Научная статья на тему 'Возможности использования кейс-технологии в преподавании дисциплин по направлению подготовки "Управление персоналом"'

Возможности использования кейс-технологии в преподавании дисциплин по направлению подготовки "Управление персоналом" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОНТЕКСТНО-СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-ИЗМЕРИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Л. Л., Кольев А. А.

В статье рассматриваются вопросы применения кейс-технологии в рамках контекстно-ситуационного обучения в процессе преподавания дисциплин по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом, анализируются преимущества применения кейс-метода с точки зрения компетентностного подхода, обозначаются проблемы и подходы к разработке критериев оценки решения кейса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of using case technology in teaching training discipline "Personnel Management"

The article deals with the application of case technology within the bounds of the context-situational learning in the process of teaching training disciplines 38.03.03 Personnel Management, analyzes the advantages of case-method applying from the point of view of the competence approach, identifies problems and approaches to the development of criteria for evaluating the case decision.

Текст научной работы на тему «Возможности использования кейс-технологии в преподавании дисциплин по направлению подготовки "Управление персоналом"»

УДК 378.147:343.8

Возможности использования кейс-технологии в преподавании дисциплин по направлению подготовки «Управление персоналом»

Л. Л. МАЛКОВА - доцент кафедры управления экономической деятельностью и организации производства в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат экономических наук, доцент;

А. А. КОЛЬЕВ - доцент кафедры управления экономической деятельностью и организации производства в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат экономических наук, доцент

В статье рассматриваются вопросы применения кейс-технологии в рамках контекстно-ситуационного обучения в процессе преподавания дисциплин по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом, анализируются преимущества применения кейс-метода с точки зрения компетентностного подхода, обозначаются проблемы и подходы к разработке критериев оценки решения кейса.

Ключевые слова: образовательная технология; контекстно-ситуационное обучение; кейс-технологии; профессиональные компетенции; кейс-метод; кейс-измерители.

Possibilities of using case technology in teaching training discipline «Personnel Management»

L. L. MALKOVA - Associate Professor of the Department of Economic Management and Production Organization in the Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Ph.D. in Economics, Associate Professor;

A. A. KOLYEV - Associate Professor of the Department of Economic Management and Production Organization in the Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Ph.D. in Economics, Associate Professor

The article deals with the application of case technology within the bounds of the context-situational learning in the process of teaching training disciplines 38.03.03 Personnel Management, analyzes the advantages of case-method applying from the point of view of the competence approach, identifies problems and approaches to the development of criteria for evaluating the case decision.

Key words: educational technology; context-situational learning; case technology; professional competencies; case method; case-measuring instruments.

В настоящее время термин «технология» активно используется в педагогической литературе. Понятие было заимствовано педагогикой из промышленности и предусматривает процесс практического взаимодействия обучаемого и обучающего с четким целеполаганием, систематизацией и алгоритмизацией приемов обучения1. Следует отметить разнообразие подходов к определению образовательных технологий, однако одним из отличительных признаков на современном этапе является их инновационный характер.

Требования времени побуждают профессорско-преподавательский состав к совершенствованию форм и методов преподавания в высшей школе. Анализ научной литературы показал, что концептуальной основой современных образовательных технологий выступает, наряду с другими теориями, теория контекстно-ситуационного обучения2.

Основной единицей взаимодействия преподавателя и студента в контекстном обучении становится ситуация, в результате анализа и разрешения которой происходят не только активизация и развитие мыслительных способностей, но и формирование профессионально важных качеств будущего специалиста. Одной из наиболее важных характеристик современного человека, в том числе будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы, является активная познавательная деятельность, желание и умение приобретать знания самостоятельно, находить нестандартные решения3. Не-

обходим поиск и применение таких технологий, форм и методов обучения, которые бы позволяли курсантам включаться в изучаемую конкретную управленческую ситуацию, прибегать к активным преобразующим действиям4.

