурой, в том числе и неродной, особое значение имеют компетенции в общении, относящиеся к взаимодействию человека и социальной сферы: порождение и восприятие текста (устное и письменное), знание этикета, бизнес-языка, соблюдение традиций, кросскультурное и иноязычное общение.
Надо отметить, что в достаточно большом количестве существующих определений компетенции можно найти общие элементы, которые сводятся к следующим интерпретациям:
— предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен;
— базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;
— некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем выявляются в деятельности;
— интегративная совокупность характеристик (знания, умения, навыки, способности, мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающая выполнение профессиональной деятельности на высоком уровне и достижение определенного результата;
— способность установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы;
— открытая система процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающая взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются в профессиональной деятельности;
— интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;
— идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены (И.А. Зимняя, Э. Зеер, Э. Сыманюк, Д.И. Иванова, К.Р. Митрофанов, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, Н.Л. Московская, В.Д. Шадриков, А. Шилова, Т.М. Пермякова и др.).
В противовес компетенции компетентность трактуется таким образом:
— владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо;
— комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций;
— наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности;
— уровень образованности специалиста, достаточный для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции;
— соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, высшая степень готовности;
— психосоциальное качество, означающее силу и уверенность;
— владение определенными знаниями, профессиональность (Г.К. Борозенец; В.А. Демин, Э. Зеер, Э. Сыманюк, Д.И. Иванова, К.Р. Митрофанов, О.В. Соколова, Р.П. Мильруд, Н.Л. Московская, Н.С. Сахарова, В.Д. Шадриков).
Итак, образовательная компетентность — это не простая сумма знаний, умений и навыков, а понятие несколько иного смыслового ряда. Образовательная компетентность — это личностная характеристика, совокупность интериори-зированных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России: Монография . — М.: ИТПиМОВО РАО, 1993. — 160 с.
[2] Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.
[3] Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
[4] Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник Оренбургского государственного университета. — 1999. — № 3. — С. 51—58.
[5] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.
LITERATURA
[1] Gershunskij B.S. Filosofsko-metodologicheskie osnovanija strategii razvitija obrazovanija v Rossii: monografija. — M.: ITPiMOVO RAO, 1993. — 160 p.
[2] Zimnyaja I.A. Kluchevie kompetentsii — novaja paradigm rezul'tata obrazovanija // Visshee obrazovanie segodn'a. — 2003. — № 5. — C. 34—42.
[3] Markova A.K. Psihologija truda ychitel'a. — M.: Prosvesh'enije, 1993. — 192 p.
[4] Sakharova N.S. Kategorii "kompetentnost'" i "kompetentsija" v sovremennoj obrazovatel'noj paradigm // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. — 1999. — № 3. — C. 51—58.
[5] Khutorskoj A.V. Kluchevie kompetentsii kak component lichnostno-orientirovannoj paradigm // Narodnoe obrazovanie. — 2003. — № 2. — C. 58—64.
THE RELATION OF EDUCATIONAL COMP-ERRORS» AND «EDUCATIONAL COMPETENCE»
T.S. Yakovleva
Russian language department № 3 Faculty of the Russian Language and general subjects Faculty of re-training of Russian as a foreign language Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article gives a comparative description key for modern education concepts «educational competence, and educational competence». The basic classifications of competences and competencies are shown.
Key words: competence approach, educational comp-tecnost, educational competence, key competencies, metadee-activity, and group competence.