Научная статья на тему 'Применение кейс-метода в образовательном процессе'

Применение кейс-метода в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2076
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / TECHNOLOGIES OF THE FORMATION / EDUCATION / CASE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андруник Андрей Петрович, Бибик Алексей Владимирович

В работе описано внедрение и использование новых информационных технологий в профессиональном образовании, использование кейс-технологий в процессе подготовки студентов. Рассмотрены проблемы учёта в обучении возрастных особенностей студентов. Детально разобран порядок формирования кейса: кейс должен быть из реальной практики (служебной деятельности) либо максимально приближен к ней, чёткая формулировка проблемы в виде противоречия между необходимостью каких-либо действий и существующими условиями для их реализации, анализом ситуации, оценки предоставленных средств и возможностей и принятием на этой основе решения. Рассмотрен пример составления кейса по организации работы и введению в эксплуатацию «Лаборатории web-технологий» для проведения занятий по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем управления (АСУ)» в системе комплексной подготовки специалиста АСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андруник Андрей Петрович, Бибик Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of case method in the educational process

In the work described in the introduction and use of new information technologies in vocational training, the use of case-technologies in the process of preparation of students. The problems of accounting in learning age characteristics of students. Thoroughly investigate the procedure of formation of the case: case must be from the actual practice (performance) or as close to it, a clear statement of the problem as a contradiction between the need for any action, and the existing conditions for their implementation, analysis of the situation, evaluations given and the opportunities and taking, on this basis, solutions. An example of preparation of the case for the organization of work and commissioning of «Web Lab-technology» for training on the subject «Design of automated control systems (ACS)» in the system of integrated automation specialist training.

Текст научной работы на тему «Применение кейс-метода в образовательном процессе»

о

<N

LO

Педагогика

m

\o Oi

S УДК 378.14

А. П. Андруник, А. В. Бибик

g АНДРУНИК Андрей Петрович

ем Профессор кафедры гуманитарных и социальных наук

^ Пермского военного института войск национальной гвардии России, доктор педагогических наук

Адрес: Россия, 614112, Пермь, ул. Гремячий Лог, 1 < E-mail: andrunik72@mail.ru

| ANDRUNIK Andrey Petrovich

g Professor of the pulpit of humanities and social sciences at the Perm military institute

^ of national guard troops of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences

и Address: Russia, 614112, Perm, Gremyachy Log str., 1

S E-mail: andrunik72@mail.ru.

К

fy БИБИК Алексей Владимирович

2 Преподаватель кафедры программного обеспечения вычислительной техники

§ и автоматизированных систем Пермского военного института войск национальной гвардии России

^ Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1

E-mail: alex_bibik@mail.ru

BIBIK Alexey Vladimirovich

Teacher of the pulpit of software of the computing machinery and automated systemst the Perm military institute of national guard troops of Russia ^ Address: Russia, 614112, Perm, Gremyachy Log str., 1

g E-mail: alex_bibik@mail.ru

U Применение кейс-метода в образовательном процессе

§ Using of case method in the educational process

о В работе описано внедрение и использование новых информационных технологий в профессиональном образовании,

И использование кейс-технологий в процессе подготовки студентов. Рассмотрены проблемы учёта в обучении возрастных особенностей студентов. Детально разобран порядок формирования кейса: кейс должен быть из реальной практики (служебной деятельности) либо максимально приближен к ней, чёткая формулировка проблемы в виде противоречия между необходимостью каких-либо действий и существующими условиями для их реализации, анализом ситуации, оценки предоставленных средств и возможностей и принятием на этой основе решения. Рассмотрен пример составления кейса по организации работы и введению в эксплуатацию «Лаборатории web-технологий» для проведения занятий по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем управления (АСУ)» в системе комплексной подготовки специалиста АСУ Ключевые слова: технологии образования; обучение, кейс-метод.

In the work described in the introduction and use of new information technologies in vocational training, the use of case-technologies in the process of preparation of students. The problems of accounting in learning age characteristics of students. Thoroughly investigate the procedure of formation of the case: case must be from the actual practice (performance) or as close to it, a clear statement of the problem as a contradiction between the need for any action, and the existing conditions for their implementation, analysis of the situation, evaluations given and the opportunities and taking, on this basis, solutions. An example of preparation of the case for the organization of work and commissioning of «Web Lab-technology» for training on the subject «Design of automated control systems (ACS)» in the system of integrated automation specialist training. Keywords: technologies of the formation; education, case method.