Наиболее эффективно подход контекстно-ситуационного обучения реализуется с помощью кейс-технологии. Актуальность использования кейс-технологий в процессе преподавания дисциплин по направлению подготовки «Управление персоналом» обусловлена прежде всего тем, что специалисту в области кадровой работы очень важно уметь принимать эффективные управленческие решения, касающиеся развития карьеры сотрудников, организации профессионального обучения, мотивации и стимулирования труда коллектива и т. д. Использование данной педагогической технологии позволяет увидеть в процессе анализа вариативность решения управленческих проблем в реальной жизни, научиться находить наиболее рациональные решения. Преподаватель должен научить обучающихся рассуждать, дискутировать и предполагать возможные отрицательные последствия принятия необдуманных решений, но не давать свои «правильные» варианты. При этом педагог должен побуждать курсантов опираться не на обыденное, а на научное мышление.

Использование кейс-технологии объясняется также необходимостью реализации компетентностного подхода в процессе обучения. Компетентный специалист должен

быть способен мобилизовать в определенной ситуации знания и опыт, полученные в процессе обучения в образовательной организации. Формированию необходимых компетенций будет способствовать использование метода конкретных ситуаций.

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) - это неигровой имитационный активный метод обучения, а именно метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Другими словами кейс-метод - техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них5.

Метод анализа конкретных учебных ситуаций (case-study) - это метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:

- выявление, отбор и решение проблем;

- работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации;

- анализ и синтез информации и аргументов;

- работа с предположениями и заключениями;

- оценка альтернатив;

- принятие решений;

- слушание и понимание других людей (навыки групповой работы)6.

Основные цели обучения при помощи кейс-метода:

1) уметь принять конкретное решение и аргументировать его, применив свои знания к конкретной ситуации;

2) показать способность мыслить логически, ясно и последовательно;

3) уметь представить анализ в убедительной и обоснованной форме;

4) уметь выделять и оценивать основные проблемы, относящиеся к ситуации;

5) уметь применить аналитическое мышление и количественный анализ;

6) уметь выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая компетентность и разносторонность знаний7.

Кейс-измерители включают специальные проблемные задачи, в которых курсантам предлагается осмыслить реальную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс профессиональных компетенций.

Например, процесс изучения дисциплины «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» в ВИПЭ ФСИН России направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом:

- знание принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе оплаты труда), порядка применения дисциплинарных взысканий; владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умение применять их на практике (ПК-8);

- способность применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации (ПК-24).

Формирование данных компетенций у курсантов с использованием метода case-study целесообразно при проведении практических занятий по дисциплине. В начале такого занятия преподаватель предлагает курсантам кейсы для изучения по тематике предмета. Затем обучающиеся в малых группах предлагают свои варианты их решения. В ходе разбора ситуаций курсанты учатся действовать в «команде», проводить анализ и делать выводы. Далее происходит коллективное обсуждение решений проблемных ситуаций. В итоге осуществляется совместная с преподавателем оценка предложенных алгоритмов и выбирается лучший в контексте поставленной проблемы.

Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели их использования в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий курсантам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает курсантам приобрести широкий набор разнообразных навыков. У задач, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и альтернативных путей. Конкретное содержание кейсов конструируется с учетом педагогических характеристик обучающихся, уровня их подготовки (например, до или после прохождения производственной практики, изучения специальных дисциплин и т. п.).

Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством метода сase-study. При этом предлагаются различные требования к оце-

ниванию ситуаций: объективность, обоснованность, систематичность, всесторонность и оптимальность8.

Представляется целесообразным использовать следующие критерии оценки решения кейса, предложенные Н. С. Скура-товской:

1. Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме).

2. Оригинальность подхода (новаторство, креативность).

3. Применимость решения на практике.

4. Глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения)9.

Оценка полученных решений кейса по каждому критерию выставляется по пятибалльной системе. Каждому критерию придается определенное весовое значение (см. табл. 1).

Таблица 1

Примерные виды критериев и их вес при оценке решений кейса

Критерий Вес критерия

1. Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам 0,2

2. Оригинальность подхода 0,2

3. Применимость решения на практике 0,3

4. Глубина проработки проблемы 0,3

Сумма весовых значений по всем критериям должна быть равна единице. Равнозначным критериям придается одинаковый вес. Далее происходит умножение оценок на соответствующие коэффициенты и получение взвешенной оценки (см. табл. 2).

