УДК 378
Юрловская Иллона Александровна
ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Россия, Владикавказ1 Доцент кафедры общей и социальной педагогики Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов педагогического вуза на основе применения кейс-метода
Аннотация. В статье говорится о том, что результатом обучения студентов-бакалавров при переходе на двухуровневую систему образования является формирование у выпускника высшей школы ряда компетенций. В публикации дается определение понятий «компетентность» и «компетенция». Многообразие подходов к дефиниции данных терминов создает обусловленные проблемы для их постижения и осмысления содержания самого компетентностного подхода. В статье говориться о том, что в отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит период адаптации к российской образовательной системе. Компетентностный подход требует применения новых методик не только образования, но и оценивания результатов освоения любой дисциплины. Предложена интерактивная методика оценки знаний, умений и компетенций студента на основе использования кейс-технологии. Применение кейс-технологии для оценки сформированных компетенций дает возможность проводить как обучение, так и оценку знаний по единой методике. Предложенный метод можно использовать на этапе текущего, промежуточного и итогового контроля при изучении любой дисциплины, основанной на ситуационном анализе предметной области. Кейс метод содействует более совершенному усвоению учебного материала
Ключевые слова: «интерактивная методика», «компетентность» и «компетенция», «профессиональной компетентности», «компетентностный подход», «кейс-технологии», «ключевые компетенции».
Идентификационный номер статьи в журнале 60РУЫ314
1 362021, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Цаликова 7, кв. 6.
«Мы отказались не от знания как культурного «предмета», а от одной формы знаний (знания «на всякий случай», то есть сведения).
Б. Д. Эльконин
Развитие цивилизации, как высший уровень культурного развития человечества, диктует необходимость периодической модернизации образования и, как последствие, — модификацию его ценностного содержания. Несовместимость ценностей рыночных отношений (индивидуализм, конкуренция, результативность) с традиционными пристрастиями педагогического сообщества привела к тому, что образование «раскололось». Разнообразие ценностей привело к рассогласованности системы взглядов, и, как результат, эти процессы глубоко раскололи личность. Глубинное основание кризиса системы образования составляет тотальное отчуждение личности ребенка от плодов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивидов и форм осуществления учебной деятельности, а в результате отчуждение образования от саморазвития.
Очертания информационной цивилизации вырабатывают принципиально иную систему ценностей. В центре ее - без затруднений самореализующийся индивид, способный к эластичной перемене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации положительного типа и принципа социальной ответственности. Ядро последней структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция. [5]
Компетентностный подход стал следствием новейших требований, предъявляемых к качеству образования. В его основании заложено понятия «компетенция» , «компетентность». Многообразие подходов к дефиниции данных терминов создает обусловленные проблемы для их постижения и осмысления содержания самого компетентностного подхода.
В научно-исследовательской сфере данные понятия либо отождествляются (Л.Н.Болотов, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются [2]. Детально эта проблема рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет образованный на компетенции подход, подчеркивающий «практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», которое содержит именно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования» [4, с. 152]. Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова интерпретирует слово «компетентность» как «осведомленность, авторитетность», познание в какой-либо области, а «компетенция» рассматривает как « круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)» [9]. И.А. Цецорин анализирует компетентность как комплекс «освоенных личностью» компетенций». Более детальное толкование этих терминов дает А.В. Хуторской: «Компетенция содержит систему взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание индивидом соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [10]. Таким образом, быть обладателем компетентностью означает владеть определенными знаниями, определенной характеристикой, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией -- значит владеть обусловленными возможностями в какой-либо круге.
В отечественном образовании компетентностный подход в данное время проходит период приспособления к российской образовательной системе.
Понятия - «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получали распространение относительно недавно в связи с дискуссиями о вопросах и путях модернизации российского образования. Идеи компетентностного подхода, как принципа образования, подвергали рассмотрению в трудах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А.Болотова, И.А.Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е.Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г.Татура, И.Д.Фрумина, А.В.Хуторского, О. В. Чураковой, М.А. Чошанова, П.Г.Щедровицкого и др. Однако, терминологический аппарат, охарактеризовавший смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах (см рисунок 1) [1].