Введение традиционный образовательный процесс. В данном случае

Активная информатизация современного общества это методологические инновации, которые получают всё требует внесения изменений как в процесс общего образо- большее распространение в системе высшей школы [2]. вания, так и в систему образования высшей школы. Объём В педагогической науке не вполне решена проблема

знаний постоянно увеличивается, изменяются требования учёта в обучении возрастных особенностей студентов и к специалистам как узкого, так и широкого специалитета. особенностей ведущей учебно-профессиональной деятель-Сегодня недостаточно, чтобы специалист имел техниче- ности, отсутствуют исследования, посвящённые исполь-ские знания и навыки, качественно и полно применял их зованию специфических для системы профессионального в своей практической профессиональной деятельности. образования методов обучения. Тем не менее новые Фе-Необходимо, чтобы он умел грамотно оперировать полу- деральные государственные образовательные стандарты ченными данными, аналитическими показателями, а главное среднего профессионального образования предусматривают - обладал в высокой степени логическим мышлением, что широкое использование активных, в т.ч. ситуативных мето-позволяло бы ему: дов обучения (кейс-метода).

- решать задачи любого уровня сложности; В методической и педагогической литературе, а также

- столкнувшись с проблемой, которая не имеет в диссертационных исследованиях не рассматривается про-аналогов в его предыдущей деятельности, грамотно и про- блема обучения специальным техническим дисциплинам фессионально с ней справиться; при подготовке специалистов АСУ, хотя внедрение в про- постоянно формировать навыки самообразования изводство новых технологий и технологических решений

и способности к профессиональной переориентации [6]. требует от инженера специализированных знаний и способ-Цели исследования ности использовать эти знания для решения возникающих

В современном образовании активно проходит про- задач. цесс внедрения новых технологий. Таким образом, перед нами стоит задача теоретически

Под данными технологиями понимаются конкретные обосновать и разработать методику формирования профес-стратегии обучения, которые требуют усвоения не только сионально-коммуникативной компетенции у курсантов 3-4-определённых знаний, но и навыков их получения, что х курсов по специальности «Эксплуатация вычислительных предполагает высокую методическую загруженность об- машин, комплексов, систем и сетей специального назначе-разовательного процесса. Можно сказать, что это не вполне ния» путём применения коммуникативно-познавательных

Андруник А. П., Бибик А. В. Применение кейс-метода в образовательном процессе

кейсов как средства реализации контекстного подхода к обучению дисциплин специализации.

Сегодня российское образование характеризуется разработкой и внедрением новых стандартов высшего образования с учётом и на основе компетентностного подхода.

Это означает, что наряду со специфическими специальными знаниями и умениями квалифицированный специалист должен уверенно использовать в своей деятельности всю их совокупность. Кроме того, от него требуется знание стратегии и тактики, которые дополнительно обеспечивают эффективную реализацию его компетентности.

Внедрение кейс-технологий в систему образования несёт в себе следующие положительные моменты:

- данный подход способствует развитию абстрактного мышления;

- даёт возможность применения различных знаний для решения задач, начиная со стандартных, завершая проектированием инноваций.

Методы исследования

Кейс-метод - это техника обучения, использующая описание социальных либо технических (технологических) ситуаций (от англ. case - «случай»).

Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Кейс-технологии - это вариант интерактивной технологии обучения на основе реальных или смоделированных («кабинетных кейсов») ситуаций, направленных не только на освоение нового материала, но и, прежде всего, на формирование новых качеств и умений. Главное их предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией [1].

В обычной обучающей проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей её решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Для кейс-метода характерна активизация обучающихся, стимулирование их работы, формирование навыков выработки и нахождения правильного, но, вполне возможно (и скорее всего), не единственного правильного решения. Обучаемому предлагается самостоятельно найти решение проблемы, что способствует возникновению у него персональной причастности к данному процессу, погружению в данную проблему. Этот процесс выступает одной из главных движущих сил метода, формирует устойчивую позитивную мотивацию и ведёт к наращиванию познавательной активности.

