Научная статья на тему 'Использование кейс-метода обучения в системе повышения квалификации сотрудников ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний)'

Использование кейс-метода обучения в системе повышения квалификации сотрудников ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-ЗАДАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / СОТРУДНИК ФСИН / CASE / CASE-METHOD / CASE-TASK / STAFF DEVELOPMENT / TRAINING / FPS OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гойнов Иван Владимирович

Статья представляет собой анализ использования кейс-метода в системе повышения квалификации. Обозначено авторское понимание использования кейс-метода в системе повышения квалификации. Выделены требования к кейс-зада-ниям, используемым для сотрудников ФСИН при повышении квалификации. Выявлены профессиональные умения, формируемые при решении кейс-заданий слушателями курсов, являющихся сотрудниками ФСИН. Предложена схема работы с кейсами для слушателей, являющихся сотрудниками ФСИН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING CASE-METHOD OF TRAINING IN THE SYSTEM OF STAFF DEVELOPMENT OF FPS OFFICERS (FEDERAL PENAL SERVICE)

The article analyzes the use of case-method in the system of staff development. The author's understanding of the use of the case-method in the system of staff development is indicated. The requirements for case-studies used for the staff of the Federal Penal Service for improving their qualifications have been singled out. Professional skills formed during solving case-tasks by students officers of the Federal Penal Service are revealed. The scheme of work with cases for students officers of the Federal Penal Service is offered.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода обучения в системе повышения квалификации сотрудников ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний)»

УДК 37.2 ББК 74.40 Г-59

Гойнов Иван Владимирович, соискатель кафедры социальных технологий СевероКавказского федерального университета, г. Ставрополь, преподаватель ФКОУ ВО «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний России», е-mail.kaf.socteh@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФСИН (ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ)

(рецензирована)

Статья представляет собой анализ использования кейс-метода в системе повышения квалификации. Обозначено авторское понимание использования кейс-метода в системе повышения квалификации. Выделены требования к кейс-зада-ниям, используемым для сотрудников ФСИН при повышении квалификации. Выявлены профессиональные умения, формируемые при решении кейс-заданий слушателями курсов, являющихся сотрудниками ФСИН. Предложена схема работы с кейсами для слушателей, являющихся сотрудниками ФСИН.

Ключевые слова: кейс, кейс-метод, кейс-задание, повышение квалификации, обучение, сотрудник ФСИН.

Goynov Ivan Vladimirovich, a competitor of the Department of Social Technologies of the North Caucasus Federal University, Stavropol, a lecturer of FCEI HE "Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia", e-mail: kaf.socteh@yandex.ru

USING CASE-METHOD OF TRAINING IN THE SYSTEM OF STAFF DEVELOPMENT OF FPS OFFICERS (FEDERAL PENAL SERVICE)

(reviewed)

The article analyzes the use of case-method in the system of staff development. The author's understanding of the use of the case-method in the system of staff development is indicated. The requirements for case-studies used for the staff of the Federal Penal Service for improving their qualifications have been singled out. Professional skills formed during solving case-tasks by students -officers of the Federal Penal Service are revealed. The scheme of work with cases for students - officers of the Federal Penal Service is offered.

Key words: case, case-method, case-task, staff development, training, FPS officer.

В настоящее время кейс-метод становится наиболее востребованным в системе повышения квалификации сотрудников различных сфер деятельности, в том числе и сотрудников ФСИН. В развитии профессиональных компетенций сотрудников, использование метода кейсов дает возможность достичь высокого уровня. Потребность в реализации кейс-метода в системе повышения квалификации обусловлена тем, что новые знания усваиваются через призму ситуационных задач, опираясь на базовые профессиональные знания.

Понятие кейс-метод имеет множественное значение. Анализ педагогической литературы (А.М. Деркач, О.Г. Смолянинова, Н.В. Власова, А.М. Долгоруков, А.М. Зобов, Д.А. Махотин, Е.А. Михайлова и др.) дает основание говорить о кейс-задании, как о специально разработанных педагогом ситуационных задачах, на основе фактического материала для формирования определенных знаний и умений обучающихся. Следовательно, непосредственное использование педагогом кейс-заданий в педагогической практике реализует сам кейс-метод.