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Комарова Э. П. Педагогические инновационные технологии в образовательной среде вуза // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. материалов открытой науч.-практ. конф. Воронеж, 2010. С. 462.

2 См.: Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

3 См.: Брызгалова И. В. Условия активизации познавательной деятельности курсантов в процессе обучения в вузах ФСИН России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 49-51.

4 См.: Коновалова Н. А. Активизация учебной деятельности курсантов в социальном образовании ведомственного вуза // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 4 (167). С. 19-23.

5 См.: Моисеева Н. К. Международный маркетинг и бизнес : учеб. пособие. М., 2013. С. 178.

6 Пример применения интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и

Таблица 2 Пример расчета взвешенной оценки по всем критериям

Критерий Оценка Вес критерия Расчет

1. Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам 4 0,2 4x0,2=0,8

2. Оригинальность подхода 5 0,2 5x0,2=1,0

3. Применимость решения на практике 4 0,3 4x0,3=1,2

4. Глубина проработки проблемы 3 0,3 3x0,3=0,9

Взвешенная оценка 3,9

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если взвешенная оценка составила 4,5 балла и более (компетенция сформирована на повышенном уровне);

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если взвешенная оценка составила 3,5-4,4 балла (компетенция сформирована на среднем уровне);

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если взвешенная оценка составила 2,5-3,4 балла (компетенция сформирована на базовом уровне);

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если взвешенная оценка составила менее 2,5 балла (компетенция не сформирована).

Применение интерактивного метода case-study будет способствовать повышению эффективности обучения курсантов и качественному формированию у них необходимых профессиональных компетенций.

1 Sm.: Komarova Je. P. Pedagogicheskie innovacionnye tehnologii v obrazovatel'noj srede vuza // Aktual'nye problemy dejatel'nosti podrazdelenij UIS : sb. materialov otkrytoj nauch.-prakt. konf. Voronezh, 2010. S. 462.

2 Sm.: Verbickij A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. M., 1991.

3 Sm.: Bryzgalova I. V. Uslovija aktivizacii poznavatel'noj dejatel'nosti kursantov v processe obuchenija v vuzah FSIN Rossii // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva. 2017. № 2 (40). S. 49-51.

4 Sm.: Konovalova N. A. Aktivizacija uchebnoj dejatel'nosti kursantov v social'nom obrazovanii vedomstvennogo vuza // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2016. № 4 (167). S. 19-23.

5 Sm.: Moiseeva N. K. Mezhdunarodnyj marketing i biznes : ucheb. posobie. M., 2013. S. 178.

6 Primer primenenija interaktivnyh metodov obuchenija pri izuchenii discipliny «Metrologija, standartizacija i sertifikacija» // Aktual'nye napravlenija nauchnyh issledovanij XXI veka: teorija

сертификация» // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика / Ж. И. Богатырева и др. 2015. Т. 3. № 8-4 (19-4). С. 425-426.

7 См.: Моисеева Н. К. Международный маркетинг и бизнес : учеб. пособие. М., 2013. С. 178.

8 См.: Пример применения интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». С. 425-426.

9 См.: Скуратовская Н. С. Кейс-метод в оценке персонала // Справочник по управлению персоналом. 2005. № 4. С. 94-100.

i praktika / Zh. I. Bogatyreva i dr. 2015. T. 3. № 8-4 (19-4). S. 425-426.

7 Sm.: Moiseeva N. K. Mezhdunarodnyj marketing i biznes : ucheb. posobie. M., 2013. S. 178.

8 Sm.: Primer primenenija interaktivnyh metodov obuchenija pri izuchenii discipliny «Metrologija, standartizacija i sertifikacija». S. 425-426.

9 Sm.: Skuratovskaja N. S. Kejs-metod v ocenke personala // Spravochnik po upravleniju personalom. 2005. № 4. S. 94-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.