Порядок формирования кейса

Кейс формируется из общей проблематики задачи, актуальности и необходимости решения аналогичных задач в сфере своей деятельности. Изначально кейс-метод начал использоваться в юриспруденции, где брались реальные случаи из юридической практики, и студенты проявляли индивидуальный подход при решении проблемы. Таким образом, кейс-метод включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе [4].

Данный метод предполагает следующие этапы:

- разработанный преподавателем кейс из практики (служебной деятельности);

- самостоятельное ознакомление с кейсом обучаемых (возможное обсуждение в подгруппах);

- выработка решения кейса обучаемыми;

- обсуждение предложенного решения совместно с преподавателем, причём процесс обсуждения иногда важнее самого решения.

Если рассматривать кейс-технологии в самом широком аспекте, то можно сказать, что задача преподавателя научить студента:

1) анализировать и сортировать информацию;

2) выявлять ключевые проблемы;

3) генерировать и оценивать альтернативные пути решения;

4) выбирать оптимальное решение, обосновывать его и формировать программу действий;

5) развивать в себе коммуникативные и управленческие навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать в коллективе;

6) вырабатывать экспертные умения и навыки.

В самом кейсе в том или ином виде существует проблема. Проблема представляет собой противоречие между необходимостью каких-либо действий и недостаточными условиями для их реализации. Формулировка проблемы как раз и предполагает определение этого противоречия [3].

Но даже выявив противоречия, мы не определяем проблему полностью, для этого необходимо выделить её основные составляющие:

1) внутренние основы проблемы (почему она возникла);

2) требования к способам её разрешения;

3) условия возникновения и решения проблемы;

4) деятельность персонала по решению проблемы, в зависимости от выполняемой работы и должностных обязанностей.

Следующим шагом в проектировании кейса является выбор конкретной ситуации, которая выступает в качестве носителя проблемы. По своему назначению ситуации разделяются на:

- иллюстративные;

- аналитические;

- связанные с принятием решений.

При подготовке специалистов по техническим дисциплинам, в т.ч. специалистов автоматизированных систем управления, может использоваться учебная тактическая задача [5].

Тактическая задача носит комплексный характер и отражает, как правило, условия, максимально приближенные к реальной служебно-боевой деятельности с учётом оперативной обстановки и особенностей региона.

Цель решения тактической задачи - приобретение практического опыта и совершенствование умений и навыков студентов при выполнении оперативно-служебных задач.

Исходя из этого, кейс в нашем случае должен быть прежде всего связан с анализом ситуации, оценкой предоставленных средств и возможностей и принятием на этой основе решения. Ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения, должно строиться на реальных событиях, в центре которых находится лицо, принимающее решение.

Источники кейса - практика из жизни организации, реальные ситуации, анализ научных статей, отчётов, актов проверок организаций, анализа недостатков, выявленных в ходе этих проверок.

Результаты исследования

Комплексную подготовку специалиста АСУ можно активно внедрять, начиная с третьего курса, т.к. именно с этого этапа обучения на первый план выступают профильные дисциплины, которые в дальнейшем будут напрямую связаны с его (специалиста) профессиональной деятельностью.

Первый этап использования кейс-метода в обучении предполагает простой (базовый) уровень: все задания однолинейные, однозадачные. На втором этапе задачи уже многоуровневые, требующие более глубокого размышления для их реализации. Процесс реализации на данном этапе осуществляется в группах по 4-5 человек, где в ходе диалога они приходят к единому способу реализации поставленной задачи. При этом группы формируются по степени подготовленности студентов [7].

На третьем уровне применения кейс-метода реализация поставленной задачи осуществляется уже самостоятельно, с продумыванием всех тонкостей.

(33 гъ

0

н

1

s *

С

р *

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1 S X

а tt

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о г s

S

о

Педагогика

^ Рассмотрим пример составления кейса. Требуется

о организовать работы по подготовке и введению в эксплу-^ атацию «Лаборатории шеЬ-технологий» для проведения ^ занятий по дисциплине «Проектирование АСУ», а также ^ изучить возможности применения лаборатории в других ^ системах и циклах дисциплин.