При реализации кейс-метода активизируются различные профессиональные компетенции слушателей курсов повышения квалификации:

1) профессиональные теоретические знания;

2) практический профессиональный опыт;

3) способности к деловой коммуникации;

4) способности участвовать и вести дискуссию;

5) умения отстаивать свою позицию, доказательно вести диалог. [1, 2]

Кейс-метод позволяет слушателям курсов проявить аналитические и оценочные способности, развивать навыки работы в команде, проявить теоретические знания в практической деятельности. Использование кейс-метода способствует развитию у слушателей способности к поиску различных путей решения профессиональных задач, а также определения наиболее оптимальных их них.

При решении кейс-задач слушателями ФСИН, происходит импровизация какой-либо ситуации в профессиональной сфере, что требует максимального приближения к реальной ситуации и принятию наиболее верного (адекватного) решения. В реальной профессиональной деятельности сотрудники ФСИН часто сталкиваются с различными непредвиденными ситуациями, которые происходят с коллегами, другими сотрудниками, подчиненными, с осужденными. Отметим, что «готовых рецептов» в разрешении сложных профессиональных ситуаций найти трудно, однако, кейс-метод дает возможность «проиграть» и успешно решить возникающие проблемы, которые могут встретиться в профессиональной деятельности сотрудника ФСИН. Деятельность сотрудников ФСИН носит «закрытый» характер, в связи с чем обращение к реальным ситуационным задачам позволяет сотрудникам, слушателям курсов, рассматривать ситуации, возникающие в других подразделениях. Это способствует развитию профессиональных компетенций.

Опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что использование кейс-метода способствует развитию следующих профессиональных умений и навыков:

- аналитические умения: систематизация, анализ, синтез понятий и явлений, классификация данных, логическое мышление и т.п.;

- практические навыки: решение проблемных ситуаций в профессиональной деятельности;

- творческие умения: способность применить творческие способности в решении нестандартных проблемных ситуаций;

- коммуникативные навыки: вести беседу, дискуссию, способность к взаимодействию к микро-коллективу сотрудников, способность отстаивать свою взгляды и способы решения проблемных ситуаций, использовать таблицы, графики и т.п.;

- социальные навыки: способность к самооценке и оценке других людей, способность аргументировано высказывать свою точку зрения, самоконтроль;

- навыки самоанализа: анализ собственных решений и действий и действий других людей. [3]

Система повышения квалификации предполагает, что преподаватель, грамотно направляя

дискуссию, способствует видению новых решений стандартных и нестандартных ситуаций.

Кейс-задания для слушателей курсов, должны быть более ориентированными на практическую деятельность, нежели кейс-задания для студентов вузов.

К разработке кейсов для слушателей курсов ПК предъявляются следующие требования:

- актуальность проблемной ситуации, которая выбирается в качестве обучающей на курсах повышения квалификации;

- наличие в выбранной ситуации неразрешенного вопроса или противоречия;

- должны быть определены временные рамки для проблемной ситуации;

- желательно использование реальных проблемных ситуаций;

- грамотное описание проблемной ситуации. [4]

Кейс-задания могут быть представлены слушателям курсов в виде текста, устно или видеокейс. Объёмы кейсов могут быть разными, как краткими (западноевропейские кейс материалы), так и достаточно большими (американские кейс материалы). Следует помнить, что кейсы больших объёмов (более двух страниц печатного текста) часто вызывают затруднения у слушателей. Их следует решать поэтапно или разбить на несколько более объёмных и логичных элементов. [5]

В практике профессионального образования выделяют следующие типы кейс-заданий: обучающие кейсы, аналитические кейсы, эвристические и исследовательские кейсы.

Обучающие кейсы характеризуются тем, что слушателям предлагается высказать свое мнение по проблеме, а в завершении обсуждения педагог самостоятельно комментирует ответы и обосновывает правильное решение.

В аналитических кейс-заданиях обязательно должны присутствовать 3-4 варианта ответов. Слушатели анализируют каждый из предложенных вариантов ответов и склоняются к одному их них. В результате, слушатели должны обосновать свой выбор.