Принципы компетентностного подхода в образовании. □ С
*
я
й
Й
СО
о
к в о
о я X
о о V
X й о РЗ о а
б гъ X
2 Й м м
со со о X
О о о «и
со а- X хг
еч Я о
к к § Й о
я 0> Й Ч 1
ЕГ 1= — о
х о а 55 О
О со сь X
ю X
0 к 1 к Й о ьч о >> о 0> 3 X е <и &ч о н о о с «и
X н о
й 3 й о
со 2 со о
к о я-
X о хг й т >> ю СО — О. ю о о X
О о о со
О
О
X
нЗ
п
X-
15
5 О
5 £
I— о
6 ч
о о
^ п о °
-0-
си О
= 3
СО й 22 & ё о н о о
а
я
я
£
со
ю
о
о
к
го
Й
С-
е
о
ю
о
о
о
со
о
X
о
о
Й
X
«
0 X
X
1 £
¡^1
к
г
а
СП
-
Он
со
«
о
н
а>
Й
У
2
Й
го
с*
г
х
й
д
о
ю
о
1=;
о
О
е
й
а
о
о
X
£ о п
н X
СЯ? со
о н X
о о 3
л
Й о
о '&
н о %
о о X ю о о 3 1
о со й
X о*
X аз
3
§
о 1)
й
э; ю о
ю &
о X
« 5 о 2
О 3 О х
н 3
с « й 5 *
03 <—т
Й Э н °
О и
4 >к Н 3 С э - з
5 а
И о ЕЗ а,
в 5 О Н
Я С Я ™
Ю га ° В
К м
ж и га ¡г м £
6 у
и и ч Й о С'1
§ § 8 *8 £ I
О е О- X
сп
со нч
О X
а К
0 -
Он 3
N х
1 В
>к
Рис. 1. Принципы компетентностного подхода в образовании
Сегодня задача высшей школы - не только развить функциональные компетенции обучающихся, но и сформировать у них такие качества и способности, которые санкционируют им предначертать свою образовательную траекторию. Речь идет, на наш взгляд, не столько о передаче «секретов» от преподаватели к студенту, сколько об оценке всевозможных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. Собственно поэтому все больше педагогов всевозможных предметов применяют педагогический потенциал, который содержит в себе кейс-метод. Он обучает разрешать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где появляется шанс проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, использовать на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение
Принято считать, что техника кейс-метода была основано в начале 20-х годов прошлого столетия в Гарвардской бизнес-школе. Впрочем, основные принципы этой
методики заложены в глубокой древности. Одним из первых кейсологов был Сократ, который много лет назад понял, что знание, приобретенное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт личного мышления. Задачу преподавателя он видел в том, чтобы помочь своим слушателям автономно «родить» знания, которые в каком-то смысле уже содержатся в их головах, как ребёнок во чреве матери. Тысячелетия спустя применение метода, предком которого был Сократ, нарекут ментальным переломом в образовании и имя ему будет метод кейс-стади.
Метод кейс-стади - это метод активного обучения на основе действительных ситуаций, этот метод сконцентрирован не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на созревание общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающихся и преподавателей. Кейс - это незначительное литературное произведение, позволяющее не только приобрести информацию, но и окунуться в атмосферу проистекающего. Это помогает студентам показать себя в действительной жизненной ситуации, а не элементарно решать трудную задачу.
Проблема введения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является чрезвычайно актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
• первая выливается из общей устремленности формирования образования, его ориентации не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на развитие профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
• вторая выливается из формирования требований к качеству профессионала, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, обязан иметь также способностью наилучшего поведения в различных ситуациях, выделяться системностью и эффективностью действий в ситуациях кризиса.
Ученые относят метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения, так как данный метод имеет сильные стороны, к которым можно отнеси:
использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;
возможность работы в группах на едином проблемном поле;
вероятность получения бакалаврами не только знания, но и глубокое осознание теоретических концепций;
использование принципов проблемного обучения; потенциал создания новых моделей деятельности;
выработки навыков простейшего обобщения информации. [8].
Кейсы можно применять на разных ступенях обучения и для разнообразных целей. Употребление данного прием в в процессе обучения основывается на двух методах: открытая дискуссия и индивидуальный или групповой опрос. В ходе опроса, студенты вырабатывают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного Кейса, свои решения и рекомендации. Предоставленный метод формирует у студентов коммуникативные навыки, учит их чётко выражать свои мысли [8].
Кейсы используют и при проверке результатов обучения на экзаменах. Кейс-экзамен проводится с предварительной подготовкой или без предварительной подготовкой.
Кейс метод способствует более безупречному усвоению учебного материала. Метод анализа ситуаций, в наше время становится одним из доминирующих при подготовке будущих педагогов, так как позволяет активизировать разнообразные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт студентов, их способность раскрывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказывать свою.
Кейс обучение-анализ ситуаций, дающий почву для творчества преподавателя, формирует чувство нужности социуму и самоценности. Каждый педагог, который немного соприкасался с этим приемом, уже не будет преподавать по старому, не возвратится к традиционному обучению, ибо произойдет обновление мироощущения интеллекта и ценностей преподавателя.
Case study -как активный метод обучения развивает у студентов особенное качество -свободу суждений, решений от какого либо мнения, критический подход к ситуациям и методическим рекомендациям в практической деятельности. Воспитывает также немаловажное качество - гибкость мышления.