^ Первое, с чего нужно начать - с подготовки помеще-

§ ния. Нужно рассчитать, какое минимальное пространство о нам нужно для реализации лаборатории. Вторым этапом ^ идёт определение того, какая аппаратура требуется в ла-^ боратории, расчёт её востребованности, понимание того, ^ какую роль в обучении она будет выполнять и чем её можно се будет заменить в случае выхода из строя. Третий этап - ор-си ганизация размещения всей имеющейся аппаратуры в поЯ мещении. На данном этапе расписывается каждое рабочее ^ место, его комплектность и состав, а также закрепление и я отображение каждой единицы аппаратуры (объекта) на рН схеме лаборатории.

Четвёртый этап - обслуживание лаборатории и подо держание её работоспособности. На данном этапе определя-

0 ется персонал данной лаборатории, проводится распределение и описание (при необходимости) его функциональных

\о обязанностей, определение необходимого программного ^ обеспечения для рабочего места.

<и Пятый этап - распределение нагрузки на лабораторию

1 согласно учебной нагрузке. На данном этапе уточняется по-« часовой график задействования лаборатории, количество се студентов, которое она способна принять за определённый ^ учебный период.

Я Шестой этап - описание взаимодействия лаборатории

н с другими функциональными системами. Определяется, ^ для каких систем потребуется данная лаборатория, как её можно применить для реализации поставленной задачи, распределяется нагрузка на другие функциональные системы. Кроме того, выясняется, для каких других дисциплин могут потребоваться рабочие места лаборатории, т.е. определяется сфера её совмещения с другими дисциплинами.

Седьмой этап - процесс подготовки документации для создания лаборатории, расчёт времени для этого, расчёт экономической составляющей (общие затраты на разворачивание лаборатории и частные расчёты по категориям).

Применение кейса в обучении не ограничивает студента в путях реализации, которая должна лишь придерживаться определённого (минимального) плана. Что является главным достоинством кейс-метода в нашем случае? То, что студент выполняет решение кейса по мере своей степени подготовки и навыков.

Наиболее распространённые виды кейсов.

1. Практические кейсы. Данные кейсы должны как можно более реально отражать вводимую ситуацию или случай. Это кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является подготовка студента к применению тех теоретических знаний, которые он имеет на практике в реальной среде.

Список литературы

2. Обучающие кейсы. В них отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные, с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.

3. Научно-исследовательские кейсы. Они ориентированы на научно-исследовательскую деятельность, формирование более масштабных задач. Охватывающие порой целые области исследований, они требуют более тщательной проработки и подготовленных студентов, обладающих необходимой базой знаний.

Выводы

В заключение можно сказать, что перед нами стоят следующие задачи.

1. Проанализировать существующие кейс-технологии в современной высшей школе.

2. Изучить и обобщить изложенные в научной литературе основные формы, методы и место кейс-технологий в образовательном процессе.

3. Разработать теоретико-методологическое обоснование применения кейс-метода при изучении технических дисциплин в различных образовательных организациях высшего образования, в т.ч. в военных образовательных организациях войск национальной гвардии Российской Федерации.

4. Определить содержание понятия «коммуникативно-познавательные кейсы» и выявить возможные разновидности коммуникативно-познавательных кейсов для различных этапов формирования профессионально-коммуникативной компетенции.

5. Разработать модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов 3-4-х курсов, обучающихся по специальности «Эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей специального назначения» на основе контекстного подхода с определением её опорных принципов и применения метода кейсов как средства её реализации.

6. Экспериментальным путём проверить эффективность предлагаемой методики формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов 3-4-х курсов по специальности «Эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей специального назначения» на основе контекстного подхода с применением коммуникативно-познавательных кейсов как средства её реализации.

1. Янтыкова, А. М. Кейс-метод коллективного анализа ситуации : методический семинар / А. М. Янтыкова. -М.: Высшая школа, 2010. - 195 с.

2. Тарутин, А. В. Качество образования специалистов военных вузов // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2. - С. 92-96.

3. Переход к открытому образовательному пространству. - Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций : коллективная монография / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.

4. Смолянинова, О. Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». - Красноярск, 2000.

5. Смолянинова, О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании : сборник. - М.: ВПО, 2000.

6. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

7. Бибик, А. В., Набатов, А. В., Стародумов, А. В. Удовлетворённость изучением технических дисциплин в вузе (из опыта конкретного исследования) // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 23 сент. 2015 г. - Чебоксары, 2015. - С. 125-128.

© Андруник А. П., Бибик А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.