Решая эвристический кейс, слушатели должны выстроить собственное обоснованное решение поставленной проблемы, опираясь на материалы кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, слушателям приходится дополнять кейс-задание новой информацией. Для решения эвристического кейса допускается поиск и представление любой необходимой информации (текстов, иллюстраций, схем и т.д.).

Исследовательские кейс-задания схожи по своей функциональности с эвристическими кейсами. Слушатели предлагают собственное видение и решение кейс-задания. Для обоснования своей точки зрения, слушатели либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс. [6, 7]

В рамках курсов повышения квалификации чаще используются аналитические, эвристические и исследовательские кейсы, в зависимости от уровня подготовки группы слушателей повышения квалификации.

Потенциал кейс-метода в развитии личностно-профессиональных качеств слушателей ФСИН значительно выше, чем у иных традиционных методов обучения. При решении кейс-задачи слушатели и преподаватели находятся в постоянном взаимодействии, дискутируют друг с другом, принимают сторону другого или отстаивают свою, стараются обосновать свои решения. Применения таких активных методов, как кейс-метод, можно считать основным в совершенствовании профессиональных компетенций слушателей, в том числе и слушателей-сотруд-ников ФСИН.

При реализации кейс-метода можно интегрировать и другие методы активного обучения, например, «мозговой штурм», игровые методы, моделирование, систематизация, метод классификации и др.

При работе с кейс-заданием слушателям курсов повышения квалификации рекомендуется:

- познакомиться с условиями кейс-задания, выделить главное (ключевые моменты), отсечь лишнюю информацию;

- провести всесторонний анализ проблемы, представленной в кейс-зада-нии, сформулировать эту проблему;

- провести поиск дополнительных сведений, необходимых для решения проблемы и отсутствующих в кейсе;

- проводить контроль времени, просматривать еще раз условия кейс-зада-ния (возможно есть упущения);

- распределить задачи для участников группы, решающей кейс-задание: организатор, критик,

эксперт, аналитик, оформитель и др. необходимые при решении данного кейса;

- необходимо проявить себя каждому участнику группы слушателей повышения квалификации;

- фиксировать, желательно письменно, все идеи и решения, возникающие в ходе обсуждения

кейса;

- совместно выработать единое решение, прийти к консенсусу;

- оформить результаты решения кейс-задания в виде презентации, небольшого отчета, доклада и т.п., главное, чтобы это было наглядно, доступно и понятно не только участникам группы, но и другим слушателям;

- полно и доказательно представить результаты работы над кейсом.

Учитывая специфику службы ФСИН, нами определена последовательность работы с кейс-заданиями, которую необходимо учитывать педагогам курсов повышения квалификации. Приступая к работе с первым кейс-заданием, необходимо создать динамику обсуждения проблемы, для этого педагог может предложить слушателям последовательную схему вопросов. Например: 1) изложите, о чем сообщается в ситуации кейс-задания; 2) сформулируйте проблему, возникшую в изложенной ситуации (необходимо сформулировать односложную одну фразу); 3) кто виноват в возникшей ситуации (при совместном обсуждении, необходимо прийти к единому мнению); 4) что делать (предлагаются варианты решения кейс-задания).

Таким образом, нами определено, что использование кейс-метода в системе повышения квалификации является наиболее эффективным средством для формирования новых профессиональных компетенций, развития уже имеющихся умений и навыков слушателей -сотрудников ФСИН. Специфика профессиональной деятельности обуславливает и проблематику кейс-заданий, которые должны отражать наиболее актуальные проблемные ситуации, возникающих при взаимодействии с руководством, с коллегами, с осужденными. Кейс-метод дает возможность «погружения» в проблему для слушателей курсов (сотрудников ФСИН), стимулирует саморазвитие сотрудников, позволяет развиваться аналитическим способностям, профессиональным умениям и навыкам.

Литература:

1. Горовая О.А. Использование активных методов обучения в системе повышения квалификации в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №3(8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo-1

2. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. №1(52). С. 125-131.

3. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, №5. С. 141-145.

4. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 136-137.

5. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Бюро новостей, 2010. 92 с.

6. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения // Сибирский педагогический журнал. 2008. №6. С. 178-189.

7. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development / Vodenko

K.V. [etc] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8, №3. C. 76-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.