Кейс-метод требует подготовленности студентов, присутствия у них навыков самостоятельной работы, а вот неподготовленность бакалавров, малоразвитость их мотивации может ввергнуть к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод на занятиях рекомендуется использовать на старших курсах, т.к. необходим определённый запас знаний по специальности. Кроме того, будучи сложным и результативным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно удачно лишь только в соединении с иными методами обучения, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания предмета.
Подводя итог всему выше сказанному, следует еще раз обозначить, что метод сase study дает бедующим учителям великолепный потенциал творчески использовать изученный материал на базе имеющихся профессиональных знаний и санкционирует студентам адаптироваться к реальным и потенциальным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность выразить инициативу, испытать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что разбор ситуаций достаточно интенсивно воздействует на профессионализацию студентов, содействует их взрослению, формирует круг интересов и позитивную мотивацию к учебе [11].
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.
2. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.
3. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. - 2008. - №8. - С. 12-16.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. Авторская версия . - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 101 с
6. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой- Томск - 2003. - C. 56.
7. Камалеева А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С. 6-18.
8. Кокоева Н.В., Юрловская И.А., Джаганян А.Г. Инновационные технологии в подготовке будущих специалистов. Монография. Германия Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing^a
9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
11. Юрловская И.А. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе.// Вектор науки ТГУ". Серия: педагогика, психология.-. № 3 (14), 2013.-. С.113-115.
Рецензент: Джаганян Анна Герасимовна - к.п.н., доцент кафедры дефектологического образования Северо-Осетинского государственного педагогического института.
Yurlovsky Illona
North Ossetion State Pedagogical Institute Russia, Vladikavkaz E-Mail: [email protected]
Implementation of a competence approach in the process of training of students of pedagogical universities on the basis of application of the case method
Abstract. The article says that the result of training of bachelors in the transition to two-level system of education is the forming of a high school graduate of a number of competencies. The publication gives a definition of the terms «competence» and «competency». The diversity of approaches to the definition of these terms creates caused problems for their insight and comprehension of the content of the competence approach. In article it is mentioned that in the Patriotic education of the competence-based approach is currently undergoing a period of adaptation to the Russian educational system. Competence-based approach requires the use of new techniques not only education, but also the assessment of the results of development of any discipline. Offers interactive methods of assessment of knowledge, skills and competencies of students through the use of case-technologies. The use of case-technologies for assessment formed competencies enables both training and assessment of knowledge by the same methodology. The proposed method can be used at the stage of intermediate and final control in the study of any discipline, based on the situational analysis of the subject area. The case method promotes better learning
Keywords: «interactive methods», «competence» and «competency», «professional competence», «competence approach, case-technologies», «key competences».
Identification number of article 60PVN314
REFERENCES
1. Bershadskij M.E. Konsul'tacii: celepolaganie i kompetentnostnyj podhod v uchebnom processe // Pedagogicheskie tehnologii. - 2009. - №4. - S. 89-94.
2. Bocharnikova M.A. Kompetentnostnyj podhod: istorija, soderzhanie, problemy realizacii // Nachal'naja shkola. - 2009. - №3. - S. 86-92.
3. Zemskova A.S. Ispol'zovanie kejs-metoda v obrazovatel'nom processe // Sovet rektorov. - 2008. - №8. - S. 12-16.
4. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova
kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija . - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
5. Ivanov D. A., Mitrofanov K. G., Sokolova O. V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponjatija, instrumentarij. Uchebno-metodicheskoe posobie. -Omsk: Izd-vo OmGPU, 2003. - 101 s
6. Izmenenija v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah: opyt issledovanija metodom kejs-stadii. / Pod redakciej G.N. Prozumentovoj- Tomsk - 2003. - C. 56.
7. Kamaleeva A.R. Kompetentnost' kak rezul'tat obrazovatel'nogo processa // Nauka i
praktika vospitanija i dopolnitel'nogo obrazovanija. - 2009. - №5. - S. 6-18.
8. Kokoeva N.V., Jurlovskaja I.A., Dzhaganjan A.G. Innovacionnye tehnologii v
podgotovke budushhih specialistov. Monografija. Germanija Izdatel'stvo:LAP LAMBERT Academic Publishing-76s.
9. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: V 4 t. / Pod redakciej D.N. Ushakova. M., 1935-
1940.
10. Hutorskoj, A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija / A.V. Hutorskoj // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - S. 58-64.
11. Jurlovskaja I.A. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii kak sredstvo povyshenija kachestva obuchenija v sovremennom vuze.// Vektor nauki TGU". Serija: pedagogika, psihologija.-. № 3 (14), 2013.-. S.113-115.